28 февраля 2007
2766

Злобная ненависть морально ущербных

В густой антисоветской пропаганде, организуемой нынешней властью, ключевыми целями являются Великий Октябрь, 90-летие которого нам предстоит отметить в этом году, и В.И. Ленин как вождь Октября. Значит, задача наиболее честных ученых, писателей, публицистов, да и вообще всех честных людей состоит в том, чтобы как можно глубже раскрыть историческое значение нашей революции, величие ленинской мысли и ленинского дела. Для этого, продолжая тему "Антисоветское и советское", редакция "Правды" намерена широко предоставлять место на страницах газеты разным авторам. Сегодня слово - профессору Сергею Георгиевичу КАРА-МУРЗЕ, автору известного двухтомного исследования "Советская цивилизация", с которым беседует обозреватель "Правды" Виктор КОЖЕМЯКО.

- Сергей Георгиевич, в этом году мы отмечаем юбилей Великой Октябрьской социалистической революции, вождём которой был Ленин. Давайте поговорим об этом как люди старшего поколения с позиций сегодняшнего дня.

- Виктор Стефанович, давно пора. Это самое полезное, что мы с вами можем сделать.

- Скажите, а почему вы - профессор, но не политолог, а доктор химических наук - пришли к изучению социально-политических проблем?

- Я с детства любил историю и довольствовался книгами и рассказами старших. Потом стал химиком и был счастлив. В 60-е годы меня, как и многих моих сверстников, стал грызть червь сомнений, хотелось улучшить советскую систему, и это казалось простым делом. Я занялся философией, историей науки и через двадцать лет кое-что стал понимать. Это был 1988 год, переломный момент в перестройке, и я стал изучать уже социальную и политическую историю, чтобы понять происходящее. И только за последние 15-18 лет, в свете опыта катастрофы, смог упорядочить для себя представление о Ленине и революции. Как жаль, что все мои родные того поколения уже умерли и я не могу с ними обсудить моих выводов.

- Что же вы обнаружили, изучая Ленина в последние годы?

- Если одной фразой, то такие уроки, что если бы мы их вовремя освоили, то смогли бы пережить кризис 70-80-х годов без катастрофы. А если бы смогли освоить в ближайшие десять лет, то и нынешнюю катастрофу преодолели бы.

- Что же, по-вашему, шансов освоить это необходимое нам знание уже нет?

- На мой взгляд, шансы есть, но слишком многие заинтересованы в том, чтобы проект русского коммунизма был пресечен, и слишком велика инерция позднего советского догматизма. На этот раз нас загнали в яму поглубже, чем сто лет назад, а мы гораздо слабее.

- Средства, которые направлены на интеллектуальное выхолащивание людей, особенно молодежи, действительно огромные. В последнее время антисоветская пропаганда вышла на новый уровень и по интенсивности, и по своим технологиям. Смотрите, в каком темпе производятся художественные фильмы и даже сериалы. Буквально любая тема на телевидении сопровождается антисоветскими комментариями - будь то передача о космонавтике или спорте, о животноводстве или о писателе-фантасте Беляеве. Можно ли было мобилизовать так называемую художественную элиту для выполнения всей этой программы просто за деньги?

- Можно и за деньги. Надо признать, что позднее советское общество вскормило "художественную элиту", в общем, с моралью весьма низменной. Это симптом болезни. Но моральные комплексы, по-моему, породили в этой части интеллигенции большую духовную силу, злобную и мелочную. Она и проявилась в глубокой неприязни к советскому строю и к его духовному творцу и символу - Ленину. Антисоветская идея овладела этими "узкими массами" интеллигенции, а когда соединилась с большими деньгами, то превратилась в материальную силу. Духовную составляющую нельзя недооценивать.

- В чём же вы видите корни этой неприязни? Ведь большинство советской научной и художественной интеллигенции - сами дети рабочих и крестьян! Им ли ненавидеть Ленина?

- Боюсь, мы слишком привержены роли социального происхождения. Да, дедушка был крестьянин и воевал в Красной Армии. Может, даже лично испытал психическую атаку офицеров Каппеля. А сын его уже был инженером и слушал песни Окуджавы. А внук - актёром и сейчас хлопочет о памятнике генералу Каппелю. Потому что Каппель умело расстреливал "восставших хамов". И это - довольно обычный случай, вспомним хотя бы родословную Егора Гайдара.

Важно не происхождение, а самосознание. Советская интеллигенция вышла в большинстве своем из семей рабочих и крестьян, но к 70-м годам обрела сословное сознание и возомнила себя аристократией, которая должна вершить судьбы России. Еще шаг - и она возненавидела "совка", а потом в голове всё смешалось, и стало чудиться, что они - потомки Каппеля и Колчака, пусть даже внебрачные. Это духовная патология, но это - факт, и с ним надо считаться. Еще родителям наших нынешних "колчаковцев" и в страшном сне в голову бы не пришло ставить памятник Колчаку в Иркутске - ведь знали о его зверствах.

Беда и в том, что эта патология поразила почти всю "политически активную" интеллигенцию и власть (она, впрочем, из той же интеллигенции). Монархисты под звуки советского гимна открывают памятник Колчаку - ставленнику эсеров и масонов. С почётным караулом и военными почестями хоронят в Донском монастыре останки Каппеля, командующего армией эсеровского правительства (Комуча). Тут же славят Столыпина, хотя Колчака и Каппеля разгромили именно "столыпинские аграрники" (переселенцы).

- Да, каша в головах у многих ужаснейшая. Но при всём при том этим людям, по их понятиям, ясно одно: надо Ленина как можно сильнее пинать и проклинать. Что и делают. Как правило, пишут и говорят они крайне невежественно, зато амбициозно.

- В последние годы я много читал и читаю Ленина. В основном в связи с конкретными темами. Но невольно зачитываешься самыми разными текстами, смотришь примечания, ищешь связи в истории. Образ Ленина все эти годы у меня менялся, я по-другому видел ход его мысли, истоки тех или иных воззрений. Этот новый образ мне становился всё ближе и ближе. А дело, которое он сделал, казалось всё более и более сложным. У Ленина я вижу редкостные сочетания!

В нем жёсткий научный ум соединялся с совестью так, что одна часть не подавляла другую, а усиливала. Даже странно, что это оказалось возможно: обычно ум и совесть действуют попеременно, чтобы не мешать друг другу.

Ленин любил трудящихся как класс, и это не такая уж редкость. Но он, взрослея, полюбил и трудящегося человека как личность, без сентиментальности. Но главное, у него совмещались оба эти типа любви, что позволяет преодолеть всяческий догматизм и ведёт к большим творческим прорывам. Все главные решения Ленина были нетривиальными и вызывали огромную поддержку снизу.

Третье свойство, для меня непостижимое,- способность Ленина убеждать людей без манипуляции их сознанием и чувствами. В философии науки тексты Ленина приводятся как канон даже научного (а не гуманитарного) текста, из которого изгнаны все "идолы". Это я считаю подвижничеством.

- Ленин находил неопровержимые аргументы.

- Чтобы убедить разумных людей, причём нередко в правоте совершенно новых идей. Отстояв в дебатах с социал-демократами право наций на самоопределение, он добился и самоопределения русских в вопросе о революции в России. А ведь тем самым он нейтрализовал меньшевиков, которые призывали социалистов Запада к "крестовому походу" против большевизма. Приняв к исполнению стратегию славянофилов и народников, Ленин сумел в то же время привлечь на сторону Советской России левую интеллигенцию и пролетариат Запада, что стало важным условием жизнеспособности СССР.

Стоя на очень устойчивой мировоззренческой позиции, Ленин был свободен от доктринёрства. Это сочетание тоже очень необычно и говорит о большом запасе прочности мыслительных конструкций. Чувствуется, что Ленин, анализируя в уме свои модели, так быстро "проигрывал" множество вероятных ситуаций, что мог точно нащупать грань возможного и недопустимого. Так было и с Брестским миром, и с военным коммунизмом, и с нэпом, и с устройством СССР.

- Всё это имеет не только историческое значение?

- Всем этим "приёмам" мы могли бы учиться, но не учились. И если нынешняя свора демагогов сумеет совсем оторвать нас от Ленина и его методологии, это будет огромной национальной потерей. С нас будут снимать одну оболочку культуры за другой, пока какое-то новое редкостное стечение обстоятельств не позволит нам скинуть с шеи удавку и организоваться для нового рывка.

- Вы, Сергей Георгиевич, начали важный разговор. Тема весьма широкая, у читателей к вам наверняка будет много вопросов. Готовы отвечать на них?

- Разумеется. Мне и самому хотелось бы продолжить общение с читателями "Правды".

25.01.07

Интернет против Телеэкрана
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован