27 апреля 2003
2484

Президенту Российской Федерации Путину В.В.

В последнее время особенно актуальной в международной политике стала проблема нераспространения Оружия массового уничтожения (ОМУ), ракетных технологий, а также других вооружений военной техники и технологий (в т.ч. двойного назначения). Для многих государств, прежде всего США, Израиля, стран Западной Европы, эта проблема стала важнейшим приоритетом их внешней политики.

Проявления международного терроризма еще более обострили проблему нераспространения ОМУ и военных технологий, показали реальную опасность его попадания в руки террористических группировок.

Приоритетной эта проблема стала - как видно на примере Ирака - и для ООН, других международных организаций, которые все большее внимание уделяют рассмотрению этих вопросов.

Ведущиеся в России работы по учету, контролю ОМУ, его носителей, а также других вооружений и технологий показали, что после распада СССР наша система обеспечения контроля имеет серьезные изъяны. В постсоветской России весьма трудно отделить санкционированные государством действия, от таких же действий, но осуществленных фактически без контроля со стороны государства. Известно, что многие российские ученые и специалисты-технологи, уехавшие из страны, работают в лабораториях, институтах и на предприятиях зарубежных стран. Это нередко используется против России. Зарубежные СМИ нередко организуют кампании, распространяют слухи о том, что якобы российские специалисты оказывают помощь в разработке ОМУ другим странам, в т.ч. и посредством электронной связи, не выезжая из России.

Проблема распространения оружия и информации, связанной с процессом его изготовления, требует особого внимания со стороны правительства и создания условий исключения утечки такого оружия и средств его доставки за рубеж через негосударственные структуры и криминальные группировки.

В СССР и России этой проблемой традиционно занимается МИД и МО, а также другие министерства по своей специализации (например, Минатом). Органа, координирующего эту деятельность, как внутри России (на межотраслевом уровне), так и при необходимости, выступающего по согласованию с МИДом в международной области, - нет.

Между тем создание такого органа с внешнеполитической точки зрения, в качестве специального Комитета имело бы огромный международный резонанс, стало бы крупной и знаковой инициативой президента России. Опыт создания Комитета по финансовому мониторингу, напри мер, показал, что такие инициативы воспринимаются ведущими западными государствами как знаковые, свидетельствующие о стратегическом внешнеполитическом курсе России.

С внутриполитической точки зрения крайне необходимо сформировать систему контроля за экспортом, в т.ч. и незаконным из России результатов многолетних фундаментальных исследований, НИОКР, технологических разработок, которые представляют основу для будущего развития страны. Только США и Россия могут позволить себе развивать все направления научно-технического прогресса. Как правило, результаты таких работ, имеющие стратегическое значение для экономики и обороноспособности страны, скупаются за символические деньги, либо просто крадутся.

В этой связи предлагается:

1. Создать по инициативе Президента России Комитет по противодействию незаконному распространению ОМУ, вооружений, военной техники и технологий.

2. Провести ряд пропагандистских мероприятий, привлекающих внимание международной общественности к этой инициативе президента.

nasledie.ru

21-10-2002

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован