26 октября 2005
2625

Интервью президента Финансовой корпорации `Уралсиб`, председателя правления Банка `Уралсиб` Николая Цветкова агентству ПРАЙМ-ТАСС

Вопрос: Николай Александрович, расскажите, как проходил процесс объединения банков, входящих в Финансовую корпорацию "Уралсиб", и какие результаты можно подвести на сегодня?

Ответ: Сегодня я могу с полной уверенностью сказать, что масштабный, беспрецедентный и амбициозный проект по слиянию пяти банков Финансовой корпорации - банка "Уралсиб", "АВТОБАНК-НИКОЙЛа", "ИБГ НИКойла", Брянского Народного Банка и Кузбассугольбанка - успешно завершен. На финансовый рынок России вышел новый мощный универсальный банк федерального масштаба - БАНК "УРАЛСИБ". Банк, появления которого, без преувеличения, давно ждали и клиенты Финансовой корпорации, и наши многочисленные партнеры во всех регионах России.

Началом операционной деятельности БАНКА "УРАЛСИБ" стало 3 октября 2005 года. Первые дни показали, что все системы обеспечения деятельности банка, включая региональную сеть, работают в штатном режиме. Переход банков на единый баланс был осуществлен без остановки операционной деятельности. В настоящее время повсеместно клиенты банка обслуживаются по единым стандартам.

Вопрос: Почему возникла идея консолидации банковского бизнеса ФК "Уралсиб" и как проходил процесс реорганизации?

Ответ: Финансовая корпорация "Уралсиб" - многопрофильная структура, обладающая масштабной территориально-распределенной сетью. В связи с динамичным развитием Корпорации, вхождением в ее состав новых кредитных организаций, возникла необходимость в едином центре управления, в стандартизации продаваемых продуктов и услуг, в создании единой корпоративной культуры. Исходя из этого и было принято решение консолидировать банковский бизнес корпорации, объединив пять наиболее крупных банков в один. Естественно, что управлять одним банком было бы гораздо удобнее и эффективнее, чем пятью.

Немаловажно и то, что принятое нами решение о создании объединенного банка отвечало политике ЦБ РФ и стратегии государства, направленной на укрупнение финансовых институтов, повышение их устойчивости и надежности и развитие региональных финансовых рынков.

Должен сказать, что процессы консолидации в банковской сфере идут ускоренными темпами, и тому есть объективные предпосылки. Несмотря на доминирующее положение в секторе так называемых государственных банков, мы также наблюдаем осторожное, но все более заметное присутствие иностранных игроков. Будучи более опытными и технологичными, они существенно усиливают конкуренцию на рынке, стимулируя российские банки расширять продуктовый ряд и конкурировать по ассортименту и качеству предлагаемых услуг. С другой стороны, ужесточение требований к уровню достаточности банковского капитала вынуждает банки формировать новую стратегию своего развития, направленную, в первую очередь, на создание современной системы финансового посредничества. В этой связи, слияние и присоединение - один из путей, который помогает повысить эффективность банковского бизнеса.

В последние годы в российской банковской системе состоялся ряд крупных сделок по объединению финансовых институтов. Целью большинства из них было быстрое увеличение доли рынка за счет региональной экспансии и расширения клиентской базы. Другое направление консолидации и упрочнения позиций - создание так называемых "финансовых супермаркетов" за счет расширения спектра продуктов и услуг, предоставляемых клиентам. Однако, на мой взгляд, весь банковский рынок России находится только в начале пути по укрупнению бизнеса. И на нашем примере, в том числе, партнеры и коллеги по финансовому сектору будут присматриваться к возможности укрупнения бизнеса. Ведь мы пошли по самому публичному варианту.

Принципиальное решение о реорганизации банковского бизнеса Корпорации было принято нами еще в июне 2004 года. Акционеры всех пяти банков, участвовавших в реорганизации, смогли в полной мере оценить экономическую эффективность интеграции, и уже в апреле текущего года общим собранием акционеров был одобрен бизнес-план объединенного банка, утверждены изменения и дополнения в устав, избраны органы управления банка.

Разумеется, все отдавали себе отчет в сложности задуманного. Термин "беспрецедентный" в отношении этого проекта - вовсе не преувеличение. По числу и масштабу бизнеса банков, участвовавших в реорганизации, это объединение является на сегодняшний день крупнейшим в Восточной Европе.

Понятно также, что слияние такого масштаба было бы невозможным без наших постоянных рабочих консультаций и помощи со стороны Банка России. И я хочу выразить благодарность руководству Центробанка России и Национального банка Башкирии за оказанную организационную и консультационную помощь в столь сложной реорганизации территориально-распределенного бизнеса.

Вопрос: Были ли какие-либо сложности при объединении банков?

Ответ: Наибольшая сложность заключалась в том, что реорганизация проводилась, как говорится, "на марше" - все пять банков ни на минуту не прекращали свою работу, обслуживали своих клиентов в штатном режиме. А ведь интеграция банковской группы - не простая формальность. Это не только оформление документов, создание единой клиентской базы, унификация продуктов. Это еще и переход всех пяти банков на единую IT-платформу. Те, кто имел дело с необходимостью обработки и унификации больших массивов баз данных, к тому же выполненных в различных форматах, поймут, насколько это трудно. А если учесть, что процесс объединения затронул интересы 100 тыс. клиентов - юридических лиц и 2 млн. клиентов - физических лиц, то становится понятно, что нашей главной задачей было провести реорганизацию так, чтобы на всем этом пути система ни разу не дала сбой.

Но вот все позади, и теперь можно констатировать: с этими задачами команда Финансовой корпорации, менеджмент банков - участников объединения справились на твердую "пятерку". О том, каких усилий это им стоило, вам как-нибудь расскажут наши руководители бизнес-направлений. Достаточно сказать, что нашим банковским службам пришлось разослать своим клиентам более 2 млн. информационных писем, уведомляющих о предстоящей реорганизации. И это дало вполне показательный результат - во время сделки по объединению банковского бизнеса динамика роста клиентской базы оставалась положительной и даже была больше, чем в прошлом году.

Вопрос: Как Вы оцениваете результаты объединения банков, входящих в ФК "Уралсиб"?

Ответ: Объединившиеся банки очень удачно дополнили друг друга по видам своей деятельности. Так, например, "АВТОБАНК-НИКОЙЛ" традиционно работал с населением и являлся одним из социально значимых банков России. Именно он в свое время первым ввел в оборот пластиковые карты международных банковских систем, чиповые платежные карты, систему "Интернет-банк".

Уфимский БАНК "УРАЛСИБ" работал как с крупнейшими корпорациями, так и с малым бизнесом, торгово-сервисными предприятиями, населением.

В результате реорганизации "АВТОБАНК-НИКОЙЛ" и "Уралсиб" объединили свои региональные сети. "АВТОБАНК" был лучше представлен в Москве, "Урало-Сибирский банк" - в Приволжье, Урале и на Северо-Западе.

Банк "ИБГ НИКойл" хорошо дополнил розничный бизнес остальных четырёх банков: "АВТОБАНК-НИКОЙЛа", "Уралсиба", "Брянского Народного Банка" и "Кузбассугольбанка" тем, что "НИКойл" специализировался в области инвестиционного, коммерческого, частного банковского бизнеса. К основным операциям банка относились операции по кредитованию корпоративных клиентов, операции с ценными бумагами, иностранной валютой и драгоценными металлами, а также операции на межбанковском рынке.

Остальные два банка - Брянский Народный Банк и Кузбассугольбанк - это крупнейшие банки в своих регионах, которые имеют существенную долю на рынке. Мы тоже взяли их за основу развития своего регионального бизнеса.

Теперь многолетние наработки и "ноу-хау" всех пяти банков станут доступными клиентам объединенного банка "Уралсиб".

Вопрос: Почему при объединении банков Вы выбрали бренд "Уралсиб"?

Ответ: Мы провели многочисленные исследования, по результатам которых бренд "Уралсиб" был признан нашими потребителями наиболее предпочтительным. Имя "Уралсиб" широко известно в стране, его хорошо знает население и доверяет ему. К тому же, он более узнаваем в регионах, нежели "ИБГ НИКойл" или "АВТОБАНК-НИКОЙЛ".

Вопрос: Что Вы ждете от нового бренда, какие задачи ставили при его разработке?

Ответ: Нами была разработана новая концепция бренда банк "Уралсиб" . Основная задача, которую мы ставили при ее разработке - добиться роста узнаваемости, достигнуть того, чтобы существующие и потенциальные клиенты прочно связывали банк "Уралсиб" с компаниями - лидерами финансового сектора. Мы стремимся к тому, чтобы клиенты видели в "Уралсибе" доверенного партнера и советника, готового понять их проблемы и помочь их решить. Это послание мы поддержим, прежде всего, новыми продуктами и условиями их предоставления, а также качеством сервиса.

Вопрос: Какая лицензия присвоена объединенному банку?

Ответ: Для нас символичным является то, что банк "Уралсиб" унаследовал от своих предшественников не только имя. Банк России присвоил объединенному банку "Уралсиб"генеральную лицензию N 30, ранее принадлежавшую АКБ "АВТОБАНК-НИКОЙЛ". Это одна из старейших лицензий, и для нас она свидетельствует о преемственности банка "Уралсиб" лучшим традициям российского банковского бизнеса.

Вопрос: Какая судьба ожидает остальные региональные банки, ранее приобретенные ФК "Уралсиб"?

Ответ: С региональными банками мы пока будем работать на уровне советов директоров, а после подведения итогов объединения первых 5-ти банков примем решение относительно остальных.

Вопрос: Какое место в российской банковской системе, на Ваш взгляд, должен занять объединенный банк?

Ответ: По нашим расчетам, банк "Уралсиб" по некоторым основным финансовым показателям должен войти в "пятёрку" лидеров отечественного банковского сектора, банк будет занимать 3-4 место по размеру уставного капитала, 5 место по объёму средств частных вкладчиков и 6 место по показателям работающих активов.

Региональная сеть объединенного банка насчитывает 470 отделений и точек продаж по всей стране, что выводит его на третье место по количеству точек продаж после Сбербанка и объединенной сети Росбанка-ОВК.

Мы рассчитываем, что усиление конкурентных преимуществ банка "Уралсиб" на рынке банковских услуг приведет к повышению международных рейтингов и укреплению позиций банка на зарубежных финансовых рынках заимствований.

Одной из наших главных задач на ближайшее время является развитие регионального бизнеса. Мы будем инвестировать в автоматизацию, повышение технологичности, заботиться о повышении уровня квалификации персонала региональной сети банка "Уралсиб" и Корпорации в целом, в первую очередь, работников наших финансовых супермаркетов. Эта деятельность станет определяющей для успешного завершения интеграции бизнесов. Окончательно мы планируем завершить проект в таком формате к 2008 году.

Вопрос: Как изменится стратегия развития объединенного банка?

Ответ: Интеграция финансовых потоков позволила нам пересмотреть ставки по многим видам финансовых продуктов и услуг и предложить клиентам более выгодные условия. Так, например, только за период реорганизации банк снизил ставки и упростил условия выдачи всех кредитов для частных лиц, в том числе по ипотеке. Сегодня, согласно действующим в банке программам ипотечного кредитования, клиент может получить кредит на покупку квартиры на первичном и вторичном рынке на срок до 27 лет. Доступны клиентам и достаточно дешевые кредиты на покупку автомобиля, во многих случаях выдаваемые без справок о доходах, а также кредитные карты.

Очень важным итогом объединения стало и то, что интеграция банковской группы позволила нам на практике воплотить две важнейшие для сегодняшнего российского финансового рынка идеи. Мы для себя определили, что именно они являются для нас сейчас и на ближайшие годы главными и приоритетными.

Первая идея - "финансовый супермаркет". Суть ее заключается в том, что в любом отделении банка клиент может получить полный набор современных финансовых продуктов и услуг. В их числе - традиционные депозитные вклады, потребительское, ипотечное и автокредитование, инвестиционные услуги, возможность участия в фондах коллективных инвестиций, страховые продукты и программы. По сути дела, в банке внедрен принцип "одного окна", когда клиенты могут получить не только банковские, но и страховые, инвестиционные, брокерские и другие услуги, которые, к тому же, доступны им на всей территории страны. Так, клиент, придя в отделение банка, может сразу положить деньги на депозит, купить или погасить паи инвестиционных фондов, застраховать имущество и т.д.

Более того, для удобства наших клиентов разработана программа развития сети центров финансовых услуг, в которых квалифицированный персонал предоставит возможность приобрести любые финансовые продукты, получить профессиональную консультацию по всем предлагаемым услугам, проконтролировать движение финансовых потоков. Доступность услуг объединенного банка обеспечивается обширной сбытовой сетью и электронными дистрибуторскими каналами; качество, удобство и оперативность обслуживания - высоким уровнем стандартизации услуг, IT-технологий и квалификации персонала фронт-офиса. Этим мы стремимся выполнить нашу главную миссию, которая состоит в экономии времени клиентов на приобретение финансовых услуг.

Вторая идея, которую нам удалось воплотить - "финансовый мост" для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Объединенный банк стал одной из немногих в нашей стране структур, способных привлекать, обслуживать и эффективно управлять инвестиционными потоками, направленными на развитие региональных финансовых рынков и промышленности. Эту стратегию привлечения инвестиционных ресурсов на региональные финансовые рынки Финансовая корпорация "Уралсиб"? последовательно воплощает в жизнь на протяжении нескольких лет. Основными задачами здесь являются отработка технологии управления инвестициями, обеспечение ускоренного роста промышленных предприятий и создание инфраструктуры, способной обеспечить прямую связь между мировыми рынками инвестиций и региональными финансовыми рынками России. Появление в рамках Финансовой корпорации объединенного банка позволит увеличить объемы и потоки этих инвестиций в разы.

Вопрос: В чем заключается идея "финансового моста"?

Ответ: Суть бизнес-модели "финансовый мост" состоит в предоставлении компаниям комплексного пакета финансовых продуктов, которые позволяют обеспечивать более интенсивный рост их капитала. А для средних компаний, которые ставят перед собой задачу перейти в другой, более высокий "бизнес-сегмент", мы предлагаем специально разработанные финансовые продукты, обеспечивающие их ускоренное развитие, дополнительную устойчивость и финансовые ресурсы не только через посредничество банковского сектора, но и через финансовые рынки - облигаций и акций. Предприятия среднего бизнеса привлекают с нашей помощью и отечественный, и иностранный капитал, расширяют возможности по фондированию и переоборудованию своих мощностей.

Вопрос: А будут ли предусмотрены специальные услуги для предприятий малого бизнеса?

Ответ: Для малого бизнеса мы будем активно внедрять продукты, работающие на основе маркетинговой технологии "финансовый конвейер". Вкратце суть технологии состоит в том, что в течение 3-4 лет произойдет запуск в розничную сеть высокостандартизированных продуктов для малого бизнеса. По сути дела, это перенесение опыта развития в розничном сегменте на клиентуру из числа малого бизнеса.

Вот эти две идеи, две маркетинговые стратегии - "финансовый супермаркет" и "финансовый мост", по нашему глубокому убеждению, сегодня являются ключевыми для российского финансового рынка. И мы гордимся тем, что одними из первых начали их успешное воплощение.

Вопрос: Избран ли руководящий состав объединенного банка и его наблюдательный совет?

Ответ: Наблюдательный совет объединенного банка сформирован в количестве 11 человек. Председателем наблюдательного совета банка "Уралсиб" избран премьер-министр Республики Башкортостан Рафаэль Байдавлетов. Кроме него в совет входят еще два представителя правительства Башкирии, остальные члены совета являются представителями акционеров банка.

Вопрос: Какова структура акционерного капитала объединенного банка?

Ответ: Финансовой корпорации "Уралсиб" принадлежит более 88 процентов акций объединенного банка, правительству Башкирии - около 9 процентов акций, остальные акции принадлежат миноритарным акционерам.

Вопрос: В какой пропорции была произведена конвертация акций присоединившихся банков в акции объединенного банка?

Ответ: Коэффициенты обмена были утверждены на внеочередных общих собраниях акционеров каждого из банков. Все акции конвертировались в акции банка "Уралсиб" по курсу 1:1, за исключением обмена акций банка "ИБГ НИКойл" на акции банка "Уралсиб", обменивавшихся в отношении 1:1,3. Оценка для обмена проводилась с учетом финансовых показателей банков.

Вопрос: На какую дату будет составлен консолидированный баланс объединенного банка?

Ответ: Консолидированная отчетность объединенного банка "Уралсиб", которая будет сдана в Банк России, составлена по состоянию на 1 октября текущего года.

Вопрос: Каковы основные финансовые показатели объединенного банка на 1 октября в соответствии с консолидированной отчетностью?

Ответ: В соответствии с консолидированной отчетностью, прибыль к распределению объединенного банка на 1 октября составила 7,5 млрд руб, сумма активов - 221,905 млрд руб, объем привлеченных средств и обязательств банка - 183,3 млрд руб, уставный капитал - 20,4 млрд руб. Чистая ссудная задолженность составила 130 млрд руб, вложения банка в ценные бумаги - 41 млрд руб, вклады граждан - 40,3 млрд руб, вклады юридических лиц - 92 млрд руб.

Вопрос: Планирует ли банк "Уралсиб" в ближайшее время выходить на рынки заимствований?

Ответ: На рынках заимствований банк "Уралсиб" присутствует постоянно. Как я понимаю, Вас интересуют наши планы по крупным заимствованиям. В настоящее время мы работаем над привлечением синдицированного кредита. Кроме того, в следующем году планируется выпуск облигационного займа.

Вопрос: В каком объеме может быть привлечен кредит и выпущенные облигации?

Ответ: По облигациям решение пока не принято. Параметры будут определены в зависимости от конъюнктуры финансового рынка и потребностей банка и наших клиентов. Что же касается синдицированного кредита, то по нему в качестве первоочередной определена сумма в 150 млн долларов. Сейчас можно с уверенностью сказать, что фактически сумма будет значительно больше.

Вопрос: Облигации будут выпущены на внутреннем или международном рынке?

Ответ: Это решение пока тоже не принято. Возможен как выпуск рублевых облигаций на внутреннем рынке, так и еврооблигаций - на международном рынке.

Вопрос: А что будет с теми облигациями, которые были ранее выпущены банком "ИБГ НИКойл"?

Ответ: Банк "Уралсиб" является правопреемником прав и обязанностей в отношении всех должников и кредиторов банков, вошедших его состав. Это, естественно, относится и к облигациям. Мы обязуемся погасить их полностью и в срок. Мы также будем добиваться повышения прозрачности бизнеса, чтобы цены облигаций банка повышались.








http://www.prime-tass.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован