05 апреля 2007
2664

Зуев В.И.: Оценка пациентами эффективности реализации национального проекта `Здравоохранение` в регионах

Национальные проекты - стратегический курс нашего государства. Они ставят перед всеми нами принципиально новые задачи и требуют новых управленческих подходов.
Прежде всего, национальные проекты ставят качественно новые задачи системного свойства. Речь идет не о каких-то разрозненных мерах, а о качественных преобразованиях всей социальной сферы общества. Это - программа преобразований, требующая четкой, слаженной работы всех, кто задействован в реализации национальных проектов. И органов власти, и местного самоуправления, и руководителей предприятий, и профсоюзов, и общественно-политических объединений, и самого населения.
Национальные проекты - это школа принципиально нового типа управления, это живая практика нового государственного менеджмента. Акцент сделан на механизмах программно-целевого управления. Работа ведется что называется "с колес", или, как говорят сейчас, в "он-лайновом" режиме. Никаких проволочек, никакой волокиты. Государственная машина работает как часы. Решения принимаются четкие и ясные - они требуют неукоснительного и творческого воплощения. Национальные проекты не случайно названы Президентом национальными. Они призваны консолидировать и мобилизовать все общество на решение самых важных на сегодняшний день социальных проблем.
Какие это проекты? Их четыре: "Современное здравоохранение"; "Качественное образование"; "Доступное и комфортное жилье"; "Эффективное сельское хозяйство".
Выбор приоритетных национальных проектов в полной мере отвечает как объективным потребностям современного этапа общественного развития, так и социальным ожиданиям, чаяниям и умонастроениям миллионов российских граждан. Показательными в этом плане являются результаты общероссийских социологических опросов.
Так, если в декабре 2005 года точно знали или хотя бы что-то слышали о приоритетных национальных проектах всего 33% граждан (данные Фонда Общественного мнения - ФОМ), то на конец января 2006 года в курсе уже больше половины населения страны. Россияне согласны с тем, что именно эти направления являются сейчас наиболее важными для развития страны, - так показали результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Определились наши сограждане и с приоритетами. Ближе всего участникам исследования ВЦИОМа оказалось здравоохранение: на том, чтобы именно ему уделить первостепенное внимание и соответствующее финансирование, настаивают 70% респондентов.
Проект "Здравоохранение" - направлен на улучшение состояния здоровья россиян и подъем отечественной медицины. Жизнь и здоровье - важнейшие ценности для каждого человека.
Особенно важно улучшить положение в данной сфере в условиях того, что за годы первых лет реформ она испытала существенный спад: снизился жизненный уровень врачей, больницы оказались без необходимого оборудования и лекарств.
Необходимо подчеркнуть, что еще никогда медицинские проблемы не становились столь приоритетными в государственной политике России. К тому же, на данном этапе это и самый дорогой проект. Расходы федерального бюджета в 2006 году на здравоохранение возрастут на 60%. Причем, эти траты не заменяют, а дополняют запланированное бюджетом финансирование отраслей, в рамках которых будут осуществляться данные проекты. За два года на его реализацию будет израсходовано 145 млрд. рублей (более 5 млрд. долл.). Причем, из них 30 млрд. рублей (более 1 млрд. долл.) пойдет на повышение заработной платы участковым врачам, медсестрам, работникам неотложки, еще 30 млрд. рублей - на обновление диагностической базы первичной помощи. Кроме того, проект "Здоровье" предусматривает строительство 15 новых региональных центров и дооснащение всем необходимым ныне действующих медицинских центров. Соответствующие средства выделяются на закупку 12 тыс. современных автомобилей "Скорой помощи".
Среди основных направлений развития здравоохранения - приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи, модернизация системы обязательного медицинского страхования, усиление профилактической направленности здравоохранения и обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.
Эффективная реализация приоритетных проектов невозможна без четкого взаимодействия органов власти на всех уровнях, понимания мероприятий и сроков их исполнения, грамотной подготовки планов действий как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровне, законодательного обеспечения прозрачных механизмов финансирования и исполнения.
В этих целях на федеральном уровне в октябре 2005 года был образован Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов. Возглавил его сам Президент РФ В.В.Путин, а его заместителем стал бывший руководитель кремлевской администрации, ныне первый заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Медведев. Заместителями председателя утверждены вице-премьер РФ Александр Жуков и помощник президента РФ Игорь Шувалов. Также в Совет вошли все ключевые министры.
Данный Совет на федеральном уровне представляет собой ядро федеральной исполнительной власти и своего рода штаб по управлению, мониторингу и контролю за реализацией нацпроектов. Ему переподчинены все приоритетные задачи правительства РФ, Совет наделен особыми полномочиями по ужесточению контроля в случае неудовлетворительной реализации приоритетных проектов.
В областях для реализации приоритетных национальных проектов сформированы Штабы по реализации приоритетных национальных проектов.
На муниципальном уровне - главам муниципальных образований поручено также в кратчайшие сроки (до начала 2006 года) образовать аналогичные Штабы на местах, разработать и принять соответствующие сетевые планы-графики по реализации приоритетных национальных проектов.
При высокой готовности к реализации всех национальных проектов, именно по проекту "Здравоохранение" Свердловская область выглядит достаточно успешно на фоне других территорий страны. Действительно, в течение нескольких последних лет в Свердловской области реализуются ряд губернаторских и целевых программ в сфере здравоохранения, позволяющие говорить, что в нашей области национальный проект в сфере здравоохранения уже давно выполняется как один из основных региональных приоритетов. В июне 2005 года свое пятилетие отметила губернаторская программа "Мать и дитя", являющаяся идеологической, финансово-экономической и организационной основой реформирования службы родовспоможения и детства. Также серьезно на Среднем Урале занимаются такими целевыми программами, как "Кардиохирургия", "Гемодиализ", "Урологическое здоровье мужчин", "Интенсивная помощь".
Об эффективности реализации национального проекта "Здравоохранение" в Свердловской области можно судить по результатам социологического опроса, проведенного департаментом внутренней политики Губернатора Свердловской области при участии Уральской академии государственной службы в мае-июне 2006 года среди пациентов учреждений здравоохранения. Опрос проводился по всей территории Свердловской области и охватил все управленческие округа и город Екатеринбург.
В социологическом опросе участвовало 320 респондентов, в том числе из Северного управленческого округа - 37 пациентов, из Южного управленческого округа - 79 пациентов, из Восточного управленческого округа - 30 пациентов, из Западного управленческого округа - 19 пациентов, из Горнозаводского управленческого округа - 55 пациентов и города Екатеринбурга - 100 пациентов .
В ходе исследования выяснялись: степень уверенности респондентов в успешной реализации приоритетных национальных проектов; степень уверенности в эффективном использовании средств, выделяемых для реализации национальных проектов; оценка респондентами степени важности предполагаемых результатов национального проекта; мнение респондентов об эффективности реализации национальных проектов "Здравоохранение" в их населенном пункте; предложения респондентов по реализации национальных проектов "Здравоохранение" в Свердловской области, их населенном пункте.
Обобщая анализ суждений опрошенных пациентов по вопросу, что должно стать наиболее важным результатом национального проекта "Здравоохранение", можно отметить три наиболее значимых ожидаемых результата:
- наиболее важным результатом национального проекта здравоохранения пациенты считают увеличение продолжительности жизни, снижение смертности (75% респондентов);
- затем внедрение передовых медицинских технологий (66% респондентов);
- и, наконец, создание системы всеобщей профилактики заболеваний (64% участника исследования).
Оценивая наиболее значимые меры, которые, по мнению респондентов, являются наиболее важными реализации для успешной реализации национального проекта "Здравоохранение", респонденты выделили следующие: практически все опрошенные респонденты считают очень важным повысить зарплату врачам и медицинским работникам для повышения качества оказываемых медицинских услуг и предлагают улучшить организацию профилактических мероприятий, и привлечение высококвалифицированных специалистов.
Улучшилось ли сегодня, по мнению пациентов, качество предполагаемых услуг? На сегодняшний день пациенты отмечают некоторые положительные сдвиги в повышении качества медицинских услуг: 14% респондентов по области считают, что качество предоставляемых им медицинских услуг с началом реализации национального проекта "Здравоохранение" улучшилось, 45% считают, что улучшилось отчасти, 37% считают, что не улучшилось.
Анализируя предложения респондентов по улучшению реализации национального проекта "Здравоохранение", можно выделить следующий рейтинг мер, способных, по мнению пациентов, повысить эффективность реализации проекта: на первом месте стоят улучшение материально-технической базы и кадровая политика (привлечение высококвалифицированных специалистов, укомплектование больниц врачебными практиками, привлечение молодых специалистов); на втором - материальное поощрение к зарплате медицинских работников; на третьем - контроль за выделенными средствами и качественное оказание медицинской помощи; на четвертом месте - профилактические мероприятия (бесплатная диспансеризация населения, создание профилактических отделений), и доступное медицинское обслуживание.
Постоянный мониторинг по реализации приоритетных национальных проектов, как на уровне Федерации, так и в регионах, позволит, на наш взгляд, отслеживать ситуацию и вносить необходимые коррективы.

Зуев В.И.
Соискатель Уральской академии государственной службы, главный врач Белоярской ЦРБ

2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован