06 июля 2007
2492

Государственная идеология как приоритетный национальный проект

Идеология является одним из наиболее важных факторов, которые обеспечивают целостность государства. Именно она определяет направление большинства процессов протекающих в обществе. Находясь под постоянным воздействием процесса исторического развития, идеология постоянно претерпевает непрерывные изменения, стремясь к наиболее полной реализации своей сущности. Сущностью же идеологии всегда является национальная идея. При этом диалектика государственной идеологии является своеобразным отражением этой идеи в реальной национальной истории. Таким образом, здесь наблюдается некая параллель с простым личностным самосознанием, в котором происходит непрерывное сочетание внутренних и внешних факторов. Естественно, что в условиях непрерывного воздействия исторических обстоятельств на первое место выходит задача сохранения как личностного, так и общественного самосознания. Государственная идеология, четко отражающая преломление национальной идеи в конкретном историческом процессе как раз и должна исполнять эту функцию. При этом она обязана находиться в основе национально-государственной идентичности, обеспечивая тем самым преемственность национально-исторического бытия.
В постсоветской России государственная идеология находилась в полном беспорядке. Список общественно-политических сил и течений был слишком велик и разнообразен. Этот идеологический разнобой серьезным образом дезориентировал общественное сознание. Естественное стремление общества к гражданской самоорганизации приобрело распыленный характер. На основе этого все более остро вставал вопрос о сохранении общенационального идеологического единства. Как известно безыдейное состояние общества неизбежно ведет к исторической бессознательности, которая в свою очередь ставит в тупик дальнейшее развитие государства.
Несмотря на некоторые позитивные перемены, произошедшие в последнее время, вопрос о единой государственной идеологии остается чрезвычайно актуальным и сегодня в период национального возрождения России. От его правильного исторически адекватного решения в полной мере зависит поступательность развития общества, приоритеты и сам смысл различных национальных проектов, проводимых в экономической политической и культурной сферах.
Само формирование идеологии является, скорее всего, своеобразным духовно-нравственным процессом, который проходит в глубинах национального духа. Однако осмысление этого процесса и его исторической логики является прямой гражданской обязанностью каждого из членов общества.
Начала российской государственной идеологии, ее истоки и движущие силы необходимо искать, прежде всего, в исторической ткани общегосударственного прошлого. Государственная идеология обязательно должна обладать атрибутом исторической преемственности. Необходимым условием является также ее тесная связь с народным мировоззрением и самосознанием. Без этого она превращается в примитивный постулат, навязанный обществу, какими то внешними чуждыми силами, и неизбежно обречена на провал.
Помимо всего этого важнейшим свойством идеологии является ее тесная постоянная связь с патриотизмом в широком понимании этого слова. Именно он всегда был и остается одним из самых надежных критериев истинной национальной идеологии. Однако, к сожалению, в современной России идеология государственного патриотизма еще не имеет под собой единой основы. Более того, следует признать, что на сегодняшний день она является исторически антагонистичной. Именно этим можно объяснить то, почему современная общественно-политическая ситуация зачастую оказывается в тупиковом положении.
Вокруг патриотической идеи так и не сложилось сколько-нибудь влиятельного политического движения. Да и слово "патриотизм" простыми людьми зачастую не воспринимается в политическом контексте. Так, в разные годы от 70 до 80% россиян называли себя патриотами, имея в виду только чувство принадлежности к своей стране. Другие считали патриотизм естественным чувством близости к тому месту, где они родились. Через признак гордости за страну патриотизм воспринимался совсем немногими, а большинство не находило современных оснований для гордости. Тем не менее, в начале 90-х годов патриотизм все же оформился в идеологическое явление, но выделялся как некоторая фракция консервативных сил, которые противопоставляли себя и коммунистам, и реформаторам одновременно. На практике же политики, называвшие себя патриотами, никогда не пользовались популярностью. Уровень их поддержки никогда не превышал 2-3% за последние 15 лет. Сейчас партиям патриотического толка симпатизируют 4% из числа опрошенных граждан России.
По большому счету практически все национально-патриотические политические партии и объединения сегодня используют в своих программах лишь две тесно связанные между собой идеологии, которые были реализованы в русской истории. Этими идеологиями являются Православие и коммунизм. Несмотря на то, что под влиянием исторических судеб XX века они были поставлены в жесткие антагонистические отношения, между ними изначально существует и должно существовать положительное соотношение. В коммунизме самом по себе рассматриваемом как совокупность мер социальной политики нет ничего, что бы не соответствовало нормам христианской морали.
Упомянутый выше патриотизм в широком смысле этого слова не следует оценивать как простое эмоциональное чувство. Скорее всего, являясь свойством национально укорененной идеологии, он является своеобразным энергетическим полем, обеспечивающем этой идеологии народное признание и историческую актуальность. Эта патриотическая энергетика, освящающая собой государственную идеологию, и призвана в конечном итоге, обеспечить целостность государственного организма. В России же на сегодняшний день патриотическое самосознание общества расколото. Часть граждан склоняется к православным ценностям, часть цепляется за идеалы и принципы коммунизма, а часть ищет какой то иной путь, и что самое страшное, часто попадает при этом под влияние фашистской идеологии. Трагизм ситуации состоит еще и в возрасте тех, кто составляет эту часть общества. В большинстве своем это молодые люди с еще не сложившимся мировоззрением, находящиеся под сильным влиянием внешних факторов воздействия и способные совершить кровавые преступления, не понимая, что их всего лишь используют ради достижения каких то корыстных целей. Таких парней легко используют для решения чьих-то проблем: например, нанимают, чтобы разгромить палатки конкурента по рынку или же чтобы вызвать в обществе определённую реакцию. Все вышесказанное еще раз подчеркивает важность проблемы разработки единой государственной идеологии.
Собственно сам вопрос о государственной идеологии можно свести к вопросу о восстановлении идеологической цельности патриотического самосознания общества. Для национального духа это означает сознательное созидание нового идеологического единства, что в свою очередь подразумевает глубокую интеграцию сущностных национальных ценностей и преодоление устаревших идеологических стереотипов. Лишь при условии положительного решения этой духовной задачи стратегической важности Россия сможет с уверенностью рассчитывать на успешное возвращение к адекватности своего исторического бытия.
Исходя из того что Православие и коммунизм изначально не находятся между собой в плоскости противоречия, можно заключить, что новая российская идеология должна базироваться на их гармоничном сочетании. Задача состоит в том, чтобы как можно полнее понять то общее, что существует между ними. Далее необходимо проявить на уровне уже современного мышления те предпосылки, которые могут стать основанием для создания новой национальной идеологии.
Россия является православной цивилизацией. По сути дела это единственная страна в мире, судьба которой на протяжении всей истории неразрывно связана с православной религией. Россия всегда существовала как отдельная, цельная цивилизация. Она не была вписана ни в один из цивилизационных миров, существовавших на нашей планете. Россия всегда сохраняла во многом уникальное изолированное существование. Возможно, что и при дальнейшем развитии этот изоляционизм, в какой-то степени должен сохраниться. Само собой разумеется, что в данном случае речь идет не о восстановлении пресловутого "железного занавеса", который ничего кроме вреда принести не смог. Скорее всего, речь здесь идет о создании адекватного противовеса тотальной экспансии западной культуры, идеология, которой может поставить под угрозу существование самобытной российской цивилизации. Перед лицом этой угрозы опять-таки проявляется вся актуальность создания общенационального идеологического синтеза. Одним словом Россия должна стараться в первую очередь сохранить свою идентичность, так как в противном случае она просто не сможет развиваться дальше. При условии же когда общество или нация полностью утрачивает свой облик, свой ценностный мир, свои ценностные приоритеты оно неизбежно становится другим обществом. Скорее всего, это можно назвать не развитием, а какой-то уродливой мутацией. В России идентичность имеет не столько культурный смысл, сколько цивилизационный. Это некое ценностное ядро, которое в любом случае должно сохраняться и не подвергаться никаким мутациям. В православной цивилизации Православие должно иметь господствующее положение, оно должно быть приоритетно закреплено в образовании, в культурной пропаганде. Сразу же следует оговориться, что в этом случае речь не идет о церкви, как таковой, а о культурной ткани общества, которая создана большинством населения и, значит, связана с православной традицией.
Необходимо также четко различать два направления, по которым могут развиваться события. Первое из них условно можно назвать огосударствлением церкви. Этот путь чрезвычайно опасен тем, что религиозные догматы закрепляются законодательно и в государстве появляется фундаментализм. В такой многоконфессиональной стране, какой на сегодняшний день является Россия православный фундаментализм неизбежно приведет к развалу государства. Вся история не только отечественная, но и всемирная наглядно показывает, к каким катастрофическим последствиям всегда приводили попытки подчинить религию политике. Православие всегда шло иным путем, нежели католическая церковь постоянно пытавшаяся подыскать себе место в светском государстве. Скорее всего, именно отсюда идет большинство отличий между европейской или западной и российской цивилизациями.
Более предпочтительным для России должно стать другое направление, которое именуется как обмирщение церкви. Оно предполагает большую адаптацию церкви к современным условиям, а также установление ею более тесного контакта с прихожанами, но не с государством. Такая тенденция уже начинает просматриваться в современной России. Безусловно, более активное участие священнослужителей в общественной жизни приведет только к положительным результатам. С одной стороны это непременно приведет к повышению морального уровня населения и, прежде всего, молодежи. Моральные ценности начнут превращаться из чего-то нереального, витающего в воздухе во вполне понятную земную реальность. Этим будет обусловлено формирование четкой системы ценностных ориентаций, которой так не хватает современному российскому обществу. С другой стороны более тесное взаимодействие священнослужителей разных конфессий окажет позитивное влияние на такую сложную проблему, которой являются национально-этнические взаимоотношения. Более эффективного средства в борьбе с радикальным национализмом найти просто невозможно. Ярким примером в данном случае может служить борьба радикальных татарских националистов имевших своей целью создание штата Идель-Урал.
История этой борьбы насчитывает примерно 90 лет. После прихода к власти Временного правительства национальное собрание мусульман Европейской России и Сибири приняло резолюцию, в которой говорилось: " Форма российского государственного правления должна быть федеративной. В числе российских штатов должен быть образован тюрко-татарский штат. Включающий в себя Южный Урал и Среднее Поволжье". Территория этого образования должна была включать в себя территории, на которых сейчас расположены Татарстан, Башкортостан, Чувашия и Мари Эл, а также соседние с ними районы, где имеется компактно проживающее татарское население . Проект подобного штата был в целом одобрен комитетом Учредительного собрания, которое управляло Поволжьем в начале 1918 г. Однако крайне негативно эта идея была воспринята как адмиралом Колчаком, так и большевиками, которые в марте 1918 г. разогнали образованную в татарской части Казани так называемую Забулачную республику, которая рассматривалась как политическое ядро будущего штата Идель-Урал. В качестве альтернативы ориентированные на большевиков татарские лидеры во главе с комиссаром по делам мусульман Средней России Муллануром Вахитовым выдвинули предложение о создании Татаро-Башкирской советской республики. Однако 7 апреля 1918 г. в коллегию Наркомнаца был представлен Протокол объединенного заседания крещено-татарских, марийских и чувашских социалистических комитетов, стоящих на платформе советской власти, и комиссариатов по национальным делам, в котором выражался протест против создаваемой на религиозной основе Татаро-Башкирской республики совершенно помимо воли и согласия местных Советов и национальных организаций крещеных татар, марийцев, удмуртов и чувашей. Только благодаря твердой позиции, занятой крещеными удмуртами, марийцами и чувашами идея образования в центре России мусульманского государства была дезавуирована . Постановлением Политбюро ЦК от 13 декабря 1919 г. Декрет о Татаро-Башкирской Советской республике был отменен. Идея создания пантюркистского исламского государства провалилась. Можно с уверенностью сказать, что именно радикальная исламская позиция, занятая сторонниками образования Идель-Урала, вызвала резкое неприятие этой идеи со стороны представителей разных религий и национальностей. Попытка поставить религию на службу национальным амбициям закончилась ничем. Однако история нашла свое продолжение в 1988 г. когда был создан Всетатарский общественный центр, ставивший своей основной задачей борьбу за создание в Татарии автономии по принципу Ватикана. Партия "Иттифак", организованная на базе ВТОЦ 27 апреля 1991 года, ставит целью выход Татарии из РФ и присоединение к ней территорий Башкирии, Ульяновской области и Пермского края, на которых проживают татары. В ответ в Башкирии в 1989 г. был создан национальный центр "Урал", который выступал за суверенитет Башкирии и прекращение экспансии татар в заселенные башкирами районы. Приоритетным направлением своей деятельности он избрал участие в восстановлении православных храмов и мечетей. На данный момент "Урал" отошел от сепаратизма, а его руководство вступило в партию "Единая Россия".
В самом по себе национализме как таковом нет ничего плохого. Как уже было указано выше, он всегда находится в тесном взаимодействии с патриотизмом, а часто даже предстает в качестве его синонима. Скорее всего, национализм представляет собой определенный взгляд на реальность, в котором сама реальность структурируется по этническому признаку. В какой-то степени национализм можно считать состоянием души. Ведь каждый может без каких-либо претензий к власти испытывать любовь к своему народу. Но любой народ имеет Родину, а ее нужно защищать, и для защиты нужна власть. Поэтому любая власть заявляет о своей патриотичности, а патриотизм или национализм в свою очередь практически всегда выступают идеологией государственного строительства. Однако здесь именно и встает вопрос, который всегда имел первостепенную важность в многонациональной России. Вопрос этот состоит в недопущении перехода национализма на радикальный уровень, на котором он превращается в ксенофобию. По данным социологических опросов в России в последнее время начала распространяться ксенофобия. Среди россиян уже сформировался довольно многочисленный слой, которые негативно относятся к этническим чужакам. Однако главная проблема российского национализма заключается в том, что власть еще не решила, что с ним делать. Пока у нее есть два варианта: либо объявить национализм государственной идеологией, либо сделать его главным врагом государства. Второй вариант, скорее всего, приведет лишь к усилению радикальных националистов в регионах и дальнейшему развитию ксенофобии в России. Именно национальное сознание всегда является одним из важнейших атрибутов любой нации. Искусственно создать какую-то общую "российскую нацию" не представляется возможным. Здесь следует обратить внимание на тот факт, что этот термин рассматривается, прежде всего, в политическом смысле. Само понятие россиянин, несмотря на довольно длительный период своего существования, пока что так и не прижилось в России. В отечественной традиции само понятие "нация" всегда имело и продолжает иметь ярко выраженный этнический смысл. Государственная идеология современной России обязана базироваться на национальных принципах. Решающим же шагом на пути к формированию национальной идеи должно стать решение такой актуальной проблемы как "русский вопрос".
Историческими предпосылкой этого вопроса является то, что к исходу XX века русский дух сумел проявить себя в двух крайних формах своей государственности: в форме православной монархии и в форме атеистического социализма. По большому счету суть этой идеологической полярности выражается в противостоянии идеализма и материализма. Так в первом случае полюсом миропонимания являлся религиозный христианский идеализм. Во втором же атеистический научный материализм. На сегодняшний день этой проблемы практически не существует. Постепенно пришло осознание того, что религия и наука сами по себе отнюдь не исключают друг друга как способы миропонимания а, скорее всего наоборот гармонично дополняют. Скорее всего, идеальное и материальное представляют собой не абсолютное противоречие, а своеобразную диалектическую пару, образующую единое целое. Именно это объясняет то, что кардинальная динамика идеологических акцентов русской истории XX века представляет собой не затянувшуюся национальную катастрофу, а скорее некий вполне закономерный диалектический процесс, целью которого является приведение русской государственности к какой-то новой исторической полноте. А тот факт, что обе формы государственности оказались в историческом плане внутренне неустойчивыми, говорит не только об ограниченности их идеологических оснований, но и о том, что они далеко не всегда отвечали духу русского народа, в миросозерцании которого должна присутствовать максимально полная гармония и полнота небесного и земного единства.
Состоявшийся в начале прошлого века кардинальный переход от идеализма к материализму по существу не затронул глубинной составляющей российской истории, направленной к эсхатологическому совершенству. Православно-монархическая государственность воспринималась живым самосознанием нации как тормозящий ее дальнейшее историческое развитие фактор. В рамках этой государственности уже не мог существовать тот новый уровень миссионерской задачи, которую русский дух начал к тому времени все активнее ощущать в глубинах своего сознания. Историческая завершенность православной монархии обусловила также ее полную неспособность к какому-либо качественно иному внутреннему преображению. Разрушив весь прошлый мир до основания, бескомпромиссная русская душа нашла свой идеал в мифическом атеистическом социализме. Скорее всего, это было логичной частью ее стремления к самопознанию и продолжением какой-то особой исторической миссии, конечная цель которой неизвестна до сих пор.
Крушение Российской империи было обусловлено, прежде всего, крушением ее идеологии. Внутренняя идеологическая болезнь привела к расколу прежде монолитного народного самосознания. Значительная часть русского общества и, прежде всего, интеллигенция перестала чувствовать в традиционных христианских ценностях незыблемую опору. На место старых ценностей пришли новые, которые явились по существу новой формулировкой христианских ожиданий. В итоге появился особый русский коммунизм атеистический по форме, но религиозный по своему существу. Коммунистические идеалы при всем своем интернационализме предстают как национальное российское явление. Проблема справедливого социального устройства определяла всю общественно-политическую жизнь в России на протяжении всего XIX века. Вся отечественная культура того времени буквально пронизана идеей нравственной озабоченности о несовершенстве российской социальной политики. В примитивном виде коммунизм предстает лишь как продолжение марксистской идеи. Однако в русской истории со всей очевидностью просматривается особая самостоятельная линия поиска идеального социально-экономического устройства, основанная на глубоких духовно-нравственных началах. Эта тенденция в большинстве своем и предопределяла динамику как культурной, так и политической жизни в России. Качественный социальный и идеологический переворот был неизбежен. И марксизму суждено было стать лишь точкой опоры, вокруг которой этот переворот осуществился.
Данный исторический экскурс приведен с целью как можно более полно показать значимость "русского вопроса" для современной России. По сути дела на сегодняшний день сложилась уникальная ситуация, когда русские составляют абсолютное этническое большинство в государстве. По данным переписи 1897 г. количество русских в Российской Империи составляло всего лишь 43%, в СССР эта цифра колебалась от 50% до 55%, сейчас же русский этнос является крупнейшим народом в Российской Федерации, составляя 82% всего населения. Однако распад СССР, чья идеология была построена, как было указано выше, на православно-коммунистических началах в массовом сознании воспринимался как катастрофа. Реакция массового сознания на развал СССР связана не с социально-экономическими или политическими факторами, она объясняется ментальным сдвигом. Русские почувствовали себя униженным народом . Права других народов постоянно активно кем-то защищались, а о русских поначалу как-то забыли, пытаясь создать некую "российскую нацию". Это привело к падению рождаемости, и росту смертности, а также к увеличению количества самоубийств, по которым русские занимают второе место в мире.
Такое неблагополучное положение русского этноса повлияло на обострение вопроса о Русской идее, которая видоизменялась на протяжении веков от концепции Третьего Рима до идеи коммунизма. Безусловно, в некоторых своих положениях предыдущие концепции безнадежно устарели. Однако в принципе в каждой из них можно найти актуальные для сегодняшнего дня элементы. Вопрос о Русской идее чрезвычайно актуален сегодня в условиях разрыва традиционных экономических и общественно-политических связей, обострения социальных противоречий и продолжения тенденции депопуляции русского этноса.
Русский вопрос является практической стороной русской национальной идеи. Центральное место в решении этого вопроса должно быть отведено выработке новой государственной идеологии, которая бы максимально отвечала интересам русского народа с учетом реальных общественно-политических социально-экономических культурных и национальных аспектов, как его сегодняшнего положения, так и перспектив его будущего развития в качестве самого многочисленного народа многонациональной России и играющего в ней системообразующую роль.
Роль русского народа как системообразующей нации, определяющей весь процесс развития многонациональной системы народов России, не позволяет русской идее замыкаться в узком кругу национальных проблем одного только русского народа. Эта роль требует обязательного отражения в ней всего комплекса вопросов, связанных с существованием многонационального российского государства. Из этого следует, что национальные проблемы автоматически должны становиться проблемами русского народа, как это было всегда. Правильное рассмотрение этих проблем возможно лишь на основе и с учетом всех тех исторических экономических и культурных связей, которые объединяют народы России между собой.
Сложная диалектика межнациональных отношений в многонациональном государстве приводит к проблеме обеспечения взаимоотношений между системообразующей нацией и всеми остальными вне зависимости от их численности. В Российской империи эти вопросы регулировались вероисповеданием. Основным являлся не чисто этнический фактор, а религиозный. В Советском Союзе существовало неписаное идеологическое выделение системообразующего русского народа в качестве "старшего брата". Специфика Российской Федерации состоит в том, что для нее одинаково неприемлемы как простое уравнивание в правах всех наций, так и претензии какого-нибудь пусть даже самого многочисленного этноса на некую привилегию. Поиск русской идеи должен идти по пути осмысления русским народом своей культурно-исторической ответственности за судьбы коренных национальностей России, а также осознания этими национальностями русского элемента в своей жизни. Интернационализм является тем объединяющим началом, которое обеспечивает сочетание между собой национальных идеологий отдельных народов России, а также согласование их национальных интересов. Должно быть ясным понимание того, что только совместно с другими народами России русские могут достичь своих национальных целей. Такое соответствующее менталитету русских изменение сегодняшнего русского национального самосознания является устойчивой исторической закономерностью. Оно вытекает из усиления той основной роли, которую они всегда играли и продолжают играть в таком многонациональном государстве как Россия. Оно обусловлено этногенезом русской нации, ее восприимчивостью ко всему лучшему, что присуще другим народам. Русские должны помочь сохранить идентичность всем национальностям, проживающим на территории Российской Федерации. Если национальные республики, поддавшись каким-то сиюминутным интересам, выйдут из состава федерации, то непременно станут участниками того глобального конфликта, который завязывается сейчас между условно богатым Севером и бедным Югом. И уж в этом-то конфликте они точно лишатся идентичности. Поэтому федерация должна представлять собой некий своеобразный ковчег спасения различных этнических общин и сохранения религиозных различных традиций. Каждая национальная республика может строить свое собственное общество так, как ей угодно. Но при этом главенствующими должны являться общефедеральные установки .
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что государственная идеология новой России сможет оказать позитивное влияние на жизнь российского общества лишь в том случае, если каждый из вышеупомянутых факторов будет рассматриваться не по отдельности, а в гармоничном соответствии с другими. Важным условием является также максимальная доступность государственных идеалов каждому члену общества в отдельности. Адаптированная таким образом система общегосударственных ценностей, несомненно, повысит авторитет власти и станет основополагающей базой для развития гражданского общества в России. Серьезным фактором является неизбежность рассмотрения идеологии в трехмерном временном пространстве. Основываясь на положительном историческом опыте, она должна максимально эффективно выполнять свою роль в настоящем, одновременно закладывая при этом основы будущего позитивного развития государства и общества. Необходимо также, чтобы в идеологию изначально были заложены возможности постоянного самосовершенствования. В этом случае, основываясь на незыблемых принципах, она сможет оказывать серьезное влияние на процессы, происходящие в постоянно изменяющемся мире.


Богатырев К.А.
к.и.н.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован