18 июня 2003
2642

Братск и Чуна станут ближе друг к другу

Если на карте области соединить тремя отрезками точки, обозначающие Тайшет, Чуну и Братск, получится своего рода геометрическая дельта. Одна из ее сторон короткая - это будущая автодорога, две другие более протяженные, углом соединяются в дорогу, которая существует сегодня от нашего города через Чуну до Тайшета. О том, какое народнохозяйственное значение имеет эта дорога сегодня, в стремительный век колес и капитала, понятно каждому. Все грузы для северных районов Иркутской области, Якутии и Магадана, проделав большой путь с запада России, "колесят" еще 280 километров на территории нашей области от Тайшета до Тулунского поворота на северную ветку. Чуть более ста километров дороги на этом отрезке к тому же имеют гравийное покрытие. В общем, путь долгий, нелегкий и затратный. Экономисты-автомобилисты выводят миллионные суммы стоимости тонно-километров. А если учесть, что с каждым годом количество грузов растет, то можно представить, сколько денег "вылетает" через выхлопные трубы КаМАЗов, МАЗов и других различных марок авторефрижераторов, просто грузовиков и легковушек. Сэкономить народные деньги можно спрямлением дорожного крюка в 280 километров и выведением сквозной дороги, минуя Тулун, до Тайшета через Чуну. Пусть не самой лучшей категории, но более короткой и экономичной. Ужеподсчитано, что срок окупаемости затрат на строительство дороги меньше года. В социалистические времена, в самом начале 80-х годов прошлого века, такая работа начиналась. Но вскоре приключился политический отрезок перестройки, ему на смену пришли экономические реформы, потом Союз "зашатало". Так из 249 километров новой дороги Тайшет-Чуна-Братск и остались недостроенными два участка общей сложностью 65 километров. И оба они в Чунском районе. Это 31 километр от Захаровки до Сосновки, где возведено только земляное полотно без покрытия, и самый сложный участок в 34 километра: от Сосновки до Огневки, где дороги вообще нет никакой. А если есть выпадающие звенья, значит, не работает дорога в целом. Дорога, которую ждут, которая всем нужна. В 1997 году главы нескольких городов и районов области: Братского, Чунского, Нижне-Илимского, Усть-Илимского и руководство тогда еще Братского дорожно-эксплуатационного предприятия обратились в адрес губернатора области, Законодательного собрания, депутата Государственной думы В. Шубы и облдоруправления с просьбой решить вопрос достройки дороги. Межрайонная дорожная инспекция подкрепила это обращение расчетами эффективности капитальных вложений в строительство дороги. Расчеты были более чем убедительны, но, естественно, встал вопрос финансирования. В один момент под это дело реально "выплывал" даже супервыгодный кредит всемирного банка, но кто-то чего-то недоработал и возможность была упущена. Однако проектирование недостающих участков уже было начато.

Когда в 1999 году ГипродорНИИ сделал все необходимое, вопрос финансирования встал уже острее. Решено было его источником рассматривать федеральный бюджет. И к работе подключился депутат Государственной думы Виталий Борисович Шуба. К тому времени в активе депутата, давно и плодотворно работающего в высших кругах законодательной власти страны, был накоплен колоссальный опыт защиты своего региона, в том числе и в части развития дорожного строительства. В 2001 году В. Шуба начал переговоры в Росавтодоре, Министерстве финансов России о необходимости начала работ на первой стадии строительства дороги Тайшет-Чуна-Братск. И в федеральном бюджете на 2002 год ему удалось "пробить" 50 млн. и таким образом "поднять первый камень" на новой дороге. Далее нужно было определяться с генеральным подрядчиком, т. е. строителем этой дороги. В марте 2002 года в дирекции по строительству и эксплуатации дорог Иркутской области состоялся тендер на проведение работ. Порядка десяти серьезных дорожных строительных организаций различных форм собственности, в числе которых "Лесстрой", АО "Труд", "ЛенаБАМстрой" и другие, готовы были взяться за строительство участка 174-195 км этой дороги. Главное требование к претендентам заключалось в сокращении сроков и удешевлении стоимости работ. В результате подрядных торгов победило ОГУП "Дорожная служба Иркутской области". С ней и был подписан контракт, по которому генподрядчик обязуется завершить строительство и сдать в эксплуатацию данный участок к июню 2005 года, т. е. на 30 месяцев раньше проектных сроков. Стоимость проекта удалось удешевить с 240 до 208 млн. рублей. С апреля того же 2002 года работы были развернуты. Выполняет их Братский филиал дорожной службы Иркутской области под руководством В. Скубаева. Начали за поселком Турма в Братском районе, сегодня уже зашли в Чунский. 23 июля госкомиссия примет уже первые 7,3 км дороги 4-й категории с шестиметровой по ширине проезжей частью. Сегодня там делается водоотвод, убираются порубочные остатки, устанавливается ограждение на участках с высокими насыпями. Дальше от Тореи начнется самое трудное, поскольку впереди - таежный тупик. Да еще какой: сплошные болота и непролазная чаща. В прошлом году там подготовили просеку, разбили в Огневке вахтовый поселок. Зимой готовили материалы, технику, на собственной дробильной установке запаслись 19,0 тыс. куб. м фракционного щебня для отсыпки верхнего покрытия дороги. Все делается здесь силами филиала, без привлечения субподрядчиков. Работают беспрерывно две вахты по 45 человек. Рабочий день там с 8 утра до 21 часа. Задействованы пять экскаваторов, два тяжелых бульдозера и шесть Т-170. Нынче предстоит на следующем участке в 8,2 км освоить 65 млн. рублей с тем, чтобы сдать его в октябре 2004. Депутат В. Шуба подтвердил, что эти деньги будут вовремя и в полном объеме. Уже в апреле из Москвы пришли первые 11,5 млн., майский платеж был на миллион выше. Правда, из 65 млн. 25 заберут мостостроители 106-го мостоотряда. На участке две водные преграды в виде речки Крестовка и ручья Мокрый. У дорожных строителей свои задачи, много времени займет раскорчевка. Сложный рельеф и особый характер почвы требуют много материала. Сегодня только земли завезено свыше 320 тысяч кубов. Но, по словам В. Скубаева, Братский филиал справится четко. Есть опыт работ, есть желание трудиться, есть профессиональная честь и ответственность за грамотно освоенные средства, которые добываются в Москве усилиями депутата Виталия Шубы. "Но главное, - говорит Виктор Николаевич Скубаев, - есть осознание, что делаем большое дело для людей. Они ведь ждут. Слух о строительстве дороги уже пошел, и к месту наших работ на этой дороге уже подъезжают груженые машины в надежде, что проезд готов. Пока этим скорым автомобилистам приходится разворачивать свои рефрижераторы и выезжать на тулунское направление. Но все меньше и меньше времени остается до того дня, когда мы победим тайгу и проложим участок, который на сотни километров приблизит друг к другу две территории нашей области - Братск и Чунский район".



"Знамя", Братск
Алла ТИРСКИХ
18.06.2003
http://www.vshuba.ru/asp/qa.asp?noparma=ziwk&gid=29.2
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован