Эксклюзив
06 июня 2011
4182

Религиозность населения: проблема измерения

Вопрос о взаимоотношениях государства и церкви всегда был политическим. В эпоху социальных кризисов каждая из сторон особенно стремится закрепить за собой как можно больше дивидендов. Вполне понятно в этих условиях появление публикаций, ставящих целью преувеличить значимость РПЦ как социального института. В этом плане лейбл "научное исследование" играет особую роль. В результате в публицистической и научной социологической литературе можно найти прямо противоположные выводы, подкреплённые ссылками на репрезентативность выборки, авторитет экспертов и т.п. В качестве примера приведем сравнение данных по двум вопросам: количество воцерковленных верующих и место религии в системе ценностей молодёжи.
Степень воцерковленности в РПЦ. Сила любой идеологической структуры зависит, в том числе, от 3-х факторов: наличия профессиональных идеологов, размеров собственности, государственной поддержки. Поэтому понятно, что одна из основных целей РПЦ сегодня - увеличение недвижимо-сти в виде храмов, земель, акций добывающих предприятий и т.д. Но мас-штабное строительство и содержание храмов церковь стремится переложить на плечи государства и бизнеса, обещая за это лояльность прихожан. Дейст-вительно, эмпирические исследования М.Г.Писманика свидетельствуют, что верующие составляют важнейшую опору социальной стабильности. Независимо от конфессиональной принадлежности, они особенно терпеливы. У них наименьшая "протестная готовность", они не одобряют насильственные формы протеста . Следовательно, заявляют сторонники усиления влияния РПЦ, государству выгодно увеличение верующих, особенно воцерковленных. Но воцерковленность предполагает частое общение со священнослужителями, то есть государство должно способствовать открытию новых храмов.
Именно такова логика доказательства М. Тарусиным, руководителем сектора социологии Института общественного проектирования, приведённая в журнале "Фома": 10 лет назад в РФ было около 7 тыс. действующих храмов и согласно опросам общественного мнения 4% населения воцерковленных, т.е. около 5 млн. В 2006 г. примерно 13 тыс. храмов, "пропускная мощность" каждого из них 600 - 1000 прихожан. "Простые операции умножения и дают общую цифру воцерковенных - 9 - 10 млн. человек... Таким образом, количество воцерковленных прямо зависит от "производственных мощностей", т.е. от объёма "молебных площадей"". Следовательно, при наличии около 25 тыс. действующих храмов количество воцерковленных православных через 20 -25 лет может достигнуть объёма в 35% - 40% от взрослого населения страны. Тут же приводятся данные по РФ о распределении взрослых респондентов всех конфессий: православных 61,9%, верующих в бога, но конфессионально не ориентированных -14%, мусульман - 6,7%, относящихся к другим течениям - 1,2% . По частоте посещения религиозных служб они распределились так: раз в месяц и чаще бывают на службе 8,3%, то есть они воцерковленные люди. Таким образом, автор подтверждает свой вывод о прямой зависимости между количеством храмов и количеством воцерковленных.
На наш взгляд, такая система доказательств слишком упрощённа. Во-первых, воцерковленность не сводится к посещению служб. Во-вторых, более тесно связаны со своей общиной мусульмане и протестанты. В-третьих, полностью игнорируются другие, в том числе более значимые факторы, роста религиозности населения в РФ.
Противоположная точка зрения представлена в исследованиях социально-демографического состава христианских церквей, проведенных И.Г. Каргиной. Она доказывает, что уже в 1995-1996 годах "практически из всех страт социума был выбран потенциал людей, которые могли бы стать активными последователями определенных церквей" . С тех пор мало изменилась доля тех, кто самоидентифицирует себя православным человеком, хотя количество храмов увеличилось почти в два раза.
По материалам многочисленных исследований, использующих типологический критерий, воцерковленные среди верующих составляют около 2 - 3%. Например, осенью 2005 г среди жителей Волгоградской области назвали себя верующими 76,2%, а воцерковлены - 2,2%, в Волгограде, соответственно, 62% и 4,2%. По свидетельству ректора Свято-Филаретовского института отца Г.Кочеткова, воцерковлено менее 2% прихожан РПЦ. Причины этого он усматривает в позиции самой церкви, не осознавшей, что константиновский период её истории ушёл в безвозвратное прошлое, и оторванность от нужд народа грозит РПЦ утратой паствы . То есть причина отчуждения не в отсутствии храмов, а в том насколько храм удовлетворяет потребности верующих.
Место религии в системе ценностей молодёжи. В нашем исследовании из тридцати ценностей, отражающих различные аспекты жизни, от 92 до 50% студентов на первое место ставят здоровье, любовь, семью, друзей, уважение окружающих, материальное благополучие. Религию, веру в число десяти самых значимых ценностей включило 22% опрошенных, в результате чего она заняла 18 место в списке. Почти две трети уверены: "истинный интерес для человека должен представлять мир, в котором мы живем", двое из ста, что "религия даёт человеку больше, чем наука".
По данным Фонда общественное мнение 22% молодых связывают представление о достойной жизни с верой в Бога, что соответствует 26 - 28 месту в списке из 42 ценностей. На первые выходят семья (70%), безопасность (67%), деньги (62%). . Молодёжь, опрошенная Губогло М.Н., хотела бы видеть себя в 17 лет, 24 года, 31 год, прежде всего людьми семейными, благополучными, специалистами в своем деле, здоровыми. Религиозная вера поставлена на последнее пятнадцатое место, а отметили её от 1% до 1,6% .
В публикациях можно встретить и противоположные выводы. Причины этого иные методики опроса, использованные, например, в исследовании "Отношение российской молодёжи к Русской Православной церкви" (от 15 до 30 лет) проведенном в 2005 г. социологическим факультетом МГУ и Российской социологической ассоциацией (РоСА). Вера в Бога заняла третье место у воцерковленных православных - (97,4%), тринадцатое место у невоцерковленных православных (88,3%), восемнадцатое у положительно относящихся к РПЦ (31,7%), девятнадцатое, последнее, место у отрицательно относящихся к РПЦ (28,3%) (табл. 5) . В статье не указывается формулировка вопроса, но, судя по количественным значениям, респонденты не были ограничены в выборе вариантов ответов. Однако и в этом случае иерархия ценностей совпадает с ранее названными.
Таким образом, с помощью анкетирования населения можно обосновать прямо противоположные выводы. Разумеется, здесь может иметь место как социальный заказ, так и недостаточная проработанность программы исследования. Например, в анкете НО ИС РАН для посетителей православных ярмарок в Н.Новгороде на вопрос "В чём вы видите миссию церкви в современных условиях" даны только положительные варианты ответов. Так, интегрирующая функция религиозного сознания раскрывается через варианты "межнациональное и межконфессиональное объединение", "укрепление государственности". Но религиозному сознанию присуща и дезинтегрирующая функция, которая сегодня, к примеру, ярко проявляется во взаимоотношениях православных и мусульман на Кавказе и объективно ведёт к "географическому разлому" России. Обработка ответов по предложенной исследователями шкале даст заведомо нерепрезентативную информацию, но послужит лишним аргументом для клерикализации государства. Ссылка на то, что верующий человек не замечает недостатков идеологии, которой он придерживается и поэтому были предложены только положительные варианты, несостоятельна: на православные ярмарки приходят и неверующие, поскольку на них широко представлены светские товары, продукты питания и т.д.
Приведённые нами примеры иллюстрируют, что в последние годы вопросы методологии и методики исследований ушли на второй план перед натиском социального заказа, нередко щедро оплаченного за "научное обоснование" нужного результата. Политическая ангажированность социологов не только снижает авторитет науки, но ведёт к принятию

Писманик М.Г. К анализу религиозности в Пермском крае // Социология. 2006. N1. С. 74, 75.
Тарусин М. Сколько верующих в стране? // Фома. Православный журнал для сомневающихся. 2007. .N1. С. 12. Эти же данные Тарусина М. были приведены на конференции "Социальное посредничество: поддержка гражданских инициатив по достойном устроению жизни", которая проходила в Н.Новгороде в феврале 2007 г. См.: Земля нижегородская. 2007. 2 февраля. С. 12.
Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социс. 2004. N1. С. 47.
Беликова Е.О. Религиозная ситуация в Волгоградской области: социологический анализ. Автореф. ...к.с.н. - Волгоград, 2007. С.19
"Константиновский период" выражение, использующееся для обозначения времени, когда православие является государственной идеологией. Выступление Г.Кочеткова в 2005 г. в передаче Гордона "РПЦ в 2003 г." В этой же передаче доктор богословия В.Свешников сказал, что на причастие, хотя бы раз в год, приходит около 10% верующих.
Цит. по: Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодёжи. Екатеринбург, 2006. С. 239.
Губогло М.Н. Идентификация идентичности: этносоциологические очерки. - М.: Наука. 2003. С. 86.
Рязанцев И.П. Российская молодежь и Русская православная церковь //Вестник аналитики. 2006. N 3(25).



Широкалова Г.С.
Viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован