18 января 2008
3159

Шкуратов С.Е.: Развитие университета как предпринимательской организации

Сегодня высшее образование как никогда играет важную роль, занимая центральное место во все более технологичной и основывающейся на знаниях экономике, являясь двигателем индивидуальной, социальной и экономической мобильности, и жизненной необходимостью для всё более сложного управления, а также для политической и гражданской убежденности в том, что социальные проблемы следует решать с помощью анализа и решений на базе знаний и подготовки.
Центральным звеном любой национальной системы высшего образования мира на протяжении длительного времени остается университет, объединяющий в своих стенах специалистов всех основных отраслей науки, что обеспечивает синергетический эффект развития знаний, особенно в наиболее актуальных в настоящее время междисциплинарных областях. Университеты, кроме решения общих задач высшего образования населения, обеспечивают крайне дорогостоящее, основанное на научных исследованиях воспроизводство научных и педагогических кадров, без которого невозможно существование всей образовательной системы в целом. В связи с этим, именно в таких университетах решение проблем безболезненного перехода к глобальному рынку с высочайшим уровнем конкуренции является актуальным. При этом, подходя к решению данной задачи, необходимо учитывать, что планирование преобразований сегодня проходит на фоне ряда кризисных как отечественной высшей школе, так и в глобальной системе высшего образования в целом. Этот кризис порожден объективно существующими противоречиями между рядом глобальных социально-экономических изменений в мировом сообществе и способностью университетов в их нынешней организационной форме отвечать новым вызовам.
Одно из них - это обострение конкуренции внутри самой системы образования - проблемы классических университетов связаны с появлением новых образовательных организаций, нетрадиционных провайдеров высшего образования (например, виртуальных университетов), внутрифирменных образовательных структур.
Серьезной проблемой является давление рынка, диктующего содержательные изменения спроса на образование - акцент на практическую применимость полученных знаний, образование и подготовка на протяжении всей жизни (life-long education), а также "массификация" высшего образования.
Значительное влияние на формирование нового облика университета оказывает и то, что на университеты возлагается социальная ответственность за свой регион и стимулируется активное взаимодействие с местными властями, общественными организациями и промышленностью. Возможности университета по развитию региона рассматриваются в следующих направлениях : вклад университета как крупного работодателя в региональное развитие; технологическое развитие промышленности региона через трансфер технологий (технопарки, инкубаторы, консультационная деятельность); профессиональное образование и переподготовка, повышение квалификации и т.п. На университет также возлагается ответственность за культурное развитие малых народностей региона. В России проблема взаимодействия университета с регионом, особенно в национальных республиках, также весьма актуальна. Это новое давление на университет приводит еще и к тому, что на институты высшего образования все более распространяются те же правила игры, которые существуют для рыночных производственных и коммерческих предприятий.
Причем, важно, что на фоне возрастающих требований к выполнению тех или иных задач, университеты находятся в режиме жесткой экономии, обусловленной сокращением государственного финансирования и ужесточении контроля над расходованием выделяемых средств. Причем эта проблема большинства университетов мира, особенно болезненно проявляющаяся в европейской и отечественной системе образования.
В дополнение к сказанному, отметим также еще ряд характеристик среды:
Изменения внешней среды:
#167; подписание Болонских соглашений, изменение концепции профессионального образования в России;
#167; формирование рыночных отношений в системе образования;
#167; возможности разнообразных траекторий развития вуза;
#167; новые потребности общества и более требовательные потребители;
Изменения внутренней среды:
#167; изменение ценностей у персонала;
#167; новые технологии управления, чаще всего переносимые из управленческой практики бизнес-организаций;
#167; накопление опыта управленческой деятельности руководителями вузов;
#167; проблемы управляемости, связанные с неконтролируемым ростом вузов, как по численности контингента, так и лицензируемым специальностям;
#167; старение профессорско-преподавательского состава;
#167; внутренние противоречия по видению перспектив развития университета.
Одна из ключевых характеристик среды, которую необходимо учитывать - это рост числа функций университета. Основные функции классического университета были сформулированы В. Гумбольдтом и конкретизированы ведущими представителями социологии образования Т. Парсонсом и К. Керром: производство знания; накопление и хранение знаний; передача знаний; распространение знаний. Производство знаний требует наличия ведущих научных школ и специализированных научных учреждений в составе университета (НИИ, ботанических садов, обсерваторий и т.п.).
В документах Совета Европы называются близкие к перечисленным функции высшей школы:
#167; всестороннее развитие личности;
#167; умножение и сохранение фонда знаний;
#167; трансферт знаний и технологий;
#167; развитие способности граждан участвовать в формировании демократического общества.
Сегодня в глобальном информационном обществе возможности по реализации данных функций университета претерпели радикальные изменения, и университет в его старой организационной форме не в состоянии обеспечить их решение. Именно "ответственность" университетов за выполнение нескольких весьма существенных функций и в целом их участие в обеспечении перехода к эффективной экономике, основанной на знаниях, подталкивает к становлению, развитию новых структур, институциональных моделей, которые бы отражали в большей степени содержательные, а не формальные особенности университета.
Изучение зарубежного и отечественного опыта деятельности университетов привело к выделению двух основных моделей:
#167; исследовательский университет, имеющий в свою очередь, две модификации: инновационно-предпринимательский и академический исследовательский.
#167; региональный научно-образовательный и культурный комплекс .
Таким образом, можно говорить о разработке трех относительно самостоятельных моделей, которые отличаются друг от друга в преимущественном развитии одного из направления деятельности, становящемся базовым для данного университета.
Предпринимательские университеты - одна из динамично развивающихся структур современного высшего образования. Этот подход успешно реализуется рядом европейских университетов и отечественных университетов , что еще раз подтверждает, что в современных условиях глобального, с высоким уровнем конкуренции научно-образовательного рынка нет альтернативы коммерциализации образовательной деятельности и научных исследований, а, следовательно, предпринимательскому стилю работы.
Словосочетание "предпринимательская организация" является принятым в литературе по современному менеджменту термином, обозначающим один из способов внутреннего устройства организации любого вида и указывающим на тип связей внутри организации и на способ управления.
Предпринимательство конституируют три необходимых элемента: организационное действие; инициирование изменений; денежный доход как цель и критерий успеха. Предпринимательское действие характеризует особая рациональность, связанная с работой в условиях заведомо неполного знания и активного освоения новой информации, тесно переплетенная с интуитивными началами . Инновационный характер предпринимательства подчеркивают работы Л. Мизеса, Ф. Хайека, Г. Шмоллера, Ф. Тоссига, Й. Шумпетера, П. Дракера.
Итак, под "предпринимательской организацией" применительно к университету понимается :
1) организация, базирующаяся в своей деятельности на целевой инновации, способную работать в условиях риска и динамичного спроса;
2) экономически эффективная организация, занимающаяся прибыльной деятельностью и опирающаяся в первую очередь на свои собственные возможности;
3) либеральная организация с гибким сетевым построением;
4) организация, в которой ключевыми факторами являются люди, группы и их компетентность, где работа людей основана на балансе выгоды и риска;
5) организация, у руководства которой на первом месте стоит не планирование и контроль действий работников, а их всемерная поддержка в деятельности в рамках стратегии организации, для чего руководство максимально делегирует права и ответственность исполнителям;
6) организация, которая повернута лицом к потребителю и позволяет своевременно и гибко реагировать на изменение его требований.
По мнению Schulte предпринимательский университет ставит перед собой две задачи :
#167; предлагать и осуществлять программы предпринимательства для того, чтобы готовить людей, стремящихся основать собственный бизнес, и развивать предпринимательское мышление у студентов, обучающихся по другим специальностям;
#167; самому выступать предпринимательским учреждением, организуя бизнес-инкубаторы, технологические парки и т. д., вовлекая в эту деятельность студентов и выпускников, помогая им тем самым основать собственные компании
Таким образом, предпринимательский университет осуществляет не только обучение и исследования в области бизнеса и других социально-экономических сферах, но и способствует привлечению в университеты больших финансовых вложений, как со стороны крупных корпораций, так и со стороны правительства, получению прибыли университетом от собственной предпринимательской деятельности. Предпринимательский университет посредством сотрудничества с другими учреждениями вносит большой вклад в социокультурное и экономическое развитие не только на уровне региона, но и на национальном и глобальном уровнях.
Таким образом, на основе анализа работ в данной области, в том числе Гельзенкирхенской декларации институционального предпринимательского управления и изучения предпринимательства в системах высшего образования Европы и работы Б. Кларка , можно сформировать ключевые показатели, по которым возможна идентификация разных типов вузов. Так в Декларации, предпринимательский университет подразумевает соответствующую корректировку управленческих структур и деятельности, что способствует институализации университетского менеджмента, которому свойственны:
#167; изучение и интеграция новых рыночных методов менеджмента при условии бережного отношения к ключевым академическим ценностям;
#167; тесные связи с деловыми кругами и обществом;
#167; развитие инициативной и инновационной предпринимательской культуры: передача знаний, основание новых производственных компаний, продолжение образования и налаживание контактов с выпускниками, в том числе и для привлечения финансовых средств в университет;
#167; интеграция академических и исследовательских подразделений посредством размывания традиционных дисциплинарных границ и учреждения проектных начинаний, соответствующих новым методам производства знаний.
Также для предпринимательских университетов характерно наличие осознанной миссия и целей вуза, сильное руководящее ядро при наличии системы делегирования полномочий и ответственности, гибкой динамично изменяемой структуры со значительной ролью проектных групп, маркетинговых подразделений. В них функционирует два контура управления - стратегического управления, возглавляемого Президентом университета (отдел стратегического управления, служба маркетинга, аудиторская служба и т.д.) и исполнительной власти, возглавляемой ректором и реализуемой традиционными и вновь создаваемыми службами университета (управление персоналом, программно-целевые отделы и т.д.).
Для корпоративной культуры характерны динамичность и предпринимательство, склонность к риску, как на уровне лидеров, так и исполнителей, установка на рост, обретение новых ресурсов и операционную успешность, проникновение на новые рынки, рыночное лидерство, увеличение рыночной доли.
Предпринимательский университет работает как минимум в трех плоскостях: образовательные услуги, научные разработки, инновационная "доводка" специалистов. Что в свою очередь предполагает высокую степень диверсификации источников финансирования (государственное финансирование, выполнение крупных, в том числе международных проектов, создание и реализация инновационной технологической продукции (опытное и мелкосерийное производство, расширение консалтинговых услуг, аренда не используемых помещений университета, пожертвования спонсоров и меценатов, пожертвования выпускников университета, социально-культурный сервис)
Можно привести ряд примеров успешной трансформации университетов в инновационные, среди которых известные университеты Европы, а также США . Причем эти вузы в большинстве своем не столичные, а региональные. Внушительные успехи демонстрируют и университеты Китая.
Первыми университетами, которые стали предлагать программы предпринимательства, выступили школы бизнеса крупных американских исследовательских университетов. Созданные в 1947 году курсы "Управление новыми предприятиями" в Гарварде и в 1953 году "Предпринимательство и инновации" в Нью-Йоркском университете стали первыми курсами предпринимательства, которые в течение нескольких лет получили мировую известность. В 70-е годы в американских университетах начался настоящий предпринимательский бум, который привел к увеличению курсов предпринимательства с 16 в начале 1970-х годов до более чем 700 предпринимательских программ, предлагаемых в 2002 году. Первые курсы предпринимательства были направлены на помощь корпорациям в повышении эффективности производства, улучшении качества и дизайна готовой продукции, расширении экспорта за рубеж. Все это требовало от будущих специалистов максимально эффективной работы. Поэтому для преподавания были привлечены профессора и предприниматели из самых разнообразных областей знаний, не только из сферы экономики и управления, но и по инженерно-конструкторским дисциплинам, изучению международных отношений, психологии, социологии и т. д. Это облегчало поиск новых путей организации работы, управления трудовыми коллективами, эффективных способов управления технологическими и проектно-конструкторскими работами, методов анализа зарубежной экономики и культуры. Ученым предлагалось выйти за рамки решения теоретических задач и попытаться изучить реальную стратегию и практику преуспевающих корпораций Америки и других стран. В свою очередь, на кафедрах гуманитарных и естественных наук следовало повысить требования к изучению иностранного языка, экономики и истории зарубежных стран, зарубежной культуры.
Рост школ бизнеса наблюдается и в европейских университетах. По данным британского исследователя Б. Кларка, который проанализировал пути и способы институционально-организационных изменений пяти европейских университетов (английского, голландского, шотландского, шведского и финляндского), в период последних двух десятилетий ХХ века предпринимательские программы в основном реализовывались в университетах Северной Европы, хотя в странах Центральной и Южной Европы и существовали отдельные курсы по предпринимательству. Например, в Нидерландах из 441 тыс. студентов в конце 90-х годов 85 тыс. (каждый пятый) обучались на бизнес-факультетах.
Поскольку европейские университеты не имели опыта развития школ бизнеса при университетах, перед ними встали проблемы методологического описания стратегий формирования предпринимательского "духа".
Признавая, что предпринимательству можно до некоторой степени научить и научиться, европейцы задались вопросом о том, какие модели и подходы к обучению можно использовать в учебном процессе. Преподавание такого динамичного предмета, как "Предпринимательство" и осуществление предпринимательской стратегии всего университета влечет за собой сложные проблемы. В учебные программы следует включать специфические предметы, в частности, такие, как методика ведения переговоров, планирование времени, управление процессом, креативные технологии. Важной частью должен стать предпринимательский менеджмент и на уровне преподавания, и на уровне управления университета. Студентам и в определенной степени преподавателям, необходимо привить предпринимательскую мотивацию для осознания предпринимательства реальной профессиональной перспективой. Наконец, и для преподавания предпринимательских дисциплин, и для успешной реализации стратегии самого университета необходимо сформировать команду, в которую войдут и профессора, и предприниматели.
Большой интерес представляет анализ развития предпринимательского духа в немецких университетах, которые не только развивают принципы предпринимательства, но и способствуют формированию предпринимательской культуры в рамках тех традиционных культурных традиций, которые характерны для немецкого высшего образования и были заимствованы в процессе формирования и развития отечественных университетов.
Первая кафедра предпринимательства появилась в Германии только в 1998 году, а уже к 2004 их насчитывалось более 50. Для оценки качества предпринимательского образования в Германии с 2001 года составляют рейтинги вузов, которые учитывают следующие показатели: предлагаемые курсы по предпринимательству, маркетинг и коммуникации, стимулирующие и развивающие программы (например, бизнес-планов), деятельность по учреждению новых компаний и создание благоприятных условий для нее, деятельность по передаче (особенно технологий), мотивация целевых групп, сети, внутреннее сотрудничество и контакты. Рейтинг показывает, что университеты, занявшие ведущие позиции, выработали всеобъемлющие и логичные концепции предпринимательства, включающие продуманные наборы курсовых предложений, а также эффективно осуществляют маркетинговую и коммуникационную деятельность.
Среди предпринимательских университетов Германии, которые не вошли в рейтинг классических университетов, выделяется университет прикладных наук Гельзенкирхена. Используя общеуниверситетские программы предпринимательства, университет развивает инновационную деятельность помимо экономической области на различных инженерных факультетах, информатики и многих других. Прослушать курс предпринимательства могут все желающие, в том числе и те, будущая специальность которых не связана с бизнесом. Ядром новой организационной структуры университета стал Институт развития инноваций и предпринимательства, который реализует обе задачи предпринимательского университета, осуществляет и подготовку студентов в области предпринимательства, и деятельность, связанную с развитием новых компаний и предпринимательства.
В Швеции в университете Халмерса в качестве новых структур были образованы подразделения, ориентированные только на промышленность, так называемые Центры компетентности. Это новое подразделение является междисциплинарным по своему характеру, директора центров имеют полную свободу в привлечении необходимого ему персонала для участия в проектах. Причем в этих новых центрах передача знаний может происходить и от промышленности к университетам. Часто особые технические знания, связанные с решением проблем, которыми обладают индустриальные исследователи, превосходят соответствующие познания университетских ученых. Отсюда меняются взаимоотношения между университетом и промышленностью. Так, промышленные предприятия все в большей мере могут формировать свой исследовательский персонал, высоко компетентный в конкретных секторах экономики, техники и других областях знания.
Эти специальные места для нововведений в университете Халмерса, названные "developmental periphery", имеют также два таких значимых элемента, необычных для шведских университетов, как связи с выпускниками и "фандрейзинг" (мобилизация капитала). Европейские университеты, как правило, не организуют своих выпускников как группу поддержки и выпускники в свою очередь не испытывают особой верности воспитавшему их университету.
В 90-е гг. ХХ столетия университет попытался установить контакты со своими выпускниками и организовать их в некую группу выпускников. Халмерсу, имеющему статус независимого учебного заведения, была необходима их как моральная, так и материальная поддержка. Подобная идентификация выпускников является ценным ресурсом Халмерса и со всей очевидностью отличает его от других шведских университетов.
В середине 90-х гг. Халмерс также начал кампанию по фандрейзингу, получая индивидуальные пожертвования от частных благотворителей и промышленных предприятий, стремящихся поддержать развитие конкретных областей знания. Важным вкладом в становление университета предпринимательского типа являлось формирование и развитие упорядоченной практики студенческого лидерства. Так, Халмерс ежегодно освобождает от учебы на год 4-5 или более членов студенческого союза, имеющего свой парламент, с выплатой им заработной платы.
Эти студенты становятся фактически младшими администраторами, им разрешается участвовать во многих комитетах для администрации и профессорско-преподавательского состава. На лидерские позиции привлекаются хорошие студенты, и их оплачиваемое участие в работе приводит к тесной идентификации с университетом. Так сформировался "дух Халмерса", в основе которого сильная корпоративная идентичность, который помогает в борьбе за статус и автономию университета. В Халмерсе "academic heartland" и "периферия развития" объединились вокруг институциональной идеи предпринимательского университета. Идея выросла в особую культуру, пронизывающую все подразделения университета, как внутренние, так и внешние.
Определенный интерес представляет анализ развития тенденций предпринимательской культуры в голландских университетах. На основе анализа деятельности молодого, динамично развивающего университета города Твенте можно выделить несколько направлений развития современного предпринимательского университета на локальном, региональном, национальном и наднациональном уровнях:
#167; в научной сфере, стремясь в большей степени отвечать уровню развития общества и технологий, в университете был создан междисциплинарный и мультидисциплинарный подход, который помогает исследовать области, интегрирующие технологические и социальные проблемы;
#167; в работе со студентами применяются методики, активизирующие их исследовательскую и социальную активность, которая не традиционна для голландских вузов;
#167; в сфере информатизации наличие одной из лучших в стране информационно-технологической инфраструктуры позволяет университету лидировать на уровне виртуального образовательного пространства не только Нидерландов, но и Европы в целом;
#167; в сфере экономики университет стал важной экономической силой восточного региона, который, по голландским стандартам, далеко удален от политического и экономического сердца страны на западе, для многих компаний Восточной Голландии близость к университету стала главной причиной выбора их местоположения;
#167; в сфере международных программ университет развивает интернациональные связи не только путем участия своих студентов в международных программах студенческого обмена Европы, но и расширяет "интернационализацию дома" путем привлечения в свои стены студентов стран Европы и Азии. Сегодня международные контакты университета сосредоточены во всех частях мира, более половины аспирантов, обучающихся на степень PhD, пребывают за границей, чтобы в последствии использовать накопленный интеркультурный опыт в родном университете.
Таким образом, зарубежный опыт показывает: когда происходит децентрализация власти от правительства к университетам, иначе говоря, предоставление широкой автономии, большое значение для превращения учебного заведения в предпринимательский инновационный имеют амбиции, цели организаций плюс эффективные организационные изменения. Организационных изменений, что в свою очередь невозможно без активности, энергических усилий членов академического сообщества. Основным фактором является умение рисковать, когда результат внедрения новых идей не является очевидным.
Трансформация университета по большей части не происходит случайно, не является побочным эффектом. Несколько инновационных программ не трансформируют университет. Не произойдет трансформации и в случае, когда предпринимательская инициатива будет исходить только "сверху": такие случаи являются исключением из правил. Трансформация происходит в результате коллективных предпринимательских действий. Группы (маленькие, большие), состоящие из представителей факультетов и администрации (иногда студентов) могут создать новые структуры, организовать новые процессы, в результате чего университет сдвигается в направлении адаптации к изменениям.


__________

Deans Operating in European Contexts: Deans Working within European Programmes; Regional Development. Prof. John Davies, Dean, Graduate School, Anglia Polytechnic University (UK) // Proceedings to the First Conference of Deans European Academic Network - Barcelona, 1999.
Клюев А.К., Институциональные стратегии университетов. http://www.tsu.ru/webdesign/tsu/nfpk.nsf/urls/75A6A3B8B35A74C3C6256EE1001CF9E2/$file/d3_37_5.doc
Нижегородский ГУ, Владивостокский университет экономики и сервиса, Уральская архитектурно-художественная академия, Томский политехнический университет.
Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1997.
Грудзинский А. О. Концепция проектно-ориентированного университета // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - No 3(26).
Schulte, P. The Entrepreneurial University: a Strategy for Institutional Development / P. Schulte // Higher Education in Europe. - 2004. - Vol. 29. - No 2. - р. 187-193.
The Gelsenkirchendeclaration on Institutional Entrepreneurial Management and Entrepreneurial Studies in Higher Education in Europe // Higher Education in Europe. - 2004. - Vol. 29. - No 2. - р. 241-243.
Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. IAU PRESS, 1998. P.4-5
Volkmann, Ch. Entrepreneurial Studies in Higher Education. An Ascending Academic Discipline in the Twenty-First Century / Ch. Volkmann // Higher Education in Europe. - 2004. - Vol. 29. - No 2. - р. 177-186. Jong, de H. The Case of the University of Twente: Internatialisation as Education Policy / H. de Jong and H. Teekens // Journal of Studies in International Education. - 2003. - Vol. 7. - No 1. - р. 41-51.


Шкуратов С.Е., (ФРИДАС, г. Обнинск)
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован