Эксклюзив
30 марта 2011
10923

Космонавт не может не летать

Продолжаем публикацию книги "Желаю вам доброго полета!.." Книга в доступной форме, популярным языком рассказывает о профессии космонавта - об отборе, подготовке и работе космонавтов на орбите, о конструкции космического корабля, о ракетах, космодромах, космических станциях, о зарождении и становлении космонавтики.

Для среднего школьного возраста.
 

СОБАЧЬЯ РАБОТА
 

Ты, наверное, знаешь, какую важную роль играют в жизни людей собаки. Это самые преданные друзья человека. Собаку приручили много веков назад, и с тех пор она верно служит людям. Кстати, первыми космонавтами стали именно собаки. А самую первую звали Лайка, мы еще расскажем о ней. К сожалению, Лайка погибла в том полете. Об этом очень грустно говорить, но мы тебя предупреждали: космонавт - опасная профессия. Гибли потом и люди, летавшие в космос. Все они - настоящие герои.
 

Кот, белка и собаки
 

Однажды простые уличные дворняжки стали известны на весь мир. Их звали Белка и Стрелка. Это были первые собаки, облетевшие вокруг Земли и благополучно возвратившиеся из космоса домой. Они сразу же стали всенародными любимцами. Их фотографии печатали в газетах, посмотреть на них приходили сотни людей. Даже появились открытки с изображением веселых собачек, высунувших мордочки из космического корабля и приветствующих нашу планету.

Однако не многие знали и знают теперь, что первые полеты животных в космос были опасными экспериментами. Во время стартов случались катастрофы, происходили сбои разных систем, разгерметизация. Таких надежных кораблей, как сегодня, в те годы еще не было. Их только создавали и зачастую испытывали вслепую. Многие животные погибли или пострадали во время запусков. Кроме собак, в них участвовали крысы, мыши, черепашки, насекомые.

Между прочим, герои Жюля Верна, отважные путешественники Барбикен, Ардан и Николь, перед тем, как самим сесть в свой летательный аппарат, предварительно испытали ему подобный, посадив него большого кота и маленькую ручную белку. Опыт оказался удачным лишь частично. Когда аппарат открыли после тренировочного полета, оттуда выпрыгнул кот, весь взъерошенный, но полный жизни и сил. А белка, к изумлению всех, исчезла без следа. Оказалось, кот съел ее "в полете". Поэтому когда они полетели к Луне, то решили взять с собой двух собак, причем одну звали Спутник (!), а вторую - Диана.

Прежде чем отправить в космос человека, ученые должны были понять, какживое существо переносит условия полета: невесомость, перегрузки, замкнутое пространство и пр. Почему же выбрали именно собак? Потому что их нервная система близка человеческой. Собаки очень умные, выносливые и спокойные. Их легко тренировать. Например, их можно быстро приучить к автоматической кормушке, к скафандру, новой атмосфере вокруг, когда мало места, слышен постоянный шум работающей аппаратуры и все не так, как в обычной жизни. По этой же причине собака хорошо осваивает самые разные профессии: спасатель, охранник, поводырь. И всё это благодаря своей уникальной способности быстро учиться. Попробуй-ка научить кошку приносить мячик. На это уйдет несколько месяцев. А собака уже за пару часов тренировки смекнет что к чему и сделает все, как ты просишь.

Однако собаки бывают разные: большие и маленькие, худые и толстые, лопоухие и коротколапые. У каждой свой характер, свои способности. Как ты думаешь, по каким признакам отбирали первых четвероногих космонавтов? Ты удивишься, но специалисты отправились искать их на улицах и в подворотнях. Ученые подбирали самых простых, беспородных и никому ненужных псов. Почему? Потому что бездомные четвероногие лучше выживают в сложных условиях и легко приспосабливаются, ведь в жизни им надо уметь добывать еду и переносить трудности. А еще они очень быстро привыкают к человеку и готовы выполнять все его требования, так как не избалованы вниманием хозяев и сытой жизнью.

Интересно, но даже среди дворовых шариков и бобиков искали псов посимпатичнее, чтобы мордочки были умные, ведь советская собака должна была быть лучшей собакой в мире. Все понимали, что внимание общества будет долго приковано к четвероногим космонавтам. Их будут фотографировать и показывать по телевидению. И действительно, фото наших космических собак облетели мир. Однако главным при отборе было другое - псы должны быть небольшими, весом 6-7 килограммов, а ростом не выше 35 сантиметров. Корабль в то время только испытывали, он, конечно, не предназначался для человека и поэтому почти не имел свободного места.

22 июля 1951 года на полигоне Капустин Яр (о нем ты прочитаешь позже) состоялся запуск первых собак на ракете, пока еще не в космос, но все же очень высоко. Их звали Дезик и Цыган, они были дворовыми симпатягами, никому неизвестными, такими же как тысячи их собратьев. Утром на стартовой площадке присутствовал сам Сергей Павлович Королёв. Собак одели в специальные костюмы, чтобы датчики, расположенные на теле животных, не оторвались во время полета. Затем псов посадили в возвращаемый аппарат, они вели себя спокойно, доверчиво. Через несколько минут состоялся запуск, ракета устремилась в небо, а еще через какое-то время собаки приземлились в капсуле на парашютах. Все, кто был на полигоне, в волнении бросились к аппарату. А когда открыли его - наступило ликование: собаки оказались живы и здоровы. Значит, выбор сделан верный! Собаки подарили надежду на скорые полеты людей в космос. Больше всех из присутствовавших на полигоне радовался Королёв. Очевидцы рассказывали, что он подхватил собак на руки и весело бегал с ними вокруг возвращаемого аппарата.

Однако первые победы омрачились и первыми неудачами. Следующий запуск завершился трагично. Во время испытаний погибли первопроходец Дезик и его пушистая напарница Лиса. Пса Цыгана, летавшего с Дезиком, после этой трагедии забрал себе академик Благонравов, чтобы сохранить его для истории. И все-таки, несмотря ни на что, запуски продолжались. За год состоялось около 30 стартов. Почти все первые старты были секретными, клички некоторых собак стали известны лишь спустя много лет.
 

Почему друг человека оказался в космосе раньше человека?
 

Первой знаменитостью в собачьей космической истории стала дворняжка Лайка. Мы уже рассказали, что в 1957 на втором искусственном спутнике Земли она отправилась к звездам. Это было и радостное, и очень печальное событие. Тогда еще не умели спускать космические аппараты на Землю. А значит, Лайка должна была погибнуть. Ей достался билет в один конец.

Безусловно, ученые привязывались к собакам, жалели и любили их, и если погибал четвероногий любимчик, это было тяжелым ударом для всех. Но после каждой катастрофы технику делали более надежной, исправляли ошибки, дорабатывали слабые места, чтобы в будущем сохранить жизнь и здоровье космонавтов.
За судьбу Лайки переживали все, кто готовил ее к полету. Люди старались сделать ее последние дни перед стартом как можно приятнее и счастливее. Готовивший собаку доктор забирал ее домой на некоторое время, она играла с его детьми. Когда собаку поместили в ракету (из-за неполадок Лайка должна была долго сидеть внутри), Королёва уговорили открыть ненадолго корабль и напоить собаку водой. А чтобы она не замерзла, ей подавали теплый воздух.

Лайка погибла героически. Информация, полученная во время ее космического полета, оказалась очень важной для науки. Ученые впервые следили за тем, как живое существо переносит невесомость. Так как собаки могут долго сидеть без движения, выдерживать перегрузки и спокойно оставаться в одиночестве, наблюдать за ними очень легко - следить за состоянием здоровья, работой сердца, легких и пр.

Американцы в своих испытаниях использовали шимпанзе. Но обезьяны оказались не такими послушными учениками, как собаки. Они непоседливы, капризны. Шимпанзе могли порвать провода в кабине или поломать приборы, они все время стремились что-то потрогать, дергались и крутились.

Наконец конструкторам удалось создать корабль, который можно было вернуть из космоса на Землю. 20 августа 1960 года в космос слетали Белка и Стрелка. К счастью, они благополучно вернулись и по праву заслужили всемирную любовь и уважение. Их показывали по телевизору, возили на разные встречи и демонстрировали как чудо. На видеозаписях, сделанных в космосе, видно, как животные впервые познакомились с невесомостью. Собаки забавно кувыркались, лаяли, причем Белке явно нравились новые ощущения. А вот Стрелка оробела и вела себя настороженно.

Всего было осуществлено 29 запусков, за время испытаний погибли 10 собак.
Королёв поставил себе задачу - совершить подряд несколько удачных запусков, только после этого он мог решиться отправить в космос человека. Эти старты состоялись 9 и 25 марта 1961 года: сначала в космос слетала Чернушка, а затем удачно стартовала Звездочка. Вообще-то ее звали Удача, но Юрий Алексеевич Гагарин, чтобы не спугнуть удачу, дал ей новое имя. И собака Звездочка открыла человеку путь к настоящим звездам. Уже через 18 дней на орбиту вышел корабль "Восток" с Юрием Гагариным на борту.
 


ПЕРВОПРОХОДЦЫ

-    Юра, вот слетаешь, зазнаешься и забудешь про нас, твоих друзей.
-    Как тебе не стыдно! Ты прошел такую же жизненную школу, как и я! Эх ты!..
Этот разговор состоялся между двумя друзьями: Юрой Гагариным и одним из его товарищей по отряду космонавтов за несколько дней до великого старта. А 12 апреля 1961 года имя Юрия Гагарина узнала вся Земля. Это вторая дата, которую ты должен запомнить на всю жизнь. В 1962 году этот день был признан праздничным. Его назвали Днем космонавтики. До сих пор 12 апреля отмечают как великий праздник. Теперь это и твой праздник, раз уж ты готовишься в космонавты.
"Он всех нас позвал в космос", - позднее скажет о Гагарине американский астронавт Н. Армстронг, который первым в мире ступил на Луну. Именно гагаринский старт вдохновил его и многих других выбрать эту профессию.

Юрий Гагарин знал, что говорил, отвечая своему другу: и он сам, и его товарищи из шестерки, готовившиеся для первого полета, прошли похожий жизненный путь, да и профессионально были подготовлены одинаково хорошо. Первому слетавшему в космос важно было преодолеть главную трудность - справиться с навалившейся славой. И тут выбор С. П. Королёва оказался абсолютно верным: Юрий Гагарин обладал характером, позволявшим ему справиться с этим нелегким грузом лучше других.
 

Урок Гагарина

Старт Гагарина к звездам перевернул сознание людей, стал грандиозной победой человеческой мысли, доказательством того, что сила гения творит чудеса. Еще недавно полеты на орбиту были фантастикой, и вот они уже реальность! Гагарин стал символом века, символом добра и смелости и по праву был назван сыном Земли. Его имя с гордостью и восторгом повторяли на всех континентах. Его полет признан самым великим событием двадцатого столетия.

Мир буквально носил первого космонавта на руках, им восхищались, ему посвящали песни и стихи, все газеты писали о советском герое, пестрели броскими заголовками и его фотографиями. Сегодня именем Гагарина названы город, многие проспекты, улицы и площади, учебные заведения, корабли, научные центры, во многих странах возведены памятники славному первопроходцу космоса, установлены мемориальные доски, а дом, в котором Юрий Алексеевич провел детство, теперь стал музеем.

Первый космонавт планеты был желанным гостем в каждой стране, его принимали короли, президенты, премьер-министры. Гагарин посетил 27 государств, стал почетным гражданином 20 городов. Его скромность и открытость покоряли сердца и умы людей, живущих на любом континенте. Юрий Алексеевич никогда не отказывал в общении, охотно раздавал автографы желающим, фотографировался с ними.

В честь Гагарина устраивали торжественные приемы, приглашали на всевозможные конференции и научные собрания. И везде он производил хорошее впечатление, в любой ситуации был прост, уверен в себе, добродушен, открыт для людей, находил общий язык с любым человеком, буДь то руководитель страны или простой рабочий, профессор или школьник.

Его считали героем и небожителем, называли Колумбом Вселенной, сверхчеловеком. Но для первого отряда космонавтов он навсегда остался Юрой - хорошим парнем, искренним другом и настоящим человеком. Став первым в мире космонавтом и получив звание Героя, признание и любовь всей Земли, он никогда не зазнавался и всегда помогал своим близким, товарищам и всем людям, которым мог помочь...
Вот тебе еще один урок: космонавт должен быть скромным. Как Гагарин.


Глоток колодезной воды

Юра Гагарин родился 9 марта 1934 года и жил с семьей в деревне Клушино Гжатского района (сейчас он называется Гагаринским) Смоленской области. Вот уже много лет 9 марта каждого года космонавты обязательно приезжают в город Гагарин (прежде он назывался Гжатск), чтобы отметить день рождения первого космонавта мира. Молодые космонавты, только что пришедшие в отряд, обязательно едут в деревню Клушино, чтобы осмотреть место, где жил маленький Юра. Считается, что выпить там холодной колодезной воды - к удаче, и это обязательно поможет слетать в космос.

Во время войны немцы захватили деревушку и выгнали Гагариных из дома, пришлось им ютиться в землянке. Это были страшные годы: холод и голод, бомбежки, жестокость нацистов, нищета сельчан. Юра (а он был тогда младше тебя!) стал свидетелем бесчеловечных поступков гитлеровцев, которые казнили многих безвинных жителей деревни, издевались над его родными и друзьями. Пережив тяжелые годы войны, Гагарин навсегда сохранил в душе стремление помогать людям во имя мира и счастья. Наверное, поэтому он был одарен такой прекрасной улыбкой и щедро делился теплом этой улыбки со всеми.

Как и многие сверстники, Юра увлекся самолетами - в те годы популярность летчиков была безгранична. Покорители небес в миг покоряли молодые сердца школьников, которые влюблялись в самолеты и больше не мыслили свою жизнь без неба.

Кто бы мог подумать тогда, что эти мальчишки и девчонки воплотят мечты, которые на протяжении многих веков были возможны лишь в сказках! Еще вчера они и сами не могли в это поверить.

В 1957 году Юрий Гагарин окончил 1 -е Чкаловское военное летное училище имени К. Е. Ворошилова и пошел служить в авиацию Северного флота в Мурманской области. 7 марта 1960 года был зачислен в отряд космонавтов.

После полета в космос стал командиром отряда космонавтов, а затем заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.

В отряде космонавтов Гагарина любили все. За веселый нрав, доброе чувство юмора, нежное сердце, за целеустремленность и трудолюбие. В сложные минуты он всегда находил нужные слова, чтобы подбодрить своих друзей, придумывал розыгрыши, часто шутил. От его обаятельной улыбки сразу поднималось настроение, и вокруг все тоже начинали улыбаться.

Его любимым словом было слово "работать". Гагарин не боялся трудиться. Он прекрасно знал, что учеба и труд делают человека настоящей личностью. Каждое дело Гагарин выполнял добросовестно. Конечно, не все у него получалось. Как и все люди, он совершал ошибки, сталкивался с трудностями. Но упорство и усердие брали верх.

Он во всем старался принимать активное участие. Благодаря Гагарину Центр подготовки космонавтов постоянно обустраивался, развивался и быстро рос: в учебных корпусах появлялись новые тренажеры для тренировок, на территории Звездного городка строились административные здания, современные жилые дома для космонавтов и их семей.

Сегодня часто случается, что люди, которые чего-то добились в жизни и пользуются привилегиями (преимуществами) перед остальными, живут только для себя. А Юрий Гагарин использовал свое высокое положение только ради помощи другим. В те времена многое было дефицитом, то есть редкостью: трудно было купить продукты, обзавестись мебелью, а получить машину - почти невероятно. Юрию Гагарину после полета сделали подарок - вручили "Волгу". Тогда этот автомобиль казался настоящей роскошью. Юрий Алексеевич не возгордился, наоборот, он стеснялся своей славы. Еще ему очень хотелось, чтобы его друзья жили счастливо и ни в чем не нуждались, а там, где он не мог помочь делом, помогал советом, добрым словом.
Юрий Алексеевич был прекрасным отцом. Он обожал своих дочек, Галю и Лену, баловал их. Вместе с папой они читали книжки, играли. Когда он приходил домой, дочери с радостным визгом бежали ему навстречу. Дети были для Гагарина самым большим счастьем, об этом он часто говорил и писал в своем дневнике.
 

Космонавт не может не летать

После полета в космос жизнь Юрия Гагарина круто поменялась. Каждый день его был расписан по минутам. Его ждали в университетах, на конференциях, съездах и собраниях. Он выступал с трибун, давал интервью журналистам, посещал сотни мероприятий, где был почетным гостем. При этом Гагарин продолжал мечтать о полетах в космос и ни на минуту не оставлял мысль о новом старте.

Другой страстью Гагарина были самолеты. Он буквально рвался в небо. А его не пускали. Героя Советского Союза (и всей Земли!) берегли, боялись за его жизнь. Но сидеть сложа руки было не в характере Юрия Алексеевича. Он не мыслил жизни без полетов. Как настоящий летчик и космонавт, он грезил небом, он хотел трудиться и приносить пользу людям. После трудной борьбы с руководством, после долгих уговоров Гагарин наконец добился разрешения продолжить летную и космическую подготовку с целью еще раз отправиться в космос.

Его назначили дублером космонавта Комарова. Во время испытания нового корабля серии "Союз" Комаров трагически погиб. Эта гибель стала ударом для всех. Люди еще раз убедились в том, что всякое великое дело сопряжено с большой опасностью, что космос - это огромный риск. Тогда Гагарин был в шаге от трагедии.
Но даже это не сломило стремление ни Юрия Гагарина, ни других космонавтов летать. Они просто не могли жить без полетов. Такие удивительные люди, бесстрашные и преданные своему делу!

К сожалению, трагическая случайность, которая спасла Гагарину жизнь, отобрав жизнь его товарища, вновь пересекла судьбу великого космонавта. 27 марта 1968 года Ю. А. Гагарин погиб в авиакатастрофе на самолете МиГ-15 вместе с летчиком-испытателем полковником В. С. Серегиным во время тренировочного полета.

Самолет разбился вблизи деревни Новоселово около города Киржа- ча Владимирской области. Каждый год 27 марта космонавты приезжают на место катастрофы, где установлен обелиск, чтобы почтить память погибших товарищей.

Те, кто лично знал Юрия Гагарина, не любят вспоминать этот день. Они предпочитают рассказывать о живом Гагарине. Сегодня написано множество книг-воспоминаний о первом космонавте, сотни статей, которые можно найти в библиотеке. Из них ты узнаешь много подробностей из жизни Юрия Алексеевича, его друзей и его семьи. О первом полете, об отряде космонавтов, об истории нашей страны, которая смогла совершить космическое восхождение. А еще ты найдешь в этих книгах и статьях уникальные фотографии Гагарина.

Кстати, сам Юрий Алексеевич тоже писал. У него есть книга под названием "Дорога в космос". Советуем тебе прочитать ее - не пожалеешь. Это поможет тебе ближе узнать прекрасного, светлого, умного и жизнерадостного человека, нашего соотечественника Юрия Гагарина.

Он погиб в возрасте 34 лет. Но его великое дело живет по сей день. И когда в звездное небо стремительно уносится ракета с космонавтами на борту, мы вновь вспоминаем то далекое апрельское утро и его негромкое "Поехали!", которые сделали мир иным - проложили дорогу в космос.
 

Один виток и вся жизнь 108 минут

Гагарин провел на орбите всего 108 минут, один виток вокруг Земли, но разве имеет значение время, когда речь идет о таком событии! Сейчас трудно представить, а тогда атмосфера праздника, чуда захватила одновременно миллионы людей по всей Земле. Никогда раньше народы не были так близки и так дружественно настроены друг к другу, как в тот день. Вот что такое 108 минут!

Сегодня путешествия в космос - часть нашей жизни и кажутся чем-то естественным, обычным. Экспедиции сменяют друг друга, стартуют ракеты-носители с новыми спутниками, появились даже космические туристы. Для наших дедушек - это фантастика. А мы и удивляться перестали. Привыкли. Поразить нас могут разве что полеты на Марс, которые уже не за горами. Все это стало возможным благодаря подвигу советских людей, одним из которых был Гагарин.

На космическом корабле "Восток" 12 апреля 1961 года Юрий

Гагарин облетел вокруг Земли. Имя его должен знать каждый. Многие годы прошли с тех пор. Но и сегодня традиции, заложенные Гагариным, свято чтят все космонавты современности.


Утро перед стартом

Старт Гагарина состоялся в 9 часов 07 минут по московскому времени. Давай проследим за тем, как это было.

В тот день на космодроме все сильно волновались, ведь прямо у них на глазах происходило то, что раньше было возможно только в книгах или кино. Генеральный конструктор всю ночь не смыкал глаз. Он прогуливался недалеко от дома, в котором ночевали Гагарин и его дублер Титов, иногда заглядывал к ним в комнату, чтобы убедиться: космонавты спят, всё в порядке. В своей книге Юрий Гагарин подробно описал то необыкновенное утро:
"В 5.30 Евгений Анатольевич вошел в спальню и легонько потряс меня за плечо.
-    Юра, пора вставать, - услышал я.
-    Вставать? Пожалуйста...
-    Как спалось? - спросил доктор.
-    Как учили, - ответил я.

После обычной физзарядки и умывания - завтрак из туб: мясное пюре, черносмородиновый джем, кофе... Подошла пора облачаться в космическое снаряжение. Я надел на себя теплый, мягкий и легкий комбинезон лазоревого цвета. Затем товарищи принялись надевать на меня защитный ярко-оранжевый скафандр, обеспечивающий сохранение работоспособности даже в случае разгерметизации кабины корабля".

Затем пришел Сергей Павлович Королёв. Он был очень серьезен, но когда увидел космонавтов - улыбнулся.
-    Все будет хорошо, все будет нормально, - одновременно сказали Гагарин и Титов. Вскоре прибыл специальный автобус, в котором космонавты отправились на космодром. Еще издали они увидели стоящую на полигоне огромную ракету, которая блестела серебристым светом и стремилась к небесам. Ее мощность равна силе 20 миллионов лошадей! Это было невероятное ощущение. И сегодня космонавты чувствуют себя крошечными человечками, когда сидят в ракете.

Погода в тот день была солнечной, на небе лишь кое-где мелькали редкие облачка.
-    Какое жизнерадостное солнце! - воскликнул Гагарин.
 

"Поехали!"

Гагарин за целый час до старта уже находился в космическом корабле. Пока проверяли системы, налаживали связь, космонавт переговаривался по рации с теми, кто управлял его полетом на Земле. На связи были его друзья и коллеги, среди них - главный конструктор Сергей Королёв и будущий космонавт Павел Попович. Они и другие специалисты находились в нескольких десятках метров от стартовой позиции, в специальном бункере. Позывной Гагарина - "Кедр". У Королёва и Поповича - "Заря".

Юрий Алексеевич не сидел без дела. Он проверял скафандр, телефон и динамики, работу магнитофона, на который записывалось все, что говорит космонавт. Кроме того, он рассказывал о том, что видит и чувствует, находясь в корабле, какие слышит звуки. Даже такие мелочи были крайне важны для тех, кто готовил полет.

Почти каждую минуту космонавт повторял: "Самочувствие хорошее, настроение бодрое, к старту готов". Он, конечно, волновался, но понимал всю ответственность, знал, что за него сейчас переживает огромное число людей. Умение держать себя в руках, быть сильным и смелым - важнейшее качество для космонавта. Представь, что ты выполняешь какое-то очень сложное и важное задание. Сможешь ли ты от начала до конца оставаться спокойным? А если при этом за тобой наблюдают люди? Как ты себя поведешь и что будешь говорить в такой момент?

Переговоры с Гагариным записывались на пленку, и теперь мы можем прочитать, о чем же говорили с ним перед стартом. Почти все, кто был на связи, старались подбодрить космонавта, пожелать счастливого пути. Так, например, Павел Попович сильно переживал за Юрия Алексеевича и старался говорить с ним весело, шутил и смеялся. Это помогало снять напряжение. Гагарин тоже находил в себе силы шутить, называл Поповича Ландышем. Несмотря на волнение, все старались сохранять чувство юмора, что совсем не мешало работе. Наоборот, помогало разрядить обстановку. То, что Гагарин волновался, видно по его немного сбивчивой речи. Особенно это чувствовали Королёв и Попович, которые как могли старались подбодрить космонавта. Чуть позже Гагарин передал по рации, чтобы ему включили музыку.

"Заря-1" (Королёв): Станция "Заря", я "Заря-1". Выполните просьбу "Кедра". Дайте ему музычку, дайте ему музычку.
"Кедр": Дали про любовь.
"Заря-1" (Королёв): Дали музычку про любовь? Это толково, Юрий Алексеевич, я считаю.
"Заря-1" (Попович): Юра, ну что, дали музыку, да?
"Кедр": Музыку дали, все хорошо.
"Заря-1" (Попович): Ну, добро, значит, тебе будет не так скучно.
Юра, ребята все довольны очень тем, что у тебя все хорошо и все нормально. Понял?
"Кедр": Понял. Сердечный привет им. Слушаю Утесова. От души - "Ландыши".
Вот так тепло провожали первого космонавта.

Наконец прозвучала команда "Пуск!" Начался подъем ракеты. В этот момент Гагарин произнес свое знаменитое: "Поехали!" Королёв сказал в ответ: "Желаю Вам доброго полета!.." Именно так мы и назвали нашу книгу.
 

Полет в неизвестное
 

Первые секунды после старта - самые тревожные. Риск очень высокий. Поэтому частота сердцебиения Гагарина возрастала с 64 до 140- 158 ударов в минуту. Тем не менее Гагарин постоянно сообщал, что все нормально, чувствует себя хорошо. Позднее он напишет: "Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства. Гул был не сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолета, но в нем было множество новых музыкальных оттенков и тембров, не записанных ни одним композитором на ноты и которые, видимо, не сможет пока воспроизвести никакой музыкальный инструмент, ни один человеческий голос. Могучие двигатели ракеты создавали музыку будущего, наверное, еще более волнующую и прекрасную, чем величайшие творения прошлого".

Другое необычное ощущение связано с чувством времени - оно изменилось. Секунды казались Гагарину длинными, как минуты.

Когда с Земли передали, что прошло 70 секунд после старта, он не поверил, ему казалось, прошло уже много времени.

Юрий Алексеевич быстро справился с волнением, стал наблюдать в иллюминатор и передавать данные по рации: "Наблюдаю облака... Место посадки... Красиво, красота-то какая!". Наконец, частота сердечных сокращений снизилась до 109 ударов в минуту. Космонавт продолжал вести непрерывную радиосвязь с Землей, передавал показания приборов, изменение перегрузок, уровень шума - всё это были очень ценные сведения. И вот в иллюминаторе корабля появилась, как она видна с космической высоты, Земля, с закругленным, а не прямым, как для нас, горизонтом.

При помощи телекамер на Земле могли видеть изображение космонавта. На космодроме продолжали работать, но напряжение сменилось ликованием. А затем все снова принялись усердно трудиться. Ведь Гагарину предстояло целый час провести в невесомости. Никто не знал, как он будет себя чувствовать. Состояние невесомости Гагарин ощутил в 9 ч 21 мин. по московскому времени: "Чувство невесомости интересно. Все плавает. Плавает все. Красота! Интересно", - передал он. Космонавт почувствовал, что его приподняло вверх, над креслом, но благодаря ремням он остался на месте.

Свои наблюдения космонавт записывал в бортжурнал и наговаривал на магнитофон. Когда Гагарин проголодался, он съел щавелевое пюре с мясом, мясной паштет и шоколадный соус и запил водой. Тем самым не только утолил голод, но и подтвердил предположения ученых, что человек может принимать пишу и воду в невесомости.

В день старта старшему лейтенанту Гагарину было присвоено внеочередное воинское звание - майор. В сообщениях по радио на весь мир звучало: "Пилотом-космонавтом космического корабля- спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич..." Но сам Гагарин еще не знал, что он уже майор. Стартовал он старшим лейтенантом, а после выхода на орбиту министр обороны за героический подвиг присвоил ему внеочередное звание, пропустив воинское звание капитана.
 

Встреча на Волге
 

Вот Гагарин пролетел через Тихий океан, а в 10 ч 15 мин. по московскому времени пора было готовиться к включению тормозной двигательной установки. В этот момент "Восток" пролетал над Гвинейским заливом. Во время спуска Гагарин почувствовал, что корабль сильно трясет, словно тот кувыркается. В 10 ч 35 мин. по московскому времени связь с кораблем пропала. Это было неизбежно при входе в плотные слои атмосферы. Так что никто на Земле не знал, удачно ли проходит спуск. Эти мгновения стали самыми трудными для всех, кто обеспечивал полет первого космонавта. На высоте семь километров Гагарин автоматически катапультировался из спускаемого аппарата. На парашютах Юрий и отдельно корабль "Восток" приземлились недалеко от деревни Смеловка в Саратовской области. Именно в этих краях Гагарин когда-то впервые сел за штурвал самолета. Приземление состоялось в 10 ч 55 мин. по московскому времени, полная продолжительность полета составила 108 мин.

Когда Гагарин спустился на землю и сложил парашют, он увидел недалеко от себя женщину с девочкой на руках. Это были местные жители. Они, открыв рты, наблюдали за необыкновенным летающим человеком. А через несколько минут Гагарина окружила вся деревня. Многие уже знали, кто стоит перед ними, - радостную весть о первом космонавте Земли они услышали по радио. Юрия Алексеевича бросились обнимать и целовать, пожимать ему руки.

Гагарин, увидев фотоаппарат в руках одного из сельчан, засмущался и даже покраснел. Но сфотографироваться не отказался - то был первый снимок, сделанный после полета. Затем к месту приземления Гагарина подоспела группа военных, которые помогли космонавту снять скафандр. Спускаемый аппарат окружили охраной. А еще через некоторое время прилетел вертолет и забрал Гагарина с места посадки. "В эти волнующие первые часы возвращения на Землю из космоса произошло много радостных встреч со знакомыми и незнакомыми друзьями, - вспоминал Гагарин. - Все были для меня близкими и родными. Особенно трогательным было свидание с Космонавтом Два, который вместе с другими товарищами прилетел на реактивном самолете с космодрома в район приземления. Мы горячо обнялись и долго от избытка чувств дружески тузили друг друга кулаками.

-    Доволен? - спросил он меня.
-    Очень, - ответил я, - ты будешь так же доволен в следующий раз...
Ему очень хотелось обо всем расспросить меня, а мне очень хотелось обо всем рассказать ему, но врачи настаивали на отдыхе, и я не мог не подчиниться их требованиям.

Мы все поехали на берег Волги, в стоявший на отлете домик.

После небольшой прогулки вдоль Волги, полюбовавшись золотисто-светлым небом заката, мы сыграли с Космонавтом Два на бильярде и, закончив этот удивительный в жизни день - двенадцатое апреля тысяча девятьсот шестьдесят первого года, улеглись в постели и через несколько минут уже спали так же безмятежно, как накануне полета".
 

Сутки в космосе Дублер

Они вместе готовились к полету, вместе тренировались, вместе приехали на космодром и докладывали Государственной комиссии, вместе провели день перед стартом, вместе подъехали к ракете. Но в космический корабль сел только один. Гагарин поднялся выше неба, а он пока остался на земле. Он был дублером.
Дублер - это космонавт, который должен быть подготовлен так же хорошо, как и тот, кто полетит. На всякий случай. Допустим, незадолго до назначенного старта космонавт заболел, но полет не отменяют, тогда летит дублер.

Хотя планируют заранее, кто из космонавтов основной, а кто запасной, только за день до старта Государственная комиссия назначает, кто же на этот раз уйдет в космический полет. Так было 12 апреля 1961 года, такая же традиция соблюдается и сегодня.



Дублером у Гагарина был Герман Степанович Титов.

Герман Титов, как и Юрий Гагарин, был достоин стать первым космонавтом. Но судьба распорядилась иначе. Ему досталось второе место. Конечно, в чем-то они были соперниками, ведь соревнование позволяет человеку показать все, на что он способен. Это было особое соперничество: честное, доброе, благородное. Когда превыше всего стоят дружба, верность общему делу, любовь к Родине, а уж потом личные стремления, удачи и неудачи. История первых космонавтов учит нас быть мужественными, вести себя достойно в любой ситуации и переживать или радоваться за друзей, как за самих себя.

В жизни будет много моментов, в которых ты окажешься сначала лидером, а потом вдруг среди отстающих. Вспомни спортивные соревнования. Правда, ведь обидно, когда приходишь к финишу вторым? Но в жизни, как и в спорте, главное не победа. Главное - дух соревнования.

Быть первым трудно и почетно, но быть вторым, может быть, еще труднее. Это доказал прекрасный человек, отважный летчик- космонавт Герман Титов.
 

17 кругосветных путешествий

С. П. Королёв, видя, что Титов переживает из-за своего второго места, сказал ему: "Не огорчайся. Ты нужен для более сложной задачи".

Эта задача уже ждала своего решения.

После старта Гагарина Королёв и его соратники задумали новое космическое путешествие. Генеральный конструктор не мог остановиться на достигнутом и твердо решил, что полет на корабле "Восток-2" должен продлиться сутки, то есть 24 часа, а полет Гагарина, как ты помнишь, длился всего 108 минут. Врачи долго сомневались: никто не знал, как человек перенесет столько времени в космосе. Во время космического путешествия Белки и Стрелки (оно как раз длилось сутки) на 4-6 витках собачки порядком устали от полета, Белка сильно нервничала, пыталась высвободиться из своего собачьего кресла, тявкала. Было видно, что животных пугает длительная невесомость. И все же Королёв настаивал на своем. Он очень хотел усовершенствовать корабль, а для этого нужно делать шаги вперед, усложнять задачи. Одного витка было мало.

Герман Титов отлично подготовился к старту. Он часами тренировался, и медицинские обследования, которые проводились до и после тренировок, удивляли врачей. Титов хорошо переносил перегрузки, его дыхание и пульс оставались в норме, во время тяжелых испытаний он сохранял чувство юмора и не жаловался. В том, что он космонавт-2, никто не сомневался.

5 августа 1961 года (за деньдо старта) космонавт вел себя спокойно, так же как и в обычные дни. Перед полетом он хорошо выспался, проснулся в бодром настроении, полностью готовый к работе.

Космический корабль "Восток-2" умчался в небо 6 августа 1961 года в 9 часов утра.

Все было как на тренировках. Только одно было другим - напряжение. Ведь это происходило в реальности. Там, на Земле, остались тренеры и врачи, друзья и родные, там остались учебники, тренажеры, которые не взять с собой. Теперь надо действовать самому, полагаться только на себя и за все отвечать самостоятельно.

Жизнь нельзя списать со шпаргалки, это не контрольная работа, ее невозможно переделать. Поэтому надо хорошо учиться, многое знать и уметь пользоваться знаниями, как это делают космонавты, которые учатся не ради пятерок, а ради самой жизни - она спросит потом строже, чем самая строгая учительница твоей школы.

В первые минуты полета Титов учащенно дышал, его сердце тревожно билось. Но вскоре он справился с волнением. Перегрузки в кабине были такие же, как на тренировках, и активный участок выведения Титов перенес нормально. Он постоянно выходил на связь с пунктом управления полетом, информировал Землю о том, что видит, о работе систем корабля.

Через несколько часов опасения медиков стали сбываться. Титова начали посещать неприятные ощущения. Его как будто укачивало. Это явление называется космической болезнью движения, о нем ты прочтешь, когда мы будем говорить о тренировках космонавтов и о невесомости. У космонавта закружилась голова, его немного тошнило. Однако Титов не растерялся, а продолжал работать, строго соблюдая программу. Он разговаривал с Землей, записывал данные в бортжурнале, вел наблюдения через иллюминатор.

В полдень космонавт смог пообедать. Честно сказать, аппетит у него был неважный. Еще бы, он был за сотни километров от дома. Но Титов прекрасно понимал, что сутки без обеда выдержать тяжело. Да и медики на Земле переживают за его здоровье, а еще очень интересуются тем, сможет ли человек принимать пишу в невесомости и не изменится ли процесс глотания еды и воды. Так что пришлось расправиться со всем запасом провизии в тубах. После обеда чувство тошноты усилилось. Потом, уже на Земле, Титов сказал, что это состояние напомнило ему укачивание при морской болезни.

С 18 часов 30 минут 6 августа до 2 часов 7 августа в распорядке дня Титова значился сон. Чтобы не мешать космонавту, на это время приостановили радиосвязь ме>кду кораблем и Землей. И снова возникла проблема - спать Титову ну никак не хотелось. За время полета он множество раз пролетел над Землей, встретил несколько рассветов и закатов, поэтому ощущение дня и ночи перепуталось. Космонавт прекрасно понимал, что отдых дело полезное, и постарался уснуть. Однако его руки все время плавали в воздухе и мешались, тогда Титов засунул их под ремни, которыми был пристегнут к креслу.

На 17-м витке вокруг Земли включился тормозной двигатель и начался спуск с орбиты. Во время возникших перегрузок у Титова помутнело в глазах, но он и это выдержал.

После возвращения домой космонавт прошел множество медицинских обследований, которые показали, что никаких серьезных изменений в его организме не произошло, здоровье не пострадало. Это было важным моментом не только для космической медицины, но и для всей пилотируемой космонавтики. Полет длиной в сутки не нарушил работоспособность человека, можно было продолжать выполнять подобные полеты и приступать к более сложным.

Несмотря на то что Титов выдержал все испытания полета, он все же признался, что чувствовал себя не очень хорошо. После приземления он честно и открыто об этом заявил. Космонавты высоко оценили поступок Титова. Это был смелый шаг. Конечно, космонавт мог промолчать, сказать, что чувствовал себя превосходно все время полета, но он прекрасно понимал, что красивая ложь хуже неприятной правды. От этого зависели жизнь и здоровье товарищей, которым предстояло лететь после него. Нужно было непременно предупредить их о возможной опасности.

Отчет о полете, составленный Германом Титовым, помог усовершенствовать систему подготовки космонавтов. Конструкторы задумались над тем, как улучшить корабль, как спланировать полет таким образом, чтобы космонавты чувствовали себя наиболее комфортно и удобно.

Ну, что скажешь? Интересным был старт второго космонавта Земли? Еще бы! Сколько нового успел испытать Титов, сколько полезных данных сообщил с орбиты. В этом смысле он тоже был первым. Он первым провел в космосе целый день. Уступив дорогу своему другу Юре Гагарину, Титов не остался в стороне, не проиграл, так как совершил дело не менее важное, чем первый старт человека в космос. Да просто в великом деле нет первых, вторых, пятнадцатых. Потому что все великое создается только сообща. Они все были первыми: Королёв, Гагарин, Титов - все, кто шел тернистым путем к звездам.
 

Корабли летают парами

11 и 12 августа 1962 года были запущены подряд два космических корабля. Первый пилотировал Андриян Григорьевич Николаев, второй - Павел Романович Попович.

В первый же день Андриян Николаев выполнил очень важный эксперимент, почувствовал невесомость по- настоящему. Такого до него еще никто не испытывал. Андриян Николаев вспоминал: "Наступил момент, когда по программе нужно было выйти из кресла. Я отвязал ремни и... поплыл к потолку. Чуть оттолкнулся пальцем от стенки кабины и, как мяч, отлетел к другой стене. Прямо как в сказке... Я стал легче пушинки! В течение часа работал в отвязанном состоянии. Перевернулся над креслом, ткнул пальцем в потолок кабины и очутился опять в кресле".
С тех пор на Земле уже не боялись за космонавтов, когда они покидают свои кресла. А как же иначе, ведь работать привязанным неудобно. Вот бы тебя привязать к стулу и сказать: делай домашнее задание. Ни тебе к холодильнику за соком сходить, ни на диване полежать.

На следующий день, когда на орбиту взлетел космический корабль Павла Поповича, отвязаться от кресла должен был и он. Попович вспоминает: "Я отвязался, но не всплыл. Оказалось - плотно зажат в ложемент. Андрей мне посоветовал: "Ты оттолкнись от него".

Я по привычке, как на Земле, оттолкнулся и как... врезался головой в потолок! Правда, голова шлемом была защищена, так что ничего страшного не случилось".

Андреем Попович звал Андрияна. А совет тот ему дал по радио, потому что сразу после того, как Попович взлетел на орбиту, его корабль и корабль Николаева оказались очень близко друг от друга, и космонавты установили между собой радиосвязь.

В этом групповом полете космонавты выполняли уже сложные технические эксперименты, вели теле- и фотосъемку Земли, а их работу в космосе показывали по телевидению, тоже впервые.

Николаев летал четверо, а Попович трое суток! Их корабли приземлились с разницей всего семь минут, практически одновременно, причем уже не на Волге, как Гагарин и Титов, а в Казахстане.
 


Космонавтика - женского рода

Девушки с орбиты

Если тебе показалось, что только мальчишек берут в космонавты, ты ошибаешься. Девочки, между прочим, тоже имеют равные шансы на полет. Никто и слова не скажет, если твоя соседка по парте придет в отряд космонавтов после окончания школы и института. Конечно, при условии, что она выдержит все испытания при отборе, продемонстрирует хорошие знания и волевые качества. Никаких различий для юношей и девушек нет. Все кандидаты обязаны соответствовать требованиям отбора, о которых ты прочитаешь в разделе "Где и как принимают в космонавты". Не сомневайся, женщины не хуже мужчин справляются с самыми разными задачами, а порой и лучше. Взгляни, сколько трудных профессий выбрали наши мамы. Сегодня сложно поверить в то, что когда-то женщины не имели почти никаких прав, они сидели дома, занимались хозяйством, растили детей, скучали, перечитывая длинные романы. Однажды им надоело играть роль второго плана, и прекрасные дамы стали добиваться равноправия с мужчинами. С тех пор появились женщины-врачи, женщины-пилоты, женщины- водители, женщины-солдаты и, конечно, женщины-космонавты.
 

На сегодняшний день более 40 женщин в мире побывали в космосе. Они выполняют точно такую же по сложности работу, как и мужчины. Им под силу всё: выход в открытый космос, перегрузки, тяжелые эксперименты. Мужчины-космонавты доверяют им как самим себе. Они полностью уверены, что при необходимости могут обратиться к ним за помощью. Ты спросишь, а зачем вообще девушкам летать, если это так трудно и требует столько сил? А разве не скучно было бы в твоем классе без девочек? Все вокруг казалось бы каким-то одинаковым. Кто создает в доме уют, следит за порядком, чистотой? Бабушки, мамы, сестры - женщины. В космическом доме тоже требуется женская рука. А еще мужчины и женщины по- разному переносят условия полета, что очень важно знать медикам. Когда-нибудь люди будут совершать длительные путешествия к другим планетам, возможно, будут жить на станциях, которые построят в иных галактиках. Потребуется много специалистов из разных профессий. Среди них обязательно буду женщины. Поэтому подготовка представительниц прекрасного пола к полетам в космос очень важна для нашего будущего. А трудности... их везде хватает, без них было бы неинтересно жить.
 

Поменяли платья на скафандры


Наша страна совершала стремительное космическое восхождение. Первый спутник, первый полет собачек, первый старт человека. Мы были впереди планеты всей, и казалось, что нашим достижениям не будет конца. Сергей Павлович Королёв продумывал работу на несколько шагов вперед. Еще не прошел восторг по поводу полета Гагарина, а он уже замыслил новый рекорд - полет первой женщины- космонавта.

В первый женский набор попали 5 молодых девушек, которые рискнули сделать шаг в неизвестность. "Перепуганные собственной смелостью", как позднее скажет одна из них, девчата ступили на тропу, которая вела к новой, только рождавшейся, но уже сулившей грандиозные победы профессии - космонавт. Все девушки до этого посещали аэроклубы, занимались парашютным спортом. Еще школьницами они влюбились в романтику авиации, грезили полетами. И вдруг судьба свела их вместе, они оказались среди первых покорителей космоса.

Вот их имена: Валентина Пономарева, Ирина Соловьева, Жанна Сергейчик, Татьяна Кузнецова и Валентина Терешкова.

Конечно, подготовка давалась нелегко. Но им так хотелось полететь в космос, что никто из девчонок и не думал сойти с дистанции. Они стойко переносили трудности и всегда оставались жизнерадостными, добрыми, нежными по отношению к другим. Они оставались женщинами.

Они очень тогда сдружились. Работали и отдыхали вместе. Любили петь песни, ходить в походы. Летом ездили в лес за грибами или купаться на реку, зимой катались на коньках и лыжах. Они старались помогать и поддерживать друг друга. Каждая знала: рядом всегда есть надежные товарищи. Эти девушки и сами до конца не осознавали, что такое космонавтика, но полюбили ее всей душой.
 

Валя

Она стала первой среди женщин. Простая работница-ткачиха, член аэроклуба, милая, улыбчивая молодая девушка, после полета она прославилась на весь мир. Полет Терешковой во многом был необычен. Конечно, первое - то, что корабль пилотировала женщина. Но не стоит забывать и о том, что и этот полет был "двойной".

14 июня 1963, за два дня до старта Валентины, в космос отправился Валерий Быковский. А 16 июня 1963 на орбиту вышел космический корабль, который пилотировала Валентина Терешкова. Полет Быковского продолжался 119 часов, а Терешкова провела в космосе почти 71 час. Ее корабль 48 раз облетел вокруг Земли.

Во время полета космонавт Быковский полностью выполнил программу. Он плавал в невесомости, проводил эксперименты. В основном, конечно, это были опыты над самим собой. Быковский выполнял разные движения, чтобы затем описать свои ощущения.


Он наблюдал за собственным зрением, нет ли визуальных обманов и пр. После работы космонавт пообедал с хорошим аппетитом и отлично выспался.

А вот у Вали не все сложилось благополучно. Это можно понять. Она все-таки женщина. Женский организм устроен иначе, чем мужской. Терешковой приходилось меньше двигаться, чтобы справиться с болезнью движения, а это непросто. Надо отдать ей должное, она выдержала все трудности полета, трое суток провела в корабле. Это был настоящий подвиг.

Перегрузки во время спуска оба космонавта перенесли нормально.

Когда Валентина Терешкова приземлилась в Казахстане, вокруг нее собрались жители из ближайших деревень. Они с любопытством смотрели на женщину, спустившуюся с неба. Валентина Терешкова была так рада благополучному возвращению домой, что все бортовые запасы пищи раздала местным жителям. В свою очередь они угостили Валентину местными блюдами.

Полет Терешковой был важен для всех, не только для нашей страны, но и для всего мира. Женщины еще раз доказали право работать наравне с мужчинами. Сегодня они делают большие успехи - управляют кораблем, становятся командирами экипажей.
 

ПЕРВЫЕ ЛЮДИ НА ЛУНЕ

Помнишь, как люди мечтали полететь к другим планетам? В фантастических рассказах писатели часто отправляли своих героев на Луну. На Луне побывали барон Мюнхгаузен, Незнайка, два друга из рассказа Циолковского, персонажи фантаста Жюля Верна и греческого сатирика Лукиана. В общем, интерес к нашему спутнику возник давно и вряд ли исчезнет. Луна притягивает человека, манит к себе.

А еще Луна - самое близкое к нам небесное тело, поэтому если добраться до нее, то в таких полетах можно отрабатывать различные системы межпланетных кораблей, ставить технические эксперименты, помогающие подготовить будущие экспедиции к Марсу.

Сделать лунную сказку былью хотели многие. Но предварительно надо было ответить на вопрос: какая она, поверхность Луны?

Долгие годы астрономы разных стран, исследовавшие Луну при помощи телескопов, считали, что она покрыта многометровым слоем пыли - своеобразной "подушкой", в которую легко провалиться. Как же тогда осуществлять посадку космических аппаратов на Луну? Какие нужны системы и оборудование?

Другие, рассмотрев Луну через те же телескопы, обнаружили, что она покрыта кратерами - большими ямами, некоторые из них величиной со стадион. Поэтому они предположили, что поверхность спутника твердая, почти как земная.

Спор шел долго.

И только когда автоматические станции передали на Землю снимки с Луны, а вулканологи внимательно рассмотрели их и сравнили с фотографиями земных вулканов, сделанными с самолетов, выявилось сильное сходство лунной поверхности и вулканической поверхности Земли.

Наша страна готовила большую программу освоения Луны. Мы отправляли к ней спутники, создавали луноходы, готовились совершить облет Луны и высадку космонавтов на ее поверхность. Однако такую сложную задачу впервые в человеческой истории решили другие. Это удалось ученым, инженерам и астронавтам Соединенных Штатов Америки. Американцы сильно рисковали, но за столь смелый шаг им улыбнулась удача.
 

 


Самое удивительное приключение в истории Земли

Американцы летят по русской схеме
 

16 июля 1969 года корабль по имени "Аполлон" умчался в космическое пространство, унося от Земли троих счастливчиков- астронавтов. Через четыре дня участники полета стали знамениты на весь мир. Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин Олдрин совершили полет к Луне. Потрясающе, не так ли?! До них к Луне летали и другие американские астронавты, но из этого экипажа двое должны были ступить на Луну.

Создав ракету-носитель "Сатурн", Вернер фон Браун, перебравшийся с помощью американцев из поверженной Германии в США, сделал возможным то, что долгие годы считалось фантастикой. В длину его ракета достигала 111 метров, а весила мощная машина около трех тысяч тонн.

Полет был спланирован по схеме Юрия Кондратюка (Александра Шаргея). Мы рассказывали о нем в главе "На Луну". Кондратюк рассчитал самую выгодную с точки зрения энергетических затрат схему полета на Луну и возвращения обратно: сначала корабль летит к Луне и выходит на ее орбиту; затем от корабля отделяется небольшой взлетно-посадочный кораблик, который прилуняется; после выполнения необходимых работ космонавты возвращаются на орбиту и стыкуются с основным кораблем, на котором возвращаются на Землю.

Американские конструкторы так и поступили: космический корабль состоял из основного и лунного модулей, первый назывался "Колумбия", а второй "Орел".

Кстати, будущие экспедиции на Марс планируют точно таким же способом. Корабль, который отправится на Красную планету, будет несколько дней вращаться по орбите Марса. А для посадки на поверхность отсоединится модуль с космонавтами на борту. Он и станет первым домом для экипажа на Марсе, первой лабораторией, первым аппаратом, стартовавшим с Красной планеты. Полет на Луну доказал, что межпланетные путешествия человека - задача осуществимая.

 

"Поздравляю! Вы полетите на Луну"

Попасть в число претендентов для полета на Луну было очень трудно. Выбрали экипаж, наиболее подходящий для такой трудной экспедиции. Вот ее состав: Нил Армстронг, командир корабля, Майкл Коллинз, пилот основного блока, и Эдвин Олдрин, пилот лунного модуля. Все они к тому времени были уже известными, опытными астронавтами и совершили по одному старту в космос.

Начнем с командира. Нил Армстронг с детства мечтал о самолетах. С ранних лет он начал подрабатывать, чтобы заплатить за уроки в авиашколе. И он стал пилотом, служил в морской авиации, летал на реактивных самолетах, стал заслуженным летчиком-испытателем. За успехи и заслуги перед отечеством Армстронг был удостоен Авиационной медали и получил две Золотые звезды - это очень почетные награды в США.

Нил имел характер лидера: был смелым и целеустремленным, при этом очень сдержанным, даже скромным, молчаливым. Узнав о том, что ему выпал шанс полететь на Луну, Нил воспринял известие с радостью, но спокойно, даже своей семье сообщил не сразу, а только вечером, когда пришел домой.

Он умел мгновенно принимать решения, брать на себя ответственность в сложную минуту - настоящий командир! Нилу Армстронгу очень доверяли руководители. Принимая многие важные решения по предстоящему полету, руководство оставляло последнее слово за Армстронгом. Так, например, именно Нилу было позволено утвердить состав его команды, готовой отправиться на Луну. Армстронг сказал решающее "да" при утверждении кандидатуры Эдвина Олдрина. Нил долго присматривался к нему, старался разгадать этого непростого человека. В конце концов он почувствовал, что ему можно доверять как самому себе, и больше не сомневался в том, что Олдрин должен занять свое место в лунной экспедиции.
Эдвина Олдрина с детства прозвали Баззом. Его маленькая сестренка Фэй не выговаривала некоторые буквы и слово brother ("бразер" - брат в английском языке) произносила как buzzer ("баззер") или buzz ("базз"). Это смешное прозвище так и сопровождало Эдвина всю жизнь. И члены экипажа "Аполлона" частенько звали его так. Базз - отважный астронавт, очень умный, начитанный. Друзья называли его ученым летчиком. Базз много времени уделял спорту, умел передвигаться при помощи ходулей, отлично бегал, занимался гимнастикой. В отличие от Нила, он любил поговорить, любил шумные компании. При этом Базз слыл человеком религиозным, глубоко верующим.

Майкл Коллинз, третий член экипажа, прекрасно дополнял "компанию". Улыбчивый, жизнерадостный, веселый, он был хорошим специалистом и преданным другом. Всегда честный, открытый, Коллинз привлекал своей прямотой.

Коллинз был в восторге, узнав, что ему выпала честь отправиться на Луну. Когда его спрашивали, не обидно ли будет оставаться на орбите, Майкл спокойно отвечал: пусть другие гуляют по Луне.

Этот человек был напрочь лишен тщеславия. Он понимал, что кому- то придется пожертвовать этой возможностью ради безопасности своих друзей. Он понимал также, что цель выше личных амбиций и желаний. Ради этой цели можно отказаться от многого. И Майкл Коллинз занял место в команде лунной экспедиции за свою самоотверженность и умение жертвовать собой ради других.
 

Лунная походка
 

Между временем московским и американским несколько часов разницы. Когда у нас раннее утро, в США уже пора обедать. А значит, когда ракета "Сатурн" устремилась в небо, на Северо- Американском континенте давно смеркалось, а на Кремлевских курантах стрелки указывали 16 часов 32 минуты.

У "Сатурна" была третья ступень, которая разгоняла корабль до скорости 11 километров в секунду. Такая скорость нужна, чтобы преодолеть земное притяжение, т. е. не остаться на околоземной орбите и лететь дальше к Луне. А чтобы оказаться на орбите Луны, астронавтам даже пришлось притормозить. Пока они летели, была постоянная связь с Землей. Экипаж исправно докладывал обо всем, что происходит на борту, а во время сеансов связи устраивал "видеоэкскурсию", показывая землянам космические пейзажи через иллюминатор.

Когда астронавты облетали Луну, связь с Центром управления полетом в Хьюстоне пропала. С обратной стороны планеты сигнал просто не мог дойти до Земли, поэтому астронавтам пришлось работать в "тишине". Нил Армстронг и Эдвин Олдрин перешли в лунный отсек корабля и отстыковались от основного блока. Включился двигатель, и они приступили к посадке. В это время Майкл Коллинз одиноко вращался по орбите Луны и с замиранием сердца следил за далеким земным шаром, уходившим за лунный горизонт.

Посадка на Луну завершилась успешно, однако заставила всех изрядно понервничать. Кстати, Нил Армстронг провел ее вручную. Когда оставалось несколько метров до поверхности, он взял управление модулем в свои руки. Решение о ручной посадке было принято еще на Земле. Принято самим Нилом. Дело не в том, что американцы не доверяют технике, просто они доверяют человеку.

Луна далеко не идеальное место для посадки. Помнишь, какие огромные кратеры покрывают ее? Они полны камней, пыли, можно разбиться или повредить двигатели - тогда не удастся взлететь. Так что Нилу пришлось поволноваться. Топлива для посадки оставалось все меньше, а подходящего места нигде не было видно: то поднималась пыль столбом от работающего двигателя, то перед глазами стояли сплошные горы и камни. У командира бешено билось сердце - осталось всего 10 секунд, после этого посадить модуль было уже невозможно. И все-таки Нил смог это сделать. В последний момент лунный модуль благополучно сел на четыре "ножки", и Олдрин закричал от радости: "Есть лунный контакт!" Они сели в районе Моря Спокойствия 20 июля 1969 года. Эту дату ты тоже должен хорошо помнить, потому что высадка на Луну - третье по значению событие в космонавтике после запуска первого спутника и первого полета человека в космос.

"Хьюстон, говорит База Спокойствия, "Орел" прилунился!" - передал Нил, когда оправился от волнения. Узнав, что его товарищи сели на Луну, Майкл Коллинз воскликнул: "Фантастика!" "Вы заставили нас всех посинеть от волнения!" - передали с Земли. И в следующий миг в Хьюстоне началось ликование. Люди радовались, аплодировали, пожимали друг другу руки и поздравляли друг друга с невероятным событием.
 

День Луны

Они сели. Нил и Базз облачились в лунные скафандры. Что дальше? "Конечно, скорее выйти из корабля", - скажешь ты. А вот и нет. Им предстояла шестичасовая проверка систем жизнеобеспечения. Только после этого люки корабля "пришельцев" открылись, и первый землянин аккуратно спустился по ступенькам модуля на пыльную лунную поверхность.

Этот смелый астронавт прошел много испытаний, выдержал не один экзамен судьбы, доказал, что он достоин быть первым. Нил Армстронг вошел в историю и навсегда займет в лунной человеческой истории место номер один. "Это маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества", - сказал Армстронг, когда шагнул на Луну.

Вслед за Нилом, минут через двадцать, вышел и Базз. Он был поражен увиденным пейзажем. Луна напомнила ему пустыню, только какую-то особенную, великолепную. Небо вокруг было черным, а поверхность бледной, застывшей, словно на фотоснимке.

Сила притяжения на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле. Астронавты почувствовали, как легко передвигаться здесь, даже имея тяжелые ранцы за спиной весом по 80 килограммов (эти "рюкзаки" - система жизнеобеспечения, без них невозможно гулять по Луне).

Члены экспедиции передвигались аккуратно. Они не доверяли лунному грунту, ведь он мог оказаться не таким плотным, как земная поверхность. А вдруг провалишься? Вскоре они убедились, что грунт достаточно прочен, а еще поняли - перемещаться по планете лучше всего небольшими прыжками, так гораздо удобнее. Помнишь соревнования по прыжкам в высоту? Сколько усилий прикладывает человек, чтобы одолеть перекладину! Разбегается, а затем со всей силы подскакивает вверх, а чтобы подняться еще выше, пользуется специальным шестом, которым отталкивается. А на Луне прыгнуть на высоту два метра проще простого. Правда, в скафандрах это делать не слишком удобно. А еще астронавты обнаружили, что здесь труднее потерять равновесие, чем на Земле. Можно наклоняться, сгибаться - и ничего, не упадешь. Так что собирать образцы лунного грунта было легко и просто. За два с половиной часа лунной прогулки астронавты почти не устали. Все, что наши герои видели вокруг, поражало их своей необыкновенностью.

Покрыт спутник Земли чем-то вроде пыли. Наступишь в пыль, остается четкий след. Отпечатки ботинок, оставленные астронавтами, верно, и сейчас видны на поверхности: здесь нет атмосферы, а значит, нет и ветра, который мог бы замести следы.

Наконец настал долгожданный для всей Америки момент. Нил и Эдвин установили на поверхности Луны флаг США. Рядом они положили медали с изображениями людей их общей профессии, отдавших свои жизни: российских космонавтов Юрия Гагарина и Владимира Комарова и американских астронавтов Вирджила Гриссома, Роджера Чаффи и Эдварда Уайта. На Луне установили также маленькие флажки 136 стран Земли, тем самым показав, что они пришли с миром от всего человечества.

Астронавты провели на Луне почти сутки, собрали двадцать килограммов образцов грунта, оставили работающие научные приборы. Теперь им предстояло стартовать с планеты, состыковаться с основным блоком корабля и вернуться на Землю.

24 июля 1969 года "Аполлон" опустился на парашюте в Тихий океан, где его вскоре нашли спасатели и доставили на авианосец "Хор- нет". Здесь героев-астронавтов встретили музыкой и ликованием.

Потом на Луне побывали еще пять американских экипажей. Каждый новый полет был интересен землянам, и каждый раз американские астронавты выполняли новые задания. Например, им удалось прокатиться по Луне на вездеходе! После того как астронавты собрали достаточное количество образцов лунного грунта, сделали массу снимков и записей, доказали, что человек может ходить и ездить не только по Земле, но и по другим космическим объектам, американская лунная программа завершилась. С тех пор прошло много лет. Однако интерес к нашему спутнику все еще не покидает человечество. Скорее всего, люди вернутся на Луну. Быть может, среди них будешь и ты?

20 июля во многих странах отмечается День Луны. В 1969 году в этот день люди устраивали праздник прямо на улице. В домах не смолкало радио. "Человек на Луне!" - сообщали во всех сводках новостей. Землян охватила радость и гордость за то, что человечество снова совершило невероятный скачок в своей интересной и прекрасной истории.


Прогулки с луноходом

Да, американцы смогли сделать невероятное - высадиться на Луну. А что же наши специалисты? Неужели им было совсем не интересно исследовать спутник Земли? Ничего подобного. Советский Союз остановил свою пилотируемую лунную программу, и отечественные космонавты не гуляли по этой удивительной поверхности. Но изучением спутника мы занимались также серьезно, как и США. В конце 1960-х годов советские конструкторы придумали и разработали удивительный космический аппарат - луноход, необычное самоходное устройство, отдаленно напоминающее машину, только с непривычными колесами, антеннами и солнечными батареями. Сделали "космического путешественника" в Ленинграде, в научном институте, который занимался созданием танков.
 

Из самого названия - луноход - видно, что аппарат предназначен для того, чтобы ходить по Луне. На самом деле он ездит, а не ходит. Просто скорость перемещения у лунохода довольно маленькая. Ему некуда спешить, надо хорошенько исследовать все вокруг, да еще и двигаясь по бездорожью. Аппаратура, установленная на луноходе, должна была определить, насколько тяжело двигаться по Луне, изучить свойства лунного грунта, а также передать на Землю фото- и видеоматериалы.
Однако, прежде чем отправлять луноход в путешествие, нужно было испытать его. Главная задача инженеров - научить луноход передвигаться по Луне. Для этого надо было найти на Земле такое место, которое внешне похоже на лунную поверхность, то есть такое же неровное, каменистое, пыльное.

Отыскать такую площадку поручили ученым из Института вулканологии, и нашли ее в 1968 году на Камчатке, где много вулканов.

Луноход двигался прекрасно. Все дело в необыкновенных колесах, они имели металлические лопатки-грунтозацепы, такие ставили на тракторы много лет назад. Не раз и не два испытатели переживали, что препятствия слишком трудны, что на крутых склонах луноход вот- вот опрокинется или застрянет, а ему удавалось выкручиваться из самых сложных передряг. Испытания закончились успешно, и в октябре 1969 состоялся запуск лунохода. Однако посадка на Луну не состоялась - луноход разбился, ударившись о поверхность спутника.

Испытания лунохода продолжались на Земле, а 10 ноября 1970 года его снова запустили в космос. На этот раз старт оказался удачным, аппарат прилунился в районе Моря Дождей. Он исправно проработал на поверхности нашего естественного спутника 318 суток. За это время он прошел более 10 километров, передал на Землю свыше 20 ООО фотографий, из них около двухсот - большие, панорамные снимки.

Продолжение следует

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован