07 февраля 2005
994

Андрей Кураев: О нашем поражении

О нашем поражении: предисловие

Предисловие

Если эту книгу Вы держите нормально, то замечаете, что на ее титульном листе
есть три девятки - 1999. Значит, совсем скоро вместо них на календарях
появятся ноли и начнется новый календарный цикл. Что нас ждет в нем? При
переходе из столетия в столетие ( а уж тем более при смене календарных
тысячелетий) интерес к будущему становится просто-таки болезненным...
Ну а если книгу перевернуть вверх ногами, - то в той же самой дате вместо трех
девяток глазам предстанут три шестерки. А это уже пугающий и печальный символ.
У разных людей разные ожидания. Кто-то рвется в новое тысячелетие, надеясь на
то, что оно будет `совершенно фантастическим`. Начнется `Новая Эра`. Перед ее
блеском померкнут все предыдущие эпохи `невежества и варварства`.
Календарь простой переменой цифр закроет наше столетие и - самое главное - все
проблемы, которые мы накопили к концу века. Именно эта иррациональная надежда
делает столь эмоционально насыщенной встречу очередного Нового года. Люди
жаждут обновления. Но они утратили то умение, о котором говорил Николай
Гумилев: `Только змеи сбрасывают кожу, Мы меняем души, не тела`. Люди
разучились менять свой внутренний климат, разучились каяться. И потому тем
больше надежд возлагают на перемену тел (не только в смысле модной идеи
перевоплощения, но и в более широком смысле: они надеются на перемену своего
`социокультурного тела`, надеются на то, что их согреют изменения в окружающем
мире).
Люди, не умеющие каяться и пересозидать свой внутренний мир, все время
надеются на некий внешний душ, который окатит их и отмоет от всех беззаконий,
грехов, похмелий и проблем. Поэтому со странной радостью люди склонны
встречать даже катастрофические новости - о начале войны или революции
(вспомним радостный энтузиазм, охвативший Б. Пастернака при известии о начале
войны 1941 года и описанный им в `Докторе Живаго`).
Вот и календарная `революция` 2000 года воспринимается как радостная
катастрофа: `Все будет иначе и все будет хорошо!` Все мы ведь распевали
песенку Чебурашки: `Если мы обидели кого-то зря, календарь закроет этот лист.
К новым приключениям спешим, друзья! Эй, прибавь-ка ходу, машинист!` Именно
календарю тут приписывается право отпускать грехи и закрывать грязные страницы
нашего прошлого (`если мы обидели кого-то зря`). Не перед Вечностью кается
человек `эпохи Чебурашки`1, не от Вечного ожидает прощения. Календарь стал его
духовником: время топит в себе его грехи и болезни. Спасение от прошлого - в
будущем, то есть все равно во времени, а не в Надвременном.
2000 год объявляет нас подданными будущего, резко придвигает нас к будущему,
бросает нас через `грань` эпох, в будущее, к которому мы все-таки прорвались,
и тем самым освобождает от данничества прошлому с его ошибками.
Апокалиптическое обещание Христа: `Се, творю все новое` (Откр. 21,5)
секулярным сознанием влагается в уста Календарю.
Когда-то люди `отменяли историю`, избавлялись от груза своих ошибок с помощью
ритуалов, которые переносили их в первобытные времена, в те времена, когда
боги творили мир и мир еще не был испорчен человеческими грехами.
Календарно-новогодние праздники не переводили людей вперед, в иное будущее, а
напротив, возвращали их в исходную точку, которая была еще до прошлого, - `во
время оно`, во время мифов2. Из настоящего люди убегали в древнее, точнее -
изначально-священное.
Сегодня же массовое сознание воспринимает переход в новое тысячелетие как
способ убежать от настоящего, но только не в прошлое, а в будущее. Но и это -
тоже форма вполне религиозного восприятия истории. В нем проявляет себя
упование на некое `таинство` календаря, таинство, которое изменит нас
магически, изменит нас без нашего собственного участия.
Итак, первая задача этой книги - пояснить, почему христиане не разделяют
оптимистического энтузиазма, охватившего массы в преддверии нового
тысячелетия. Это сегодня почти общеизвестно. В церковной среде любят
поговорить о `конце света` и `антихристовых временах`. Эти наши разговоры
слышны и за пределами храмов. Но христианский `пессимизм` вызывает удивление.
Удивление неизбежное, ибо пессимизм христиан резко контрастирует с
оптимистическими ожиданиями массмедиа. Тем более нужно объясниться.
Вторая задача этой книги состоит в том, чтобы вмешаться в только что
упомянутые внутрицерковные пересуды и попробовать сбавить градус их накала.
Энтузиазм, который охватил людей нецерковных на пороге вступления в `эру
Водолея`, отчасти пленяет и людей верующих. У них, правда, этот энтузиазм
оказывается мрачным. Безрассудная вера любым слухам, любым `пророчествам`
присуща сегодня многим церковным людям. И с той же легкостью и бездумием, с
которыми светское массовое сознание приемлет любые новшества, - с теми же
легкостью и бездумием многие церковные люди (и церковные издания) готовы в
любом новшестве видеть `антихристово ухищрение` и призывать на борьбу с ним. И
это тоже - нетрезвость.
Итак, попробуем спокойно разобраться: действительно ли просторы
распахивающегося третьего тысячелетия ну нигде не могут прятать `царство
антихриста`? Да и вообще, что это за `царство`?.. Но при этом будем помнить:
`Доносчику - первый кнут`. Тот, кто поднял ложную тревогу, виновен не меньше,
чем тот, кто проспал время тревоги подлинной. Постоянные ложные тревоги могут
оказаться не менее опасными, чем проповедь безмятежности. Люди привыкают: `А,
этим христианам всегда и всюду рога антихриста мерещатся!`. Попробуем же
пройти между бездумным страхом и беспроблемным оптимизмом.
***
Первая статья этой книги уже выходила отдельным изданием в 1996 г. - как
брошюра `О нашем поражении` (и как глава в книге `Сатанизм для
интеллигенции`). Для нового издания она значительно переработана и дополнена,
став почти в три раза больше.
Поскольку она входила в состав моей антирериховской книги, понятно, что и на
нее тоже появились нападки в оккультной печати. Поэтому была написана статья
`Рериховское прочтение `О нашем поражении``. Прежде она не публиковалась.
Поскольку, как ни странно, и у некоторых православных читателей она вызвала
недопонимание, пришлось написать статью `И пораженья от победы нам не дано уж
отличить`.
Своего рода продолжением статьи `О нашем поражении` стало интервью
студенческому журналу `Фома` (М) - `И все же Небо становится
ближе...` Для настоящего издания текст этого интервью опять же значительно
дополнен.
Еще одно интервью, вошедшее в настоящий сборник, - `Что ждет Россию?`. Совсем
малая толика из него была опубликована в газете `Настоящее время`3. Так что
здесь это по сути первая публикация.
Сразу скажу, что и глава `В поисках золотого века` частично (на одну четверть)
уже выходила раньше: несколько ее страниц были в одной из моих первых книг
`Традиция, догмат, обряд` (М., 1994). Эту главу я бы рекомендовал прежде всего
тем, кто готовится к поступлению в семинарию, то есть - к жизни ради Церкви.
Специально для этой книги была написана статья - `Дают ли на Украине печать
антихриста?`. Налоговые `идентификационные коды`, вводимые на Украине, вызвали
смущение многих православных людей. И это дало повод для дискуссий на тему о
том, что же такое `печать антихриста`. Об этом и моя статья. К ней было
необходимо (я все же для Украины иностранец) приложить тексты, характеризующие
официальную позицию Украинской Православной Церкви по вопросу об
идентификационных кодах.
Кроме того, разговор о влиянии современных компьютерных технологий на жизнь
людей потребовал сформулировать несколько принципиальных тезисов о нашем
отношении к компьютерному миру. Об этом - статья `В защиту компьютера`.
Новой является и статья `Попытка быть оптимистом`. Это попытка поговорить о
будущем на языке культурологии. Только ли Апокалипис мы можем видеть в
наступающем столетии? Или и в новом столетии для Церкви будет работа, и будут
возможности для роста?
Наконец, под одной обложкой с указанными статьями, объединенными общей
тематикой, оказались и несколько других, вроде бы не имеющих отношения к
апокалиптической проблематике. Осенью 1998 года в ультраправославной среде
стало модно критиковать `ереси диакона Андрея Кураева`. Это нормально - в
Церкви должны быть дискуссии. Ненормальным оказался только уровень грубости и
невежества в статьях моих оппонентов. Поскольку принципы церковной этики
требуют отвечать на обвинения в ереси - я это и делаю.
Наверно, и впредь мне придется дополнять свои книги полемическими приложениями
и отвечать на статьи с нападками (протестантскими, оккультными, либеральными
или псевдоправославными) в мой адрес. Мое молчание по крайней мере некоторых
людей соблазнило бы больше, чем мои ответы.
Итак, тема Апокалипсиса в прилагаемых полемических статьях не звучит. Но разве
та атмосфера взаимной подозрительности и слежки, что сегодня царит во многих
наших приходах, монастырях и изданиях, - атмосфера, проявившаяся и в той
кампании, что была проведена против меня, не ослабляет Церковь, не делает нас
более беззащитными перед лицом `эры Водолея`?.. `Если же друг друга угрызаете
и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом` (Гал. 5, 15).
Да и просто нетрезвость, полемическая увлеченность, предвзятость и какая-то
идеологическая одномерность влекут к утрате способности ориентироваться, а
дезориентированный человек легко попадает в мир подмен. Мир антихриста и есть
мир тотальных подмен - в том числе и в самой церковной жизни. Эту `опасность
справа` тонко почувствовал о. Серафим (Роуз) и с горечью заметил:
``Сверхправильные` окутаны словно дурманным облаком: даже нормальные люди
теряют там способность мыслить трезво и четко представлять себе положение
дел... Эти священники понятия не имеют о том, что существует `соблазн
справа`... Они построили себе карьеру в Церкви на зыбком, хотя внешне и
красивом фундаменте: на предпосылке, будто главная опасность для Церкви в
недостаточной строгости. Но нет, истинная опасность сокрыта глубже - это
потеря аромата Православия, чему они сами и способствуют, несмотря на всю свою
строгость`4.
Так что связь, пусть и далекая, между апокалиптической тематикой и моей
полемикой есть. На пороге `эры Водолея` каждому христианину надо иметь запас
убеждений, чтобы не позволять своим представлениям меняться в угоду газетным
модам. Даже мода православных газет - не более чем мода. Одно из моих
убеждений состоит в том, что от газет надо защищаться с помощью книг. Поэтому
для меня естественно в книге отвечать на газетные нападки.



1 Нет, нет, сказка дивная, и Чебурашка очень симпатичен. Но вот песенка из
мультфильма уж больно непорядочная...
2 См.: Элиаде М. Космос и история. М., 1987.
3 Пророчества о русских святых // Настоящее время. М., 1998. Сентябрь.
4 Цит. по: Иеромонах Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение
иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. М., 1995. С. 694, 706, 508.

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован