Эксклюзив
Аванесов Вадим Сергеевич
31 марта 2011
4513

Вадим Аванесов: Методическое оснащение модернизации образования

Самой актуальной проблемой развития образования следует признать необходимость создания качественного педагогического контента и технологичной учебной среды. Решение этих проблем должно стать главным направлением модернизации образования в Российской Федерации Viperson.ru .

Но именно в этом направлении мы сильно отстали, и отставание от стран с развитой системой образования не сокращается, а увеличивается. Главная причина такого отставания - ошибочная образовательная политика и нерациональные расходы. Большие средства, выделяемые в бюджете на развитие образования, растрачиваются на осуществление некачественных бюрократических "механизмов" управления сферой образования. Факты и цифры таких расходов представлены в статье автора "Проблема модернизации образования", Viperson.ru .

Главные составляющие качественного педагогического контента - это хорошо структурированные, короткие учебные тексты и технологичные системы заданий к ним. В современном образовании всё больше и глубже соединяются формы чувственного познания с формами и методами рационального мышления, что можно обеспечить лишь разнообразием используемых учебных средств.

Соответственно, в хороших обучающих системах показ сочетается со строгим изложением курса, с электронными учебниками и пособиями, с готовыми конспектами и с большим числом коротких заданий, решаемых устно, письменно и в тестовых формах, такими заданиями, которые позволяют учащимся и студентам сосредоточиться на полном понимании изучаемых идей и положений.

Электронные учебники дают возможности представить изучаемые явления в динамике, моделировать процессы, организовать контекстные справочные материалы и ссылки, провести необходимые вычисления прямо по ходу решения задач, рисовать графики.

В нашей системе образования большое место по-прежнему занимает пересказ и толкование учителем текста учебника, в то время как во всём мире заметно активизируются формы и методы собственного учения. Да и сама педагогическая наука там сейчас заметно перестраивается, уделяя больше внимания вопросам теории психолого-педагогической организации познавательного процесса именно учащихся.

Создавать перспективные учебные средства трудно, особенно в условиях сравнительно низкой зарплаты. Она не стимулирует создание наукоёмких новых технологичных форм электронного обучения и технологичного контроля усвоения знаний. Это значит, что Правительству РФ уже давно надо было материально стимулировать методическую работу педагогов, нацеленную на создание педагогического контента новых образовательных технологий.

Методическому оснащению учебной среды могут способствовать: - разработка компьютерных курсов по основным дисциплинам; - выпуск нового поколения учебных комплексов, состоящих из учебника и художественно выполненных приложений к нему: альбомов, пособий, заданий для самоконтроля знаний, для развития творческого и художественного мышления; - целенаправленная разработка и планомерное издание серии квантованных учебных текстов и пособий, по всем учебным дисциплинам, содержащих развивающие задания с интеллектуальным компонентом, что позволит реализовать идеи проблемного обучения и организации задачного подхода в обучении; - создание организационных, технологических и кадровых предпосылок для перехода к интегративному обучению и к интегративному контролю усвоения содержания материалов всех учебных дисциплин. - поиск возможностей улучшения материально-технического оснащения образования.

Существенную роль могут сыграть и некоторые педагогические формы организации учебного и воспитательного процесса. В школах - это система полного усвоения знаний. Нужен переход и на опережающее интеллектуальное развитие учащихся, что возможно лишь в образовательных организациях, работающих в режиме полного учебного дня. В расписании таких учреждений находят место занятия физкультурой, искусством и работа творческих кружков по интересам. В России переходу на прогрессивные формы организации учебного процесса мешает так называемый "подушевой" принцип финансирования, побуждающий школьные коллективы обучать больше учеников, чем позволяют реальные условия. Обучение нередко ведётся в две смены. Да и в городах этот асоциальный бухгалтерский принцип мешает наладить качественное обучение в тех школах полного дня, которые уже созданы.

В высшем образовании всё больший удельный вес приобретают правильная организация самостоятельной работы, формы электронного самообучения. Но это возможно только при наличии качественных учебных текстов и множества заданий к ним. Иначе говоря, для перехода к качественному образованию необходим качественный педагогический контент. Это и есть самое слабое звено российской системы образования. Но одновременно, это и самое важное звено, без которого техническая модернизация становится бессмысленной и затратной.

Не случайно при выборе главного направления модернизации образования приоритет следует отдавать разработке вначале качественного педагогического контента, а уже затем к учебному процессу подключаются различные формы технической модернизации образовательной и самообразовательной деятельности студентов. Ещё одной перспективной формой модернизации образования является организация практически полностью автоматизированной системы мониторинга качества текущего учебного процесса, что возможно при наличии большого числа технологичных заданий в тестовой форме и программ автоматизированного учёта выполняемой текущей самостоятельной работы, во второй половине дня. Viperson.ru 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован