14 марта 2007
1971

Глава УФСБ Москвы Виктор Захаров в эксклюзивном интервью `МК`: `Сейчас действовать террористам становится еще сложнее`

Год назад указом Президента России был создан Национальный антитеррористический комитет и его подразделения на местах. О том, что было сделано за это время и как сегодня работает НАК, рассказал "МК" руководитель одного из таких подразделений - оперативного штаба в Москве, начальник столичного Управления ФСБ Виктор Николаевич ЗАХАРОВ.

- Виктор Николаевич, что нового принесло создание оперативных штабов?
- Собственно говоря, данная структура - оперативный штаб - сама по себе не является чем-то новым. Это обычный управленческий орган, в задачу которого входит планирование, подготовка и проведение контртеррористической операции, то есть комплекса специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению возможного террористического акта и обезвреживанию террористов. Новым во всем этом является сама управляющая вертикаль в лице Национального антитеррористического комитета.
- В связи с этим, как вы считаете, насколько обосновано было создание НАК?
- Я думаю, что ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что сегодня терроризм является одной из серьезных и, самое главное, реальных угроз для мирового сообщества. Не исключение и Россия.
Давайте определимся, для решения каких задач создан Национальный антитеррористический комитет. В его компетенцию входят организация взаимодействия, координация мер различных ведомств, привлекаемых к борьбе с терроризмом. Координация предполагает строгую иерархию, единоначалие, а самое главное - ответственность конкретных должностных лиц за выполнение поставленных задач. Принципиально важным является то, что к компетенции комитета отнесены все направления работы в сфере противодействия терроризму: профилактика терроризма, борьба с террористической деятельностью и ликвидация возможных последствий терактов.
Конечно, нельзя сказать, что раньше не было организаций, которые эффективно боролись с терроризмом. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 г. "О борьбе с терроризмом" работали антитеррористические комиссии. Однако обострение оперативной обстановки на данном участке в последние годы, появление новых угроз со стороны незаконных вооруженных формирований и международных террористических организации потребовали совершенствования созданной системы, необходимости привлечения более широкого круга задействованных сил. Тогда и было принято решение о создании нового органа под эгидой ФСБ, издан Указ Президента России No116 и принят Федеральный закон "О противодействии терроризму".
- И все-таки, как на практике осуществляется деятельность НАК?
- Координацию деятельности по профилактике терроризма возглавляют вновь созданные антитеррористические комиссии, руководителями которых стали главы субъектов Российской Федерации. За противодействие терроризму отвечают оперативные штабы субъектов Федерации. В московском регионе это оперативный штаб в г. Москве и оперативный штаб в Московской области.
За прошедший год созданная структура доказала свою эффективность. В целом по всей России за прошлый год была пресечена деятельность 150 организаций террористической и экстремистской направленности, 35 незаконных вооруженных формирований, 501 организованной группы, занимавшейся незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывных устройств. На сегодняшний день в России запрещена деятельность 17 международных террористических организаций.
- Каковы главные задачи оперативных штабов?
- Сбор информации, обобщение и анализ. Подготовка расчетов и предложений по проведению контртеррористических операций. Разработка необходимых документов, организация взаимодействия привлекаемых сил и средств ФСБ, МВД, МЧС, Министерства обороны и гражданских организаций. Введение и поддержание правовых режимов в зоне контртеррористических операций.
- Виктор Николаевич, вам приходится в одном лице соединять должности руководителя оперативного штаба как в Москве, так и в Московской области. Насколько это целесообразно?
- Учитывая территориальные особенности московского региона, это объединение представляется целесообразным по ряду причин. Во-первых, наши регионы по многим вопросам представляют единый механизм и нет необходимости разъединять их при решении столь важной проблемы. Кстати, в настоящее время заседания обоих штабов проходят совместно в силу идентичности стоящих перед ними задач. Во-вторых, такая система позволяет более мобильно осуществлять маневрирование имеющимися силами и средствами.
- Что, на ваш взгляд, является главной проблемой в плане террористической угрозы в Москве?
- Общеизвестно, что основной задачей террористов наряду с причинением людям физических страданий является нанесение морального ущерба, внесение элементов паники и недоверия общества к власти. И наибольший резонанс с данной точки зрения теракт получает в столице, где одним из главных объектов для террористов остается метро. А потому обеспечение безопасности метрополитена является приоритетной задачей сил правопорядка.
Надо сказать, что террористы замечают, как изменился уровень нашей подготовки, поэтому они и опасаются проведения своих акций непосредственно в метро. Достаточно вспомнить взрыв у станции "Рижская". Тогда террористка просто не решилась войти в здание станции именно из-за бдительности милиционеров. А сейчас действовать террористам становится еще сложнее.
- 17 января была объявлена террористическая угроза в Москве и сообщалось о возможности осуществления терактов как раз в метрополитене. До сих пор в прессе обсуждается вопрос о том, насколько реальна была угроза.
- Информация от зарубежных коллег действительно была получена, но подтверждения не получила. А практика широкого оповещения населения о возможности проведения теракта была использована впервые.
Проводившиеся до этого профилактические меры преследовали цель нейтрализовать негативную реакцию населения, не создавать паники и излишней нервозности в транспорте, являющемся и без того местом повышенной опасности. Однако события, произошедшие в том числе в лондонском метро, показали всем необходимость задействования не только специальных служб, но и всего населения мегаполиса. Поэтому помимо сотрудников МВД, ФСБ, МЧС, сотрудников метро к обеспечению безопасности подключились и сами пассажиры, совместными усилиями которых, по нашему мнению, и был создан надежный заслон от террористов. К работе было привлечено большое количество людей. Проводились комиссионные проверки станций, вестибюлей Московского метрополитена, прилегающих подземных переходов и коммуникаций. Осуществлялся осмотр всех электропоездов перед выходом на линию, вагоны проверялись на конечной станции. По громкой связи передавался специальный текст для пассажиров.
В целом же горожане восприняли объявление террористической опасности и действия властей с пониманием, проявляли повышенную бдительность. За три последовавших за 17 января дня на телефон "02" ГУВД Москвы поступило 209 сообщений о подозрительных лицах и обнаруженных бесхозных предметах. Много было звонков и на телефон доверия ФСБ.
Террористы в такой ситуации испытывают на себе психологический прессинг, нервничают и совершают действия, благодаря которым их можно выявить и нейтрализовать. Данный фактор может заставить их отказаться от своих преступных замыслов.
- За всю Москву отвечает один оперативный штаб? Он способен охватить мегаполис?
- Необходимо отметить, что для оперативного штаба как управленческого органа не имеют значения размеры самого объекта управления. Основная работа по минимизации последствий чрезвычайных ситуаций выполняется на местах. И от того, насколько быстро и профессионально будет получена первичная информация и выполнены первоочередные мероприятия, зависит жизнь конкретных людей. В настоящее время нами проведена соответствующая подготовительная работа: определены должностные лица, ответственные за проведение таких мероприятий, конкретизирован их перечень, осуществлен расчет необходимых сил и средств, которые будут задействованы в мероприятиях по проведению контртеррористических операций, подготовлены типовые планы по проведению операций.
На ближайшее время наша задача - создание кризисно-ситуационного центра, где будет работать оперативный штаб. В случае террористической угрозы ему будет совершенно не обязательно выезжать на место основного события. В таком центре будет сосредоточена связь со всеми задействованными подразделениями, включая правительство Москвы, Министерство обороны и так далее.
- Были ли за этот год случаи, когда оперативный штаб был вынужден принимать не только профилактические меры?
- К счастью, в боевом режиме оперативный штаб не собирался. В настоящее время в ходе проходящих плановых заседаний решаются в основном организационные вопросы. Запланированы командно-штабные учения в целях отработки практических навыков действий в условиях чрезвычайных ситуаций.
- После террористической угрозы 17 января вы вносили какие-то изменения в уже подготовленные разработки?
- Как я уже говорил, в период объявления НАК террористической угрозы нами был приведен в действие механизм отработки всего комплекса мероприятий в регионе. Результаты обсуждены и проанализированы, и на основе этого анализа разработаны и внесены требуемые коррективы в существующие планы.
Помимо этого было принято решение о необходимости более широкого информирования населения через СМИ, использования в этих целях других видов оповещения, например, объявления в общественном транспорте. Мониторинг ситуации показал, что много претензий со стороны общественности вызвало отсутствие достаточной информированности москвичей о том, как грамотно действовать в случае опасности. Ведь информирован - значит вооружен.

Московский Комсомолец
от 14.03.2007
Олег ФОЧКИН
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован