28 апреля 2002
2226

Счетная палата: горячая осень 2001 г.

В октябре этого года резко возросло внимание общественности к деятельности Счетной палаты. Формальным поводом стало выдвижение обвинения Ген-прокуратурой в адрес министра Н. Аксененко. Точнее, "самого" Аксененко, который, напомним, был не только министром МПС, но и первым вице - премьером, и почти премьером. Для знатоков по-литической кухни в России обвинение против такой политической фигуры значило многое. И то, что обвинение базировалось на мате-риалах проверки Счетной палаты, факт сам по себе ничем не при-мечательный, также стало для многих определенным сигналом. А когда появились новые факты антикоррупционной деятельности власти, стало понятно, что это уже не политика, пресса - и элек-тронная и печатная - буквально взорвалась.

Стало ясно, что в России происходят важные коррективы во внутренней поли-тике. Их масштабы и последствия насторожили правящую элиту, так и СМИ. Что в этих оценках реально существует, а что придума-но, в т.ч. и по отношению к деятельности Счетной палаты, - конеч-но же, важно, но гораздо важнее попытаться увидеть новую роль этого органа в жизни государства и общества в новых политических условиях.

На мой взгляд, можно выделить несколько важ-ных объективных особенностей в пользу этого утверждения:

Во - первых, впервые за последние 15 лет предпринимается серьез-ная попытка изменения государственной политики по отноше-нию к коррупции и преступности в органах государственной власти. Речь идет именно о политике потому, что деятельность государства охватила не только все области исполнительной власти, но и все ветви власти, все ее уровни, включая регио-нальный. Что примечательно, из этого не делается столь при-вычной нам очередной кампании: незаметна "антикоррупци-онная" активность прессы, нет показательных процессов, нет даже обещания "освободить камеры для десятков человек", звучавших на самом высоком уровне. А, между тем, "незамет-но" возбуждены уголовные дела против тысячи госслужащих только с начала этого года! Конечно, это только начало, но и такое начало смертельно напугало верхушку российского биз-неса, привыкшую к основному способу делать деньги - на госу-дарстве. Б.Березовский, например, назвал эти изменения про-блемой No1 в современной российской политике.

Во - вторых, стало меняться, на мой взгляд, главное, - общественное мнение, сама атмосфера в обществе и государстве. И хотя и сегодня борьба с коррупцией встречает сопротивление влиятельных поли-тических сил и СМИ, но очевидно, что это сопротивление не будет таким успешным, как это было, например, весной 1992 года, когда борьба с коррупцией была на политическом уровне и в СМИ при-равнена к "борьбе с демократией".

Ясно ощущается наличие политической воли, а именно отсюда и отказ препятствовать дея-тельности правоохранительных органов и спецслужб, который вос-принимается как команда на преследование.

Соответственно Счетная палата, существующая не в вакууме, не могла не почувствовать на себе эти перемены - возросла актив-ность аудиторов и экспертов, резко увеличилась результативность работы, стал исчезать скепсис в отношении результатов ее деятель-ности. И это при том, что сам по себе алгоритм действий Счетной палаты и ее оперативность строго обусловлены законодательством и даже излишне, на мой взгляд, консервативны. Так, например, график проверки на 95 - 98% составляется заранее и проверяемый за много месяцев знает о предстоящей проверке. Инициировать проверку по закону достаточно сложно, изменить принципиально что - то в деятельности Счетной палаты, без изменения в законода-тельстве, - вообще невозможно. В целом работа Счетной палаты выстроена планомерно, абсолютно открыто и демократично. И даже при этих условиях в результате Счетной палаты за неполный 2001 год удалось выявить неэффективность использования государст-венных средств на сумму в 60 млрд. рублей и вернуть в казну - 4 млрд. За этот же период по материалам Счетной палаты было воз-буждено 48 уголовных дел. Это больше, чем за ее предыдущую ис-торию.

В - третьих, новая роль Счетной палаты объясняется тем, что радикально изменился состав ее высшего руководства - председатель, аудиторы, часть аппарата. В политике вообще, и при смене руководства госструктур, в особенности, этот фактор имеет решающее значение. Тем более, когда изменение такое радикаль-ное. Так, например, найти общий язык со С. Степашину, возглав-лявшему в разное время МВД и ФСБ, с этими органами было много проще. Пригодился опыт работы в Минюсте, и в правительстве. В рамках существующего законодательства были найдены новые формы работы, например, совместные коллегии Генпрокуратуры и Счетной палаты, создание оперативных рабочих групп. Конечно, эффективность работы возросла бы еще больше, если бы функции Счетной палаты были бы расширены, например, было бы разреше-но ей применять меры административного наказания за уклонение от проверок или дано право безакцептного изъятия долгов. Но, по-вторюсь, и в рамках действующего законодательства возможностей у Счетной палаты и других органов власти немало. Нужно их толь-ко творчески использовать.

В - четвертых, необходимо, на мой взгляд, рассматривать Счетную палату не только как высший независимый орган государственного контроля, но и как орган, за-нимающийся исследованием эффективности использования госу-дарственных средств. Возможности здесь огромные. Они всерьез еще государством и не использовались. По оценкам специалистов Счетной палаты, госдолг России так до конца и не рассчитан: во всяком случае их оценки расходятся с данными Минфина на ...5,5 млрд. долл.!

Иными словами, новая роль Счетной палаты вы-текает из новых политических условий, складывающихся в стра-не, и новых людей, появившихся в ней. Вкупе это может дать не-ожиданно серьезный позитивный результат - Счетная палата, как один из элементов антикоррупционной деятельности государства, станет важным инструментом в борьбе за повышение эффективно-сти ее экономики. Именно в этом, в конечном счете, я вижу сам смысл ее существования, ведь не в подготовке же экономических оснований для деятельности прокуратуры!

И, наконец, послед-нее. Общество, в основном, не верит в серьезность намерений Вла-сти бороться с коррупцией. Слишком много обещаний за последние 20 лет. Сможет ли власть не только продолжить эту борьбу, но и за-ручиться поддержкой своих сограждан, зависит в том числе не только от профессионализма следователей и аудиторов, но и от ак-тивности политико - информационной работы. Это хорошо пони-мает руководство Счетной палаты. В последние месяцы Счетной палате удалось сделать не мало в этой области: стал издаваться журнал "Финансовый контроль", Бюллетень, подготовлен инфор-мационный сайт, готовятся специальные издания. Необходимо по-нимать, что прежде чем удастся решить политическую проблему борьбы с коррупцией, классическими средствами, эту проблему придется решать в информационном пространстве. Именно в такой последовательности.

Советник председателя Счетной палаты, д.и.н.
А. Подберезкин
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован