Эксклюзив
14 октября 2010
11794

Ольга Гороховская: Музыкальная душа Владимира Кузьмина

Main x7a8e91ecdf
В чем выражается Величие артиста? В количестве сыгранных концертов, выпущенных альбомов, написанных о нем статей? В современном мире, если говорить в частности о российской эстраде, увы, "величие" измеряется совершенно иным. Посмотрите, чем пестреет интернет, телевидение, печатные СМИ? Подробностями о личной жизни артистов. Смакуются новости о разводе/женитьбе/изменах, а также местах "тусовки", которые он посетил и одежду, в которой пришел. Артисты пиарят себя самыми различными - дешевыми методами: от рецептов диет до ссоры с коллегами. Ну, еще иногда напускают тумана вокруг своей сексуальной ориентации. Это по видимости и считается популярностью.

О настоящем искусстве, увы, уже никто не говорит.

Сложно представить Ф.М.Достоевского (будь он жив сейчас) пиарящего себя теми средствами, какими делают это нынешние деятели искусств. Ну, или Л.О.Утесова, раз уж мы говорим о музыкантах.

Когда музыка становится коммерческой, уходит красота. Секретом магнетизма выраженного через личность, или через музыку, является жизнь. Именно она и "диктует" поэту, композитору свои простые - настоящие истины.

Вопрос о влиянии музыки на судьбу человека волновал меня достаточно давно. Почему именно песней чаще всего выражает свои эмоции? В ней же, находит психологическую поддержку в трудные периоды жизни. Вспомним плачевные песни плакальщиц, колыбельные и т.д. примеров, можно привести большое количество.

Чаще всего, мы воспринимаем произведение искусства, а порой и людей, интуитивно, на уровне "мое/не мое". Когда же находятся единомышленники, кто также как и ты любит данного исполнителя/автора, создается "группа по интересам".

И, наверное, любому творческому человеку хотелось бы узнать какова судьба его произведений после того, как они были выпущены в свет. Как были приняты людьми, нашли ли отклик в их сердцах.

А кем для восторженных почитателей творчества является сам исполнитель/автор? Что стоит за творчеством, что объединяет людей?

На эти вопросы я пыталась ответить довольно долгое время. И вот почему.

Я себя лично отношу к поклонникам творчества Владимира Кузьмина. В моей судьбе он сыграл довольно большую роль. Для меня, его песни - не только источник творческого вдохновения, но и... сам он, человек сыгравший роль путеводной звезды.

Маленькой девочке живущей в глубинке (сначала Средней Азии, а потом и РФ) невероятно повезло: я писала рассказы с детства. Но в моем окружении не было человека, которому бы мои начинания были бы интересны. Напротив - это вызывало насмешки. И тогда, в моем внутреннем мире появился друг - вымышленный, созданный мною же, но понимающий, слушающий, а главное - говорящий со мной на одном языке. Благодаря песням В.Кузьмина я поверила в свои силы, благодаря ему же, предприняла отчаянный шаг: написала письмо в Литературный институт им.Горького и пройдя творческий конкурс, приехала в Москву учиться. И жить.
Мне нужна была поддержка, и я находила ее в песнях, в музыке, в словах, в энергетике ВК. Даже на первом - самом трудном - вступительном экзамене, Кузьмин мне помог. Дело было в жаркий августовский день. В аудитории почти сорок человек. Преподаватель предложил на выбор несколько тем, на одну из которых нужно было написать этюд. Время пошло.

Абитуриенты старательно писали на бумаге свои произведения, а в моей голове - сплошная пустота. Прошло десять минут, двадцать, час. На написание отпущено всего четыре часа и, если провалить это испытание, можно смело паковать вещи и ехать в свою деревню. Через полтора часа я запаниковала. И тут, как по волшебству: из открытого окна (на Тверском бульваре) донеслась песня из проезжающей машины. "Небеса" В.Кузьмина. Мне было достаточно услышать всего две фразы, чтобы поверить в свои силы, чтобы придумать тему для этюда...

Но не обо мне одной идет речь.

Вряд ли сам Владимир Кузьмин знает о том, как много он сделал для людей. Наверняка даже и не догадывается.

И тем не менее...

Имя Владимира Кузьмина стало известно широкой аудитории еще в начале 80-х. Талантливый музыкант, композитор, певец за годы творчества написал и выпустил более двухсот песен. И у каждой из них есть своя судьба. Свои поклонники - люди, которым песни помогают жить.

Не так давно произошло событие, которое и послужило поводом для написания данного эссе. В преддверии, мне довелось пообщаться с поклонниками Владимира, и я благодарна тем, кто согласился ответить на мои вопросы.

В общей сложности, в опросе участвовало около двухсот человек. Разного возраста, социального положения, национальности, мест проживания. Самому младшему поклоннику - двенадцать лет, самому старшему - шестьдесят четыре. Уже исходя из этого, можно смело утверждать, что творчество ВК привлекает самых различных людей.

И удивительным мне кажется тот факт, что своими произведениями Кузьмин подталкивает к творчеству других людей. Люди пишут картины, занимаются профессионально музыкой, пишут стихи, прозу, ну и, конечно же, с уважением относятся к мотоциклам. То есть, в основе наследия переданного Кузьминым людям, лежит созидание и создание, а не разрушение. А это как вы сами понимаете, стоит многого.

Большая часть (процентов 90) опрошенных людей, стали слушать песни Владимира Кузьмина с 80-х годов прошлого столетия. Родители, родственники, друзья, любимые - заражали своим увлечением близких. И это есть - преемственность поколений, ибо своим чадам и любимым, мы желаем только хорошее. А значит, прививая любовь к определенному исполнителю, они были уверены в том, что именно эта музыка, песни привнесут в жизнь больше красок, яркости и сделают ее теплее.

Люди любят, когда к ним относятся по-настоящему, с душой, трепетно. И если артист, собирая публику, демонстрирует ей яркие костюмы, макияж, а песни поет под фонограмму, то, что уж тут говорить? Доводилось мне бывать на подобных концертах. Жалкое зрелище, скажу честно.

Владимир Кузьмин подобного себе не позволял никогда. Все его концерты - живое исполнение. Вместе с группой "Динамик", Кузьмин отрабатывает на сцене "по полной". В каком бы душевном настроении он не был. Грустно ли ему, печально, тоскливо, или тяжело - Кузьмин дарит публике заряд бодрости и энергии. Заражает позитивом и радостью.
Правда сама публика не всегда бывает благодарной. Несколько раз лично я была свидетелем тому, как после концерта в СМИ появлялась информация о том, что ВК был "пьян в стельку". Но как гласит народная мудрость: "На каждый роток не накинешь платок". Да и потом, сейчас я хотела сказать совершенно иное.

У каждого почитателя ВК история "прихода" к его творчеству разная. Но практически у всех это "с первого раза". Услышал песню, увидел клип, побывал случайно на концерте.... Владимиру Кузьмину удается самое главное: (как любят писать журналисты "секрет его успеха") переложить на музыку те истины, что диктует сама жизнь. Кузьмин не выдумывает религий, революций, мод, он простыми, доступными словами, говорит о самых сложных вещах. И именно эта "простота в сложном" попадает в самую точку: находит созвучие в душах многих людей. Более 90 процентов респондентов, Кузьмина воспринимают как человека из ближайшего окружения: друг, брат. А близкому человеку веришь!

Своим творчеством ВК, как бы это странно не звучало, учит. Не унывать, не сдаваться, не пасовать перед трудностями, принимать близких людей такими, какие они есть. Учит быть добрее, откровеннее, внимательнее к окружающему миру, учит любить и быть любимыми.

В его творчестве главную роль играет образ Женщины. Скорее, это собирательный образ: то она роковая женщина, то томная блондинка, то озорная девчонка. Его лирический герой ищет любовь - одну и навсегда. Такую, которую можно было бы вознести до небес и жить ею наслаждаясь каждую секунду.

А разве не об этом мечтает практически каждый человек? Вне зависимости от социального статуса, возраста, наличия финансов, национальности и вероисповедания, мы жаждем личного счастья. С той/тем - единственным человеком, с которым легко будет идти рука об руку по жизни. С которым можно разделить и счастье и беду.

Но не только любовной тематикой наполнено творчество ВК. В своих песнях Кузьмин "рассказывает" о жизни в военном городке ("Снится мне маленький город"), протестует против войны ("Усталость"), поднимает политическую и социальную тематику ("Капитан", "XXI век", "Смотри на меня сегодня"), рисует штрихами портрет поколения 80-х ("Пионер Федотов Митя", "Шлифовщик"), а также иронизирует ("Алкоголик", "90-60-90", "Макинтош" и т.д.). Кузьмин реагирует на актуальные процессы происходящие в обществе и говорит о них открыто, так как может он один - музыкой. О его "разговорах" с гитарой следует сказать отдельно. Здесь, Кузьмин непревзойденный мастер. В этих бессловесных диалогах можно услышать феерические откровения: от смеха, до плача. Гитара в руках Кузьмина - абсолютно живое существо, живущее своей жизнью. Она умеет радоваться, подпевать, протестовать, смеяться, надсмехаться, возражать, соглашаться. Слушая "запилы" чувствуешь себя невольным участником этого разговора: собеседники приглашают тебя присоединиться к их тандему в качестве слушателя. И это не может не отразиться на твоем мироощущении и настроении.

Наверное, именно и поэтому тоже, последователей у Кузьмина много. Здесь мне хочется процитировать несколько откровений поклонников:

"Как-то однажды, мы с группой товарищей взяли на работе отпуск и поехали вслед за Кузьминым. В каждом городе, в котором он останавливался и давал концерт, у нас уже были куплены билеты и заказаны номера в гостинице. Правда, в номерах никто не жил, потому что мы практически все время тусовались в коридоре. Ждали когда "Кузя" выйдет и искали повода с ним заговорить. Ездили на все его концерты. Это было веселое и запоминающееся приключение. Стоит только вспомнить, как мы пытались купить билеты на тот же поезд, каким ехал он. Как упрашивали проводниц дать места поближе... Это было нечто потрясающее. Музыканты нас узнавали и на каждом концерте, махали рукой"

"Какие образы возникают в твоем воображении при прослушивании музыки ВК?
Я понимаю, о чём ты спрашиваешь, но такого ответа нет. Пришло на ум своё, из детства. Классе в восьмом. Бывало, лежу в кровати перед сном, в наушниках слушаю ВК и представляю себя на сцене исполняющим эти песни. Как на меня восторженно смотрят девчонки".

"Я ловил себя на мысли - всё великое в простоте. Какой ни будь другой певец, одной песней не может сказать, то, что Кузьмин выражает одним словом и аккордом в своей манере. Такой же эффект у меня был от книг Достоевского; непонятно - просто или сложно".

"Когда я слушаю те или иные его композиции, у меня сжимается сердце, во мне просыпаются чувства (даже и не знаю, как их назвать), всё больше и больше и становиться трудно дышать... Я "цепляюсь" за воздух и выдыхаю его всем телом, пытаясь тем самым "выдохнуть" переизбыток чувств... В некоторых его песнях я чувствую, что с ним происходит то же самое, например в "Голосе". Я очень люблю, как он звуки "выдыхает", а не пропевает... Люблю, когда аккорд уже начался, а он с опозданием начинает петь... Люблю отношение к гитаре и владение ею... Он чувствует все свои композиции, а не поёт! Гитара в его руках начинает дышать, жить, когда Володя прикасается к её струнам. Всё это я очень люблю! Я люблю его страсть! Он поёт и играет со страстью и очень чувственно, нежно... с любовью. Он меня вдохновлял и вдохновляет. Тогда, будучи подростком, я начала его рисовать и таким образом обнаружила в себе этот потенциал. Он помог открыть в себе нечто, что было во мне... и это касается не только рисования".

"Какой самый необычный поступок вы совершили в отношении ВК? Автостопом ехал из Тюмени на концерт Кузьмина в Москву. Добирался почти 6 дней. Сходил на концерт в ночном клубе, добрался пешком до вокзала, переночевал и поехал опять автостопом домой. На дорогу ушло больше десяти дней. Денег в кармане мало, а на улице зима... Хе-хе. Молодой был. Но опыт бы этот опять повторил".

"Наверное, таким поступком можно было бы назвать то, что я год писал портрет Владимира Кузьмина. Маслом. На стенах в комнате были развешаны его фотки и оттуда я его списывал. А потом братишка помог сделать своими руками раму деревянную. Мы ее золотой краской покрасили. Я гитару в руках ВК сделал тоже желтую и получилось прикольно. А самый омерзительный поступок, правда, не знаю чей - это то, что портрет у меня слямзили. Я даже на память сфоткать его не успел"

"Я была влюблена в Володю до безумия. Он был моим идеальным мужчиной.... ну как сказать, Володя сочетал в себе так много изумительных качеств, что не любить его было невозможно.... я решила изменить свою судьбу, а если сказать честно, то выйти за него замуж. Похудела сильно, волосы отпустила, накупила вещей всяких. Сколько я искала его адрес вы, и представить себе не можете. Нашла. Я знакомилась с его соседями, под самыми различными предлогами. С некоторыми подружилась. Я знала распорядок дня Володи, знала, когда и куда они с женой пошли. Посещала его концерты. И по возможности, те места, в которых бывал Володя. В одном таком месте, я познакомилась со своим будущим мужем. Я счастлива, хотя уже прошло много лет. Я тогда надеялась, что он увидит меня и влюбится. А он видел, и этого не произошло. Значит я не его судьба и, слава Богу, что мужа встретила. Сейчас эти чувства к Володе прошли. Осталась нежность, доброта, любовь совершенно другого плана. И мы с мужем очень благодарны ему за то, что мы вместе".

В этом году Владимиру Борисовичу исполнилось 55 лет. На профессиональной сцене он с 1977 года, однако, не смотря на такой огромный профессиональный стаж и популярность, Владимир Кузьмин не страдает "звездной болезнью". По-прежнему, в своем творчестве искренен, его песни заставляют задуматься, они тревожат, волнуют и радуют. Вне сцены, ВК на удивление скромен и тактичен, чего нельзя сказать о большинстве исполнителей нашей эстрады.

В течение последних полутора лет, на официальном форуме ВК поклонниками бурно обсуждалась возможность проведения Владимиром и группой "Динамик" специального концерта "для своих". Дело в том, что общественности известны несколько его песен, которые публика и просит исполнить на концертах. Поклонникам же хотелось нечто иного: редко исполняемых песен. Благодаря интернету, был составлен список песен. И... ВК пошел на встречу своим поклонникам. 9-го октября в клубе Б-2 концерт состоялся.

Безусловно, благодарить за этот праздник нужно создателей интернета, поклонников и, конечно же - Владимира Кузьмина. Люди готовились к этому празднику достаточно серьезно: ведь тем, кто приехал из-за "бугра" нужно было сделать визы, оплатить проживание в гостинице, проезд и т.д. Поклонникам с постсоветского пространства на первый взгляд, было легче: не нужны визы, да и дорога заняла меньше времени. Но это только на первый взгляд. Ни для кого не секрет, что заработные платы там ниже, чем в России и уж конечно, ниже, чем в Германии или Америке. А значит...

"Я приехал из древнего города Самарканда. Дорога была достаточно длинной - в оба конца - неделя. Зарплата лично у меня - сто долларов. Были отложенные средства, чего не хватало, занял. Но ведь это не важно. Это мой первый в жизни концерт Владимира Кузьмина, хотя я увлекаюсь его творчеством с 83 года. Для меня Кузьмин - старший брат. Мне нравится его позиция в жизни. От него никогда не услышишь грязи в адрес коллег или бывших женщин. На востоке мужчина умеющий сдерживать вот так свои эмоции в большом авторитете. А здесь, на концерте, я испытал такие потрясающие чувства, что это для меня подарок на всю жизнь. Когда зал как одно целое подпевал Кузьмину, у меня от счастья комок в горле стоял. Это ведь надо - создать такую музыку, чтобы жила в нескольких поколениях. Я сам пишу стихи, недавно выпустил сборник. Уже третий. Мои стихи читаются, народ их принимает. Но мало кто знает, что сочинять я стал только благодаря творчеству Владимира. Он открыл для меня двери в огромный и прекрасный мир".

Аlex, приехал из далекой Америки. Мне удалось с ним встретится до концерта, а позже, благодаря все тому же интернету, расспросить о концерте.

"Для меня Кузьмин значит очень многое. По личным причинам. Да, я раньше увлекался его творчеством, слушал его песни, но наравне с ним, слушал "Наутилус", Б.Гребенщикова, "Арию" и т.д. Но однажды, со мной произошел случай, который вычленил Кузьмина, сделал его ближе и дороже. Если вы не укажите моих данных, то историей этой поделюсь.
Я встречался с девушкой года четыре, мы любили друг друга и вот решили официально зарегистрировать отношения. На свадьбу денег копил полгода. В общем, вышли из ЗАГСа, собрались в фойе вместе с гостями. Оператор тут же предложил на экране посмотреть запись нашего бракосочетания. Что это было, я не знаю. Специально или случайно, но все дело в том, что на экране была показана запись, на которой моя жена с другим мужчиной. Для меня это был сильнейший удар. Я заперся в своей квартире и так тяжело переживал этот позор, что не придумал для себя ничего лучше, как наложить руки. Естественно сейчас я бы даже не подумал об этом, но тогда накрыло. И вот когда решение во мне твердо созрело и я уже взял в руки лекарства, швырнул сумочку жены которая на пути оказалась. Сумочка полетела в музыкальный центр, который включился каким-то волшебным образом. Запел Кузьмин. Это была песня "Музыка телеграфных проводов". Что-то во мне щелкнуло и я понял, что никогда задуманное не совершу. Развелся, уехал. Уже пять лет живу в Америке. Понимаете, Ольга, может это глупость, но тогда, в ту минуту Кузьмин остановил меня своей песней. Он дал мне то, что было нужно... я благодарен ему, в прямом смысле этого слова, за свою жизнь. Ведь благодаря ему я вижу солнце и радуюсь жизни".

История многозначительная. Тем более что, опрашивая людей, я знаю как минимум два случая, в которых ВК спас от суицида молодых людей...

Здесь можно поставить точку. Все остальные слова, - эмоции, а их у меня много!
В оконцовке, я бы хотела обратиться к прошлому и резюмировать свои мысли следующим образом:

Аристотель разработал учение о мимесисе, в котором раскрываются представления о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. Согласно концепции катарсиса, в душе зрителя и слушателя происходит освобождение от болезненных эффектов. По мнению автора, когда человек страдает от какого-либо болезненного переживания, его душа обособляется от жизни общества. Когда же в процессе глубокого переживания он очищается от эффекта, его душа поднимается от частной единичности до всеобщности и именно все это позволяет стабилизировать как нравственное, так и психическое здоровье.

Но не только Аристотель в античности уделял большое внимание музыке. Если уж говорить о том времени, то мы можем прочесть Демокритовские рекомендации: слушать музыку при инфекционных заболеваниях, а Платон предлагал своим пациентам принимать лекарства, только слушая магические песни. Без этого, лекарство действовать не будет.

Движение есть смысл жизни, а закон движения есть ритм. Ритм производит экстаз, который необъясним и несравним ни с каким очаровательным времяпровождением. Существует психологическая концепция ритмов используемых в поэзии или музыке, которую можно объяснить так: каждый ритм имеет определенное влияние не только на физическое тело поэта, или того, для кого поэзия написана (а соответственно и музыканта - слушателя), но даже на их жизненные дела. Существует поверье, что ритм может принести удачу или неудачу поэту, музыканту или слушателю. Идея состоит в том, что ритм скрыт в корне каждой деятельности, созидательной или деструктивной, поэтому от ритма этой деятельности зависит судьба предприятия.

Музыка действует на структуру мозга, которая отвечает за интуицию, взаимодействие с окружающим миром. Она воздействует на человека в целом, а не на отдельный орган. Вокальная музыка считается наивысшим искусством, так как - естественна. Как бы ни были совершены струны, они не могут воспроизвести то же впечатление на слушателя, что и голос, который исходит прямо из души и приносится на поверхность посредством души, ума и голосовых органов. Голос имеет определенную психическую ценность и силу.

На санскрите дыхание называется прана - сама жизнь. Голос есть дыхание, то есть внешнее проявление жизни. Он имеет тот магнетизм, которым не обладает инструмент, потому что именно голос - идеальный природный инструмент, по образу которого смоделированы все инструменты мира. В песне или в том, что говорит человек (владении Слово) человек может выразить себя лучше всего.

Музыкальной душой является та душа, что забыла себя в музыке; также как настоящий поэт тот, кто забывает себя в поэзии, а Божественной является душа, что забыла себя в Боге. Все великие музыканты, оставившие миру свои произведения, не способны были бы этого сделать, если бы не забывали себя в своей работе.

 

 

viperson.ru viperson.ru ulduz.su

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован