04 декабря 2007
3669

Алексей Подберезкин: `ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛЪ`. З а к л ю ч е н и е


Анализ современных глобальных процессов и развития идеологии в России в 2005-2007 годах позволяет нам сделать некоторые выводы:

1. Констатируя острую потребность современного российского общества в общенациональной системе идей и ценностей, необходимо признать, что российская элита в очередной раз осознает с опозданием реалии мирового развития в эпоху глобализации. Она еще только находится в стадии концептуальных раздумий, осмысливая завершающийся период стабилизации, робко признавая уже устоявшиеся, даже банальные для развитых стран закономерности развития информационного общества. Этот процесс осознания существенно ускорился в 2006 году, более того, сопровождался попытками исполнительной власти внедрить практические решения, которые, однако, не отличались последовательностью и системностью.

Вместе с тем нельзя не видеть, что в 2005-2006 годах процесс адаптации российской элиты значительно ускорился, перешел в иное качество, когда вслед за признанием реалий развития информационного общества предпринимались попытки реализации некоторых идей и концепций. Все вместе это говорит в пользу того, что в начале 2007 года российская элита вплотную стала перед выбором пути развития общества, страны и экономики, который неизбежно последует в ближайшее время.

Специфика этой ситуации объясняется прежде всего завершением к концу 2006 года процесса стабилизации - политической, финансовой, экономической, - а также появлением острой практической потребности выбора стратегии развития, определения ясных целей и приоритетов, разработки концепции стратегического планирования уже не для отдельных областей и отраслей, а всей страны. Естественно, на базе новой идеологии опережающего развития.

Это запаздывание грозит России еще большим отставанием в разработке наиболее эффективных методов развития. Что хорошо видно на примере непоследовательности действий российской элиты в последние годы. Отсутствие стратегии развития, и, как первопричины, общенациональной идеологии неизбежно будет негативно сказываться на темпах развития, эффективности принятия частных политических и социально-экономических решений. То, что было допустимо в период стабилизации, когда элита и общество были вынуждены действовать в режиме ответной реакции, абсолютно недопустимо при переходе к периоду ускоренного развития, когда любые, даже незначительные ошибки в выборе конечной цели могут привести к значительному общему отклонению от оптимального курса. Правильный, эффективный стратегический курс может основываться только на сложившейся идеологии, как системы идей и приоритетов.

2. Человечество стоит на пороге принципиально нового этапа в своем развитии. Современная история развитых государств прошла две стадии - промышленно-индустриальную (первые две трети ХХ века) и информационно-технологическую, которая завершится в ближайшие годы. По некоторым оценкам через 7-15 лет. Третья стадия развития цивилизации, которая будет определять будущее передовых государств, может быть названа общекультурной или интеллектуально-духовной, когда качественные характеристики будут играть решающую роль. Идеология на этом этапе, в т.ч. ее крайние формы будут играть возросшую роль: резко усилившееся значение человеческого потенциала, общественных институтов и средств массовых коммуникаций приведут к тому, что произойдет интеграция интеллекта, культуры и духовной жизни в единый фактор, который в решающей степени будет определять политическую и экономическую жизнь развитых государств.

Именно сегодня закладываются основы этого этапа в развитии человечества, когда будущий переход к его качественно новому состоянию станет возможным только для тех государств и наций, которые уже сегодня заложили его фундамент. Это означает, что если в среднесрочной перспективе России не удастся компенсировать отставание (пока еще измеряемое количественными характеристиками), то в будущем она и другие государства могут остаться за пределами новой цивилизации. Обосновать такое опережающее развитие должна новая идеология, которая, на наш взгляд, может быть сформулирована как идеология социального консерватизма.

3. В начале XXI века развитые государства - лидеры глобализации фактически стали информационным обществом, а их экономика превратилась преимущественно в экономику знаний. Развитие этих тенденций приведет в ближайшие 10-15 лет к созданию общества и экономики, состояние которых будет определяться степенью развития интеллектуального и нравственного потенциалов, своих ценностей, способностью предложить человечеству "свою" историю и "свои" приоритеты. Также как и "свою" культуру. Этим будет определяться в основном мощь и конкурентоспособность государства. Уровень развития будет определяться не только и даже не столько объемом информацией и скоростью ее обработки и передачи как сегодня, а новым ее качеством, например, искусственным интеллектом, новыми источниками энергии, новыми материалами, а главное, - новой общественной организацией. Возникнет новое качество знания и культуры, новые ценности, которые радикально изменят роль человека в жизни общества, экономике государств.

4. На этой стадии развития масштабы национального богатства, объем ВВП страны, структура экономики, внешнеторговый баланс и прочие макроэкономические показатели в решающей степени будут определяться интеллектуальным, культурным и духовным потенциалом нации, как суммы объединенных потенциалов личностей. Природные ресурсы, промышленные и аграрные сектора экономики, накопленные золотовалютные резервы и прочие составляющие будут представлять постоянно уменьшающуюся, все менее значимую часть национального богатства, которая к 2020 году может составить менее 10 процентов всего национального богатства развитых стран. Иными словами, интеллектуально-духовная составляющая станет решающей в национальном богатстве, важнейшим показателем государственной мощи (включая военную) и уровня развития общества.

Совокупный потенциал личности будет представлять собой не просто арифметическое сложение его составляющих. Между ними будет существовать сложная взаимосвязь. Так, на новой стадии развития общества потенциал личности будет во многом определяться уже не только интеллектуальными и социально-экономическими факторами, как сегодня, но и духовными и психическими составляющими, так как ни физический, ни интеллектуальный потенциалы уже не смогут развиваться в отрыве от них.

5. Учитывая эти общие тенденции развития, важно точно определить, на какой стадии развития находится Россия по сравнению со странами-лидерами сегодня, в 2007 году. Приходится констатировать, что наша страна задержалась еще на индустриальной стадии развития, сделав только первые шаги на пути перехода к информационно-технологическому этапу. Таким образом, если развитые страны завершают информационно-технологическую стадию развития, то Россия по всем показателям еще только приближается к ней. Отставание, надо полагать, составляет не менее 10-15 лет. Дальнейшая задержка в развитии приведет к дальнейшему увеличению разрыва. Более того, его сокращение возможно только при условии развития опережающими темпами.

6. Если Россия не согласна мириться с ролью аутсайдера, то необходимо, во-первых, сформулировать такую общенациональную амбициозную задачу, а, во-вторых - разработать новую стратегию, принципиально пересмотрев существующую политику. Прежде всего, необходимо заглянуть "за горизонт", увидеть особенности перехода информационно-технологической стадии развития в интеллектуально-духовную и скорректировать приоритеты, а главное темпы развития страны уже сегодня, на стадии, когда приходится наверстывать отставание.

Необходимо исходить из признания простого факта: последовательно продвигаясь к информационному обществу (пока что, в действительности, только восстанавливая порушенное на индустриальном этапе), Россия (при нынешних темпах развития 6,5-7% ВВП в год), сможет по количественным, индустриальным показателям догнать аутсайдеров группы передовых государств лишь через 15-20 лет.

За это время государства - лидеры глобализации не только окончательно пройдут информационно-технологическую стадию, но и перейдут на качественно новый виток развития, когда вероятность их опережения станет проблематичной.

Именно поэтому необходимо как можно в более короткие сроки пересмотреть основные цели и приоритеты развития страны, связав их в единую систему идеологии ускоренного развития. Этот процесс, повторим, уже начался, но идет медленно. В частности, если мы соглашаемся с выводом о том, что главной целью развития государства, общества, экономики на новом этапе является человеческая личность, то и критерии должны быть выбраны соответствующие. Иными словами, речь идет о замене бюрократических функций государства на программно-целевые, где всегда, будь-то подготовка закона или принятие программы военной реформы, видна главная цель и критерий эффективности методов ее достижения - развитие потенциала личности (Именно так и происходит сегодня в странах-лидерах глобализации, где количество алкоголиков, наркоманов, больных сердечно-сосудистыми заболеваниями сократилось на десятки процентов, а количество студентов и пользователей Интернетом увеличилось во много раз). Сегодня эта идея реализуется в приоритетных национальных проектах (ПНП) уже доказывая на практике свою эффективность.

7. Решающее значение на информационно-технологической, и особенно на интеллектуально-духовной стадии развития, будет иметь качество национальной элиты, что будет выражаться, прежде всего, в повышении эффективности государственного и общественного управления - оперативности, профессионализме, адекватности и своевременности принимаемых решений. Представляется, что для России эта проблема делится на следующие составляющие:

- во-первых, стимулирование властью создания действенных институтов гражданского общества, в т.ч. повышение дееспособности политических партий, общественных организаций, творческих союзов - всех форм, способствующих развитию совокупного потенциала личности. Кроме этого, огромное значение приобретает совершенствования действительно независимых ветвей власти, особенно законодательной и судебной, а также СМИ;

- во-вторых, особое значение для России приобретает развитие институтов местного самоуправления, превращения их в фактор экономического и социального катализатора развития экономики, общества и государства;

- в-третьих, развитие страны невозможно без сознательной подготовки - обучения и воспитания новой российской элиты с базовыми качествами - профессионализмом, ответственностью, способностью к стратегическому прогнозу и оценке последствий принимаемых решений.

8. Подтверждение находит общая тенденция роста значения гуманитарных наук, образования, культуры и религии в жизни России и человечества в ХХI веке. Из описательных или идеологических инструментов общества наука и вера стремительно превращаются в решающие факторы его развития. Более того, есть основания полагать, что при переходе к интеллектуально-духовной стадии развития ведущих государств, эти факторы станут критически влиятельными.

Стремительное увеличение доли интеллектуального и духовного потенциала в совокупном национальном богатстве России уже через 15-20 лет приведет к тому, что этот потенциал, как и в развитых странах сегодня, станет основным фактором развития экономики, общества и государства. Это необходимо не только учитывать сегодня. Это должно быть осознанной ставкой в развитии страны, ее идеологическим и экономическим приоритетом.

Важно добавить, что культурно-духовный потенциал России не только ее важное конкурентное преимущество по сравнению со многими странами, ее историческая традиция, но и условие выживания. "...вся наша история, - пишет митрополит Кирилл, - отмечена борьбою не только за сохранение политической самостоятельности, свободы и независимости страны, но и за сохранение нормы веры и связанного с нею образа жизни".

Это, - подчеркнем, объективное и обязательное условие и фактор развития на новом этапе глобализации, игнорирование который не просто ослабит, но разрушит Россию, приведет к потере ею национальной идентичности, а, в конечном счете, исчезновению государства и нации.

Сегодня эти факторы в полной мере в России не используются, как, впрочем, и идеологический потенциал России, они остаются мощным ресурсом развития. Достаточно сказать, что накопленный научный потенциал СССР оценивается в сотни миллиардов, даже триллионы долларов. С учетом потерь последних 15 лет - это огромная сумма, которой измеряются накопленные и сохраненные знания и технологии.

То же самое можно сказать и о фантастическом богатстве культурного и духовного потенциала нации. Нигде в мире нет такого богатого культурного наследия. Это надо конечно же знать и не только изучать, но, главное, - научиться использовать на новом историческом витке развития. Тогда это огромное богатство даст более мощный импульс развитию, чем многократное увеличение добычи сырья и природных ресурсов страны.

9. В условиях перехода к новому состоянию общества и экономики, усилению роли и значения эффективности политического руководства, особое значение приобретает научное предвидение и прогнозирование, особенно стратегический прогноз. Цена ошибки - в политике или экономике России - хорошо известна. Это развал СССР, ОВД, СЭВа, промышленности, приватизации, монетизации и т.д.

В основе успешного стратегического прогноза и стратегического планирования находится идеология, как система взаимосвязанных приоритетов, целей, концепций и идей, а также мер по их достижению - конкретных стратегий, приемов и правил.

"Отказ от идеологии" в 80-е годы привел к отказу от системы идей и правил, норм и стратегий, что, в свою очередь, неизбежно должно было привести к разрушению связей внутри общества, развалу экономики и государства. Соответственно, восстанавливая государство, экономику и общество, неизбежно необходимо заниматься созданием общепринятой идеологии и системы ценностей, которая должна стать фундаментом строительства общества и государства.

Понятно, что общепризнанная идеология не должна являться монопольной государственной идеологией. Скорее это общепризнанная идеология стратегии развития общества и государства, которая объединяет объективные тенденции мирового развития и субъективные российские факторы в целостную концепцию. Сегодня такой "становящейся" идеологией можно назвать идеологию социального консерватизма.

10. В будущем десятилетии в России в интересах ускоренного развития должны быть использованы такие до сих пор незадействованные ресурсы, как волевые, нравственные и духовные ресурсы нации. В советские времена эти ресурсы учитывались и использовались и изучались, объединенные в общий термин - "моральный фактор".

11. Есть основания полагать, что если будут задействованы полностью все используемые ресурсы страны, прежде всего связанные с развитием потенциала личности, то в экономической и технологической областях можно добиться резкого увеличения темпов развития, даже качественных скачков, когда будут осваиваться знания и технологии не существующего, а будущих поколений. В этом смысле не исключается, а предполагается возможность научно-технического и экономического скачка в развитии российской экономики и общества. Такой скачок способен вывести Россию в число развитых стран, даже лидеров мира не за 30-40 лет, а за 15-20.

Уже сегодня в некоторых наукоемких отраслях ежегодные темпы роста превышают 30-40%. Подчеркнем, что это происходит без участия государства. И это при старом оборудовании, старых кадрах, фактически без денег, неблагоприятных налоговых условиях.

12. Важно, чтобы Россия научилась эффективно использовать в интересах научно-технического и технологического развития имеющиеся природные ресурсы и сырье. Их значение в общей структуре развитых стран падает, но как фактор развития они не должны недооцениваться. Россия обладает уникальным преимуществом перед другими государствами по запасам, добычи и реализации углеводородного и иного сырья. В настоящее время Россия продолжает использовать свои природные богатства в рамках индустриальной модели развития, когда восстановление экономики страны происходит, в основном, за счет продажи за рубеж сырья. По сути дела, национальные природные ресурсы являются платой за неэффективное руководство экономикой СССР и Россией на протяжении последних десятилетий.

13. Внешнеполитические и военно-политические условия существования любого государства во многом определяют направленность его социально-экономического развития: для отражения реальных и потенциальных угроз государство вынуждено отвлекать значительные ресурсы. Известно, например, что затраты на оборону, превышающие 8% ВВП, ведут к экономической стагнации. И, наоборот, быстро развиваются государства, чьи расходы не превышают 1-2%. Именно поэтому чрезвычайно важна точность в оценке внешних угроз и формировании внешнеполитических условий их нейтрализации.

Если говорить о долгосрочных политико-идеологических тенденциях в развитии международных отношений на современной стадии глобализации, то можно выделить следующие факторы:

а) - во многих государствах начинает отчетливо набирать силу тенденция усиления роли государства, возникает государственническая идеологема в противовес неолиберальной.

Вопреки укоренившемуся представлению о том, что глобализация неизбежно ведет к ослаблению и уничтожению государственных институтов, в странах-лидерах глобализации в последние годы прослеживается отход от идеологических моделей развития в пользу модели национальных интересов, даже в ущерб традиционным идеологическим (либеральным) ценностям и свободам. Эта тенденция пока что не получила публичного признания, однако, практическая политическая деятельность, прежде всего США, Великобритании, Германии, Франции, в еще большей мере Китая отчетливо свидетельствует об этом.

Она свидетельствует о том, что, во-первых, борьба с государством (а не с коммунизмом), с его институтами в целом, которая велась в СССР и России, противоречили этой главной тенденции, во-вторых, современной России необходимо в качестве приоритетной задачи сформулировать задачу создания эффективного государственного механизма управления и институтов государства.

б) - сохранение за США роли мирового лидера как в политическом, так и в военном и экономических отношениях в ближайшие годы не вызывает сомнений. До 2015 года ни одна крупная держава в мире не сможет составить конкуренции США. При этом, если говорить о военных возможностях и готовности их использовать во внешнеполитических целях, то можно прогнозировать активизацию и повышение силовых инструментов политики.

Сказанное означает, что США будут заинтересованы в сохранении и развитии только тех международных институтов и организаций и в той мере, в какой они будут полезны и выгодны США. Речь идет не только об ООН, ОБСЕ, но и таких организациях, как ВТО, Мировой банк и т.д. При этом учет интересов других государств будет минимальным и осуществляться лишь в той степени, в которой это не противоречит интересам США.

В этом контексте будет происходить достаточно активное, даже агрессивное навязывание Соединенными Штатами своих ценностей и приоритетов другим государствам. В целом отчетливо прослеживаться стремление "приспособить" процессы глобализации к американским интересам в еще большей степени, чем это характерно даже для настоящего времени.

в) - получит дальнейшее развитие тенденция "размывания" жестких структур военно-политических союзов и договорных взаимоотношений, существовавших в годы "холодной войны". Блоковая и союзническая дисциплина будут постепенно изменяться в сторону формирования широких коалиций, в которых в той или иной степени будут заинтересованы США - "антиафганской", "антииракской", "антитеррористической" и т.д.

Одновременно в международных отношениях появился такой мощный объединительный фактор, как необходимость противостоять глобальным угрозам мировому сообществу, которые затрагивают интересы его безопасности. Это создает предпосылки для формирования широких международных коалиций, которые направлены на решение конкретных проблем, а не на создание баланса или противостояние другим государствам. Самое убедительное тому свидетельство - глобальная антитеррористическая коалиция.

г) - по мере роста экономического потенциала стран-членов ЕС их политические амбиции будут не только расти, но и реально подкрепляться растущим экономическим могуществам. Уже в 2004 году совокупный ВВП стран-членов ЕС и их информационно-технологические возможности сравнялись с возможностями США.

Вместе с тем рост политических амбиций, экономического и финансового могущества Европы не будет подкреплен адекватным усилением их военной мощи. Более того, в области обороны зависимость европейцев от США будет, вероятно, увеличиваться. В том числе и поэтому не стоит слишком рассчитывать на создание в Европе центра силы, который стал бы военно-политической альтернативой США, а тем более рассчитывать на разыгрывание "европейской карты" в отношениях с США.

д) - безусловно, будущее России тесно связано с Европой. Наша страна была и будет частью Большой Европы, ее "второй половиной" со всех точек зрения - географической, исторической, культурной, экономической и политической. В современный период их взаимосвязь и взаимозависимость стала еще более очевидной.

14. Любое будущее России, включая планы политического и экономического развития, должно строиться преимущественно с учетом тенденций развития Западной Европы, неизбежных совместных действий всех европейских государств. Представляется, что объединенная Европа сможет стать конкурентом США, Китаю и Японии только в случае интеграции, в т.ч. экономической и политической, с Россией.

Эту тенденцию все более осознают правящие круги ведущих европейских государств и чиновники европейских институтов. Развитие этой тенденции во многом зависит и от России, ее готовности идти навстречу западноевропейским государствам и стимулировать интеграционные процессы.

15. Очевидна тенденция нарастания противодействия росту американского влияния в мире. В наибольшей степени она выражается в позиции арабских государств. Такие же "центры сопротивления" могут возникнуть в Юго-Восточной Азии, Южной Азии, возможно, в Центральной Европе и Центральной Америке. В качестве "центров противодействия" можно рассматривать и международные, а также неправительственные антиглобалистские организации и движения, в том числе экстремистского и террористического типа, влияние которых в будущем, безусловно, увеличится. Антиамериканизм превратится в политико-идеологическую основу таких организаций.

16. Первое десятилетие XXI века ознаменовалось резким усилением значения идеологии в политике и повседневной жизни государств. Речь идет, прежде всего, о двух господствующих сегодня в мире и конфликтующих идеологиях - либеральной и радикально-исламской, когда их противоборство приводит не только к политическому, но и вооруженному конфликту.

Будущие десятилетия приведут к дальнейшему обострению идеологической борьбы между двумя этими идеологиями. Вероятно и перенесение этой борьбы в вооруженную фазу. Во всяком случае, очевидно, что конфликт между ними развивается по нарастающий.

Этот конфликт ставит Россию между трудным идеологическим выбором. В действительности, этот выбор, к которому многие призывают, делать не следует - риски для России очевидны. Выход один - предложить миру нашу отечественную идеологему.

Думается, эта книга дала пищу для ума читателю. По крайней мере, я пытался это сделать с помощью цифр, фактов, таблиц, цитат. Конечно, разговор на заданную тему только начинается. Он будет продолжен, я уверен. Вместе с тобой, дорогой читатель...

Ведь как утверждал Сюй Сюэмо, "Если человек не умеет размышлять, то даже если он прочтет гору книг, он заслуживает лишь, чтобы его назвали книжным шкафом".

Уверен, россиян трудно назвать книжным шкафом...

Алексей Подберезкин - Лидер политической партии "Партия социальной справедливости".

04 декабря 2007 года.
www.nasledie.ru



Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован