15 ноября 2007
3776

Ловкость книг

В России - небывалый предвыборный бум политической литературы. Лидеры партий в погоне за рейтингом издают труды собственного сочинения. Политтехнологи видят в книгоиздании простую и эффективную технологию агитации. Сегодня она приобретает особое значение: все виды партийной печатной продукции жестко контролируются законодательством.

В ожидании скандала

Особый интерес вызывает писательская активность фигур, непосредственно участвующих в избирательной кампании, - их книги формируют мнение избирателя и косвенным образом участвуют в агитации. Вдали от литературных баталий не удается держаться даже "системным" партиям. Как известно, "Справедливая Россия" попыталась было включить в первую тройку своего избирательного списка известного прозаика Сергея Шаргунова, книги которого грозили привести к череде предвыборных скандалов. Лидер молодежного движения "УРА!" ненадолго задержался в большой политике - эсэры заменили писателя гораздо менее яркой фигурой, но изначальная задумка партии говорит о многом. Депутат Госдумы Александр Лебедев, примкнувший к партии Миронова, аккурат к выборам написал книгу "Лицемэр", в которой раскритиковал деятельность столичного градоначальника. Правда, вскоре и он выбыл из парламентской гонки.

Партия власти не устраивает шумных презентаций своих литературных трудов, но и в стороне не остается от последних веяний в этой сфере. Скромно и буднично, словно нечто второстепенное, прошло представление книги "Дума: Россия, которую мы выбираем" одного из руководителей "Единой России" Олега Морозова. Не было особого шума вокруг опуса "Сквозь льды и штормы" другого маститого единоросса Артура Чилингарова. В книжных магазинах следы этих книг обнаружить не удалось. Видимо, излишняя литературная популярность, как и политические дебаты в эфире, медведям не к лицу. Интересно, что последней книгой Владимира Путина, возглавившего список партии власти, остается труд по теории и практике дзюдо, написанный в соавторстве с его тренером и депутатом Госдумы Василием Шестаковым.

Политики старой закалки предпочли оставить читающего избирателя на голодном пайке. Глава ЛДПР Владимир Жириновский новыми скандальными творениями или переизданием старых не отметился. Лидер "Яблока" Григорий Явлинский выпустил в 2007 году огромный экономический фолиант, явно не рассчитанный на широкую публику. Зато вождь коммунистов Геннадий Зюганов тряхнул стариной. Невзрачная книга "Анекдоты от Зюганова" вызвала неожиданно резкую реакцию со стороны ФСБ. Представители спецслужб заметили, что в книге "некорректно" говорится о "Единой России", "Справедливой России" и Владимире Путине. Скандал стал настоящим подарком для политтехнологов КПРФ, которые сделали его элементом предвыборной кампании.

Владеющие пером политические аутсайдеры, в свою очередь, имеют неплохой шанс подзаработать на волне избирательной кампании. Пожалуй, больше других преуспела на литературном поприще известный в прошлом деятель СПС Ирина Хакамада. Вслед за книгой "Sex в большой политике" она выпустила очередное творение с подзаголовком "История одного политического самоубийства". Экс-председатель "Родины" Сергей Глазьев опубликовал труд под названием "Я просто выполняю свой долг", поддержав почин коллеги Дмитрия Рогозина, не так давно подарившего поклонникам своего "Врага народа".

Феминизм - страшная сила

Активны на литературном поприще представители других политических структур. Известная писательница-феминистка Мария Арбатова, возглавившая московский список Партии социальной справедливости, выпустила книгу "Как я пыталась честно попасть в Думу". Сам лидер ПСС Алексей Подберезкин на эту пятницу назначил масштабную презентацию своей книги "Человеческий капиталъ", куда приглашены сливки отечественного политбомонда - от директора Института политических исследований Серея Маркова до президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского. Адвокат и лидер "Гражданской силы" Михаил Барщевский переиздал произведение, далекое от политики, но с говорящим названием - "Командовать парадом буду я!". Однако, как выяснилось, самые пишущие лидеры - у партии СПС. Не только потому, что в тройку правых вошла известный литературовед Мариэтта Чудакова. Еще в начале сентября самарская прокуратура добилась демонтажа билбордов, изображавших лидера СПС Никиту Белых и его книгу "Достройка капитализма". Оппоненты правых сочли подобную рекламу предвыборным трюком. В каком-то смысле так оно и было - указанную книгу невозможно купить в книжных магазинах Москвы, хотя, судя по скудной информации в интернете, ее презентация где-то имела место.

Настоящим рекордсменом по числу скандалов стала книга второго номера СПС Бориса Немцова с броским подзаголовком "Политика без бл..дства". В суд на автора подали сразу Жириновский и журналист Сергей Доренко, которых не устроила трактовка некоторых событий, изложенных в книге. В ответ Немцов гордо заявил, что его произведение бьет продажи "Гарри Поттера". Учитывая, сколько препятствий возникло у СПС при распространении привычной агитационной продукции, книга может стать бесценным подспорьем для агитаторов правых.

Впрочем, пока тиражи "предвыборной" литературы остаются небольшими, она не может соревноваться с другими видами агитации. Тираж последней книги Хакамады составил 30 тыс. экземпляров. Произведение Немцова разошлось тиражом в 25 тыс. На звание политического бестселлера всерьез претендует разве что "Нефть" - книга экс-руководителя пресс-службы Бориса Ельцина Марины Юденич, выпущенная 100-тысячным тиражом. Правда, в этом случае куда важнее "конъюнктурный" элемент произведения - в заключительном интервью автор желает читателям "стабильности, исполнения "Плана Путина". Известно также, что Юденич входит в число прозаиков, высказавшихся в поддержку президента на сайте "За Путина".

Книга как повод

Центризбирком, который бдительно следит за соблюдением законодательства при распространении агитационных материалов, к литературному творчеству политиков относится либерально. Руководитель Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИКе Александр Иванченко сообщил "НГ", что регламентации выхода книг нет, поскольку они, как правило, издаются до начала избирательной кампании. "Запрещать кандидатам в депутаты заниматься творческой деятельностью никто не вправе, - заметил эксперт. - Главное, чтобы в этих произведениях не содержалось прямых призывов голосовать "за" или "против" некоторой партии".

По мнению политолога Марата Гельмана, издание книг - это простая и достаточно эффективная технология. Когда она только появилась, с помощью книг обходили закон о рекламе. Название книги и ее обложка делались таким образом, что уже являлись агитационным материалом. Сама книга, подчеркнул эксперт в разговоре с корреспондентом "НГ", агитационным материалом не является, но вокруг нее через скандалы, презентации и обсуждения можно создать набор агитационных событий. "Сегодня, когда идет жесткая борьба за информационное пространство, выход книги, ее презентации - это интересный и долгоиграющий информационный повод, - соглашается руководитель Аналитического департамента ЦКТ "PRопаганда" Ирина Цурина. - Книги не подлежат ограничениям избирательного законодательства, но фактически являются агитационной литературой, и грех не воспользоваться таким инструментом. Во время кампании любое обещание политика воспринимается как подкуп избирателя, а критика оппонентов - как клевета. Однако с помощью книги эти затруднения можно обойти".

Игорь Романов.

Опубликовано в Независимой Газете от 15.11.2007
http://www.ng.ru/2007-11-15/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован