Эксклюзив
15 ноября 2010
16146

Есть ли у России лишние острова?

Main image001

Интервью заместителя главного редактора портала VIPERSON.RU Ольги Александровны Гороховской с профессором Института международных экономических связей Липиной Светланой Артуровной

Ольга Гороховская: Президент России Дмитрий Медведев стал первым российским руководителем, посетившим Южные Курилы, территориальную принадлежность которых вот уже более 65 лет оспаривает соседняя Япония. А проблема Южно-Курильских островов - животрепещущая и очень болезненная как для России, так и для Японии. На днях в Йокогаме в рамках саммита АТЭС прошла встреча Дмитрия Медведева и премьера Японии Наота Канна, где естественно обсуждалось развитие российско-японских отношений, ведь японская сторона традиционно на таких встречах поднимает территориальный вопрос об островах Курильской гряды.

С.А. Липина: Как сказал Юрий Вадимович Тавровский - профессор Российского университета дружбы народов: "Частые приступы территориальной болезни мешают поступательному развитию российско-японских отношений".

Поэтому не вызывает сомнений, что и нынешняя поездка нашего Президента в Йокогаму сопровождалась выдвижением претензий японской стороной, пропагандистскими выступлениями и демонстрациями ультраправых элементов-"уёку" с требованиями "вернуть северные территории". Конечно, нагнетание эмоций с японской стороны по поводу поездки президента Российской Федерации на остров Кунашир вызывает недоумение, потому как господин Медведев, как Президент России посетил Кунашир, как российскую территорию с целью инспекции, где речь шла о социально-экономическом развитии Курильских островов и улучшении жизни российских граждан проживающих на этих территориях. Что же касается "раненых чувств японского народа" и прочих мер, которые были приняты со стороны Японии, то это прекрасно прокомментировал министр иностранных дел России Сергей Лавров: "Позиция Москвы, считает неприемлемыми любые протесты японской стороны, связанные с планами российского руководства по посещению Курильских островов".
Проблема Южно-Курильских островов - животрепещущая и очень болезненная как для России, так и для Японии. Такая проблема не может решаться на митингах, руководствуясь имперскими амбициями, а должна решаться продолжением российско-японского диалога и развитием сотрудничества. Т.е. международным правом, как это и должно быть между цивилизованными государствами. Ее должны решать специалисты и те, кого закон уполномочил определять внешнюю политику страны.

ОГ. Светлана Артуровна, ведь насколько я знаю, Вам эта проблема близка, поскольку касается Вашей семьи непосредственно.


СА.Липина Да, остров Сахалин - малая Родина моей мамы. У нас и сегодня в Дальневосточном регионе и в том числе на Сахалине проживают родственники. Мы остро чувствуем проблемы этого региона и прекрасно понимаем, что происходит сегодня с нашими российскими островными территориями.

О.Г. Тогда давайте оставим вопрос о территориальных притязаниях Японии и повернемся лицом к вопросу о будущем Курил. Зачем нужны Курильские острова России?

С.А.Липина: Курильские острова имеют важное геополитическое и военно-стратегическое значение для России, влияют на национальную безопасность России. Утрата же Южных Курильских островов повредит системе обороны российского Приморья и ослабит обороноспособность нашей страны в целом. С потерей островов Кунашир и Итуруп Охотское море перестает быть нашим внутренним морем. Кроме того, на Южных Курилах существует мощная система ПВО и радиолокационные комплексы, топливные склады для дозаправки самолетов. Здесь проходит государственная граница между Российской Федерацией и Японией и естественная граница между Охотским морем и Тихим океаном. Эти острова являются исключительной экономической зоной Российской Федерации в Охотском море, а также имеют глубоководные проливы, через которые силы российского Военно-Морского Флота могут выходить в открытый океан. Из всех Курильских проливов незамерзающими судоходными являются только пролив Фриза и пролив Екатерины, проходящие между Южными островами архипелага (2).

О.Г.: В Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2020 года миссия Сахалинской области формулируется следующим образом: "Сахалинская область - новая модель региональной российской жизнестратегии, обеспечивающая конкурентоспособность России в АТР".


С.Липина:
Надо отметить, что в Стратегии развития Сахалинской области особое внимание уделяется форпосту российских земель - Курильским островам. Программа включает четыре блока: развитие транспортной инфраструктуры, рыбообрабатывающей промышленности, социальной инфраструктуры и энергетики. Под это государством выделяются огромные деньги. Но вот другое дело, доходят ли они по назначению? Социально-экономическое развитие Курильских островов, несмотря на бешеные денежные вливания, пока упорно топчется на месте. Новый этап освоения Курил начался с принятием второй Курильской программы. В нее заложено 18 млрд. рублей, примерно по 300 тысяч рублей на каждого жителя островов, что предполагает увеличить население с 19 до 30 тысяч человек.

В 2010 г. на реализацию проектов Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007-2015 годы" предусмотрен 1 миллиард. Но на 1 апреля 2010 г. освоено лишь 56,7 миллиона, а на октябрь не освоено и половины.... Отсутствие проработанного комплекса мероприятий, направленных на перспективное развитие Курильских островов, а также несовершенство социальной инфраструктуры муниципальных образований привели к замедлению положительных демографических процессов, к снижению трудового потенциала региона и дефициту рабочей силы на островах. Ситуацию в демографическом развитии области можно обозначить как неблагоприятную.

Численность населения в муниципальных образованиях расположенных на Курильских островах, городские округа: Южно-Курильский, Курильский, Северо-Курильский с 1990 года по 2007 год уменьшилась на 38%. Смертность превышает рождаемость.

Наблюдается дефицит не только качественных, но и простых трудовых ресурсов.
Географическое положение, большая протяженность территории, отдаленность Курильских островов от областного центра предъявляют повышенные требования к качеству транспортной инфраструктуры области, однако ее показатели значительно отстают от среднероссийских и являются одним из главных факторов, сдерживающих развитие и снижающих конкурентоспособность экономики региона. Стоит заметить, что единственным морским перевозчиком, обеспечивающим пассажирское сообщение между Сахалином и Курильскими островами является ЗАО "Морская Компания Сахалин-Курилы", имеющая 2 пассажирских судна вместимостью по 140 человек каждое. Давно требуют реконструкции морские порты Корсаков, Холмск, Углегорск, и другие на о. Сахалин, и портовые пункты Южно-Курильска, Курильска, Северо-Курильска. Поэтому особую тревогу вызывает задержка с созданием обещанной надежной воздушной транспортной связи: строительства аэропорта в Курильске, вертодрома в Северо-Курильске, вертолетной площадки на острове Шикотан. Собственно, это и есть главный и основной тормоз в развитии островов.

За иллюстрациями положения жителей островов "далеко ходить не надо". Сегодняшнее информационное пространство позволяет узнавать о происходящем практически мгновенно. Порой за скупыми новостными сообщениями следуют заметки блоггеров. Вот, например, одно из них по поводу отчаяния жителей о проблеме "ухода денег". Это, как авторы сами сказали "крик о помощи" островных парламентариев. Полностью текст письма можно прочитать на сайте "АН".

"Уважаемый Владимир Владимирович! В соответствии с целевой программой "Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007-2015 годы" в муниципальном образовании "Южно-Курильский городской округ" за счет средств федерального бюджета производится реконструкция аэропорта "Менделеево". Мы крайне озабочены складывающимся положением дел на данном объекте. До настоящего времени ни один объект аэропорта, построенный по Программе генеральным подрядчиком ОАО "Избербашский радиозавод" им. П.С. Плешакова, не введен в эксплуатацию... Регулярное транспортное сообщение с островом Кунашир по-прежнему не налажено и является постоянным источником социального напряжения... Депутаты Сахалинской областной думы просят вас вмешаться в ситуацию с целью скорейшего завершения реконструкции аэропорта". Дела с главной авиагаванью в Южно-Курильске плачевны. Заказчик и подрядчик объекта - федеральные структуры, "Росавиация" и "Ассоциация российских аэропортов". Поэтому правительство области не может проверить затянувшуюся "стройку века". Выигравшая тендер на строительство компания "Избербашский радиоламповый завод" (Дагестан) за два года возвела здание аэропорта и взлетно-посадочную полосу. Она, увы, пока не работает. А здание приходит в нерабочее состояние, поскольку не эксплуатируется из-за множества недочетов. Поставленное оборудование не соответствует проекту. Потому полеты выполняются только в ясную погоду, в светлое время суток. Объектов топливообеспечения нет - как и возможности дозаправки самолетов. Взлетно-посадочная полоса не отремонтирована".

Как считает один из разработчиков Стратегии развития Сахалинской области, завкафедрой госуправления Тихоокеанского госуниверситета экономики Игорь Быстров, задержка со строительством аэропорта "Менделеево" на Кунашире вызывает, мягко говоря, недоумение. "Кто готовил проект и какое отношение предприятие, выигравшее конкурс, вообще имеет к авиации и строительству аэропорта? - спрашивает он. - Тех, кто выделяет деньги и контролирует количество вложенных средств, должно настораживать: соответствует ли вложенная сумма тому, что уже сделано?"

О.Г.: Что даст Кунаширу и Итурупу - скорейшее открытие нового аэропорта?

С.Липина Эти острова - опорные точки всех Курильских островов. Можно будет принимать самолеты большего класса, обслуживать и заправлять и дозаправлять их топливом, принимать больше пассажиров. В том числе туристов. Но пока "черная дыра" не перестанет засасывать миллиарды рублей, выделяемых государством для курильчан, невозможно поверить, что Курилы нужны и интересны не только Японии. Что "волшебные" острова могут и должны приносить достойный доход в российский бюджет. Как говорят сами жители островов "Курилам нужны большие крылья!"

О.Г. Президент РФ в ходе поездки на Курильские острова особо подчеркнул, что Россия заинтересована в развитии Курильских островов. "Нам важно, чтобы люди оставались здесь, чтобы здесь было развитие. Будем обязательно сюда деньги вкладывать", - сказал Медведев.

С.А. Липина. На островах Парамушир, Итуруп, Кунашир и Шикотан планируется создать мощный биоресурсный кластер, где помимо двух действующих рыбозаводов построить еще до двадцати, чтобы активно развивать глубокую переработку рыбы и морепродуктов, в том числе для биофармацевтической, пищевой. Ведь Сахалино-Курильский бассейн - один из крупнейших рыбопромысловых районов России. Основными объектами промысла (до 90% годового промысла) являются лосось, сельдь, камбала, минтай, сайра, скумбрия, треска, навага, терпуг, палтус.

Курильские острова и прилегающая к ним акватория - одна из уникальных в своем роде экосистем, обладающая богатейшими природными ресурсами, прежде всего биологическими. Прибрежные воды Южных Курильских островов, Малой Курильской гряды являются основными районами обитания ценных промысловых видов рыб и морепродуктов, добыча и переработка которых является основой экономики Курильских островов. Здесь сосредоточено 20% допустимого улова водных биоресурсов всего Дальнего Востока: 100% скумбрии и тунца, 90% морского гребешка, трепанга и сайры, 72% осьминога, 70% морского окуня и 15% лосося. Шельф Сахалина и Курильских островов благоприятен для промысла беспозвоночных (краб, креветка, трубач, моллюски, кукумария, морские ежи). Большое промысловое значение имеют морские водоросли (ламинария, анфельция и др.).

Однако, несмотря на значительный ресурсный потенциал островов и в первую очередь обеспеченность водными биологическими ресурсами, в последние годы произошло снижение рентабельности функционирования рыбопромышленного комплекса. Произошло сокращение товарных запасов ценных пород водных биологических ресурсов (краба, морского гребешка, трепанга, морского ежа и других видов) почти на 40%! А учитывая, что в структуре доходов бюджетов муниципальных образований налоговые доходы рыбной промышленности составляют от 23,3 до 69,73 процента (по Курильскому району), наблюдается снижение реальных доходов всех категорий населения, приводящее к уменьшению численности жителей, постоянно проживающих на Курильских островах. Общий объем возможного изъятия водных биологических ресурсов (рыб, ракообразных, моллюсков и водорослей) Курильских островов оценивается в 1 - 1,5 млн.тонн при текущем вылове около 120 тыс.тонн. Дело в том, что в основном в промысел вовлечены "валютоемкие" объекты (лосось, краб, морской еж), которые не требуют значительной переработки.

Если говорить о причинах недоиспользования этой богатейшей сырьевой базы, то главная -это недостаточное финансирование рыбохозяйственных исследований состояния эксплуатируемых запасов и поисковых работ, направленных на выявление дополнительных ресурсов, которые могли бы быть вовлечены в промысел (кальмар, терпуг, морской окунь, макрурус, водоросли, тунец, сайра и другие объекты).
Это вовсе не значит, что в области ничего не делается для рыбопромышленного комплекса. Но, разработанная в области программа развития комплекса до 2010 года была проигнорирована Госкомрыболовства РФ. А введенные Правительством РФ новации в части установления новых правил распределения биоресурсов между пользователями, в т.ч. продажа квот на ВБР на аукционной основе, ведут к сокращению этих квот для Сахалинской области на 131,8 тыс. тонн, по существу к запрету экспорта рыбопродукции, добытой вне аукционных квот, ставят под вопрос существование многих предприятий отрасли, населенных пунктов, благополучие значительной части жителей области.

Очень медленно и неэффективно решаются проблемы искусственного рыборазведения. Насколько я знаю, на Курильских островах имеется только 2 рыборазводных завода, тогда как на соседних Японских островах функционируют 21 государственный, 12 муниципальных и 256 частных заводов, выпускающих на морской нагул ежегодно 2 млрд. штук молоди. В сложившейся ситуации необходимость строительства сети предприятий по воспроизводству лососевых видов рыб (горбуши, кеты) очевидна.

Однако, стоит заметить, что на Курильских островах существует значительный резерв сырьевой базы для развития рыболовства и рыбоперерабатывающей промышленности. Чтобы успешно их развивать, нужно создать условия для мало- и среднетоннажного флота. А это - берег. Дороги, порт, авиасообщение. Люди должны получить возможность свободно перемещаться. Сегодня из Южно-Сахалинска до Курильских островов можно добраться либо морским путем (не менее 12 часов при хорошей погоде и несколько суток при штормовой), либо самолетом за час-полтора. Хотя из-за низкого тумана вылета на Курилы иногда приходится ждать неделями.
Увеличение ресурсной базы Курильских островов в среднесрочной перспективе возможно путем создания сети государственных рыборазводных заводов, а в дальнейшем уже путем строительства таких заводов за счет средств внебюджетных источников для реализации задач по превращению Дальнего Востока в основную территорию для сотрудничества с сопредельными государствами, обеспечения интеграции экономической системы Курильских островов с экономической системой Азиатско-Тихоокеанского региона.

О.Г. Как я помню из курса географии средней школы - Курильские острова расположены в Тихоокеанском вулканическом огненном кольце в зоне высокой сейсмической активности: из 68 вулканов 36 являются действующими. Это не помешает освоению и развитию? Ведь Президент, побывав на геотермальной станции, которая расположена на окраине Южно-Курильска и осмотрев ее, отметил, что такие станции как раз являются хорошим примером развития на островах малой энергетики. "Это - абсолютная альтернатива, причем правильная для этих мест"

С.А.Липина
Современная наука может точно прогнозировать извержение вулканов за несколько дней до их начала. Поэтому сегодня проснувшиеся вулканы губят людей только в странах третьего мира. А имеющиеся горячие минеральные источники смогут решить проблему дефицита электроэнергии, которая на Курилах в четыре раза дороже, чем на Сахалине. Её планируется решить за счёт строительства электростанций, работающих на геотермальных источниках, используя опыт на Камчатке и в Японии. Кроме того на островах и в прибрежной зоне разведаны промышленные запасы руд цветных металлов, ртути. В 2003 году на шельфе островов в зоне Среднего Курильского прогиба были проведены сейсморазведочные работы, подтвердившие их высокую нефтегазоносность. В ближайшее время планируется проведение нефтегазопоисковых работ в северной и южной частях Курильских островов. Сейчас появился еще один веский аргумент сказать Японии "нет". На спорном острове Итуруп в районе вулкана Кудрявый находится гигантское месторождение чуть ли не самого редкого, дорогого и стратегически важного химического элемента на земле - рения. Весь вопрос лишь в том, как его извлечь.

О.Г. Беседуя с сопровождавшими его журналистами и местными жителями, Президент выразил уверенность, что в результате на Курилах удастся создать условия жизни не хуже, чем на материке. "Здесь будет лучшая жизнь, такая, как в центре России, - сказал он. - А если будут нормальные условия для жизни, то люди, конечно, поедут. Кто отдыхать, а кто и останется".


С.А.Липина: Курильские острова - это стратегический рубеж России. Курилы имеют важное геополитическое и экономическое значение и для России, в целом, и, в первую очередь, для российского Дальнего Востока. Интенсивный подъем этого региона сегодня входит в число приоритетов для государства. На решение этой задачи работают федеральные целевые программы, а также Стратегия развития Дальнего Востока до 2025 года, в рамках которой будут реализованы масштабные инфраструктурные проекты на всей территории региона, в том числе, на Курилах. На островах планируется строительство новых детсадов, школ, больниц, развитие транспортной сети, в том числе строительство современного всепогодного аэропорта.

Ну, а пока насчет качественного состояния уровня жизни населения Курильских островов мне удалось прочитать на сайте Сахалинской области в статье Ксении Семеновой "Курильск. Надо работать" (3) "Первое, что видит человек, вышедший за ворота аэропорта "Буревестник" на Итурупе, - полуразрушенный фюзеляж самолета, на котором написано "Беги отсюда". Эти слова моментально настраивают на совершенно определенный лад, а когда вспоминаешь о задержках авиарейсов и очередном ремонте "Игоря Фархутдинова"(рейсовый пароходик), то их смысл становится еще более понятным. Продукты дорогие, очень много просроченного. Везут, в первую очередь, то, что быстро раскупается. Десяток яиц - 140 рублей, литр молока - 80, булка хлеба - до 50, хотя хлеб, в отличие от всего остального, - местный, но мука дорогая. Ассортимент невелик, а к зиме он станет еще более скудным. Свежие овощи, фрукты разбирают мгновенно, хотя и они в два раза дороже, чем на Сахалине.

Средняя зарплата учителя в Курильском районе - 37 800 рублей (68 учителей, 575 учащихся), младшего медперсонала - 40 тысяч, врача - 60 тысяч. И вроде неплохие зарплаты, и жилье дают, но люди не едут. В сданной недавно Курильской ЦРБ - 176 ставок. И только 16 из них занимают врачи. 16 врачей на весь остров. На Итурупе нет не только онкологов и узистов, но даже патологоанатома. А те врачи, что работают в больнице, со сложными случаями, к сожалению, не справляются. Тяжелых больных отправляют в Южно-Сахалинск, но погоде безразлично - обычный это гражданский самолет или санавиация. Бывает, недолетают.."

О.Г. Ну, давайте все-таки вернемся к началу нашего разговора. Мы сейчас начали серьезно вкладываться в развитие Курильских островов при такой вопиющей неопределенности. Вспомните хотя бы Израиль, который был вынужден сносить СВОИ поселения на территориях, которые были признаны незаконно оккупированными. А ведь к Израилю относятся значительно более снисходительно, чем к России... Глупо создать всю инфраструктуру, а потом когда-нибудь в далеком пересмотреть отношение к этой проблеме?


С.Липина На пути к решению проблемы Курильских островов нашей стране предстоит пройти еще немало дискуссий и споров. Единственный ключ к взаимопониманию двух стран сейчас - это создание климата доверия, доверия и еще раз доверия, а также широкого взаимовыгодного сотрудничества в самых разных областях политики, экономики и культуры. Свести накопленное столетием недоверие к нулевой отметке и начать двигаться к доверию с плюсом - залог успеха мирного соседства и спокойствия в приграничных морских районах России и Японии. Сумела ведь Япония встать на такой путь с Китаем и даже заключила мирный договор, хотя проблемы по принадлежности островов Сэнкаку (Дяоюдай) не решены. Близкая аналогия с Курилами.
Что же касается сотрудничества между двумя странами в области рыболовства, то оно действительно необходимо как нашим, так и японским рыбакам. Такое сотрудничество в условиях рыночных отношений имеет комплексный характер, так как здесь переплетаются соперничество за ресурсы с необходимостью их сохранения и одновременно с конкуренцией за рынки сбыта. Поэтому рыболовные отношения между Россией и Японией должны основываться на равноправной и взаимовыгодной основе без всякой увязки с так называемой территориальной проблемой. Безусловно, позиция Токио в отношении России претерпела некоторые изменения. Она отказалась от принципа "неразделимости политики и экономики", то есть жесткой увязки территориальной проблемы с сотрудничеством в области экономики, включая и рыболовство. Сейчас правительство Японии пытается проводить гибкую политику, которая означает мягкое продвижение одновременно экономического сотрудничества и решение территориальной проблемы. На словах вроде изменение, а на практике вновь нажим и давление. Как и раньше, только в рыболовстве действуют такие ограничения для российских рыболовных судов, как заходы в порты, импортные квоты на ряд объектов лова, закрытие районов лова, что не позволяет выбирать даже выделенную нашим судам в 200-мильной зоне Японии квоту; трудности имеются в создании на территории Японии смешанных предприятий и т.д. Правда, и у нас в России пока достаточно сложно вести дела японским предпринимателям. Все это сдерживает рыболовное сотрудничество, а главное - не создает устойчивого доверия между деловыми людьми. В целом, по моему мнению, должен поменяться у японцев образ России, как потенциального противника, так же как и у нас образ Японии, как постоянного агрессора в прошлом на образ стран-соседей, которые могут взаимовыгодно сотрудничать. В качестве же ключевого звена такого развития сотрудничества следовало бы избрать рыбное хозяйство, рыболовство двух стран, включая и в районе Курильских островов. Конечно, как показал опыт прошлого, сделать это не просто, тем более за короткий срок. Но этот шанс надо попытаться реализовать, а не выдумывать несуществующих проблем безопасного промысла. Много здесь зависит от японской стороны, от ее отмены всех ограничений на такое сотрудничество, включая и снятие с этого направления политических требований по территориальной проблеме.

Сумеют ли реализовать эту возможность нынешние политики? Покажет время. Только в этом случае России и Японии удастся прийти к взаимовыгодному решению этого вопроса.

Ведь у России, как и у Японии, нет лишних островов.


ОГ. Спасибо, Светлана Артуровна, за интересное интервью.


_________________________________________________________________________________
1. http://shrrr.gorod.tomsk.ru/index-1243011234.php

2. Сахалинская область - единственный субъект Российской Федерации, расположенный на 59 островах, где 56 принадлежит ожерелью Курильской гряды. Кури?льские острова? - цепь островов между полуостровом Камчатка и островом Хоккайдо, выпуклой дугой отделяющая Охотское море от Тихого океана. Протяжённость - около 1200 км. Общая площадь - 10,5 тыс. кВ.км. (Южные острова архипелага - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи- оспариваются Японией, которая включает их в состав префектуры Хоккайдо). Уникальная природа, наличие больших запасов полезных ископаемых, биоресурсов моря, леса, выгодное географическое расположение на стыке Европейской и Азиатской цивилизаций и культур могут обеспечить области блестящие перспективы для уверенного движения в XXI веке.

3. http://www.sakhalin.info/weekly/65232/

 

ulduz.su
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован