Эксклюзив
11 ноября 2010
7111

Владимир Андрианов: Практика и методы борьбы с коррупцией в Сингапуре

В новых индустриальных странах, одним из первых комплексную борьбу с коррупцией начало правительство Сингапура, которое добилось впечатляющих успехов на этом поприще. В стране создана весьма эффективная система противодействия и искоренения коррупции.

Стратегия борьбы с коррупцией в этой стране отличается строгостью и последовательностью и ориентирована на минимизацию или исключение условий, создающих как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий.

Тактика снижения уровня коррупции была построена на применении целого комплекса административных и законодательных мер, в том числе:

- упрощение бюрократических процедур;

- регламентация действий чиновников;

- строгий надзор над соблюдением высоких этических стандартов.

Юридическую основу для борьбы с коррупцией в Сингапуре заложил принятый в 1960 г. законодательный Акт о предотвращении коррупции.

Был создан специальный государственный орган - Агентство по борьбе с коррупцией (АБК), директор которого подчиняется напрямую премьер-министру страны. В структуре АБК функционирует три отдела: оперативный, административный и информационный.

Принятый закон устранил несколько серьезных препятствий. Прежде всего закон дал четкое определение всех видов коррупции и регламентировал работу агентства, наделив его особыми полномочиями.

Закон ужесточил наказание за взяточничество. Были увеличены тюремные сроки за получение взятки, введены жесткие меры за дачу взятки или за отказ от участия в антикоррупционных расследованиях.

Сотрудники агентства получили право задерживать потенциальных взяточников, проводить обыск у них в домах и на работе, проверять банковские счета и т.д. Граждане Сингапура могут обращаться с жалобами в агентство на государственных служащих и требовать их наказания.

Позже сингапурское законодательство несколько раз дополняли. В частности, в 1989 г. была введена форма наказания, предусматривающая конфискацию имущества.
Ряд мер был направлен на повышение независимости судебной системы. Судьи получили привилегированный статус и высокую заработную плату. Независимая судебная система, при которой нарушивший закон бюрократ может быть признан виновным в совершении тяжкого преступления, резко снижает потенциальную привлекательность коррупции.

В рамках борьбы с коррупцией практиковалось массовое увольнение чиновников в таможенных органах и других государственных организациях и службах.

Указанные меры сочетались с дерегулированием экономики, повышением зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров.
Начиная со второй половины 80-х годов прошлого столетия правительство Сингапура стало серьезно работать над "качеством" бюрократии.

Прежде всего чиновникам решили значительно увеличить зарплаты, что должно было удержать их от взяток. Первоначально парламентарии и население Сингапура восприняли эту инициативу с недоверием, но премьер-министр Ли Куан Ю публично обосновал целесообразность этой меры. В дальнейшем зарплата государственных служащих увеличивалась каждые несколько лет.

В настоящее время оклады высших должностных лиц страны рассчитываются в зависимости от средних заработков в бизнесе и доходят до 20-25 тыс. долл. в месяц. Заработки чиновников в Сингапуре выше, чем у равных им по статусу государственных служащих в США.

В Сингапуре чиновничество стало поистине привилегированным аристократическим классом. Правительство сделало профессию чиновника не только высокооплачиваемой, но и весьма уважаемой. Местная бюрократия считается одной из самых эффективных в мире.

В политике подбора и расстановки высокопоставленных кадров в Сингапуре на государственном уровне проповедуется принцип меритократии.

Справочно: меритокра?тия (букв. "власть достойных", от лат. meritus - достойный и греч. ?????? - власть, правление) - принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди независимо от их социального происхождения и экономического положения.

Указанный термин используется преимущественно в двух значениях. Первое значение соответствует системе, противоположной аристократии и демократии, в которой руководители назначаются из числа специально опекаемых талантов. Второе, более распространенное, значение предполагает создание начальных условий для объективно одаренных и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции.

В Сингапуре создана система, которая позволяет отбирать способных, умных, прогрессивно мыслящих молодых людей, способствует их образовательному и профессиональному росту.

Отбор кандидатов в чиновники происходит еще в школе. Затем представителям будущей элиты помогают поступить в университет, отправляют на учебу и стажировку за границу.

В частности, детям государственных чиновников оплачивается обучение в Оксфорде, Сорбонне, Гарварде и других наиболее престижных зарубежных вузах. Тем самым поощряется появление чиновничьих династий. Государственный служащий, польстившийся на взятку, ставит под удар не только свое будущее, но и будущее своих потомков.

За подготовку будущих чиновников отвечает Агентство по борьбе с коррупцией. Так постепенно государственный аппарат управления обновлялся профессиональными, выученными и воспитанными кадрами, многие из которых пополняли ряды самого агентства.

Каждые три года чиновник любого ранга в Сингапуре проходит переаттестацию, в которой скрупулезно анализируются результаты и эффективность его работы, формулируются замечания и предложения по повышению качества работы.
Успехи Сингапура в борьбе с коррупцией во многом связаны с политикой бывшего премьер-министра страны Ли Куана Ю, который внес значительный личный вклад в искоренение этого негативного явления.

В результате в настоящее время Сингапур занимает одно из лидирующих мест в мире по низкому уровню коррупции. Проведенное в этой стране социологическое исследование в конце прошлого века показало, что почти 100% опрошенных работников государственных учреждений верят в то, что их начальник никогда не преступал закон и не брал взяток.


Андрианов В.Д. - Директор департамента стратегического анализа и
разработок Внешэкономбанка, профессор МГУ,
д.э.н., академик РАЕН

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован