07 ноября 2007
3811

Алексей Подберезкин: `ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛЪ`. Интеллектуально-духовный этап развития России - специфика момента

"Я не могу себе представить настоящего ученого, который не обладал бы глубокой верой. Это можно выразить и так: нельзя верить в безбожную науку", "безбожная наука хромает".

А.Эйнштейн


"История - это не наука о прошлом, а наука об историческом процессе".

Г.Кваша



Строительство общества и государства принципиально отличается от архитектуры: общество, его элита не только должны знать, какое общество и государство они хотят иметь в будущем, но и какие внешние факторы будут влиять на их реализацию, каковы основные долгосрочные тенденции мирового развития. Даже генеральные планы городов, формирующиеся с перспективой на 25-50 лет, учитывают общие тенденции градостроительства, уровень развития инфраструктуры, потребности страны и т.д. Что же говорить о государстве?

Формирование новой идеологии и стратегии развития предполагает понимание ключевых особенностей и специфики будущего тапа мирового развития. Идеологическая модель будущего страны должна, таким образом, пусть в общих чертах, отражать понимание элитой не только национальных интересов и потребности в ресурсах, но и тех объективных процессов, которые происходят в мире. Интересов и процессов, которые по сути своей объективны. Но вот адекватное восприятие этих национальных интересов и происходящих процессов у элиты - отнюдь не объективное. Более того, оно может лишь в какой-то - большей или меньшей - части соответствовать действительным национальным интересам именно из-за адекватного понимания того, куда движется человечество.

В зависимости от качества элиты такое соответствие может быть более или менее полным, либо не отражать существующие реалии. Ошибки в оценке мировых реалий - самые тяжелые и трудноисправимые. Так, "миротворчество" Чемберлена стало одной из причин не только его отставки, но и Второй мировой войны. Неадекватность советского руководства закончилась крахом не только СССР, но и мировой социалистической системы. Гегемонизм США стал результатом поражения во Вьетнаме и многочисленных военных авантюр.

Другой, более близкий и российский пример. Летом 2007 года 10 академиков обратились к В.Путину с письмом "Политика РПЦ МП: консолидация или развал страны", которое вызвало бурную дискуссию в обществе. Не обсуждая здесь основных идей и хода дискуссии, следует, однако, заметить, что их главным требованием было дистанцировать образование от религии.

На мой взгляд, это выступление академиков находится в абсолютном диссонансе с основной тенденцией развития современного общества - его перехода на более высокую нравственно-духовную и культурную стадию развития. Непонимание этого сродни непониманию того, какие основные движущие силы общественного и экономического развития будут решающими в ближайшие годы. Это непонимание сродни непониманию роли информатики и технологий в последней четверти ХХ века. Это уже не спор между верующими и агностиками, а попытка повлиять с целью неверного выбора. Как справедливо заметил А.Привалов, "не все в жизни охватывается наукой (нобелеат Фейнман, начиная свои знаменитые лекции по физике, с удовольствием заметим, что любовь - не наука), а школа - не вестибюль лаборатории, а ворота в жизнь".

Сегодня особенно важно - с точки зрения идеологии и выбора будущей стратегии - адекватное восприятие будущего этапа в развитии человечества. Объективные мировые тенденции и процессы развития человечества, таким образом, влияют на формирование не только национальных интересов, но и будущих условий развития. Если элита это вполне адекватно осознает, способна прогнозировать, то и будущий образ страны, общества будет вполне объективно соответствовать ведущим мировым тенденциям. Так, если будущая мировая экономика и общественное устройство будут зависеть, прежде всего, от качества человеческого потенциала, то и идеологическая модель развития, естественно, должна прежде всего основываться на этом факторе. Естественно с разной национальной спецификой. Как, например, в Китае и Норвегии.

Кроме того, при принятии политических решений, имеющих стратегическое значение (т.е. направленных в будущее на десятилетия), крайне важно определиться адекватно на каком этапе развития общества, экономики и государства мы сегодня находимся. Еще важнее - знать, где мы хотим находиться именно при развитии этих объективных процессов. Ибо на каждом из этапов развития есть свои базовые факторы, узловые точки, которые и определяют ход объективных процессов в развитии общества и государства.

Я, например, считаю, что в ХХ веке человечество уже прошло две основные фазы в своем развитии: индустриально-промышленную (которая исчерпала себя ко второй половине 80-х годов) и информационно-технологическую (которая уже завершается в развитых странах в первом десятилетии XXI века). Ныне можно наблюдать признаки того, что в недрах информационного общества формируется новая, третья фаза - интеллектуально-духовная - развития общества, экономики и государства. Сейчас, наверное, трудно наверняка сказать, каким будет это общество, экономика и государство. Ясно одно: оно будет еще больше отличаться от предыдущих стадий развития человечества, чем, например, информационное общество начала XXI века от индустриального - 30-х годов XX века.


Три фазы развития современного общества и место отдельных государств
(см. Приложение Рис.1)


Страны, способные опережающими темпами пройти путь развития, вступив в культурно-духовную стадию: Индия, Китай и потенциально Россия

Эти оценки имеют мало общего с макроэкономическими показателями, включая душевой ВВП, хотя и учитывают их. Главное - способность синтезировать традицию и новейшие достижения НТР, "использовать" глобализацию, накопленный уровень культуры и духовности, а также потенциал роста человеческого капитала.

Для лиц, принимающих стратегические решения сегодня, в 2007-2008 годах, осознание неизбежного наступления этого этапа уже в недалеком будущем имеет важнейшее значение. Ведь эти управленческие решения будут реализованы уже в новых общественных и экономических условиях. Будь то решения о развитии энергосистемы страны, какого-то региона или стратегических наступательных вооружений, которые полностью будут реализованы в 2020-2030 годах, либо любые иные стратегические решения. Важно понимать, что в те годы мировая экономика и общество будут находиться на принципиально иной стадии развития, когда решающими будут принципиально иные факторы. Предположить, спрогнозировать эти факторы становится принципиально важно потому, что сегодня в России стремительно растет количество отраслевых, региональных, корпоративных и иных стратегических концепций, которые не увязаны друг с другом в единую стратегию развития.

Так, например, в 2007 году в России стала остро ощущаться нехватка мощностей практически во всех отраслях промышленности. При том, что кадровый голод стал острым еще в 2006 году. Запас мощностей, который до недавнего времени создавал "запас свободного хода", объясняемый восстановительным периодом, - оказался к началу 2007 года исчерпанным.


(см. Приложение Таб.1)


Таким образом, острейшим образом встал вопрос об инвестициях, без которых российская промышленность перестанет быть конкурентоспособной. Это - общепризнанный и известный факт, о котором достаточно много говорят. Но на эту проблему необходимо смотреть и с другой точки зрения, о чем говорят значительно реже: в какие отрасли необходимы инвестиции прежде всего?

Существующий подход пока дает однозначный и неправильный ответ - прежде всего в существующие традиционные обрабатывающие отрасли: машиностроение, строительную, пищевую и т.д. На мой взгляд, если смотреть дальше, хотя бы на 5-10 лет вперед, то инвестиции в приоритетном порядке должен вкладываться в новейшие и формирующиеся отрасли, которые пока еще не играют ключевой роли, но обязательно будут определять будущее лицо экономики и общества. Это отрасли, связанные с культурно-духовным этапом в развитии человечества, - образование, культура, наука, духовность.

В истории уже были примеры того, когда строились мощности вдалеке от источников сырья и энергии, когда потребности многократно (как оказывалось) превосходили прогнозировавшиеся объемы, когда создавались города в тех местах, где вымирало население и прекращалась экономическая деятельность. Именно поэтому сегодня надо понимать, что единая стратегическая концепция включает не только экономические, но и социальные и иные показатели. А, главное, - должна объективно отражать особенности и потребности будущего этапа развития человечества. Этапа, который наступит через 15-25 лет.

Прежде всего, речь идет об изменениях в возможностях человека, которые произойдут благодаря развитию технологий и духовных, а также психофизических возможностей. Индивидуум, проживающий в новом обществе, будет другим. Если за последние 3000-4000 лет человек, его возможности изменились мало (за исключением информвооруженности, его интеллектуальные, духовные и физические способности выросли незначительно), то на новой стадии развития он будет обладать иными, даже качественно иными, способностями. Так, вера, например, как считают некоторые эксперты, "становится одной из способностей человека - наряду с разумом". Синтез накопленных знаний и веры может дать совершенно необычный, синтезированный эффект, который качественно будет превосходить способности человека конца ХХ века. Даже вооруженного суперкомпьютером.

Соответственно и общество, и нация, и государство, которые объединят новые личности, будут качественно отличаться от предыдущих. Насколько? В разы или на порядки? Мы пока еще не знаем, но уже можем предполагать, что такие общества могут стать качественно новой цивилизацией. Она будет отличаться от существующей также, как люди ХХ века от неандертальцев.

Соответственно, уже сегодня начинается процесс переоценки в системе ценностей, возможностей человека и факторов развития. Если на прежних этапах развития решающим фактором была промышленность, а затем технология, то ныне уже очевидно: им будет сам человек, развитие его возможностей, прежде всего творческих, креативных, а также возросшее значение факторов духовности и нравственности. И это важно увидеть сейчас. И не ошибиться, как в 90-е годы, создавая - сознательно, с помощью элиты и остатков государства - безнравственное и бездуховное общество. Как справедливо отметил владыка Кирилл, выступая на XI Всемирном русском народном соборе 7 марта 2007 года, "Да, Россия нуждается в модернизации. Но реформы 90-х годов и до сих пор идущие в их русле государственные мероприятия дали отрицательный опыт модернизационных усилий. Для очередного раунда совсем не подходит тупая вестернизация России".

Понятно, что полученная коррупция, беспрецедентная социальная несправедливость, нищета - прямые результаты безнравственных решений 90-х годов. Но, что важно подчеркнуть, эти решения идут вразрез с мировыми тенденциями развития. И не только социальными, но и экономическими, и политическими. Россия на время "выпала" из стремительно набирающей силу тенденции переориентации общества, государства и экономика в сторону Человека, развития его потенциала. Это оказалось не просто безнравственно, но и политически, и экономически ошибочно.

Более того, безнравственная политика 90-х годов привела к явлению, последствия которого для нации и ее генофонда еще не исследованы: психологическому шоку, когда в той или иной степени все население подверглось жесточайшему внешнему воздействию. Воздействию, последствия которого сегодня сродни посттравматическому шоку. Массовые психические и иные заболевания, самоубийства, эскапизм, десоциализация, наркомания, алкоголизм - все эти последствия приобрели для России характер эпидемии.

Появившиеся в 2005-2007 годы симптомы "возвращения в мэйнстрим", в особенности в связи с приоритетными национальными проектами, - признак того, что российская элита осознала ошибочность прежнего курса. Не случайно, что в 2007 году В.Путин, Д.Медведев и другие политики неоднократно возвращались к теме духовности и нравственности, огромного значения воспитания в жизни общества, семейных ценностей.

Думается, при всей важности экономических и финансовых составляющих, доминировавших в ХХ веке на предыдущих двух этапах развития современной цивилизации, социальный фактор, в т.ч. социальной справедливости, будет играть решающую роль. Общество, состоящее преимущественно из творческих и духовных личностей, не сможет удовлетвориться прежними социальными отношениями и уровнем управления, включая отношение власти и граждан. Это подтверждают и данные соцопросов: "Что бы кто ни говорил о падении нравов в современной России, у значительной части нашего общества есть представление о том, что для него является недопустимым, - заявил директор по коммуникациям ВЦИОМа Игорь Эйдман. - Есть и понимание того, что только государство обладает необходимым рычагами воздействия на тех, кто нарушает общепринятые запреты и позволяет себе недопустимое. А недопустимым подавляющее большинство россиян (от 70 до 90%) называют детскую беспризорность по вине родителей, пьянство и наркоманию, проституцию и жестокое обращение с животными, а также обогащение одних за счет других. Со всем этим властям предлагается покончить в первую очередь. И это действительно серьезно". Значит даже в нынешних российских условиях фактор нравственности и духовности остается важнейшей ценностной категорией.

Эти рассуждения уже сегодня имеют вполне конкретное и прикладное экономическое значение: Россия, которая стремительно наверстывает экономическое отставание, вынуждена проходить как завершающую стадию индустриализации, так и ускоренно пройти технологический этап, который развитые страны прошли за последние десятилетия. Важно, однако, иметь в виду, что такое "наверстывание прошлого" должно идти, как минимум, параллельно с вхождением в новый этап развития цивилизации. В противном случае мы будем обречены все время догонять лидеров.

Алексей Подберезкин - Лидер политической партии "Партия социальной справедливости".

07 ноября 2007 года.
www.nasledie.ru


Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован