Эксклюзив
30 ноября 2011
7153

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Важнейшим условием для появления эффективной элиты является высокий уровень образования и переподготовка кадров...

Образование как условие создания эффективной элиты

Мы должны в ближайшие годы обеспечить
Значительную трансформацию общества без
каких-либо потрясений[1].

И. Шувалов


Должны быть обеспечены как
Повышение и качества образования,
так и сопряженность образования
и модернизация экономики...[2].

Д. Медведев


Важнейшим условием для появления эффективной элиты является высокий уровень образования и переподготовка кадров. Перспективы ускоренной модернизации зависят не столько от инвестиций в оборудование и технику, а тем более строительство зданий, сколько от инвестиций в людей, способных осуществить модернизацию. Особенно в области государственного управления. Уже не раз говорилось, что ни иностранные инвесторы, ни российский бизнес финансировать этот процесс в сколько-нибудь значимом масштабе не будут, хотя их участие уже сегодня заметно на примере некоторых университетов. (В наиболее престижных, как, например МГИМО(У), ежегодно готовится несколько десятков человек по заказу госкорпораций и частных компаний, что составляет порядка 5-6% выпускников).

Между тем тенденции в образовании настораживают. Даже несмотря на публичное внимание к образованию правящей элиты. Так, большинство выпускников школ и вузов в 2011 году не хотели бы работать по специальности, а те, кто хотел бы, - не имеют практических навыков. Общая неудовлетворенность выражается в следующих цифрах[3].



Все это свидетельствует, на мой взгляд, о том, что политика государства в отрасли образования не просто не эффективна, а разрушительна как для самого образования, так и для НЧП.

Масштаб необходимой переподготовки кадров виден из статистики, иллюстрирующей сегодняшнюю потребность в кадрах государственной службы и местного самоуправления[4].




Остается только государство, которое должно воспринять идеи модернизации и инноваций изначально в качестве инвестиций в людей. В 2010 году, выделив на пять основных модернизационных проектов 10 млрд рублей, половину (т.е. 5 млрд руб.) зарезервировали для Сколково[5], т.е. и масштаб, и направленность инвестиций (особенно учитывая их незначительный объем) были выбраны неверно.

Между тем ситуация в российском высшем образовании за последние 10 лет практически не менялась. Ориентации на опережающее развитие не произошло, о чем свидетельствуют данные Росстата[6]. Там отчетливо проявились элементы стагнации.



Высшее образование должно стать не только общедоступным, но и всеобщим, а процесс переподготовки кадров - постоянным. В этой связи встает принципиальный вопрос о том, что гражданин, занятый в государственном или местном управлении должен:

- во-первых, иметь хорошее образование;

- во-вторых, регулярно проходить переподготовку, периодичность которой не должна превышать 3-5 лет;

- в-третьих, - и это может показаться спорным, иметь навыки научной и исследовательской работы.

Сегодня экономически и социально активное население России в целом обладает высоким уровнем образования. В частности, высшее образование имеет почти 30%. При этом хотелось бы обратить внимание на два обстоятельства, которые иногда остаются незамеченными[7].



Во-первых, число лиц с высшим образованием в процентном отношении ко всему активному населению перестало расти после 2007 года и даже несколько сократилось (с 29,3% до 29%). Что категорически не соответствует потребностям страны. Причем власти полагают, что специалистов с высшим образованием уже достаточно. Что, конечно же, неверно.

Во-вторых, "борьба за качество" высшего образования на деле ведет к ограничению его возможностей. И материальных, и финансовых, и административных.

Переподготовка кадров для новой экономики и нового общества предъявляет качественно новые требования к ВУЗам и всей системе подготовки и переподготовки кадров, которая должна стать фактически непрерывной. Глобализация образования, рост его стоимости (для сравнения: в США - 22-24 тыс. долл., а в России 1-2 тыс. долл. на одного студента), информатизация, которая в том числе делает общедоступными любые учебные курсы и практически любых преподавателей, рост численности студентов, который превратит высшее образование практически во всеобщее и другие факторы, делают образование самой динамичной развивающейся отраслью экономики.

Другая сторона проблемы - растущая связь образования и науки, когда доля НИР и НИОКР в структуре доходов ведущих университетов превышает 25%. Более того, сегодня говорить о качественном образовании без научного опыта становится бессмысленно. Знания "чистых" преподавателей, не занимающихся научной деятельностью, стремительно устаревают и уже не соответствуют требованиям.

В России пока что наблюдается другая тенденция: реформы нередко дают обратный результат. Как справедливо отмечает ректор Российской экономической школы С. Гуриев: "Все количественные показатели уровня исследований (такие, как публикации в международных журналах, индексы цитируемости и т.д.) за последние 15 лет существенно ухудшились. При этом надо иметь в виду, что показатели качества исследований очень инерционны: в их общем весе доля достижений советской науки все еще очень велика, так что на самом деле ситуация может быть еще хуже. С другой стороны, как указывают сами академики, в расчете на доллар потраченных средств российская наука, наверное, самая эффективная в мире. Годовой бюджет РАН примерно равен годовому бюджету хорошего, но небольшого американского университета (с 1000 преподавателей и 6000 студентов). При этом в РАН работает примерно 100 000 человек (из которых около половины научные работники), поэтому вообще удивительно, как РАН удается производить хоть какие-нибудь конкурентоспособные исследования"[8].

Наконец, особое значение приобретают такие аспекты образования и профессиональной подготовки, которые прежде лишь косвенно, частично относились к подготовке кадров, а именно: духовно-нравственное воспитание всего общества, усиление этой гуманитарной составляющей во всех областях знаний и образования. Как справедливо заметил в январе 2008 года митрополит Климент, "церковь, "беспокоит содержание и качество духовно-нравственной составляющей" таких дисциплин, как история, литература и русский язык. "Считаю, что наши специалисты в этой области должны привлекаться более активно", - призвал иерарх" [9].

Это вытекает из объективных закономерностей нового этапа развития человеческого общества, который на глазах трансформируется из информационно-технологического этапа. На этом отрезке развития уже не только технологии, но и нравственно-духовные и культурные факторы будут в решающей степени определять темпы развития общества и, как следствие, экономики.

Отставая в 90-е годы на технологическом этапе, Россия не имеет права не учитывать эти новые факторы, которые в 2010-2020 годы будут определять темпы развития общества, экономики и качество человеческого потенциала.

Главное, - что масштаб финансирования (а, значит, и приоритеты) российской науки и образования все еще абсолютно несопоставимы с требованием времени.

Это видно из официальных данных, представленных в марте 2011 года Минобрнауки.



И как бы ни совершенствовалось управление наукой, какие бы инновации ни предлагались, от этого вывода уйти нельзя. В период, когда будущее наций определяется их вниманием к фундаментальной науке и НИОКР, требуется принципиально изменить ситуацию с материальным обеспечением научных исследований. Принципиально это значит в десятки раз увеличить нынешние объемы финансирования. Причем, речь идет не только о фундаментальной науке, а о сознательной политике государства по созданию "креативного класса".

Но материальная составляющая не является единственным инструментом для решения проблемы подготовки кадров. Огромное значение имеет консолидация нации, сознательное патриотическое воспитание граждан. "Большой скачок" - это национальная мобилизация, которая невозможна без сознательного воспитания чувства патриотизма, которое является огромным и еще малоиспользуемым резервом нации. Так, по оценке социологов, почти 80% граждан страны считают себя патриотами[11].



Тем более, что масштабы задач развития требуют, чтобы решение их непосредственными исполнителями - гражданами страны - происходило не только на высокопрофессиональном и нравственном уровне, но и с помощью общенациональной мобилизации воли большинства граждан. Напомню в этой связи, что производительность труда в России в 2008 году была в 4,2 раза ниже, чем в США, энергоемкость - в 2,4 раза выше, а экологичность в 2,3 раза ниже. При том, что разрыв в 2 раза считается критическим[12].



Совершить "рывок", компенсирующий десятилетие отставания, без мобилизации, патриотизма невозможно.

Особенно важное значение имеет внедрение ЕГЭ в систему высшего образования. На мой взгляд, вполне обоснована критика этой практики, которая ведет, в конечном счете, к потере национального творческого потенциала. Настораживает и игнорирование Минобрнаукой мнения общественности. Как следует из опросов ВЦИОМ, существует обоснованная озабоченность у значительной части граждан[13].






________________________

[1] Арабов П. Идеи для будущего правительства // Известия. 2011. 17 марта. С. 3.

[2] Медведев Д. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 гг. 2010. Июнь.

[3] Цит. по: Башкатова А. Диплом уже не гарантия карьерного роста // Независимая газета. 2011. 17 мая. С. 4.

[4] Наука в России в цифрах: 2010. Стат. сб. М.: ЦИСН, 2010. С. 46.

[5] Белевская Э. Послание президента министру Кудрину // Независимая газета. 2010. 29 апреля. С. 1.

[6] Социальное положение и уровень жизни населения России. 2009: Стат. сб. / Росстат. М.: 2009. С. 378.

[7] Российский статистический ежегодник 2010. М.: Росстат, 2010. С. 141.

[8] Гуриев С. Ремонт в храме науки // Ведомости. 2007. 14 февраля. С. А4.

[9] Минин С. Православные настоятельно просят... // Независимая газета. 2008 г. 29 января. С. 4.

[10] Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2010 года и задачах на 2011 г. 2011. 20 марта. С. 7. http://mon.gov.ru/press/news/8343/

[11] Коммерсант Власть. 2008. 28 января. С. 10.

[12] Балацкий Е., Гусев А. Железная логика-1 // Независимая газета. 2008. 23 января. С. 22.

[13] Фонд "Общественное мнение". Доминанты. 2009. 17 сентября. N 37.


Алексей Подберезкин - профессор МГИМО

30.11.2011

www.allrus.info

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован