25 февраля 2017
51943

Станиславский Константин Сергеевич (настоящая фамилия - Алексеев) – биография

Stanislavskiy Konstantin Sergeevich (nastoyaschaya familiya - Alekseev)
05 января 1863 года
Русский театральный режиссёр, актёр и преподаватель. Основатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире, Народный артист СССР (1936); родился 5 (17) января 1863г. в г. Москва; в 1888 г. был одним из основателей Московского общества Искусства и Литературы; в 1898 г., совместно с Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр; первой постановкой новой труппы стала трагедия "Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого; в 1881 вышел из Лазаревского института и начал службу в семейной фирме; сценические опыты начал с 1877г. в домашнем Алексеевском кружке; усиленно занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами, учился на примерах актёров Малого театра, среди его кумиров были Ленский, Музиль, Федотова, Ермолова. Играл в опереттах: "Графиня де ла Фронтьер" Лекока (атаман разбойников), "Мадемуазель Нитуш" Флоримора, "Микадо" Салливана (Нанки-Пу); в 1886г. избирали членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нём консерватории; его сотоварищами по дирекции консерватории были Чайковский, Танеев, Третьяков; вместе с певцом и педагогом Ф. П. Комиссаржевским и художником Ф. Л. Соллогубом разработал проект Московского Общества Искусства и Литературы (МОИиЛ), вложив в него личные финансовые средства; в это время, чтобы скрыть свою настоящую фамилию, взял для сцены фамилию Станиславский; первый спектакль состоялся 8 (20) декабря 1888г.; за десять лет работы на сцене МОИиЛ стал известным актёром, его исполнение ряда ролей сравнивалось с лучшими работами профессионалов императорской сцены, часто в пользу актёра-любителя: Анания Яковлева в "Горькой судьбине" (1888) и Платона Имшина в "Самоуправах" Писемского; Паратова в "Бесприданнице" Островского (1890); Звездинцева в "Плодах просвещения" Толстого (1891); на сцене Общества первый режиссёрский опыт - "Горящие письма" Гнедича (1889); сильное впечатление произвели на него гастроли "мейнингенцев" (1890), открывшие перспективы режиссёрского искусства; с 1891 официально взял на себя в Обществе Искусства и Литературы руководство режиссёрской частью; поставил спектакли "Уриэль Акоста" Гуцкова (1895), "Отелло" (1896), "Польский еврей" Эркмана-Шатриана (1896), "Много шума из ничего" (1897), "Двенадцатая ночь" (1897), "Потонувший колокол" (1898) (сыграл Акосту, бургомистра Матиса, Бенедикта, Мальволио, мастера Генриха); 14 (26) июня 1898 в Пушкино началась работа труппы МХТ, созданной из учеников Немировича по Филармонии и актёров-любителей Общества искусства и литературы; значительнейшие спектакли Художественного театра, такие, как "Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого, "Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад" А. П. Чехова ставились Станиславским и Немировичем-Данченко совместно; при создании МХТ Станиславский поверил Немировичу-Данченко, что роли трагического склада - не его репертуар; на сцене МХТ доигрывал только несколько прежних своих трагических ролей в спектаклях из репертуара Общества искусств и литературы (Генрих из "Потонувшего колокола", Имшин); в постановках первого сезона сыграл Тригорина ("Чайка") и Левборга ("Гедда Габлер"); По отзывам критики, его шедеврами на мхатовской сцене стали роли: Астров ("Дядя Ваня"), Штокман ("Доктор Штокман"), Вершинин ("Три сестры"), Сатин ("На дне"), Гаев ("Вишневый сад"), Шабельский ("Иванов", 1904); дуэт Вершинина - Станиславского и Маши - Книппер-Чеховой вошёл в сокровищницу сценической лирики; свои искания в области театральной теории и педагогики перенес в созданную им Первую студию (публичные показы её спектаклей - с 1913); вслед за циклом ролей в современной драме (Чехов, Горький, Л.Толстой, Ибсен, Гауптман, Гамсун) приходит цикл ролей в классике (Ракитин в "Месяце в деревне", 1909; Крутицкий "На всякого мудреца довольно простоты", 1910; Арган в "Мнимом больном", 1913; Фамусов в "Горе от ума" Грибоедова, 1906; граф Любин в "Провинциалке"; Кавалер в "Хозяйке гостиницы" Гольдони, 1914); на его судьбе отозвались две последние его актёрские работы: Сальери в трагедии "Моцарт и Сальери" Пушкина (1915), и Ростанев, которого он должен был вновь играть в готовившейся с 1916 новой постановке "Села Степанчикова" Ф. М. Достоевского; первой постановкой после революции стал "Каин" Байрона (1920); в 1922 МХАТ под его руководством отправляется в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке, которым предшествует возвращение (не в полном составе) качаловской труппы; в 20-х г. остро встал вопрос смены театральных поколений; 1-я и 3-я студии МХАТа превратились в самостоятельные театры; постановка "Горячего сердца" (1926) стала ответом тем критикам, которые уверяли, что "Художественный театр - мёртв"; после прихода в труппу МХАТ молодежи из 2-й студии и из школы 3-й студии вел с ними занятия и выпускал на сцену их работы, выполненные с молодыми режиссёрами; в числе этих работ, далеко не всегда подписанных Станиславским, - "Битва жизни" по Диккенсу (1924), "Дни Турбиных" (1926), "Сестры Жерар" (пьеса В. Масса по мелодраме Деннери и Кормона "Две сиротки") и "Бронепоезд 14-69" (1927); "Растратчики" Катаева и "Унтиловск" Леонова (1928); после сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХАТ в 1928, врачи навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки; вернулся к работе только в 1929, сосредоточась на теоретических изысканиях, на педагогических пробах "системы" и на занятиях в своей Оперной студии, существовавшей с 1918 (Оперный театр им. К. С. Станиславского); продолжая разработку "системы", вслед за "Моей жизнью в искусстве" (американское издание - 1924, русское - 1926) успел отправить в печать первый том "Работы актёра над собой" (издана в 1938, посмертно); умер 7 августа 1938 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован