25 мая 2017
39764

Толбоев Магомед Омарович – биография

Tolboev Magomed Omarovich
20 января 1951 года
Летчик-испытатель, Герой Российской Федерации (звание присвоено Указом Президента РФ от 17 ноября 1992 г. "за мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники"); бывший председатель Совета безопасности Республики Дагестан. Родился 20 января 1951 г. в Гунибском районе Дагестанской АССР; окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков им. В.М.Комарова, Московский авиационный институт (МАИ), Центр подготовки космонавтов и аспирантуру Российского университета дружбы народов им. П.Лумумбы, кандидат технических и исторических наук; с 1973 г. - летчик ВВС СССР, служил в истребительной авиации Военно-воздушных сил Одесского военного округа и Группы советских войск в Германии в должностях летчика, начальника парашютно-десантной подготовки истребительного авиационного полка; в 1977 г. в связи с направлением на летно-испытательную работу уволился в запас в звании капитана; в 1981 г. окончил Школу летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР и был направлен на работу летчиком-испытателем в Летно-испытательный институт им. М.М.Громова (ЛИИ, г. Жуковский Московской области); с 1984 г. - космонавт-испытатель, командир многоразового космического корабля "Буран", заместитель командира отряда космонавтов-испытателей ЛИИ; 1993-1995 - депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва, был членом депутатской группы "Новая региональная политика", заместителем председателя Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике; 1996-1998 - секретарь Совета безопасности Республики Дагестан; в июле 1994 г. был делегатом Конституционного Собрания Дагестана; в 1996 г. предложил концепцию прекращения войны в Чеченской республике; избирался сопредседателем партии "Всероссийский народный Конгресс", членом Высшего Совета Российской объединенной промышленной партии (1995); полковник запаса; награжден орденом Трудового Красного Знамени (1989), многими медалями; удостоен звания "Заслуженный летчик-испытатель РФ" (1996); женат, имеет двоих детей; увлекается спортом: футбол, волейбол, теннис, горные лыжи, парашютные прыжки в горах, пилотаж. За период летно-испытательной работы освоил и испытал десятки типов и модификаций самолетов. На его счету испытания таких знаменитых машин, как МиГ-23М, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-27. О характере летной работы Магомеда Толбоева красноречивее всего говорит перечень решенных им задач: расширение допустимых областей применения истребителей, разработка техники воздушного боя, испытания на критических углах атаки, достижение максимально допустимых скоростей у земли и на практическом потолке, испытания автоматических систем стыковки с самолетами-заправщиками, исследования воздействия грозовых электрических полей на самолет, отработка бездвигательной посадки. Несколько лет был членом сборной команды СССР по авиационному спорту. Освоил и впервые поднял в небо несколько типов сверхлегких спортивных и экспериментальных самолетов. На счету Магомеда Толбоева - 2 благополучные аварийные посадки самолетов с неработающим двигателем и одна посадка Су-27 с разрушенным хвостовым оперением самолета (после испытаний на предельно допустимые нагрузки). Значительной страницей в биографии Магомеда Толбоева является участие в советской космической программе. В 1983-1994 году он был членом отряда космонавтов ЛИИ имени Громова, прошел полный курс подготовки в Центре подготовки летчиков-космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Космонавты ЛИИ готовились к пилотируемым полетам на космическом корабле многоразового использования "Буран". Они выполняли уникальные подготовительные полеты, исследовали поведение летчиков в условиях невесомости. К сожалению, пилотируемые полеты "Бурана" так и не состоялись: на волне перестройки грянул мощный хор голосов о ненужности и затратности этого проекта, требовали прекратить финансирование проекта, а высвобожденные деньги направить на улучшение продовольственного снабжения населения. В итоге с продовольствием у нас лучше не стало, а вот полностью готовая космическая программа была свернута, и прошедший космическое крещение в автоматическом режиме "Буран" после долгих лет простоя погиб на земле. Ярчайший пример недальновидности - ведь после гибели американского многоразового корабля "Колумбия" именно "Буран" мог гарантированно вернуть Россию на место мирового лидера в области космических исследований. Ничего этого не произошло. Магомед Толбоев в космос не полетел... В 1995-1998 годах был секретарем Совета безопасности Республики Дагестан. Многое сделал в период первой чеченской войны для освобождения заложников и военнопленных, вел переговоры с полевыми командирами, участвовал в мероприятиях по недопущению распространения боевых действий на Дагестан. В 1999-2000 годах был заместителем командующего авиацией Московского округа внутренних войск МВД РФ и главным инспектором авиации МВД РФ. Сейчас - член политического консультативного совета при Президенте России, а также Президент Российской корпорации "Авиация", с 1997 года - почётный Президент Московского авиационного салона МАКС, с 1999 года - почётный Президент Федерации Ушу-Сань-Да города Москвы. С 2011 года Президент Федерации Регби России.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован