28 апреля 2002
2591

Некоторые аспекты социально-экономического развития России в 2002 году

Сложившаяся в Счетной палате единая система контроля федерального бюджета предполагает непрерывный трехлетний цикл контроля бюджета каждого года. Напомню, что на первой стадии осуществляется предварительный контроль проекта бюджета будущего года. На второй стадии - оперативный контроль в ходе исполнения бюджета. Наконец, на третьей стадии, - комплексная документальная ревизия исполненного бюджета.

В этой связи представляет интерес возможность рассмотрения перспектив развития российской экономики в текущем году, которые достаточно хорошо прогнозируемы. Они, в конечном счете, зависят от двух групп факторов.

В первую группу входят такие внешние факторы, как политическая обстановка в мире, в т.ч. и в экономической области, динамика мировых цен на экспортируемые Россией продукты и т.д. На мой взгляд, влияние этих факторов на ситуацию в России в нынешнем году будет противоречивым, но в целом относительно благоприятным.

Так, если говорить о вероятности внешней угрозы России и ее интересам, то такая вероятность будет минимальной, а значит и не потребует выделения значительных объемов ресурсов в экстраординарном порядке. В то же время в нынешнем году придется всерьез обратить внимание, на мой взгляд, на две ключевые проблемы. Во-первых, завершение контртеррористической операции в Чечне и ликвидация ее социально-экономических последствий, и, во-вторых, тщательно подготовить и принять взвешенные решения в военно-политической области - как в связи с вероятным выходом США из Договора по ПРО, так и решениями в области военной реформы. Вероятность того, что потребуется выделение дополнительных ресурсов, на мой взгляд, существует.

Я полагаю, что не следует драматизировать, как это иногда делается, ситуацию с падением цен на нефть. Конечно, это неприятная тенденция. Но, во-первых, зависимость российской экономики от цены на нефть, к сожалению, нередко серьезно преувеличивается нашими экономистами и особенно публицистами. Во-вторых, падение цен на нефть, вероятно, будет сбалансировано благоприятной конъюнктурой цен на другие статьи российского экспорта - прежде всего газ, сталь, прокат, цветные металлы. Наконец, в-третьих, мы научились за последние два года выстраивать реалистичную экономическую политику: соотносить расходы с доходами, вовремя выплачивать внешние долги, укреплять кредитный рейтинг и т.д. Заметьте, кстати, как за последние месяцы стихли разговоры о кризисе по выплатам внешнего долга в 2002-2003 годах. Ситуация, конечно же, будет сложная, но уже не катастрофическая, как предрекали год назад. В целом, в связи с ситуацией на нефтяном рынке, можно согласиться с прогнозом М.М.Касьянова, который изложил "сценарии" экономического развития России в зависимости от уровня мировых цен на нефть в 2002 году (23, 18 и 15 долларов за баррель). В первом случае, согласно его прогнозу, золотовалютные резервы страны увеличатся на 4-5 млрд. долларов, уровень инфляции не превысит 13 процентов, но занимать на внешнем рынке мы все равно не будем. При третьем "сценарии" развития событий - резервы ЦБ уменьшатся на 5-6 млрд. долларов, инфляция приблизится к 18 процентам, возникнет необходимость внешних заимствований на уровне 2 млрд. долларов. Понятно, что такие прогнозные сценарии имеют большую погрешность, что надо учитывать при анализе тенденций в экономике.

Среди внешних факторов, влияющих на экономику России, следует отметить и влияние негативных тенденций в экономике США на экономическую ситуацию в нашей стране. Так, по оценкам американских экспертов ВВП США сократился в IV квартале 2001 года на 1,3%. В первом квартале 2002 года - уменьшение ожидается на 0,1%. Возможно, что стагнация продлится и дольше, что, безусловно, отразится на всей мировой экономике.

Вторая группа факторов связана с собственно российской экономикой. Известно, что впервые за многие годы в 2001 году подтвердилась тенденция экономического роста за 1999-2001 г.г. Причем не только тогда, когда конъюнктура цен на нефть была благоприятна. Как отмечалось в Заключение Счетной палаты на проект бюджета 2002 года, ожидаемый объем ВВП в 2001 году оценивается в размере 8850 млрд. рублей против 7750 млрд. рублей, прогнозируемых при составлении федерального бюджета на 2001 год, темп роста ВВП - 105% против 104%, индекс-дефлятор ВВП - 119,3% против 115,5%, индекс потребительских цен ( декабрь 2001 года к декабрю 2000 года) - 118% против 112% соответственно". Вместе с тем складывающаяся макроэкономическая ситуация характерна исчерпанием преимуществ, возникших вследствие экономического роста после кризиса 1998 г.

Основой экономического роста России, по мнению экспертов, в 2002 году будет наращивание внутреннего спроса, прежде всего, потребительского и инвестиционного. Прогноз роста оборота розничной торговли в 2001 году равен 9,6%, в 2002 году - 7,2%. При этом предполагается рост реальных располагаемых доходов населения на 6,9% в 2001 году и на 5,2% в 2002 году. Эти показатели достаточно спорны, т.к. не учитывают инфляционных процессов и прогнозируемого роста стоимости энергоресурсов на внутреннем рынке (6-9% ежегодно). Поскольку темпы роста объема розничных продаж выше темпов роста доходов населения, то это приводит к эффекту отложенного потребительского спроса, что вызовет тенденцию роста текущего потребления по сравнению со склонностью к сбережениям.

Слабость потребительского сектора в структуре экономики приводит к тому, что большая часть увеличения доходов населения направляется на увеличение импорта. В результате связь между ростом доходов населения и ростом промышленного производства проявляется достаточно слабо.

В целом можно, на мой взгляд, согласиться с прогнозом ЦБ, который считает, что в 2002 году

- ВВП вырастет на 3,5-4,5%;
- Рост производительности труда на 3,5-4%;
- Приток прямых инвестиций вырастет на 8-15%;
- Общий прирост реальных доходов населения вырастет на 5-6%.
В последний период в экономике складывается ряд новых факторов роста, которые могут сказаться на темпах ее развития в 2002-2003 годах.

- Тенденция увеличения реальных доходов населения способна ослабить спросовые ограничения на рост производства и придать устойчивость положительной динамике ВВП. Хотя - и это хочу подчеркнуть - по доходам населения мы еще не достигли уровня предкризисного 1997 года.
- Улучшение финансового состояния ряда отраслей и предприятий, хотя и не ставшее устойчивым, создает некоторую ресурсную основу для роста инвестиций в производство.
- Оздоровление и реструктуризация банковской системы, последовательное создание условий для развития фондового рынка позволяют рассчитывать на небольшое увеличение объемов кредитования банками и, соответственно, на получение дополнительных ресурсов для инвестирования реального сектора.
- Важным фактором, стимулирующим экономическое развитие России, является интеграция в мировую экономику и использование преимуществ международной торговли и разделения труда.
- Предполагается сохранение выгодной для России внешнеэкономической конъюнктуры по некоторым основным товарам российского экспорта (газ, сталь, прокат, цветные металлы).
- Таможенные органы должны будут в 2002г. обеспечить поступление 560 млрд. рублей или более 30% всех поступлений в бюджет. Ранее предполагалось, что на долю таможни придется 27% всех поступлений. Хотя, должен отметить, резервы в этой области для увеличения доходных статей бюджета еще больше.
Между тем, по прогнозам экспертов, цена на нефть в ближайшее время будет снижаться в связи с ослаблением экономики США, являющихся крупнейшим потребителем этого сырья. В этой связи прогноз предполагает заметное замедление прироста валютных резервов Банка России. На конец декабря 2001 года они составили 38,3 млрд. долларов США. За 2001г. увеличение валютных резервов составило 12,6 млрд. долл. (в среднем больше 1 млрд. в месяц, причем в последнем квартале - несмотря на досрочную выплату по долгам Парижскому клубу - среднемесячный прирост ожидается на уровне больше 900 млн. долл.), то на 2002г. оценка прироста резервов составляет только 4,1 млрд. долл. (в среднем 350 млн. долл. В месяц). Вместе с тем, ожидается сокращение чистого оттока капитала из России.

В условиях выполнения обязательств перед Парижским клубом кредиторов (без реструктуризации российского долга по обязательствам бывшего СССР, неполучения кредитов МВФ, а также возможного сокращения кредитов других международных финансовых организаций) нагрузка на погашение и обслуживание внешнего долга по сравнению с основным вариантом возрастет, что объективно создаст проблему выполнения бюджетных обязательств и менее благоприятные условия для роста инвестиций. Вместе с тем, хотелось бы подчеркнуть, что за 2001 год Россия не только исправно выплатила все проценты, но и сократила основную часть внешнего долга. Мы планируем и в ближайшие 3 года не увеличивать - как это было прежде, - а сокращать внешнюю задолженность, в т.ч. и в самые критические 2002-2003 годы.

Ключевые проблемы для нашей экономики, к сожалению, остаются те же:

Во-первых, по нашим оценкам, 30-40% всей собственности принадлежит неэффективным собственникам, работающим в убыток. Все эти предприятия, как правило, безнадежные должники государства и своих собственных рабочих.

Во-вторых, крайне неудовлетворительны темпы развития малого бизнеса. По нашим оценкам, число малых предприятий составляет менее 0,5% от числа населения страны. На Западе, для сравнения, - в 5-6 раз больше. Очевидно, - и встреча президента с представителями малого бизнеса это показала, - что ресурс развития в этой области огромный. В том числе и с точки зрения пополнения бюджетов всех уровней.

В-третьих, по-прежнему чрезмерно высок и недоступен кредит и ипотека. В 2000 году уровень инфляции составил около 18%, что было значительно выше, чем планировалось. К сожалению, нет уверенности в том, что Правительству удастся в текущем году добиться лучших показателей. Это означает, что ни инвестиционный, ни потребительский кредит, ни ипотека не смогут стать серьезными стимуляторами экономического роста (в США, например, беспроцентный потребительский кредит на покупку автомашины и ипотека в конце 2001 года стали факторами оживления экономической жизни).

В-четвертых, сохраняется тупиковая ситуация в социальной сфере. У нас в России сохраняется положение, когда минимум зарплаты ниже средней в 15 раз (для примера, в развитых странах в 3 раза), а доходы 10% самых обеспеченных семей превышают доходы 10% низкообеспеченных в 15 раз (в развитых странах - в 8 раз). Очевидно, что повышение уровня зарплаты, в т.ч. и запланированное в бюджете 2002г. - недостаточно для того, чтобы большинство населения смогло оплачивать свои социальные издержки. Замкнутый круг сохраняется.

На мой взгляд, важно видеть процессы, происходящие в России, в контексте мировых событий. На общем фоне стагнации мировой экономики, выход из кризиса и рост экономики России особенно заметен. Более того, некоторые ученые даже полагают, что Россия, КНР, Индия превращаются в "локомотивы мировой экономики". На фоне возможного роста ВВП США в 1%, стран ЕЭС - 1,5-1,9%, Японии - (минус) 0,5%, рост ВВП России на 4,5% уже третий год вперед - впечатляет.

В целом основные задачи бюджетной политики на 2002-2003 годы сохраняются прежними: обеспечение выполнения государством своих функций и достижение финансовой стабильности.


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован