13 ноября 2008
5827

Леонид Мозговой: Корифей театра одного актера

Заслуженный артист России, лауреат национальных премий Золотой овен, Петрополь, Медный всадник, Листопад и Ника Леонид Мозговой, артист, более 35 лет проработавший в Лен-Петербург-концерте и создавший там блистательные программы и моноспектакли, рассказывает об этом виде сценического искусства.

Вместе с Мозговым в последнем выпуске основателя нового Ленинградского ТЮЗа Бориса Зона в ЛГИТМИКе учились Лев Додин, Наталья Тенякова, Ольга Антонова. В течение пяти лет Леонид был солистом Ленинградского театра музыкальной комедии, но неожиданно в судьбе театрального актера произошел резкий поворот - Мозговой принял решение перейти на работу в Ленконцерт.

За долгие годы работы на эстраде талантливый артист создал целый ряд авторских программ, удивительных композиций по известным произведениям мировой литературы, и, главное, здесь в разные годы им подготовлены и исполнены чудесные моноспектакли, получившие огромный зрительский успех. В настоящее время в репертуаре Мозгового более 15 спектаклей в жанре театра одного актера по различным произведениям - это "Записки на манжетах" М. Булгакова, "Черный монах" по повести А. Чехова, "Я Гамлет" и многие другие. А "Новые страдания юного Вертера" по повести У. Пленцздорфа и одна из последних его работ "Сон смешного человека" Ф. Достоевского в Классическом театре Л. Мартыновой, что играется в мансарде старинного петербургского дома, в зале на 20 человек - включены в золотой фонд жанра.

В кинематографе Мозговой дебютировал, сыграв роль Чехова в фильме Александра Сокурова "Камень". Но подлинную популярность принесли артисту образы Гитлера и Ленина в картинах того же Сокурова "Молох" и Телец. Приглашения на съемки поступают не часто, поэтому основной ипостасью актера по-прежнему является работа в Государственной концертно-симфонической организации Петербург-концерт. Дарование Мозгового поистине уникально - в совершенстве владея искусством перевоплощения, он создает убедительные образы в самых разных ракурсах, от глубоко трагичных до сатирически пародийных.

- Леонид Павлович, почему из театра вы ушли в концертную организацию?

- Я артист театра и кино, так записано в моем дипломе. С детства читал и пел, хотел играть в театре. Уже в школе меня наградили радиоприемником "Турист" за чтение в художественной самодеятельности тургеневского стихотворения "Как хороши, как свежи были розы". И все же, получив отличную театральную школу, имея поставленный голос - тенор и проработав пять лет в Музкомедии, я понял, что это не мое. Можно ведь не один десяток лет проторчать в труппе на эпизодических и вторых ролях, но эмоционально я так не мог существовать.

Благодаря моей крестной матери в творчестве, замечательном педагоге по речи Ксении Владимировне Куракиной, я на чтении и многом другом раскрылся еще в институте. В конце концов, случилось так, что во время гастролей театра в Монголии, я вел концерт и ощутил, что именно филармоническая эстрада даст мне больше возможностей для самовыражения и творческой. Сделал композицию "Мое поколение в стихах и песнях", начал читать Достоевского, Чехова, Набокова, Окуджаву, Галича, Блока, Давида Самойлова, выступал на больших и малых площадках в сборных концертах и с сольными программами, ездил по всей стране с Хилем, с Пархоменко, с ансамблями Романтики и Добры молодцы.

- Чем деятельность концертно-гастрольных организаций советской поры отличается от работы современных подобных учреждений, не говоря уже о шоу-бизнесе?

- Можно по всякому относиться к советским руководителям культуры, но они понимали, что искусство надо пропагандировать. Ленконцерт и Областная филармония представляли собой монопольные организации, с которыми артисты заключали договора и выступали с концертами и авторскими программами не только на площадках города и области, но и по всей стране. Жизнь бурлила: был худсовет, были тематические планы, существовали эстрадный и филармонический отделы, причем деньги, которые зарабатывали на эстраде Хиль, Пьеха, Пахоменко, частично дотировали филармоническую деятельность классических музыкантов, певцов и чтецов. Выдвинулась целая плеяда замечательных мастеров художественного слова - Перельман, Давыдова, Журавлев, Кочарян и разговорного жанра, таких как Бен Бенцианов. Люди в глубинке с нетерпением ждали приезда артистов, приходили нарядно одетые в клубы, в дома культуры.

Сегодня в Ленконцерте эстрадников очень мало, хорошо представлен филармонический отдел - это классические певцы, инструменталисты, хоры, ансамбли. Тем не менее, количество концертов резко - на порядок сократилось, артисты оригинальных жанров прозябают, на многое, в том числе и на авторские программы не хватает денег. Дирекция выкручивается, как может. В Доме Кочневой, ставшем очагом искусства, в трех маленьких камерных залах выступают с сольными вечерами певцы, музыканты, чтецы, проходят небольшие, но интересные спектакли. Однако, нельзя забывать, что Ленконцерт, являясь государственным учреждением, существует в жестких финансовых рамках. С другой стороны, в городе множество концертных и промоутерских организаций, где вообще нет штатных актеров - они приглашают, кого хотят. Но там не до просветительства - все решают деньги. А ведь культуру надо нести в массы.

- Существуя в трех ипостасях, кем вы себя в большей мере ощущаете - театральным актером, актером кино или артистом эстрадного жанра?

- Мне по душе литературная эстрада. Этот жанр несет самостоятельность и дает возможность раскрыться. Если я беру материал, который мне нравится, то я должен суметь донести его до зрителя, облачив, например, в идеальную форму моноспектакля. Основателем жанра театра одного актера в 30-е годы стал Владимир Николаевич Яхонтов, продолжателями - Юрский, Харитонов, Рецептор. В Эксперименте Виктора Харитонова, создававшемся как раз в этом ключе, мы со Славой Полуниным работали в 1980-е годы. Театр одного актера - это театр интеллектуальный, эмоциональный, психологический, театр для думающих людей. И лишь небольшое количество спектаклей ныне имеют весьма далекое отношение к психологическому театру.

В конце концов - это способ игры. Ты один от и до. На то, чтобы сделать сольную полуторачасовую программу, уходит год работы и масса энергии. Поэтому, актер, работающий в этом жанре, должен быть фанатиком и профессионалом высокого уровня. Он начитан, интеллектуален, занимается самосовершенствованием и обладает культурой тела, мимики, пластики и танца. В моноспектакле артист несет еще более значительную нагрузку, чем исполнитель главной роли в обычной постановке, который в свою очередь тратит за 2 часа на сцене столько же калорий, сколько шахтер в забое за 8-часовой рабочий день. Но, когда я вижу глаза восторженных зрителей, то понимаю, что не могу без этого существовать. В этом мое призвание.

Владимира Дмитриева

beatle2.narod.ru

13.11.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован