Эксклюзив
22 июня 2009
2285

Иван Никитчук: Я хочу в это верить

Заглянув в глубь веков и поразмыслив, мы с удивлением увидим, что у истоков смены крупнейших общественно-экономических эпох лежали, как это ни странным может показаться, религиозные революции. Христианство, которое в начале своего существования было религией угнетённых, религией рабов, жаждавших освобождения от рабства, выступило той реальной силой, которая столкнула, так сказать, с исторической сцены рабовладельческий строй. Позже подобную роль выполнила другая религиозная революция - Реформация. Именно она проложила путь становлению буржуазного, капиталистического способа производства. Здесь нет никакого противоречия с теорией производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы, это, прежде всего, сами люди. И люди никогда не поднимутся на борьбу, покуда их внутренняя жажда перемен не сконцентрируется в идею, дающую "радость борьбы и уверенность в победе", как писал Ф.Энгельс в своей работе "К истории первоначального христианства". В человеке должна созреть определенная система ценностей - идеология, в истинность которой он безоговорочно верит. Вера, убеждённость, чувство долга - это и есть форма познания человеком и человечеством своей собственной, объективно обусловленной сущности. И критерий истинности здесь - это то, что человек готов скорее умереть, чем отступиться от этих открывшихся ему принципов и ценностей.

Еще совсем недавно многие из нас, не задумываясь, произносили: "вера в светлое будущее - коммунизм". По словам Маркса, коммунизм - есть социалистический гуманизм, или, в евангельской терминологии, коммунизм - есть совершенная любовь к ближнему. Эта специфическая "религиозность" марксизма стала движущей силой Октябрьской революции 1917 года, открывшей эру социализма, была в высшей степени присуща Советской власти в сталинскую эпоху. "Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слёзы из глаз. Сильнее и чище нельзя причаститься великому чувству по имени - класс!", - писал В.Маяковский, лучший, талантливейший советский поэт того времени. Какой пафос в словах поэта, - поистине религиозный.
Средствами не только политической пропаганды, но литературы, искусства людям внушалась вот эта веровозвышенная суть коммунистической теории: внушалось чувство хозяина своей страны, своей судьбы, уверенность в будущем, в том, что общественный строй поможет полной мерой раскрыть свои способности на любом поприще, какое бы ты ни избрал. В человеке прославлялись и поэтизировались новаторство, творчественность, инициатива, способность видеть и находить счастье своей жизни в служении Родине, делу построения социализма и коммунизма. Сам воздух был буквально напоён всем этим. Тексты массовых песен той поры - ведь это настоящий коммунистический катехизис в музыке гремел денно и нощно над нашими просторами, - если учесть, что тогдашние песни, в отличие от нынешних, все знали и все пели. Все пели, - а значит, и естественно, в простой и высокохудожественной форме впитывали в себя те самые нравственные заповеди, которые коммунистическая партия стремилась заложить в фундамент социалистического общества. И нравственный уровень народа был таков, что когда в начале Великой Отечественной войны объявили сбор средств для фронта, то в Москве люди бросали драгоценности, золотые вещи прямо в почтовые ящики - и были абсолютно уверены: всё дойдёт по назначению. И доходило...

Нет никакого сомнения, что для сотен миллионов рядовых трудящихся, как у нас в стране, так и повсюду на земном шаре, коммунизм был, остаётся и, несомненно, останется впредь символом веры. Поэтому коммунизм можно и нужно считать новым вероучением, должен восприниматься в качестве такового в любой точке на планете, подобно тому, как в любой точке воспринимаются в качестве вероучения христианство, ислам, буддизм и другие конфессии мировой значимости. Поэтому по отношению к коммунизму, как и к любому другому вероучению, должно быть закреплено в соответствующих международно-правовых документах:

- абсолютная недопустимость каких-либо гонений на коммунистическую, пролетарскую идеологию и науку как на явления духовной жизни человечества, подобно тому, как не допускается это в отношении основ христианства, ислама и т.д.;

- абсолютная недопустимость третирования на международной арене каких-либо государств по той причине, что коммунизм (в том числе в специфических его версиях, типа идей чучхе) там принят, был принят или будет принят в качестве государственной идеологии. Объявление таких государств по этой причине "преступными", "неполноценными", "изгоями" и пр., проведение против них дискриминационной, изоляционистской политики должно рассматриваться на уровне ООН, как тягчайшее преступление против мира и человечности;

- должна быть подтверждена и закреплена на международном уровне абсолютная недопустимость публичного оскорбления чувств и убеждений граждан - приверженцев коммунистической идеи: поношение имён тех деятелей революционного коммунистического движения, которых приверженцы коммунизма чтут, в сущности, как своих пророков, публичная клевета на них, снос воздвигнутых им памятников, разрушение и осквернение их усыпальниц, музеев и других мемориальных знаков, предметов и мест.

В этом смысле Мавзолей В.И.Ленина - это, по сути, культовое сооружение, это возведённая по прямому требованию народа гробница одного из величайших и любимейших народом пророков коммунистической эры, и устраивать гробокопательскую свистопляску вокруг этой святыни так же кощунственно и непозволительно, как осквернять храм любой другой религии или усыпальницу её основателя. То же и с захоронениями подвижников - строителей Советской цивилизации в Кремлёвской стене и возле неё. То же и с памятью и памятными знаками в честь героев и выдающихся личностей советской эпохи. Почему-то сегодня в России даже законодательно обязывают с уважением относиться к памяти бесчисленных христианских святых, включая и таких, которых святыми уместно называть разве лишь в кавычках. На полном серьезе говорят о непорочности зачатия, воскрешения и вознесения. Но вот на советских священномучеников, - каковыми для нас фактически являются Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Чапаев, Дзержинский и т.д. - на них, видите ли, можно невозбранно и безнаказанно вёдрами лить всякие помои и рассказывать скабрезные анекдоты.

Допуская издевательство над героями, которые жизни свои отдали за "светлое будущее", в которое они свято верили, мы рискуем войти в историю как поколение тупиц, нытиков, трусов и в конечном итоге - предателей, бросивших на растерзание свою страну. Надо помнить, что мы "здесь и теперь" не одни, к нам тянется живая кровеносная ткань от наших предков и потомков. Это они выпестовали веру в самое справедливое устройство общества - коммунизм. Ничего лучшего никто пока не придумал. И если мы живем, как нас уверяют, в "демократическом" обществе, то почему мне плюют в душу, очерняя святое, во что я верю, и всегда буду верить - в справедливое устройство общества, коим единственным и является коммунизм?

И.Никитчук,
д.т.н.
www.viperson.ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован