Федеральная таможенная служба приостановила отправку за пределы страны всех медицинских биологических образцов человека, от волос до образцов крови. Решению ФТС предшествовал доклад руководства ФСБ Владимиру Путину, посвященный биотерроризму и разработке Западом "генно-биологического оружия".
В итоге с 28 мая до особого распоряжения невозможен вывоз препаратов клинических исследований. Это не только может поставить под угрозу жизнь десятков больных в стране, но и полностью парализует рынок клинических исследований западных фармацевтических исследований в России, оценивающийся в $100-150 млн в год.
Глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов подтвердил существование такого запрета. Подробно он о нем говорить не стал, пояснив лишь, что запрет на вывоз биоматериалов является следствием введенного ФТС "по инициативе Минздрава" "особого режима". Он предположил, что основанием такого решения стали "скандалы с трансплантацией человеческих органов".
В профильном подразделении Росздравнадзора, которое выдает разрешение на проведение клинических и доклинических испытаний препаратов, управлении организации госконтроля обращения медпродукции и средств реабилитации инвалидов Росздравнадзора подтвердили, что знают о существовании приказа ФТС, но не знакомы с текстом документа. Там предположили, что решение ФТС связано с намерением ограничить работу рынка медицинских исследований в России.
Точные причины запрета на вывоз биообразцов, без которых невозможен ни исследовательский, ни клинический анализ состояния пациентов, не смогли объяснить ни в ФТС, ни в Минздравсоцразвития, ни в Росздравнадзоре. Впрочем, по информации газеты "КоммерсантЪ", в течение последних месяцев в крупнейшие медицинские учреждения, которые занимаются клиническими исследованиями для фармкомпаний, с проверками приходили сотрудники ФСБ. Они интересовались у исследователей наименованиями препаратов, сроками исследований, партнерами и источниками финансирования. Кроме этого, в одном из медцентров, сотрудники спецслужб произвели выемку документов, в частности копий информированных согласий (документов, подтверждающих согласие пациента на использование его биообразцов) и финансовой документации работ.
Рейды сотрудников ФСБ проходили в рамках борьбы с "биотерроризмом" - напомним, концепцию борьбы с этим явлением, пока не имеющим ни одного примера в мире, президент Владимир Путин утвердил в 2004 году. А, как пояснил источник в медицинских кругах, запрету предшествовал доклад главы ФСБ Николая Патрушева, представленный в начале мая 2007 года Владимиру Путину. Доклад, по этой информации, описывает ситуацию на рынке клинических исследований в следующем ключе: ряд крупных медицинских центров Запада, в адрес которых поступают биообразцы из России, включены в программу разработки "генно-биологического оружия" против населения России. В числе неправительственных организаций, вовлеченных в такую работу, доклад якобы упоминает Гарвардскую школу общественного здоровья, Американский международный союз здравоохранения, управление по охране окружающей среды департамента юстиции США, шведские Каролинский институт и Агентство международного развития, а также индийский Институт генома. Доклад содержит весьма фантастические подробности разработки "биооружия", которое предполагается сделать "этнически ориентированным" - то есть способным повреждать здоровье представителей русского народа вплоть до бесплодия и смерти.
По данным источников издания, непосредственный запрет на вывоз биообразцов был следствием распоряжения правительства от 22 мая 2007 года, подписанного первым вице-премьером Сергеем Ивановым, - оно разослано главе Минздравсоцразвития Михаилу Зурабову, Николаю Патрушеву, главе Минобороны Анатолию Сердюкову и министру юстиции Владимиру Устинову. Связано ли поручение с "докладом о биотерроризме" Николая Патрушева, выяснить не удалось.
Михаил Давыдов, президент Российской академии медицинских наук, заявил Ъ: "Практика совместных исследований с использованием биообразцов существует давно. Речь идет об исследованиях во всех областях медицины - гематология, онкология, морфология, молекулярная биология. Во многих областях совместные исследования неизбежны - мы сильно отстаем от западных партнеров. К примеру, в случае с генной инженерией самое перспективное - участвовать в совместных проектах с институтами США. Финансирование в наших странах просто нельзя сопоставлять: например, бюджет американского института противораковых исследований располагает бюджетом в $17 млрд. При этом ознакомление с биоматериалом идет в обе стороны: западные коллеги предоставляют нам свои образцы, мы направляем им российские". Он считает запреты ФТС угрозой для развития таких исследований.
В Росздравнадзоре не смогли сказать, как долго будет держаться запрет на вывоз биоматериалов. "Если таможенники решили ужесточить правила и ввести пределы, то это изменение госполитики. Мы исполнительное ведомство, а не законодательное", - пояснил чиновник ведомства. Он предположил, что, возможно, ФТС укажет сократить число пациентов, участвующих в подобных исследованиях. "Нам скажут ввести ограничения, к примеру, не больше десяти человек - мы введем", - заявил он.
Отметим, 29 мая в компаниях, имеющих отношение к рынку клинических исследований, обсуждался вопрос о возможном публичном обращении к властям РФ за разъяснением ситуации.
30.05.2007
http://www.regions.ru/news/2078284/