НА ГОЛУБОМ ГЛАЗУ с Анастасией БОЙЧЕНКО. Пролог. Одна моя знакомая пережила тяжелое нервное потрясение. В доме сломался будильник, и она попросила мужа запрограммировать ей телевизор. Утро встретило ее прохладой и звуками "Железного марша". В результате вместо работы девушка поехала покупать будильник, а с мужем не разговаривала два дня. У меня будильник есть, но это меня не спасло. В рассветных сумерках мне явился кошмар: трое неприглядного вида девиц в антураже гинекологических кресел и унитазов гонялись за Отаром Кушанашвили с воплями: "Сволочь! У меня мозоль!!!" К счастью, знающие люди объяснили, что я всего лишь наткнулась на новый клип группы "Ю-ла" в утреннем эфире канала "Телеэкспо"... Действие первое. Кто поет? По просмотре телевизионного музрепертуара охватывает искренняя радость за нашего президента, который все призывал поддержать отечественного производителя. Производитель оказался совсем плохонький, головку держать упорно не желает - но не вешайте нос, Борис Николаич, у нас есть телевидение. Там импортной продукции поставлен надежный заслон. "Диск-канал" ТВ-6 - максимум один клип западного исполнителя; "Обоз" - врагу никогда не добиться; ОРТовская "Музыкальная почта" - это вам не Юрий Николаев образца 80-х, который хоть иногда "Битлз" заводил; "Золотой граммофон" НТВ и "Партийная зона" - говорить нечего. Лично я во избежание душевной смуты провела классификацию отечественных музпроизводителей. Во-первых, производители женского пола. Их на экране подавляющее большинство - просто ярмарка невест какая-то, а не телевизор. Поющие дамы делятся на томных и кислотных. Преобладают томные (Марина Хлебникова, Ирина Салтыкова, Ирина Климова, Лина Нежданная - имя им легион). Кислотных меньше, зато они - сила: сбиваются в группировки числом от трех до восьми и хоть коня на скаку могут остановить, хоть в горящую избу войти - если, конечно, туфли на платформах позволят. Клички: "Стрелки", "Шиншиллы", "Блестящие", "Ю-ла" - а в общем, "Спайс герлз" местного разлива. С производителями мужеска полу еще проще. Они бывают громкие и жалкие. А так как на Руси испокон веку бабы не любили, а жалели, то жалких куча (Мурат Насыров, Кай Метов, Андрей Губин и иже с ними), а позволить себе быть громким могут только суперзвезды типа Киркорова или рокеры. Которым, впрочем, в телевизоре места нет. Действие второе. Кто им подпевает? Быть ведущим музыкальной программы очень просто. Главное - без комплексов: ну, заговоришься, ну, спорешь какую-нибудь чушь; зритель только надумает возмутиться - а на экране уже отечественный производитель поет, и все твои промахи перед ним меркнут. Вот, например, Анфиса Чехова поведала мне в одном из "Диск- каналов" историю о Прометее: как за то, что он похитил с Олимпа огонь, его приковали к скале и каждый день прилетал орел и клевал его печень. На слове "печень" Анфиса многозначительно выкатила глаза, а я быстренько подтащила к телевизору мужа, чтобы он прослушал песню о вреде алкоголя. На экране возникла девушка по имени Катя Лель и запела. Про любовь. "Дура! - вдруг заорал муж. - Огонь! Прометей принес людям огонь! Песня называется "Огни"!". Я-то, конечно, дура, но, когда гражданка Лель появилась в другой передаче, муж радостно отреагировал: "О, Катя Печень!" Вообще в последнее время музведущими овладела стыдливость. Посреди разговора они спохватываются: "Ой, нас же снимают!" Дима Маликов, затесавшийся в соведущие "Музыкальной почты", то и дело потупляет взор с видом невинной девушки, и я его понимаю: консерваторское образование как-никак, а приходится участвовать в передаче, где ни одна реприза не обходится без махровой пошлости типа "Что за вопрос: где-где! Разумеется, в... душе!" или "Никогда не думал, что можно вскружить голову с помощью яиц!" Впрочем, ведущих тоже можно пожалеть: им приходится общаться с артистами. Это работа не для белых людей, чему блестящее подтверждение - последний "Обоз". Не замечали ли вы, что у "обозников" в последнее время наметилась четкая иерархия? Демидов, как главный, снисходит до общения исключительно с Отаром Кушанашвили. Кушанашвили, в свою очередь, служит связующим звеном между ним и Лерой. А Лере досталась сама черная работа: она сует микрофон под нос певцам и певицам. Как в том анекдоте: "Чукча, корми собак!" Белок там, "Стрелок" всяких... Действие третье. Что они поют? На прошлой неделе меня до глубины души потрясла одна песня. Как ни странно, это была битловская "Yesterday". Исполняли ее очень толстый Александр Градский и очень худая Лариса Долина с аккомпанементом Государственного академического симфонического оркестра под управлением Евгения Светланова в передаче "Шлягеры уходящего века" на канале "Культура". Никогда я не думала, что в исполнение хоть и великого, но простенького шлягера можно вложить столько изнурительного труда. Объяснить этот феномен я для себя смогла только мистическими причинами. Видимо, каким-то чудесным образом в злополучную "Yesterday" воплотилась вся энергия, не растраченная в своих произведениях другими певцами. Потому что отечественный музпроизводитель руководствуется в своей работе единственным правилом: не утруждаться. Пресловутый "Обоз" тут как раз устроил небольшой опрос: наших и ненаших исполнителей спросили, как можно стать певцом. Сначала показали ответ американской группы "Вackstreet Boys". "Надо нравиться девочкам. И мальчикам", - сказали заокеанские кумиры. Российскую версию озвучил Юрий Лоза. "Надо иметь много денег, - заявил он. - А уметь петь необязательно". Не только петь, но и сочинять. К музыке наших попсовиков ни у кого претензий давно нет за отсутствием этой самой музыки. А вот слова есть. Только успевай записывать. Лидером прошлой недели стала, безусловно, группа "Стрелки" с песней "На вечеринке": "Как ты могла, подруга моя, Ближе тебя ведь нет у меня!.." Твоя моя, в общем, не понимай. Обычное для тинэйджеров дело. Вот они, проблемы с преподаванием в школах русского языка! Впрочем, с преподаванием физики не лучше, по крайней мере в школе, где училась музпроизводительница Ирина Климова: у нее в песне об очередной обманутой женщине "сгорает свет в пламени свечи". Но не думайте, что женская душа может болеть только из-за любовных неурядиц. Нет! Есть темы и поважнее - например, экология, которой не на шутку озаботилась дама по кличке Диана: "Серые дельфины рассказали мне: Море погибает на моей земле..." Ох, беда, беда. Море - да об землю! Тут всякий бы погиб... А большое человеческое спасибо хочется сказать исполнителю по имени Илья Духовный. За честность. Он как будто для меня спел: "Может быть, ждала ты счастья, а пришел всего лишь я..." Эпилог. В конце музыкальной теленедели мне хотелось одного: хотя бы пяти минут "Железного марша". И я позвонила знакомой, когда-то пострадавшей от утренней дозы хэви-метала, в надежде, что та запомнила название канала. До неприличия счастливым голосом она поведала мне, что находится на шестом месяце беременности и что ее заботливый супруг, как только узнал о грядущем пополнении семейства, запретил ей курить, пить пиво и подходить к телевизору. В заключение подруга осведомилась, не собираюсь ли я последовать ее примеру. Впервые в жизни мысль о продолжении рода показалась мне заманчивой. //* Источник информации : Московский комсомолец,13.03.98 //* Рег.Ном.- 1080300099.47-------------------------------------------