Эксклюзив
Аванесов Вадим Сергеевич
29 марта 2011
4888

Вадим Аванесов: Главное направление модернизации образования

Актуальность

Проблема модернизации образования актуальна для всех стран мира. А потому необходимость модернизации ни у кого не вызывает сомнений. Однако очень спорны направления модернизации. В докладе, сделанным автором на IV Международной научно-практической конференции `Научно-методические основы управления качеством образования в университетах`, в Киевском Национальном педагогическом университете имени М.П. Драгоманова, 25 марта 2011 года, кратко анализируются три направления модернизации образования. Выбор сделан в пользу первоочерёдного развития новых образовательных технологий. Этот доклад можно рассматривать как продолжение исследования проблемы модернизации образования, опубликованного на сайте Viperson.ru

Выбор главного направления

Участникам конференции может показаться необычным выбор главного направления модернизации образования. Для обоснования такого выбора полезно напомнить, что сейчас политика модернизации образования иная. Украина готовится к свершению преимущественно технической модернизации в сфере образования. Планируется и бурно обсуждается переход на обучение школьников посредством персональных нетбуков, использования Интернета, 4-G связи и предоставления других технических ресурсов.

Избранное техническое направление модернизации образования кажется очень привлекательным и бесспорным. Кто возразит против технического прогресса? В России тоже говорят о модернизации образования, но ведётся она бюрократическими методами, вне учебного процесса, без опоры на педагогическую науку и без активного участия педагогической общественности.

Не случайно она сводится к дорогостоящей государственной аттестации, бакалавризации, стандартизации, коммерциализации, к укрупнению школ и вузов, ЕГЭизации образования и т. п. Итог такой `модернизации` - устойчивое ухудшение качества образования в школах и вузах страны. Оба направления модернизации образования, в России и Украине, представляются ошибочными.

Ошибочный выбор

Ошибочность российского варианта модернизации образования аргументирована автором в докладе на научной конференции Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Российской Академии наук. Этот довольно обширный и аргументированный доклад под названием `Проблема модернизации образования` опубликован в Интернет, по адресу: http://viperson.ru/wind.php?ID=635807&soch=1 .

Ошибочность украинского варианта модернизации образования широко обсуждается в стране. Потому что даже самая суперсовременная техническая модернизация не сможет улучшить образование, если она не подчинена полностью логике и методике образовательного и воспитательного процесса. Именно в силу невключённости, или недостаточной включённости модернизационных замыслов в учебный процесс не создаются подходящие условия и для эффективной технической модернизации. Реально не готовы к технической модернизации управленческие кадры и педагогический состав.

Идея доклада

Идея данного доклада - утвердить в образовательной политике ведущую роль другого, образовательно-технологического направления модернизации образования. Идея такого подхода позволит утвердить приоритет современной научной педагогики и новых образовательных технологий, как фундамент для эффективной модернизации образования.

Имеются в виду новое содержание учебных курсов, новые формы их применения в учебном процессе, компьютерные программы адаптивного обучения и адаптивного контроля. А также применение новых, конденсированных и квантованных учебных текстов, пригодных для электронного обучения. И, кроме того, применение большого количества заданий различных форм в учебном процессе.

В предлагаемом подходе всё насыщено новой педагогикой и новыми образовательными технологиями. Самое существенное место в образовательных технологиях занимают короткие учебные тексты и технологичные задания к ним, позволяющие посредством компьютерной техники и программ быстро и качественно проверить усвоение содержания текстов, каждым учащимся.

Различия между тремя направлениями модернизации образования существенны. Без новых учебных текстов и систем заданий к ним нетбуки превратятся в дорогостоящую игрушку, отвлекающую детей от образования. Создание новых коротких текстов и заданий, в необходимом количестве - главная нерешённая проблема модернизации образования, как в России, так и в Украине.

Примеры новых текстов и заданий интересующиеся участники конференции найдут в электронных текстах мастер-класса, который проводился автором доклада на прошлогодней международной конференции, проходившей в Вашем вузе. В Харьковской области с помощью Института повышения квалификации уже обучено примерно 200 педагогов, способных писать такие тексты и задания. Но эта важная работа была свёрнута из-за недостатка средств. Надо иметь примерно по 2 тысячи таких педагогов, в каждой области.

Вывод:

Технической модернизации в Украине должна предшествовать образовательно-технологическая модернизация сферы образования. Без этого техническая модернизация окажется затратной, неэффективной и даже вредной. Бюрократическую `модернизацию` образования в России надо остановить, и как можно скорее. Таким образом, предстоит сделать выбор из трёх направлений модернизации образования: технического, бюрократического, и образовательно-технологического. www.viperson.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован