22 октября 2007
4335

Мы начинаем публикацию 2-го тома работы А.Подберезкина `Человеческий капиталъ`, который выйдет в ближайшем будущем под рабочим названием `Идея `Большого скачка` России как часть идеологии опережающего развития человеческого потенциала`.

Предлагаем читателю Предисловие автора ко 2-му тому.

П р е д и с л о в и е
тома 2 книги "Человеческий капиталъ"

"...совет всем родителям, присутствующим
в зале: не ставьте в раннем возрасте своих
детей в угол, ведь именно в этот период у
них формируются основные черты лица" .

Человеческий потенциал в XXI веке во многом стал производным от результатов деятельности государства. Роль государства - ключевая. Во втором томе рассматриваются более практические вопросы, вытекающие из новой идеологии развития, т.е. идеология в данном случае будет выступать в качестве теоретической и даже методической основы для формирования прикладных стратегических прогнозов, стратегического планирования и, естественно, ожидаемых в результате таких действий результатов. В данном случае мысль о том, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория, - лежит в качестве центральной идеи книги.
Подобный подход в конце 2007 года совершенно оправдан. Российское общество, переходя от этапа стабилизации к этому развития, неизбежно обращается к прогнозам и стратегическому планированию. Пока что отраслевым и региональным. Чаще - среднесрочным (как прогноз социально-экономического развития на 2008-2010 годы), но уже в ближайшем будущем и долгосрочном.
Неизбежна постановка вопроса и о стратегическом планировании, к которой вплотную подошли на Госсовете летом 2006 года. Понимание того, что общенациональное планирование нельзя доверять одному министерству, даже такому крупному как МЭРТ, становится общепризнанным. Как следствие - неизбежно практическое внедрение стратегического планирования уже в близком будущем.
На 17-ом съезде КПК в октябре 2007 года ее генеральный секретарь заявил о том, что планируется к 2020 году увеличить душевой ВВП в 4 раза по сравнению с 2000 годом. Это - конкретный пример реализации стратегии ускоренного развития страны, где присутствуют все ее элементы - стратегический прогноз, целеполагание, стратегическое планирование и методы реализации. В частности, была зафиксирована как необходимость политической реформы, так и "полезность" членства в КПК представителей китайской буржуазии.
Применительно к России это означает, что наступило время уже не среднесрочных, а долгосрочных национальных стратегий, интегрирующих как отраслевые, так и региональные долгосрочные стратегии. Так, на мой взгляд. В качестве главной стратегической цели необходимо сформулировать задачу ликвидации 3-4-кратного разрыва в душевом ВВП между Россией и развитыми странами в перспективе 15 лет, т.е. до 2020-2022 годов.
Этот разрыв не может быть ликвидирован в принципе за счет роста сырьезвой экономики, чьи резервы уже практически исчерпаны. Остается единственный способ - развитие возможностей человека. Прежде всего интеллектуальных. Культурных, духовных. И здесь ресурсы неограниченны. Новые поколения технологий, новое качество личностей способно обеспечить экономический рост уже не на 6-7%, а на десятки процентов.
Кроме того существует огромный резерв роста традиционных отраслей. Таких как строительная, деревопереработка, машиностроение, легкая промышленность. Так, по моим оценкам, в результате привлечения внимания к строительству, прежде всего благодаря нацпроекту "Доступное жилье", рост строительной отрасли в 2007 году может превысить 25%. И это не единственный пример.
Когда мы говорим об особой позиции Партии социальной справедливости в вопросах экономического развития России, то имеем в виду в т.ч. и поиск новых, более эффективных способов развития экономики и общественной жизни.
На стадии перехода к стратегическому планированию, - как и прежде, - ключом к правильному пониманию выступает идея развития человека, его потенциала в качестве главной цели, и, одновременно, главного инструмента опережающего развития.
При этом роль государства становится критичной в эпоху глобализации. В этой книге я буду отстаивать ту точку зрения, что идеология (как система взаимосвязанных идей и способов их реализации) во многом предопределяет не только возможные результаты стратегического прогноза, но и выступает основой стратегического планирования, а, в конечном счете, является определяющим фактором всего хода развития событий и их конечным результатом. Можно утверждать, что в зависимости от того, какая политико-идеологическая задача ставится на будущее, во многом зависит результат стратегического прогноза, ибо эта же задача ставится в качестве цели для стратегического планирования. Прежде всего государства как важнейшего института общества. Как в известной пословице: "Как ты корабль назовешь, так он и поплывет".
Не случайно социологи в своих опросах особое внимание обращают на настроения и оценки будущих перспектив развития. Так, с 2001 года, например, они фиксируют устойчивый рост настроений социального оптимизма в стране, которые были на недопустимо низком, кризисном уровне в начале десятилетия. По декабрьским (2006 г.) оценкам Левада-центра, рубежным оказался период 2005-2006 годов: если в декабре 2005 г. число пессимистов и оптимистов сравнялось, то в декабре 2006 года оптимистов было 46%, а пессимистов - 28%. Та же картина наблюдается и с оценками перспектив развития России: если в 2005 году оптимистов и пессимистов было поровну - 39%, то в декабре 2006 года соотношение стало 42% к 30% в пользу оптимистов. При этом, что примечательно, по-прежнему только 18% опрошенных считают, что они хорошо понимают, куда движется страна и какие цели перед ней ставят нынешние руководители . Вопрос целеполагания для государства, планирование его деятельности отнюдь не отпал.
Действительно, в этом есть много как рационального, так и иррационального. Сегодня существует немало различных доказательств и практик того, что ясно формулированная цель и направленная воля на достижение этой цели приносят фантастические результаты. Одна из рекомендаций гласит: "...нужно устроить так, чтобы люди, думая о своем и занимаясь своими делами, действовали в ваших интересах. Для этого необходимо лишь проснуться, отвлечься от своих интересов и подумать об интересах других" .
В самом деле, правители государств, национальные лидеры часто ставили внешне невыполнимые задачи. Ставили ... и добивались их. В самой постановке таких задач национальными лидерами кроется не только идеологическая суть, но уже и вероятный результат, прогноз, и даже конкретная программа. Как гласит одно из правил бизнеса, "Кто не мечтает о невозможном - не добьется и самого малого...". Вот почему любая амбициозная позитивная национальная идея (если, конечно, она соответствует общественным потребностям) лучше, чем ее отсутствие, либо "скромные" амбиции. Тем справедливее это относится к деятельности государства, власти.
Справедливо и другое утверждение: идеология во многом предопределяется стратегическим прогнозом, который так или иначе сложился в представлении правящей элиты страны. Так, "неизбежная победа" коммунизма в исторической перспективе предполагала в качестве следствия "единственно правильную" коммунистическую идеологию для современников. Мировая революция - как прогноз руководителей большевиков - требовал соответствующей ориентации не только внешней политики СССР, но и некоторое время являлось обоснованием для экономической политики страны.
И наоборот. Если бы не случилось событий 1914-1918 годов, эксперты оценивают иной результат развития России. Так, заместитель министра культуры и массовых коммуникаций Павел Пожигайло рассказал, что изучая данные о состоянии экономики и демографии в России перед Первой мировой войной, можно сделать однозначный вывод, что наша страна к 1945 году должна была завоевать доминирующие позиции в мировой экономике, а численность ее населения могла к этому времени достигнуть 450 млн. человек .
Сегодня это утверждение хорошо иллюстрируют многочисленные и вполне успешные попытки стратегического прогнозирования в экономике и финансах, сделанные крупнейшими международными институтами Так, по оценкам экспертов Всемирного банка, объем мировой торговли вырастет более чем втрое к 2030 году, а доля торговли в мировом ВВП - с 25% до более 33% . По этим же оценкам, к 2035 году страны БРИКа обгонят шестерку ведущих государств по объему ВВП.
Справедливо, как уже говорилось, и обратное утверждение - стратегический прогноз во многом определяется существующей и доминирующей идеологией, как системой взглядов прежде всего на приоритеты развития. Еще раз повторю: "Как корабль назовешь, так он и поплывет". Это известное утверждение во многом верно. Во всяком случае стратегический прогноз предполагает, как правило, несколько вариантов, из которых правящая элита и народ выбирают для себя оптимальный. Так, некоторые политологи, прогнозируют, что "...предстоящие полтора десятилетия почти наверняка будут самыми трудными...в истории России. Речь идет о ее выживании как самостоятельного общества и государства...". При этом исходят из закономерностей цикличности развития, "резонансов", когда "наиболее критическим для России будет период 2013-2017 годов" . В данном случае теория "резонансов", а, точнее, - идеология цикличности в истории, предопределяет результаты стратегического прогноза.
Сказанное в полной мере справедливо и для сегодняшнего "прикладных идеологий", в частности, Минфина, с помощью которых прогнозируются, например, темпы инфляции. Так, "идеология А.Кудрина" предполагает, что лучшее средство борьбы с инфляцией это снижение расходов. Между тем, справедливо считается, что его прогнозы основываются на законах вымышленного, как полагают некоторые эксперты, мира: "... кудринские теории борьбы с инфляцией весьма эффектно опровергаются жизнью. В октябре инфляция достигла самого низкого значения за всю историю российского капитализма - 4,7% в годовом выражении. И это произошло не за счет ужесточения денежной политики, а, напротив, при чрезвычайно быстром расширении денежного обращения: с мая прошлого года реальный прирост держится на уровне 40% годовых" . И, наоборот, в октябре 2007 года был отмечен всплеск инфляции.
Другими словами, идеология (или "кудринские теории") лежит в основе прогноза инфляции, который, заметим, никогда еще не оправдывался у Минфина за последние годы. Это означает, что прикладные идеологи ("теории") во многом не просто обесценивают результаты научного прогноза, но и делают его практически непригодным. Это же означает, что "правильная" идеология оказывается не только основой для прогноза, но и основой для получения практического результата.
Наконец, нельзя не сказать о PR, как системе не столько формирования связей с общественностью, сколько управлением ею. В определенном смысле технологии PR в настоящее время являются "прикладными" идеологиями, ориентированными на достижение практически любых результатов. Как в политике, так и в экономике. Как признался известный специалист в этой области Г.Мехлер, "...на сегодняшний день любое событие политического или экономического характера заранее готовится с помощью рафинированных методов PR". И далее: "...благодаря его шуточкам, интеллекту и способам реализации он может держать на коротком поводке все наше общество" .
Это необходимо иметь в виду для того, чтобы понимать, что как идеология, так и стратегический прогноз могут являться предметом манипуляций, одной из PR-технологий. Примеров не счесть, но гораздо труднее найти идеологическую концепцию или стратегический прогноз, которые бы находились не под влиянием PR-технологий.
Применительно к формирующейся идеологии и стратегии это имеет самое прямое отношение. С одной стороны, мы слишком сильно зависим от "авторитетных" западных прогнозов и концепций, а, с другой, сами не используем PR-технологии для формирования собственных прогнозов и идеологических концепций.
Простой пример. Любые прогнозы Правительства РФ, даже краткосрочные (за исключением темпов инфляции) заведомо занижены. Иногда на недопустимые показатели. И все об этом знают, включая Президента. Здесь, как мы видим, заранее задается очевидно заниженная планка, которая сравнительно легко выполняется. Но не только. Эти прогнозы свидетельствуют об отсутствии ясных приоритетов, встроенных в идеологию, которые бы подкреплялись инструментами PR. Т.е. мы сами, собственными руками, отказываемся от использования эффективных методов финансово-экономического и политического развития, прибегая к ним лишь от случая к случаю по мере тактической необходимости.
Надо понимать, что выстраивая собственный стратегический прогноз, мы одновременно противодействуем навязываемым нам извне стратегическим прогнозам, которые на деле являются всего лишь частными PR-технологиями.

Алексей Подберезкин - Лидер политической партии "Партия социальной справедливости"

22 октября 2007 года.
www.nasledie.ru



Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован