24 декабря 2007
1925

Зиновий Коган: Право на свободу совести в условиях глобализации

На первом курсе я с тремя однокурсниками перешел Онежский полуостров, а годом позже мы сплавлялись по алтайской реке Шинда - притоку Енисея. Тотальная любовь ко всем владела нами. В такой огромной стране это естественное чувство. Без любви к отечеству нельзя построить на земле ничего путного. Любовь к отечеству не отменяет любовь к свободе и к другому, не похожему на тебя человеку.
Бесконечное число раз случалось, что любовь к отечеству, сострадание к своему народу оборачивались ненавистью к чужому. Но без этой любви, без патриотизма благословлять родную землю невозможно. Любые начинания необходимо связывать с идеей Родины. Отношение к своему отечеству во многом рождается из традиции семьи, из национальной культуры, из патриотического воспитания: дети православных родителей должны получить право изучать основы русской православной культуры, дети из семей верующих других религий - основы соответствующих культур, а дети из атеистических семей должны иметь право посещать уроки нравственности. Для нас, иудеев, изучение детьми культуры иудаизма чрезвычайно важно. Но так же важно всем российским детям знать культуру другого, с кем ты сидишь за одной партой, а позже будешь служить в армии. Разность не беда, если она понятна.
В эпоху тотальной глобализации Россия должна быть идеологически и культурно самодостаточной, при этом она сможет идти в ногу с модернизацией. Сегодня России нужно соединить свободу и справедливость.
Свобода и справедливость - родители патриотизма. Я считаю, что свобода экономики сделает Россию по-настоящему конкурентоспособной в условиях общемировой интеграции, если этому будет способствовать свобода совести и свобода слова. Впрочем, я мало смыслю в экономике. Но кажется мне, я, как любой человек, остро чувствую справедливость. Справедливость - это когда новорожденный имеет отца и мать, это когда старики не ложатся спать голодными.
Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" призван защищать национальные интересы. Он создает условия для участия религиозных организаций в общественной жизни, а не только в решении хозяйственных проблем конфессий. Ведь если не созданы соответствующие правовые условия для религиозных организаций, то кто же тогда сможет посеять в обществе зерна милосердия и любви к ближнему? Сегодня же их богатый потенциал остается невостребованным. Действующий закон "О свободе совести" не в силах сдержать агрессивную деятельность новых религиозных движений, наблюдаемую в частности в Сибири и на Дальнем Востоке. Он не препятствует росту экстремистских организаций, основывающих свою деятельность на религиозных мотивах, создает почву для обострения отношений федерального центра с регионами традиционного распространения ислама. В результате "мины замедленного действия" заложены на территориях, богатых нефтью, газом и ураном. Одновременно западные государства демонстрируют стремление установить контроль над этими территориями. На международной арене поднимает голову и укрепляется система глобального тоталитаризма. Противостоять этой системе Россия сможет лишь пройдя сложный путь. На первом этапе общество должно осознать наличие этих интересов, а на втором - потребуется выработать механизмы их защиты. Национальные интересы России в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества.
История человечества являет нам много примеров защиты религиозной идентичности самыми разнообразными средствами: политическими, экономическими, даже военными. Формирование глобального тоталитаризма беспокоит самые разные силы на планете. Намечается тенденция к более ясному пониманию народами своих интересов и кристаллизация культурного и религиозного самосознания. Поэтому уже сегодня в мире наблюдаются процессы, обратные глобализации. Россия отстаивает религиозную идентичность и пытается занять золотую середину между Западом и исламской цивилизацией. Требуется последовательное развитие права на свободу совести, которое выражается в его реализации не только каждым человеком в отдельности, но и народами, то есть возможность самостоятельного определения своего уклада духовной жизни при неукоснительном соблюдении прав человека, с одной стороны, и суверенитета государства - с другой. Видимо, требуется инициировать принятие конвенции о защите религиозной идентичности народов. Само собой, законодательство о свободе совести должно выражать национальные интересы. Религиозная идентичность заключается в укреплении единства народа и целостности государства на основе традиционных ценностей. В регулировании религиозной жизни имеют место несоответствия между региональными правовыми актами и законом "О свободе совести". В результате наиболее острые проблемы попросту игнорируются. Понятно, что мозаика частных региональных проблем должна регулироваться законодательством регионов, но в рамках федерального законодательства. Стабилизация традиционных основ российского общества позволит встать на путь укрепления России.

Проблема терроризма заслуживает отдельного упоминания. Международный терроризм - явление, во многом порожденное тенденциями монополизации власти как на глобальном, так и на национальных уровнях. Использование религии в политических целях, сакрализация власти и клерикализация государства формирует некое поле единомыслия, на котором основана неограниченная власть, которая провоцирует на себя реакцию, в том числе в такой крайней форме, как терроризм. Сама неограниченная власть сродни терроризму - это его катализатор. Она так же аморальна, криминальна и преступна, как и терроризм, ибо монополия на власть оснастила его мотивом, основанным на безысходности и отчаянии. В реалиях ХХI века использование религии в политических целях, сакрализация власти также аморальна и преступна, потому что служит превращению демократических выборов в фарс и воспроизводству авторитаризма. В указанном контексте свобода мировоззренческого выбора - противоядие от монополизации власти, а значит, и терроризма.
Взаимосвязанный, взаимозависимый характер современного мира выступает как противоречие между объективной необходимостью и субъективной неготовностью различных государств, народов и регионов сотрудничать друг с другом в силу имеющихся цивилизационных, этноконфессиональных, идеологических барьеров.
Наиболее остро встает вопрос формирования правовых механизмов преодоления этноконфессиональных факторов, противоречащих глобальным тенденциям. В решении этой проблемы особую роль играет необходимость формирования эффективного правового механизма для реализации права каждого индивида на свободу совести в качестве средства защиты человека и общества от идеологического господства любых доктрин и структур, важнейшего фактора преодоления этноконфессиональных разделительных принципов, являющихся основой существования традиционных политических структур.
Глобализация - это коренная трансформация имевших место ранее процессов интернационализации хозяйственной, культурной и политической жизни человечества, их резкое ускорение и глубокое качественное преобразование. В начале нового тысячелетия миропонимание будет формироваться под флагом борьбы между сторонниками концепции "золотого миллиарда" и приверженцами концепции справедливого мира с равным правом на достойную жизнь для каждого гражданина планеты. Разжигание межэтнических и межконфессиональных конфликтов может явиться средством в борьбе за передел мира, возможно, одним из важнейших. Гипотеза о грядущих глобальных столкновениях замкнутых цивилизаций, аргументированная С.Хантингтоном, основана в значительной мере на этноконфессиональных факторах.
Несомненно, этнический и религиозно-конфессиональный факторы тесно взаимосвязаны. На протяжении почти всей истории человечества религия была основой идентичности племени, нации, общины. Соответственно, религиозные меньшинства рассматривались как угроза минимальному единству, необходимому для выживания нации. В этой связи наиболее остро встает вопрос формирования правовых механизмов преодоления этноконфессиональных факторов, противоречащих глобальным тенденциям.
Необходимы:
- преодоление узкого национального сознания общепланетарным;
- п
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован