Эксклюзив
09 ноября 2011
9701

Александр Волеводз: Основные направления деятельности Международной организация уголовной полиции - Интерпол и перспективы полицейского сотрудничества

Участие Интерпола в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью носит весьма широкий характер: данная международная организация реализует свои полномочия по большинству его направлений. Прежде всего, специалисты Международной организации уголовной полиции - Интерпол принимают участие в деятельности по установлению на международно-правовом уровне преступности и наказуемости определенных общественно-опасных деяний, в разработке и заключении международных договоров, принятии других международно-правовых документов в качестве правовой основы деятельности международных организаций и их органов в сфере борьбы с преступностью. С одной стороны, обладая статусом наблюдателя в работе Генеральной Ассамблеи ООН, Интерпол принимает участие в разработке проектов международных договоров о борьбе с отдельными видами преступлений в рамках этой глобальной международной организации и тем самым оказывает содействие международному правотворческому процессу государств в этой сфере. При этом сам Интерпол участником таких международных договоров не является, но во многих из них содержатся нормы, налагающие на него обязанности по информационному обеспечению сотрудничества государств в борьбе с преступностью. С другой стороны, обладая международной правоспособностью, Интерпол самостоятельно осуществляет непосредственное правотворчество, что проявляется в его договорной практике и в решениях, принимаемых руководящими органами - Генеральной Ассамблеей и Исполнительным комитетом. Формируя правовую основу для сотрудничества с другими международными организациями в сфере совместной деятельности, консультационного и информационного обмена, технического сотрудничества, Интерполом заключены: - Договоры о сотрудничестве с Советом Европы (1960), ООН (1997), Организацией Американских государств (2000), Организацией Африканского Единства (2001), Международной торговой палатой (2001), ЕВРОПОЛ (2001), Центром Восточно-Европейской Инициативы по противодействию трансграничной преступности - SECI Center for combating transborder crime (2002), Европейским Центральным Банком (2004), Международной морской организацией (2006), Управлением ООН по наркотикам (2008), Всемирные Андитопинговым Агентством (2009) и другими международными организациями; - Меморандумы о сотрудничестве со Всемирным почтовым союзом (1997), Всемирной таможенной организацией (1998), Отделом расследований Управления служб внутреннего надзора ООН (1998), ЮНЕСКО (1999), Секретариатом Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1999), Международной организацией гражданской авиации - ИКАО (2000), Международным советом музеев (2000), Международным центром по развитию миграционной политики - ICMPD (2000), Европейским центром мониторинга за оборотом наркотиков (2001), Миссией ООН по делам Временной администрации в Косово (2002) и некоторыми другими международными организациями. Внутреннее правотворчество реализуется путем разработки и принятия Генеральной Ассамблеей резолюций об отдельных аспектах международного сотрудничества в борьбе с преступностью и с отдельными видами преступлений. Например, на 77-ой сессии Генеральной Ассамблеи (Санкт-Петербург, 2008), были приняты резолюции, касающиеся международного сотрудничества в борьбе с преступлениями террористической направленности, компьютерными преступлениями, с оборотом контрафактной медицинской продукции и по некоторым иным вопросам. Участие Интерпола в международном сотрудничестве по пресечению готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий, осуществляется в рамках информационного содействия. Такое содействие осуществляется: - путем информационного обеспечения международного розыска и ведения криминалистических учетов; - путем информационного обеспечения сотрудничества в борьбе с отдельными видами преступлений. В рамках Интерпола такое информационное обеспечение организуется Генеральным секретариатом по специальной методике и регламентируется: - Правилами использования информации в международном полицейском сотрудничестве, принятыми Резолюцией Генеральной Ассамблеи AG-2005-RES-15 (Берлин, 2005); - принятыми в их развитие Резолюцией Генеральной Ассамблеи AG-2007-RES-09 (Марракеш, 2007) и дополненными Резолюцией AG-2008-RES-14 (Санкт-Петербург, 2008) Правилами исполнения Правил использования информации в международном полицейском сотрудничестве. Первый из названных документов содержит общие принципы и условия работы с информацией, представляющей оперативный интерес, и персональными данными. Второй - детализирует эти принципы применительно к конкретным видам криминалистических учетов Интерпола и проводимого им международного розыска. Информационное обеспечение международного розыска. Международный розыск лиц осуществляется на территории каждого из участвующих в розыске государств-членов организации в соответствии с применимыми нормами внутригосударственного и международного права. При этом правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации и иностранных государств проводятся оперативно-розыскные и информационно-справочные мероприятия, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц. Такие мероприятия проводятся для розыска: - обвиняемых, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, - осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы или совершивших побег из мест лишения свободы, - лиц, пропавших без вести. После выполнения необходимых внутригосударственных процедур и объявления международного розыска, НЦБ отрабатывает и направляет в Генеральный Секретариат организации ходатайство об издании одного из видов международных уведомлений. Перечень и порядок использования таких уведомлений установлен уже упоминавшимися Правилами исполнения Правил использования информации в международном полицейском сотрудничестве. Согласно правилам при проведении розыска используются международные извещения (циркуляры, уведомления) Интерпола: Красные извещения (RED NOTICES) - о розыске обвиняемого или осужденного для целей его ареста и выдачи; До того, как НЦБ или уполномоченная международная организация подадут запрос о публикации и распространении красного извещения, они должны обеспечить соблюдение следующих условий: - разыскиваемое лицо должно быть субъектом уголовного разбирательства или должно быть обвинено в преступлении, с указанием ссылок ордер на арест, судебное решение или иные судебные документы; - предоставление гарантий того, что после ареста такого лица будет направлен запрос о его выдаче в соответствии с национальным законодательством и/или применимыми двусторонними и многосторонними договорами; - достаточность информации для эффективности запрашиваемого сотрудничества. Синие извещения (BLUE NOTICES) - о розыске обвиняемого или осужденного для установления его местонахождения, либо контроля за передвижением и местонахождением лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Зеленые извещения (GREEN NOTICES) - о лице, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия, но отсутствуют процессуальные решения о признании подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, когда имеются подтвержденные сведения о намерениях лица выехать за рубеж и необходимо собрать за рубежом все имеющиеся сведения, которые могут быть полезны в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий; Желтые извещения (YELLOW NOTICES) - о розыске лица, пропавшего без вести, или для опознания лица, не способного сделать это самостоятельно. До того, как НЦБ направит запрос о публикации и распространении желтого извещения, он должны обеспечить выполнение следующих условий: - если извещение публикуется для определения местонахождения пропавшего лица, о пропаже такого лица должно быть заявлено в полицию, его местонахождение должно быть неизвестно и анонимность или неприкосновенность частной жизни такого лица не должны быть защищены применимым национальным законодательством; - если извещение публикуется для опознания лица, неспособного сделать это самостоятельно, запрос подается по причине того, что такое лицо было обнаружено, и оно не может быть опознано. Черные извещения (BLACK NOTICES) - об обнаружении неопознанных трупов. Оранжевые извещения (ORANGE NOTICES) - о лицах, объектах, событиях или деятельности, которые представляют непосредственную угрозу общественной безопасности. До направления запроса о публикации и распространении оранжевого извещения должно быть обеспечено выполнение следующих условий: - в случае извещения о лице, оно должно считаться представляющим непосредственную угрозу общественной безопасности, с высокой степенью вероятности способным совершить преступление; такой вывод должен основываться на оценке, сделанной национальным правоохранительным органом; такая оценка должна основываться на предыдущем уголовном осуждении такого лица или иных разумных основаниях; - в случае извещения об объекте, действиях или событиях, они должны считаться непосредственной угрозой общественной безопасности; такой вывод должен основываться на оценке, сделанной национальным правоохранительным органом; - достаточность информации для того, чтобы такое предупреждение являлось обоснованным. Специальные извещения (SPECIAL NOTICES). Они публикуются на основании соглашений, заключенных Интерполом с международными организациями согласно ст. 41 Устава организации. При этом информация должна удовлетворять условиям, предусмотренным для публикации таких извещений, указанным в заключенном соглашении, а также должна быть исчерпывающей и достаточной для организации международного сотрудничества. В настоящее время издается один вид такого рода документов - Специальные извещения Интерпол-Совет Безопасности ООН (INTERPOL-United Nations Special Notices), которые издаются во исполнение Резолюции Совета Безопасности ООН от 29.07.05 N 1617 (2005), предусматривающей принятие международным сообществом мер по противодействию террористической угрозе со стороны "Аль-Каиды", Усамы бен Ладена и "Талибана", а также их сообщников. Кроме того направляются: - извещения о похищенных произведениях искусства (STOLEN WORKS OF ART) - о произведениях искусства или изделиях, представляющих собой культурную ценность, которые были похищены, или для опознания таких объектов, обнаруженных при подозрительных обстоятельствах. - фиолетовые извещения (PURPLE NOTICES) - о способах совершения преступлений, представляющих международный оперативный интерес. Международные извещения по информационному наполнению могут быть условно разделены на две группы: - содержащие информацию для идентификации разыскиваемых лиц; - содержащие криминалистически и юридически значимую информацию о лицах, организациях, документах и т.д. Издание таких извещений позволяет охватить проводимым международным розыском территорию всех стран-участников Интерпола. Информационное обеспечение ведения криминалистических учетов Интерпола. При реализации возложенных полномочий, проступающая в Интерпол информация используется для формирования и ведения криминалистических учетов. Прежде всего, отметим, что современные криминалистические учеты - это информационные системы сведений об объектах, представляющих интерес для правоохранительных органов. Общепризнанно среди специалистов, что они являются эффективным средством, используемым при раскрытии и расследовании преступлений, розыске и задержания лиц их совершивших. Основными идентификационными признаками криминалистических учетов Интерпола являются демографические данные, внешние признаки объекта, способ совершения преступления ("модус операнди"), особые приметы человека, его привычки, походка, манера поведения и др. Учеты Интерпола ведутся по принципу картотек, ныне преимущественно формируемых в виде следующих основных электронных баз данных: 1. Алфавитная картотека поставленных на учет международных преступников и лиц, подозреваемых в преступной деятельности, в которой на специальной форме собраны демографические и другие сведения, включая преступную "профессию". 2. Картотека данных о внешности преступников (картотека "S"), где изложены сведения о внешности преступников (словестный портрет) по 177 признакам, в т.ч. сведения о национальности, расе, анатомических и функциональных признаках. В их числе для идентификации приоритет отдается функциональным особенностям, поскольку картотека "S" предназначена для использования при отсутствии сведения о лицах в дактилоскопическом или ином учетах. 3. Дактилоскопическая картотека десятипальцевой регистрации, карточки в которой располагаются в соответствии с формулой, известной в криминалистике как "формула Гальтона и Генри". 4. Фототека, представляющая собой картотеку учетывающую лиц по чертам внешности с использованием фотоизображений или рисованных деталей лица (фотографии и рисунки в ней классифицированы по видам преступных "профессий"). 5. Картотека лиц, пропавших без вести, и неопознанных трупов. Картотека ДНК-профилей (DNA Profiling), обнаруженных по месту совершения преступлений, а также наопознанных трупов и иных лиц, представляющих оперативный интерес, пригодных для производства ДНК-дактилоскопии. ДНК-дактилоскопия или генетическая дактилоскопия представляет собой метод, используемый в судебно-медицинской экспертизе для идентификации лиц на основе уникальности последовательностей ДНК индивидуума. Метод был открыт в 1984 г. британским генетиком Алеком Джеффризом. Рассматривая рентгеновские снимки ДНК, он обнаружил, что ДНК разных людей имеют уникальные последовательности нуклеотидов. Последовательности ДНК конкретного человека составляют его ДНК-профиль или генетический паспорт, который можно использовать для идентификации личности. Составление ДНК-профиля человека (ДНК-профилирование) не следует путать с полной рашифровкой его генома. Метод ДНК-анализа применяется в экспертно-криминалистической практике США, Канады, Великобритании, Японии, Китая, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Чили, Колумбии, Новой Зеландии, России и других стран. Согласно ежегодному Докладу Интерпола в 2009 и 2010 годах использование картотеки ДНК-профилей (DNA Profiling) организации обеспечило соответственно 74 и 54 успешных идентификации (в 2008 г. - 27). 6. Картотека документов и наименований. В разделе документов учитываются сведения о паспортах по номерам, сериям и другим реквизитам, удостоверения личности, удостоверения на право владения самолетом, автомобилем, огнестрельным оружием, кинокамерой и другие документы, которыми когда-либо пользовались преступники. Особому учету подлежат документы на право владения самолетами, автомашинами, огнестрельным оружием и другими предметами, имеющими номерные идентификаторы. Раздел наименований содержит сведения о названиях морских судов, летательных аппаратов, автомашин, в отношении которых по официальным данным или результатам оперативно-розыскных метоприятий имеются сведения об их использовании для контрабандных перевозок наркотических средств и психотропных веществ, золото, алмазы, культурные ценности, антиквариат и т.д., а также названий юридических лиц (фирм, компаний и предприятий), взятых на учет в связи с преступлениями. 7. Картотека выявленных поддельных денег и иных платежных средств, имеющих номерные данные. 8. Картотека преступлений и способов их совершения, которая состоит из нескольких разделов, каждый из которых соответствует виду преступления либо его видовой группе. В ней содержится и описание способов совершения однородных групп или отдельных видов преступлений. 9. Картотека похищенных автомашин, произведений искусства, культурных ценностей и антиквариата, дорогостоящих ювелирных изделий. 10. Справочная картотека ручного нарезного огнестрельного оружия всех стран мира. Пополнение картотек - обязанность каждого государства-члена Интерпола. В свою очередь Генеральный секретариат снабжает НЦБ государств актуальной информацией из своих картотек, как по запросам, так и не дожидаясь таковых, если поступающая в Генеральный секретариат информация о преступлениях потенциально может затрагивать интересы различных стран. Кроме того, Исполнительный директорат полицейского сотрудничества на основе информации, сосредоточенной в картотеках Интерпола, периодически издает каталоги: "Валюты стран мира (подлинные и поддельные банкноты)", "Справочник паспортов", "Справочник регистрационных документов автотранспорта", компакт-диски похищенных произведений искусства, а также некоторые другие издания: ежегодные доклады, справочники, информационные проспекты. Информационное обеспечение Интерполом международного сотрудничества в борьбе с отдельными видами преступлений распространяется на: - международную террористическую деятельность, - организованную преступную деятельность, - преступления в сфере экономики, - фальшивомонетничество, - преступления, предметом посягательства которых являются автомототранспортные средства, - преступления, связанные с сексуальной эксплуатацией детей, - преступления, посягающие на предметы, имеющие культурную ценность, - преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, - преступления, связанные с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, - преступления в сфере высоких технологий, - преступления, связанные с подделкой документов. Международная террористическая деятельность. Генеральный секретариат Интерпола и заинтересованные НЦБ государств - членов Интерпола информируются о преступлениях террористического характера, имеющих международную значимость, в случаях, если: а) цели террористической организации распространяются более чем на одно государство; б) совершение преступления начинается (планируется) в одном государстве, а завершается в другом; в) материально-техническое обеспечение группы исполнителей преступления имеет зарубежное происхождение; г) жертвы преступления являются гражданами иностранного государства или сотрудниками международной организации; д) ущерб, нанесенный преступлением, затрагивает различные государства или международные организации, либо предприятия с иностранным участием; е) преступление совершено террористической организацией, ранее причастной к совершению преступлений террористического характера на территории других государств; ж) финансирование или операции по отмыванию денег террористических организаций осуществляются в другом государстве; з) оружие, взрывчатые вещества или взрывные устройства, используемые в деятельности террористической организации, произведены на территории иностранного государства; и) одно или несколько лиц, причастных к преступлению террористического характера, не являются гражданами государства, на территории которого оно совершено. Взаимодействие НЦБ с Генеральным секретариатом и правоохранительными органами государств - членов Интерпола в сфере борьбы с преступлениями террористического характера, имеющими международную значимость, осуществляется в трех режимах: а) в повседневной деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений террористического характера; б) при угрозе совершения преступлений террористического характера; в) при совершении преступлений террористического характера. Информация о потенциальной угрозе совершения террористического акта с использованием нетрадиционных видов оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также иных опасных материалов и веществ используется Генеральным секретариатом для издания специального уведомления с оранжевым углом (ORANGE NOTICE). В уведомлении передаются также изображения указанных предметов. Данное уведомление требует от правоохранительных органов государств - членов Интерпола сообщать все имеющиеся сведения, которые могут быть полезны в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Организованная преступная деятельность. В целях осуществления скоординированной работы по установлению местонахождения лиц, участвующих в деятельности преступных сообществ, банд, незаконных вооруженных формирований, выявлению их связей и пресечению преступной деятельности, ликвидации финансовой базы преступных сообществ одновременно в нескольких государствах - членах Интерпола используется разработанная Генеральным секретариатом специальная система международного обмена информацией. Для формирования базы данных Генерального секретариата о физических лицах, в отношении которых имеются сведения об их участии в деятельности международных преступных сообществ или организованных преступных групп, НЦБ Интерпола представляют в Генеральный секретариат: установочные и паспортные данные лица, сведения о других его именах и кличках, словесный портрет, приметы, фотографии, дактилоскопические карты, известные адреса и связи, род занятий, информацию о преступной деятельности, ее видах и регионах совершения, а также указывает, членом каких международных преступных сообществ или организованных групп является данное лицо. Информация о лицах, участвующих в деятельности международных преступных сообществ, банд и незаконных вооруженных формирований, используется Генеральным секретариатом для издания уведомлений с синим углом (BLUE NOTICE) и с зеленым углом (GREEN NOTICE). Преступления в сфере экономики. В процессе проверки зарегистрированных сообщений и иной информации о преступлениях и правонарушениях в сфере экономики, а также в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, дознания или предварительного следствия по преступлениям экономической направленности по линии Интерпола может быть получена следующая информация: а) официальные наименования юридических лиц, зарегистрированных за рубежом; б) их юридические адреса, номера и даты регистрации; в) фамилии и имена физических лиц - руководителей (в отдельных случаях - учредителей, акционеров); г) направление деятельности; д) размеры уставного капитала; е) сведения криминального характера о деятельности юридических и физических лиц. В отдельных случаях возможно получение сведений о наличии недвижимости и иной собственности за рубежом у лиц, являющихся фигурантами дел оперативного учета, а также подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких преступлений, при условии, если известно предполагаемое местонахождение (регистрация) объектов собственности (страна, штат, регион, город, компания), а также получение ограниченной информации по некоторым вопросам финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц (выполнение контрактов, финансовое положение), если запрашиваемая информация не относится к коммерческой тайне. В борьбе с фальшивомонетничеством Интерпол ведет: - учет случаев фальшивомонетничества, изготовителей и сбытчиков, а также числа изъятых денежных знаков; - сбор сведений о происходящих реформах в сфере денежного обращения и об изменении денежных систем стран мира; - изучение способов подделки денежных знаков, применяемых преступниками; - подготовку рекомендаций о защите банкнот и монет от подделки; - выработку рекомендаций по правовому регулированию борьбы с фальшивомонетничеством, которые содержат предложения об унификации национального законодательства; - повышение профессионального уровня полицейских, занятых в сфере борьбы с фальшивомонетничеством. Одна из основных задач Национальных центральных бюро в разрешении этой проблемы является информирование Генерального секретариата о фактах подделки. В этом случае к описанию факта прилагаются фальшивые банкноты. Полученная информация анализируется и обобщается в Генеральном секретариате и доводится до стран-членов Интерпола. В последнее время приобретает широкий размах подделка не только денежных знаков, но и ценных бумаг, различного рода документов, пластиковых карточек. Необходимо отметить, что на данный момент Интерпол располагает наиболее современной аппаратурой для распознавания поддельных банкнот, ценных бумаг и других документов. Сотрудничество в борьбе с преступлениями, предметом посягательства которых являются автомототранспортные средства, заключается в информационном обмене о лицах и организованных группах, занимающихся кражами и незаконной транспортировкой автотранспортных средств, о похищенных и найденных автотранспортных средствах, о документах на них и т.д. Обобщается статистическая и иная информация о таких преступлениях, результаты анализа которой доводятся до стран-членов НЦБ. Аналогичным образом осуществляется информационное обеспечение международного сотрудничества в борьбе с иными преступлениями. Информационное и коммукационное содействие оказанию правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства. Прежде всего, отметим, что оказание правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства осуществляется между государствами на основании международных договоров или принципа взаимности по направлениям и в процессуальных формах, которые, с одной стороны, предусмотрены нормами этих международных договоров, а с другой стороны - национальным законодательством взаимодействующих государств. Основными формами этого направления международного сотрудничества в борьбе с преступностью являются: - выдача, - оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, - осуществление уголовного преследования по запросам иностранных государств, - передача лиц для отбывания наказания в государства гражданства. От имени государств это сотрудничество осуществляют правоохранительные органы и суды, уполномоченные национальным законодательством участвовать в уголовном судопроизводстве путем расследования преступлений, рассмотрения по существу и разрешения уголовных дел, вынесения приговоров по ним. Процессуальный порядок такого сотрудничества регулируется нормами уголовно-процессуального законодательства и международного права. В самом общем виде такое сотрудничество, независимо от его форм, осуществляется путем производства компетентными органами одного государства (запрашиваемого) на своей территории процессуальных и иных действий в ответ на просьбу (ходатайство) другого государства (запрашивающего) в рамках уголовного судопроизводства. Учитывая то, что отправление правосудия по уголовным делам и связанная с этим иная процессуальная деятельность относятся к исключительной компетенции суверенных государств, международными договорами и национальным законодательством выработаны различные правила и условия, которые должны соблюдаться в случаях, когда в этой деятельности участвуют иностранные компетентные органы путем оказания правовой помощи. Эти правила налагают на участников сотрудничества ряд дополнительных обязанностей, вводят условия, которые не характерны для внутригосударственной деятельности, но обязательно должны соблюдаться на международном уровне. Одним из таких правил является обязательность соблюдения специального порядка сношений по вопросам выдачи, оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, осуществления уголовного преследования по запросам иностранных государств и передачи лиц для отбывания наказания в государства гражданства. Специальный порядок сношений предусматривает, что запросы об оказании правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства подлежат направлению: - в порядке, установленном соответствующим международным договором, как правило, через специальные уполномоченные органы государств (т.н. центральные органы); - при отсутствии заключенного между государствами договора - через Министерство иностранных дел запрашивающего государства. Такой порядок сношений, как показывает практика, не способствует быстрому получению результатов и исполнению ходатайств о правовой помощи. Проведенные автором исследования свидетельствуют, что средний срок исполнения ходатайств о правовой помощи по уголовным делам на практике составляет: для СНГ и государств Балтии - до 2,5 месяцев; для стран Европы - от 6 месяцев (Швейцария и Германия) до 10 - 12 месяцев (Великобритания); для США и других государств, расположенных на американском континенте, а также для стран, с которыми Российской Федерацией не заключены международные договоры - от 12 - 14 до 20 и более месяцев. Принимая это во внимание, рекомендуется для ускорения проведения запрашиваемой стороной подготовительных мероприятий по исполнению ходатайств запрашивающей стороны второй его экземпляр направлять в Национальное центральное бюро Интерпола для последующей передачи по каналам связи Интерпола адресатам. Дипломатическая почта, которая обычно используется для официальной пересылки, идет достаточно долго (1 - 2 месяца), по каналам же Интерпола ходатайство передается незамедлительно. Кроме того, учитывая недостаток правовой информации об иностранном законодательстве и обусловленную этим неполноту заявляемых ходатайств, при возникновении необходимости представления запрашиваемой стороне дополнительной или уточняющей информации, НЦБ имеет возможность оперативно информировать об этом инициатора и осуществлять обратную связь. Данная рекомендация не является теоретической, а в значительной мере основана на том, что ряд многосторонних международных договоров содержит нормы о возможности применения такого порядка сношений. К таким договорам относятся: - заключенные в рамках ООН: Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988), Международная конвенция о борьбе с финансирование терроризма (1999), Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (2000), Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (2003); - заключенные в рамках Совета Европы: Европейская конвенция о выдаче (1957), Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959), Европейская конвенция за условно осужденными или условно освобожденными лицами (1964), Европейская конвенция о наказании за нарушения правил дорожного движения (1964), Европейская конвенция о международной действительности судебных решений по уголовным делам (1970), Европейская конвенция о репатриации несовершеннолетних (1970), Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам (1972), Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами (1978), Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990), Соглашение о незаконных перевозках по морю наркотиков и психотропных веществ, имплементирующее статью 17 Конвенции ООН по борьбе с незаконными перевозками наркотиков и психотропных веществ (1995), Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (1999), Конвенция о киберпреступности (2001), Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма (2003). Кроме того, Интерпол оказывает информационное и коммуникационное содействие при реализации процессуальной сферы международного сотрудничества в борьбе с преступностью на основании некоторых договоров заключенных государствами Европейского Союза, Содружества (британского), Организации Американских Государств и некоторых других региональных организаций, а также по ряду двусторонних международных договоров (например, по Договору о выдаче, заключенному между Канадой и Францией в 1988 г.). Интерпол сотрудничает с органами международной уголовной юстиции, отправляющими правосудие по делам о международных преступлениях, осуществляющими уголовное преследование и наказание лиц, виновных в их совершении. Правовой основой такого сотрудничества являются: - Правила процедуры и доказывания Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года, в соответствии с которыми при проведении расследований Прокурор Трибунала в случае необходимости вправе обращаться за помощью в Международную организацию уголовной полиции (Правило 39). - Соглашение о сотрудничестве между Международной организацией уголовной полиции - Интерпол и Специальным судом по Съерра-Леоне, на основании которого стороны взаимодействуют по разным направлениям, включая обмен полицейской информацией, а также публикацию и распространение сообщений Интерпола. - Аналогичное Соглашение о сотрудничестве между Международной организацией уголовной полиции - Интерпол и Специальным трибуналом по Ливану. - Римский статут Международного уголовного суда, ст. 87 которого предусмотрена возможность использования координационных возможностей Интерпола. - Соглашение о сотрудничестве между канцелярией прокурора Международного уголовного суда и Международной организацией уголовной полиции - Интерпол. На этой основе Интерпол осуществляет ни что иное, как коммуникационное и информационное содействие этим органам международного уголовного правосудия. Так, согласно Соглашению о сотрудничестве со Специальным судом по Съерра-Леоне, Международная организация уголовной полиции - Интерпол ведет обмен полицейской информацией, а также публикацию и распространение извещений Интерпола. Специальный суд по Съерра-Леоне обладает правом просить Генеральный секретариат Интерпола об опубликовании и распространении извещений Интерпола всех типов, включая красные извещения, а Регистратор суда должен отправлять в Интерпол все ордера на арест во исполнение изданных Судом предписаний. Извещения, выпускаемые Генеральным секретариатом, в отношении мандата Специального суда по Съерра-Леоне, по просьбе любой другой страны-члена Интерпола, должны предоставляться суду либо он должен иметь к ним доступ. Интерпол координирует сотрудничество стран-членов по оказанию материальной, профессионально-технической и иной помощи в борьбе с преступностью на международном уровне и активно участвует в этой деятельности. Ее формы весьма различны. Для координации широко используется формат Рабочих Групп Интерпола, которые создаются для решения различных задач. В последние годы для этого учреждено несколько учебных заведений: Глобальный учебный центр Интерпола, Антикоррупционная Академия Интерпола, Антинаркотический тренировочный Центр. Регионолизация как тенденция международного сотрудничества в борьбе с преступностью До середины 1990-х годов прошлого столетия Интерпол являлся, пожалуй, единственной международной организацией по сотрудничеству между правоохранительными органами различных стран. Процессы глобализации, а также расширяющаяся региональная экономическая и политическая интеграция стали сопровождаться углублением преступной интеграции в отдельных регионах земного шара. Широко известны, к примеру, вызванные этим проблемы "расползания" терроризма, торговли людьми и незаконной миграции в рамках Евросоюза, незаконного производства наркотиков в странах Южной Америки и его поставок в США, Канаду и Европу, аналогичные процессы на постсоветском пространстве. В этих условиях Интерпол, безусловно обладающий уникальными возможностями, оказался способным сосредоточить свои усилия лишь на глобальном уровне, а проблемы, в решении которых заинтересованы преимущественно отдельные регионы мира, порой по объективным причинам не попадают в поле его зрения. К тому же, совершенно понятно, что Интерпол, по сути своей, представляет глобальную полицейскую информационную сеть. Ее цели и задачи реализуются преимущественно путем информационного обеспечения международного розыска и ведения международных криминалистических учетов, а также информационного обеспечения борьбы с отдельными видами преступлений. Современные тенденции преступности, их международная составляющая требуют не только информации, но и совместных действий по пресечению и раскрытию преступлений путем проведения в необходимых случаях совместных оперативно-розыскных действий, а также совместных расследований на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Устав Интерпола этого не предусматривает. Понимание этого обстоятельства предопределило новую тенденцию развития международного сотрудничества в борьбе с преступностью - создание многоуровневой организационной системы такого сотрудничества. На протяжении двух последних десятилетий в рамках ряда региональных интеграционных образований предприняты меры по выведению международного полицейского сотрудничества на качественно новый уровень. Цель этого - отталкиваясь от информационного обеспечения, перейти непосредственно к проведению совместных (международных) оперативно розыскных действий ("специальных расследований" по терминологии целого ряда международных договоров) и совместных расследований по уголовным делам, принимать иные совместные меры непосредственно по пресечению готовящихся и совершенных преступлений, их раскрытию и расследованию. Для реализации этой цели потребовалось учреждение ряда новых международных правоохранительных организаций - региональных организаций по сотрудничеству между правоохранительными органами, наделенных более широкой по сравнению с Интерполом компетенцией для участия в международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства. Первой из них стало одно из учреждений Европейского союза - Европейская полицейская организация - Европол (Europol), изначально учрежденное Конвенцией Европола, принятой 26 июля 1995 г. Он был создан как специализированный орган ЕС, координирующий оперативно-розыскные действия полиций и других компетентных органов государств-членов, сбор, анализ и обмен информацией о преступлениях и лицах, причастных к их совершению. Решением Совета Европейского Союза от 6 апреля 2009 г. об учреждении Европейской полицейской организации (Европол) Конвенция была отменена и de jure заново были определены правовые основы деятельности этого учреждение, которое de facto уже существовало. При этом Европол, наряду с "традиционным" информационным обеспечением международного сотрудничества, наделен компетенцией по координация работы правоохранительных органов. В рамках такой координации Европол вправе ставить перед государствами-членами вопрос о создании совместных следственных групп, включать в их состав сотрудников Европола, участвовать в таких совместных расследованиях. Особенности правового регулирования деятельности полиций в странах ЕС предопределяют то, что такие совместные расследования охватывают как ОРД, так и процессуальные действия в рамках уголовного судопроизводства. Кроме того, компетенция Европола позволяет решать и иные задачи, далеко выходящие за информационное обеспечение международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Особенности уголовного судопроизводства большинства европейских стран, для которого характерно отсутствие досудебных стадий предварительного следствия, а полицейские расследования и дознания жестко ограничиваются судебным контролем, потребовали создания еще одной структуры - Европейской организации правосудия Евроюст (Eurojust), которая была учреждена Решением Совета Европейского союза от 28 февраля 2002 г. 2002/187/JHA о создании Евроюст в целях усиления борьбы с тяжкой преступностью. В последующем Решением Совета Европейского союза от 18 июня 2003 г. о внесении изменений в Решение Совета Европейского союза от 28 февраля 2002 г. 2002/187/JHA о создании Евроюст в целях усиления борьбы с тяжкой преступностью уточнен ряд норм, касающихся финансирования Евроюст. В ходе расследований и мер по уголовному преследованию, затрагивающих два и более государства-члена и проводимых по фактам преступных деяний, относящихся к видам тяжкой преступности, в том числе организованной, перед Евроюст ставятся следующие цели: а) развивать и улучшать координацию между компетентными органами государств-членов в отношении действий по расследованию и уголовному преследованию, которые они проводят на своей территории, с учетом любого запроса, поступившего от компетентного органа одного из них, а также любой информации, предоставленной компетентным органом на основании предписаний, изданных в соответствии с учредительными договорами; b) укреплять сотрудничество между компетентными органами государств-членов, в частности, путем содействия международной правовой помощи и исполнению запросов о выдаче; с) поддерживать иными способами усилия компетентных органов государств-членов в целях повышения эффективности предпринимаемых ими расследований и мер по уголовному преследованию. Так же к задачам Евроюст относятся: а) возбуждение уголовных расследований, а также выдвижение предложений о возбуждении уголовных преследований, проводимых компетентными национальными органами, в частности, по фактам преступлений, посягающих на финансовые интересы ЕС; б) координация таких расследований и уголовных преследований; в) усиление судебного сотрудничества, в том числе путем разрешения конфликтов юрисдикций и посредством тесного сотрудничества с Европейской судебной сетью. Осуществляя свою деятельность Евроюст: а) может ходатайствовать перед компетентными органами заинтересованных государств-членов о том, чтобы они рассмотрели возможность проведения следующих мероприятий: o начать расследование или приступить к уголовному преследованию по фактам совершения конкретных деяний; o признать, что из числа заинтересованных государств-членов какое-либо одно лучше других способно провести расследование или уголовное преследование по фактам совершения конкретных деяний; o скоординировать действия, осуществляемые компетентными органами заинтересованных государств-членов; o создать совместные следственные группы на основании источников права, которые регулируют сотрудничество государств-членов в данной области; o предоставить ему любую информацию, которая необходима для выполнения задач, стоящих перед Евроюст; б) обеспечивает взаимное информирование компетентных органов заинтересованных государств-членов об известных ему расследованиях и мерах уголовного преследования; в) содействует компетентным органам государств-членов по их просьбе в целях обеспечить как можно более согласованный характер предпринимаемых ими расследований и мер уголовного преследования; г) предоставляет свою поддержку усилиям, направленным на улучшение сотрудничества между компетентными органами государств-членов; д) взаимодействует с Европейской судебной сетью и консультируется с ней, в том числе, путем использования и содействия повышению качества имеющейся у данной сети базы данных в отношении документации; е) проводит специальное расследование (аналог оперативно-розыскных действий по законодательству РФ); ж) принимает любые другие меры по расследованию и уголовному преследованию. С учетом изложенного именно сотрудничество по линии Европола и Евроюста. позволило за относительно недолгий временной промежуток внедрить в практику работы правоохранительных органов и судов объединенной Европы исключительно важные механизмы международного сотрудничества уголовно-процессуального характера, а именно: - европейский ордер на арест, призванный заменить собой применявшуюся ранее традиционную процедуру выдачи (экстрадиции); - совместные расследования и совместные следственные группы на основе Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами-членами Европейского союза (2000) и Рамочного решения Совета ЕС 2002/465/ JHA от 13 июня 2002 года о совместных следственных группах; - европейский ордер на арест имущества или доказательств, использование которого введено в практику Рамочным решением Совета ЕС 2003/577/JHA от 22.07.2003 об исполнении ордеров на арест имущества или доказательств с целью предотвращение уничтожения, изменения или перемещения имущества и доказательств; Ныне в практику полицейского и судебного сотрудничества ЕС внедряется европейский ордер на предоставление доказательств (European Evidence Warrant) во исполнение Рамочного решения Совета ЕС 2008/978/JHA от 18 декабря 2008 г. о Европейском ордере на предоставление доказательств в целях получения предметов, документов и информации для использования в уголовном преследовании. Опыт организации и деятельности Европола и Евроюста в последние годы достаточно широко исследуется отечественной правовой наукой. При этом исследователями их деятельность и возможности оцениваются неоднозначно, а сам факт существования полагается единичной вынужденной мерой, вызванной открытыми границами внутри ЕС, опыт которой вряд ли может быть востребован другими странами. По нашему мнению формирование международных правоохранительных организаций регионального уровня, первой из которых стал Европол, ныне становится тенденцией, поскольку углубление различных направлений регионального сотрудничества объективно потребует создания подобных организаций в других регионах мира. И практика международного сотрудничества в борьбе с преступностью уже подтверждает обоснованность этого вывода. 14 ноября 2007 г. представители 18 государств Латинской Америки и Карибского бассейна учредили Американское полицейского сообщество "АМЕРИПОЛ" (Comunidad de Polic?as de Amёrica "AMERIPOL") - региональную международную организацию по сотрудничеству между правоохранительными органами, подписав ее Устав. В соответствии с ним АМЕРИПОЛ учрежден для решения задач: - координации научно-технического аспектов полицейского и судебного сотрудничества государств-членов; - обеспечения тесной координации и всестороннего полицейского и судебного сотрудничества при расследовании преступлений и осуществлении уголовного преследования лиц их совершивших; - информационного обеспечения потребностей государств-членов в борьбе с преступностью; - проведения скоординированной политики предупреждения преступности, подготовки и переподготовки кадров компетентных органов государств-членов. Обращает на себя внимание то, что уставные задачи АМЕРИПОЛА касаются не только информационного обеспечения международного регионального сотрудничества в борьбе с преступностью, но и направлены в перспективе на создание общих механизмов для совместных ОРД и расследования преступлений в регионе. По-существу, АМЕРИПОЛ с учетом региональной специфики воспринял и воспроизвел схему правового регулирования и организацию Европола. И, по всей видимости, рассчитывает на использование положительного опыта последнего в своей деятельности. Во всяком случае, заявка об этом сделана еще в момент учреждения АМЕРИПОЛА: его Устав в числе других учредителей подписан Директором Европола. Выводы для России Глобальный и региональный уровень создания и деятельности международных правоохранительных организаций призваны дополнять друг друга. Подобно тому, как усилия множества региональных международных организаций и интеграционных образований не противопоставляются деятельности международного сообщества под эгидой Организации Объединенных Наций, а являются взаимодополняющими. Региональный уровень сотрудничества зачастую отличает более скоординированный и углубленный характер. Аналогичный характер приобретает ныне и сотрудничество разноуровневых международных правоохранительных организаций: глобальной (Интерпол) и региональных (Европол и АМЕРИПОЛ). В этой связи вполне уместен вопрос: не стоит ли России совместно с другими государствами-участниками, например, в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) или Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), более внимательно присмотреться к наметившейся тенденции учреждения региональных международных правоохранительных организаций. Ведь за 20 лет своего существования СНГ накоплен положительный опыт координационной деятельности в сфере обеспечения безопасности и борьбы с преступностью. Осуществляют такую координацию Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Совет министров внутренних дел, Координационный совет генеральных прокуроров, Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований и другие органы отраслевого сотрудничества СНГ. Однако совершенно понятно, что лишь координация и принятые на ее основе планы и программы (только в 2010 году утверждены специальные профильно-ориентированные среднесрочные программы на 2011-2013 годы по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, совместных мер борьбы с преступностью, сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сотрудничеству в борьбе с торговлей людьми), мероприятия которых преимущественно направлены на гармонизацию законодательства, согласование внутригосударственных процедур и информационную поддержку правоохранительной деятельности, не могут в полной мере удовлетворить потребности международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью. Не менее серьезный потенциал координации используется и ШОС, государства-члены которой на основании Шанхайской конвенции от 15.06.2001 оказывают друг другу содействие путем: 1) обмена информацией; 2) выполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий; 3) разработки и принятия согласованных мер для предупреждения, выявления и пресечения деяний, указанных в Конвенции, и взаимных уведомлений о результатах их осуществления; 4) принятия мер по предупреждению, выявлению и пресечению на территории своего государства таких деяний, направленных против других Сторон; 5) принятия мер по предупреждению, выявлению и пресечению финансирования, поставок вооружения и боеприпасов, оказания иного содействия любым лицам и (или) организациям для совершения преступлений, предусмотренных Конвенцией; 6) принятия мер по предупреждению, выявлению, пресечению, запрещению и прекращению деятельности по подготовке лиц к совершению таких преступлений; 7) обмена нормативными правовыми актами и материалами о практике их применения; 8) обмена опытом работы по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений; 9) подготовки, переподготовки и повышения квалификации своих специалистов в различных формах; 10) достижения по взаимному согласию Сторон договоренностей об иных формах сотрудничества, включая, в случае необходимости, оказание практической помощи по пресечению преступлений, предусмотренных Конвенцией. Как видно из приведенных данных, в рамках этих организаций в интересах внутригосударственной правоохранительной деятельности осуществляется преимущественно информационная поддержка и координация. Между тем имеется необходимость от координации и связанного с ней информационного обеспечения перейти к совместному пресечению и раскрытию готовящихся и совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях совместных ОРД, к совместным расследованиям на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, совместному постпенитенциарному воздействию и т.д. Достижение такого уровня интеграции международного сотрудничества в борьбе с преступностью без специально созданной для этого региональной международной организации по сотрудничеству между правоохранительными органами, призванной реализовать интересы всех без исключения государств-участников, вряд ли возможно. ________________________________________________________ 1. Ализаде Ф.Э. Правовые основы совместных (международных) расследований по уголовным делам в европейском праве // Евразийский юридический журнал. - 2011. - N 7(38). - С. 45-48. 2. Бельсон Я.М. Интерпол: прошлое и настоящее. // Правоведение. - 1980. - N 3. 3. Волеводз А.Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика). / Науч. редактор проф. А.Б. Соловьев. - М.: ООО Издательство "Юрлитинформ", 2000. 4. Волеводз А.Г., Волеводз В.А. Современная система международной уголовной юстиции. Хрестоматия. - М.: Издательство "Юрлитинформ", 2009. 5. Волеводз А.Г. Учреждения и органы Европейского союза по судебному и полицейскому сотрудничеству: Учебное пособие. - М.: МГИМО(У) МИД РФ, 2010. - (Общие пространства России-ЕС: право, политика, экономика. Вып. 8). 6. Волеводз А.Г. Международные правоохранительные организации: учебное пособие. - М.: Проспект, 2011. 7. Гасымов И.Г. Международная организация уголовной полиции и зарождение практики международного розыска. // Московский журнал международного права, 1999. - N 4. - С. 221 - 223. 8. Дайчман И. Интерпол. Всемирная система борьбы с преступностью. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. 9. Зайцева Е.С. Система международных уведомлений Интерпола // Российский следователь. - 2007. - N 7. - С. 34 - 36. 10. Иванцов С.В. Правовые проблемы контроля над организованной преступностью: международный опыт и перспективы развития // Вестник Воронежского института МВД России. - 2009. - N 3 (осень). - С. 10 - 16. 11. Койсин А.А., Тертычный Е.М. О некоторых вопросах деятельности Интерпола в области противодействия хищениям культурных ценностей / А.А. Койсин, Е.М. Тертычный // Сибирский юридический вестник. - 2006. - N 3. - С. 65 - 69. 12. Нигматуллин Р.В. Актуальные вопросы обеспечения безопасности личности в деятельности Интерпола / Р.В. Нигматуллин // Вестник ОГУ, 2006. - N 3. - С. 124 - 129. 13. Нога Н.Л. Об использовании информационных ресурсов Интерпола в России / Н.Л. Нога // Защита и безопасность. - 2010. - N 52. - С. 12 - 14. 14. Климова Е.А. Упрощение процедуры экстрадиции: опыт Европейского союза // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2010. - N1. - С. 27. 15. Овчинский В.С. Интерпол в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2008. 16. Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Международные отношения, 1990. 17. Самарин В.И. Интерпол. Международная организация уголовной полиции. - СПб.: Питер, 2004. 18. Титов М.С. Роль Интерпола в противодействии незаконному изготовлению и сбыту поддельных денежных знаков / М.С. Титов // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - N 320. - С. 141-142. 19. Estatuto Comunidad de Polic?as de Amёrica "AMERIPOL" [Electronic resource] / La Polic?a Nacione Colombia. - URL: http://oasportal.policia.gov.co/portal/page/portal/ SERVICIOS_AL_CIUDADANO/Enlaces_interes/ АMERIPOL/NORMATIVIDAD/ ESTA TUTO%20ESPANOL.pdf. http://www.allrus.info/ viperson.ru

Представленный материал опубликован автором в издании "Библиотека криминалиста. Научный журнал". Данные для библиографической ссылки: Волеводз А.Г. Международная организация уголовной полиции – Интерпол и тенденции формирования региональных правоохранительных организаций // Библиотека криминалиста. Научный журнал. – 2011. - № 1. – С. 130 – 151.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован