28 июня 2007
3881

Земельный передел Военная прокуратура готова отстоять интересы Минобороны

"Красная звезда" в этом году уже обращалась к проблеме землепользования в Вооруженных Силах. Как показывает практика последних лет, эта проблема носит в первую очередь правовой характер, поскольку зачастую земли, используемые Министерством обороны, становятся предметом посягательства со стороны коммерческих структур. Тогда ради торжества закона в дело приходится вмешиваться военной прокуратуре. Пожалуй, больше всего таких случаев на территории Московского военного округа, и, в частности, в столичном регионе, где земля особенно в цене.
О том, какую работу проводят органы правопорядка по защите интересов военного ведомства и других силовых структур, рассказывает заместитель военного прокурора МВО полковник юстиции Виктор ИВАНОВ.
- Виктор Евгеньевич, у военных прокуроров обычно прибавляется работы с принятием нового законодательства. Здесь тоже такой случай?

- Да, обычно требуется время на то, чтобы привести ведомственные нормативные акты в соответствие с новым законодательством, как следует изучить его и т. д. Эти процессы идут сложнее всего, когда правовая база меняется кардинальным образом.
Если говорить о землепользовании, то в Конституции Российской Федерации (статья 9) было записано, что земли и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. А конкретное развитие в законотворчестве эти положения получили лишь два года назад. После вступления с 30 октября 2001 года в действие Земельного кодекса РФ, принятия федеральных законов "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", "О разграничении государственной собственности на землю", "О государственном земельном кадастре" земли начали активно использовать в качестве объекта сделок в хозяйственном и торговом обороте. Естественно, значительно вырос спрос на земельные участки. Поэтому и земли, находящиеся в постоянном пользовании Министерства обороны, стали представлять значительный интерес не только для коммерческих структур, но и для местных органов исполнительной власти, физических лиц.

- Но как можно отнять землю, скажем, у воинской части, если она закреплена за ней законным порядком?

- Здесь как раз и кроется суть проблемы. Дело в том, что в соответствии со статьей 26 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками удостоверяется свидетельствами о государственной регистрации прав, выдаваемых регистрационными палатами. А большинству воинских частей, учреждений, организаций такие документы выдавались в середине прошлого столетия. Многие из них после 1991 года переоформить права на землю не сумели. Более того, до настоящего времени в войсках Московского военного округа отсутствуют правоустанавливающие документы на значительное количество объектов землепользования.

- Что же мешает пройти государственную регистрацию?

- Эта процедура связана с государственным кадастровым учетом земельных участков. В соответствии со статьей 6 Закона "О разграничении государственной собственности на землю" сведения о землях, используемых для нужд обороны, должны вноситься в документы государственного кадастра. Но для составления кадастровых дел требуются значительные средства, а такой статьи расходов в бюджетной классификации не предусмотрено. Например, для оформления кадастровых дел на земельные участки поднадзорных военной прокуратуре МВО воинских частей и учреждений необходимо более 600 млн. рублей.
Воспользовавшись таким положением дел, органы местного самоуправления стали переводить земли обороны в иную категорию, чтобы потом продать их или сдать в аренду коммерческим структурам или физическим лицам. Естественно, такие случаи становятся предметом разбирательства со стороны военной прокуратуры, поскольку прямо нарушаются статьи 8 и 9 Земельного кодекса РФ, согласно которым распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, перевод их из одной категории в другую отнесены к полномочиям Российской Федерации.

- На этом поприще есть, наверное, и свои активисты?

- Больше всего случаев нарушения законодательства нами выявлено в Московской области. Так, весьма вольно обращаются с федеральными землями в Красногорском районе. Проверка военной прокуратуры Химкинского гарнизона, проведенная в этом году, показала, что еще в 1998 году постановлением главы Нахабинской территориальной поселковой администрации был передан земельный участок площадью 0,267 га в аренду ЗАО "Вадим и Ко" под строительство магазина и организацию рыночной торговли сроком на 10 лет. Все бы ничего, но земля эта принадлежала 15-му Центральному научно-исследовательскому институту Минобороны. Еще один участок примерно такой же площади в марте 2001 года "отнял" у института глава администрации Красногорского района, чтобы передать в аренду ООО "Логос-Плюс".

- А куда же смотрело руководство института?

- Каких-либо корыстных намерений со стороны должностных лиц нами не выявлено. Как и в ряде других случаев, речь идет прежде всего об отсутствии должного учета земель, плохо поставленной хозяйственной работе. В большинстве воинских частей и организаций нет квалифицированных юристов, способных отстаивать интересы Минобороны. Эту задачу, как правило, решают военные прокуроры. Так, по этой проверке мы заявили иски в Московский арбитражный суд об оспаривании нормативных актов красногорских органов власти. В настоящее время военной прокуратурой МВО готовится еще один иск в этот суд в связи с постановлением главы администрации Балашихинского района Московской области от 21 февраля 2003 года о предоставлении земельного участка площадью 0,5 га в аренду ЗАО "Петрол Комплекс Эквимент Компани". Решение о предоставлении земли сроком на 49 лет для строительства и эксплуатации автозаправочного комплекса было принято незаконно, поскольку она принадлежит одной из воинских частей Внутренних войск МВД России.

- Но не все же дельцы идут вот так, напролом? Наверное, есть и другие, более изощренные способы отнять землю?

- Да, есть весьма наглядные примеры, связанные с землеустройством и возможностью волокиты со стороны местных властей. Я приведу лишь один пример. Еще в 1974 году Видновским городским Советом депутатов трудящихся Московской области были утверждены границы землепользования одной из воинских частей. За ней был закреплен участок свыше 61 га и выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей. В 1993 году администрацией Ленинского района Московской области этот документ был переоформлен установленным порядком. Но затем без какого-либо согласования с Минобороны в 1993-2000 годах около 10 га земли, принадлежащей воинской части, были той же администрацией розданы сторонним организациям. После выполнения геодезических работ КЭЧ района "Теплый Стан" соответствующие землеустроительные документы были переданы в администрацию и земельный комитет Ленинского района для оформления межевого дела на земельные участки, фактически занимаемые воинскими частями и учреждениями. Однако, несмотря на неоднократные обращения командования Московского военного округа, районная администрация отказывает в выдаче необходимых документов. О сложившейся ситуации проинформирован прокурор Московской области, а мы подготовили заявления в областной арбитражный суд об оспаривании незаконных действий главы администрации.

- Встречаются ли случаи самозахвата земель?

- Есть и такие примеры. К примеру, военной прокуратурой Балашихинского гарнизона установлено, что сторонними коммерческими организациями и частными лицами на территориях воинских частей Балашихинского, Монинского и Чкаловского гарнизонов самовольно захвачены и незаконно используются земельные участки Минобороны общей площадью около 50 га. Проверкой, проведенной военной прокуратурой Орловского гарнизона, выявлено, что садоводческим товариществом имени 50-летия Победы незаконно отчужден участок общей площадью свыше 100 га, находящийся на балансе одной из воинских частей. По всем таким случаям мы незамедлительно применяем меры прокурорского реагирования. Только в прошлом году и в первой половине этого нами возвращено свыше 9 тысяч гектаров земель, незаконно изъятых у Министерства обороны, государству возмещен ущерб на сумму более 200 млн. рублей. Но, для того чтобы навести в землепользовании надлежащий порядок, нужна активная работа и со стороны командиров воинских частей и соединений, всех должностных лиц, от которых зависит решение этих вопросов, играющих важную роль для обеспечения жизнедеятельности войск.

Беседу вел Иван ИВАНЮК, "Красная звезда"

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован