15 ноября 2003
1503

Сергиев Посад - в десятке лучших

Интервью с министром финансов Правительства Московской области А. В. Кузнецовым - Алексей Викторович!

За последние годы Московская область развивается значительными темпами и выходит в число лидеров по темпам роста промышленного производства, опережая средний российский уровень в 2 раза. Благодаря этому значительно вырос бюджет, растет заработная плата. Как на уровне области оценивается развитие Сергиево-Посадского района?

- Главным фактором успешного развития является пополнение доходной части консолидированного бюджета Московской области, которая формируется всеми муниципальными образованиями.

Целенаправленная работа Правительства Московской области по увеличению доходов бюджета, проводимая в условиях начатого с 1999 года на федеральном уровне реформирования налогового законодательства, позволила увеличить доходы бюджета области в 4 раза - с 19 млрд рублей в 1999 году до 80 млрд рублей на 2004 год. Значительный вклад в формирование консолидированного бюджета Московской области вносит Сергиево-Посадский район, обладающий многоотраслевой, динамично развивающейся экономикой, который является одним из наиболее крупных в Московской области не только по территории и численности населения, но и по доле в формировании консолидированного бюджета.

За последние 5 лет объем доходов, поступающих от предприятий Сергиево-Посадского района в консолидированный бюджет области, вырос почти в 3 раза - с 604 млн рублей в 1999 году до 1 644 млн рублей в 2003 году. При этом фактические поступления доходов из района в консолидированный бюджет области за последние 5 лет ежегодно увеличиваются на сумму более 100 млн рублей. Увеличивается поступление в бюджет района и доходов от использования муниципального имущества. За период с 1999 по 2003 годы эти доходы возросли более чем в 4,3 раза. Усиление налогового контроля и проведение мероприятий по фактическому обеспечению прогнозируемых поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет позволило снизить уровень задолженности по обязательным платежам во все уровни бюджетной системы за 2001-2002 годы более чем на 4 процента.

В 2003 году Сергиево-Посадский район вошел в десятку основных муниципальных образований, формирующих доходную часть консолидированного бюджета области. Из налоговых поступлений, собираемых на территории района, около 50 % (без учета средств, поступающих в федеральный бюджет) остаются в распоряжении местного бюджета. При этом по объему доходной части бюджета район занимает 9-е место среди 77 муниципальных образований Московской области.

Рост основных показателей бюджета обеспечивает, в первую очередь, положительная динамика производственных и других отраслей экономики. А она в районе есть: за период 2000-2003 гг. объем промышленной продукции возрос более чем в 1,3 раза, а объем товарооборота - в 1,6 раза.

Кстати, Сергиево-Посадский район - это район, в котором я родился. Село Константиново - мое родное село. Отрадно видеть, как район за последние годы активно развивается и преображается.

- Приведенные Вами факты свидетельствуют о положительной динамике развития района, о росте доходов его бюджета, это, на мой взгляд, отражается и на уровне жизни населения, на его социальной защищенности и позволяет обеспечить устойчивую работу всего муниципального хозяйства. Как Вы считаете, какие расходы бюджетов области и района являются приоритетными?

В соответствии с решением губернатора и возглавляемого им Правительства более половины бюджетных средств области направляется на социальные выплаты. Это выплаты и доплаты учителям, врачам, пенсионерам, материальная помощь малоимущим и многодетным семьям, студентам, сотрудникам правоохранительных органов, семьям погибших военнослужащих, малообеспеченным гражданам Московской области. Что касается Сергиево-Посадского района, то могу отметить, что с ростом расходной части бюджета в целом в бюджете района значительно увеличиваются расходы на социальную сферу, к которой относятся образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт и социальная политика. Бюджет района с уверенностью можно назвать социально-ориентированным. К примеру, в текущем году удельный вес затрат на эти нужды составил 68 % расходов бюджета района. Этот показатель выше среднеобластного, что связано с принимаемыми в районе решениями о дополнительных мерах социальной защиты населения.

- В последнее время в прессе и среди населения активно обсуждается вопрос о реформировании ЖКХ. Хотелось бы из уст министра финансов узнать о дополнительных мерах по поддержке этой отрасли.

- В последние годы, согласно федеральному законодательству, доля бюджетных средств в оплате жилищно-коммунальных услуг должна составлять 10%, остальную часть должно оплачивать население. С этим учетом формируются тарифы, по которым производит оплату население.

На самом же деле бюджетных средств на ЖКХ тратится гораздо больше, и это связано с тем, что сама система ЖКХ не одинакова в различных муниципальных образованиях. Сергиево-Посадский район в данном случае находится в наиболее сложном положении. Тепловырабатывающие предприятия района представлены не только газовыми котельными, но и работающими на мазуте, котельно-печном топливе, угле. Их наличие приводит к существенным дополнительным расходам бюджетных средств. За отопительный период в районе расходуется свыше 25 тыс. тонн мазута, и на это требуется свыше 100 млн рублей. При этом необходимо учитывать и тот факт, что степень изношенности основных фондов и оборудования, в том числе принятых в последние годы в муниципальную собственность жилищно-коммунальных комплексов военных городков и градообразующих предприятий оборонного комплекса, очень большая.

По этой причине район, как и область в целом, вынуждены были направлять значительные финансовые ресурсы не только на поддержание системы ЖКХ в рабочем состоянии, но и на его модернизацию и техническое перевооружение. Только в мае текущего года Правительство Московской области на модернизацию ЖКХ дополнительно к предусмотренным в бюджете расходам выделило муниципальным образованиям 700 млн рублей. Кроме того, стабильно развивающимся муниципальным образованиям выделяются из средств области целевые бюджетные ссуды и кредиты, которые направляются, в первую очередь, на финансирование конкретных мероприятий в системе ЖКХ. На эти цели Сергиево-Посадскому району в текущем году выделено более 233 млн рублей.

В то же время и тарифы на жилищно-коммунальные услуги в районе утверждены с учетом фактических затрат предприятий ЖКХ, в полном объеме собираются платежи с населения за оказанные услуги. И как результат задолженность муниципального жилищного фонда за газ и электроэнергию сокращена в районе за этот год более чем на 100 млн рублей. Такие показатели есть далеко не в каждом районе области.

- Вы так спокойно говорите о выделяемых бюджетных ссудах и кредитах. Я так понимаю, что это средства, которые область дает району в долг, а о долгах района в местных СМИ ведется не менее острая дискуссия, чем по ЖКХ. Ваша позиция по этому вопросу?

- Законодательными актами РФ определена возможность наличия муниципального долга, в понятие которого входят договорные обязательства с кредитными организациями, вышестоящими бюджетами, а также муниципальные займы. Кроме того, в понятие муниципального долга включается и общая сумма гарантий, выданных от имени муниципального образования, т.е. это довольно широкое и многоплановое понятие. И главное - уметь правильно управлять долгом, своевременно и в полном объеме погашать имеющиеся обязательства или договариваться с кредиторами об их реструктуризации.

А спокойно говорю об этом, потому что как финансист-практик я убежден, что практику хозяйствования можно назвать конструктивной, если она позволяет решать и непредвиденные проблемы, направленные на дальнейшее развитие той или иной территории.

Более того, поддерживая стремление муниципального образования в решении вопросов развития территории, Правительство Московской области выдает таким муниципальным образованиям гарантии по погашению уже выданных бюджетных ссуд и кредитов из средств областного бюджета.

- Алексей Викторович, поправьте меня, если я ошибаюсь, но я поняла, что половина средств, собранных в нашем районе, остается в распоряжении района, а за счет остальных средств финансируются областные учреждения, в том числе и находящиеся на территории района, выделяются бюджетные ссуды и кредиты. И это все?

- Конечно же, нет. В областном бюджете предусмотрены различные виды финансовой помощи, выделяемой городам и районам области. Кстати, ее объем в областном бюджете на 2004 год увеличен по сравнению с текущим годом более чем на 2 млрд рублей. Это и специальный фонд финансовой поддержки муниципальных образований, различные целевые субсидии и субвенции, предусмотрены также средства на финансирование областных целевых программ, на дорожное хозяйство, строительство. Муниципальное образование может участвовать в том или ином проекте за счет областных средств. Если конкретно говорить о Сергиево-Посадском районе, то только за последний год муниципальное образование дополнительно получило из резервного фонда Губернатора 13 млн рублей. Кроме того, могу отметить активное участие района в целевых программах как областного, так и федерального уровня. К примеру, по федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП) на реконструкцию объектов социальной сферы в текущем году район получит из федерального бюджета свыше 47 млн рублей. На 2004 год на эти цели предусмотрено свыше 95 млн рублей.

- И последний вопрос, Алексей Викторович. Принят областной бюджет на 2004 год. Как выглядит наш район на фоне консолидированного бюджета Московской области?

- Муниципальное образование и в следующем году сохраняет свои передовые позиции как по доходной, так и по расходной части бюджета. При этом запланированный рост доходов бюджета района превысит 200 млн рублей и доходы составят 1 293 млн рублей.

Не только сохранится, но и возрастет социальная направленность бюджета, доля социальных расходов увеличится до 74% общих расходов бюджета, при этом социальные расходы увеличатся на 108% от уровня текущего года. Приведенные показатели свидетельствуют о позитивной динамике социально-экономического развития района. Уверен, что это возможно благодаря активной совместной работе Правительства Московской области и администрации района.


Ирина СОЛОДОВА
www.mosoblpress.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован