Эксклюзив
05 марта 2012
10459

Александр Волеводз: Европейская организация правосудия - Евроюст: правовые основы организации и основные направления деятельности.

Main image001
28 февраля 2012 года исполнилось 10 лет с момента учреждения одной из специализированных организаций Европейского союза - Евроюст (EUROJUST).

За эти годы Евроюст прошел сложный путь превращения от одной из многих координационных структур Евросоюза до международной правоохранительной организации, ныне наделенной рядом уголовно-процессуальных полномочий для всестороннего судебного сотрудничества государств-членов Евросоюза, которое само по себе является важнейшим элементом пространства свободы, безопасности и правосудия ЕС. Но формирование его правовой основы представляется сложной задачей, поскольку интеграционные процессы в данной сфере во многом зависят от политических решений и ограничиваются суверенитетом государств.
В Российской Федерации, стремящейся стать лидером новых интеграционных процессов, опыт Евросоюза в этой сфере мало известен. А он весьма показателен и интересен.
Изначально в рамках ЕС судебное сотрудничество основывалось на международно-правовой основе - договорах, заключенных в рамках Совета Европы. Основными из них являлись Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.), Европейская конвенция о выдаче (1957 г.), Европейская конвенция о международной действительности судебных решений по уголовным делам (1971 г.), Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам (1972 г.) и некоторые другие. В данных документах регулировались различные аспекты взаимного признания и исполнения приговоров и решений иностранных судов. Как важнейшая составляющая международного сотрудничества в борьбе с преступностью, в частности судебного сотрудничества.

Право ЕС продолжило развивать институты признания и исполнения иностранных приговоров и решений по уголовным делам. Маастрихский договор 1992 г. в рамках "третьей" опоры ЕС установил основы взаимного сотрудничества по уголовным делам. Амстердамский договор 1997 г. наделил ЕС возможностью издавать обязательные акты для развития такого сотрудничества: решения и рамочные решения. При этом на них не распространялись контрольные полномочия Комиссии и Суда ЕС по привлечению государств к ответственности за нарушение принятых обязательств, в том числе по имплементации, что негативно сказывалось на последней.
Коммунитарные механизмы сотрудничества по взаимному признанию и исполнению приговоров и решений по уголовным делам в ЕС впоследствии заменили межгосударственные, основным из которых должна была стать Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами-членами Европейского союза от 29.05.2000.
В рамках конституционной реформы 13 декабря 2007 г. полномочными представителями 27 государств-членов ЕС был официально подписан Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества (краткое название - "Лиссабонский договор") (1), определяющий основные направления развития европейского права и европейской интеграции на предстоящие десятилетия. С учетом его положений "старые" учредительные договоры: 1) краткий сохранил свое прежнее название - Договор о Европейском союзе (55 статей, далее ДЕС); 2) подробный назван Договором о функционировании Европейского союза (358 статей, далее ДФЕС).
Лиссабонский договор закрепил взаимное признание приговоров и судебных решений в качестве принципа, на котором основывается судебное сотрудничество по уголовным делам в ЕС (?1 ст. 82 ДФЕС). Тем самым произошло окончательное оформление указанного принципа, возникшего и развивавшегося после вступления в силу Амстердамского договора.
Большую роль в становлении этого правового института сыграли специально созданные для этого механизмы ЕС.
Начало этому было положено Совместной акцией ЕС (1996 г.), предусмотревшей создание "правовой системы для обмена магистратами по связям". Это послужило основанием для заключения межгосударственных соглашений, предметом которых являлся обмен должностными лицами ("национальными контактами") для улучшения сотрудничества путем "установления прямых связей между компетентными министерствами и судебными органами". Их налаживание обеспечивало упрощенный порядок обмена оперативной информацией и информацией о соответствующих правовых системах государств-участников ЕС без внесения изменений во внутригосударственное законодательство (2).

Следующим шагом явилось учреждение Европейской судебной сети (European Judicial Network, EJN) - объединения "национальных контактов" в единую сеть, призванную обеспечивать двустороннее судебное сотрудничество, с учетом объединения информации, знаний и опыта "национальных контактов" (магистратов по связям), и установлением единого порядка сбора и обмена данными между представителями заинтересованных государств-членов ЕС. Правовая основа ее учреждения и функционирования - Совместная акция от 29.06.98 о создании Европейской судебной сети (3).

Деятельность Европейской судебной сети строится путем "национальных контактов", назначаемых в каждом государстве (ими могут являться магистраты по связям); дважды в год они встречаются на заседаниях (этот орган имеет собственную телекоммуникационную сеть и секретариат). Эти контактные лица (контактные пункты) неформально направляют и контролируют исполнение запросов о содействии в расследованиях или уголовных преследованиях (запросы о взаимной правовой помощи, судебные поручения и другие аналогичные документы). Сеть обеспечивает предоставление заинтересованным судам и правоохранительным органам участвующих в ней стран новейшую правовую информацию о законодательстве государств-участников (4). Правовые основы организации, деятельности и статуса Евроюст

Однако обмен правовой информацией, даже самой новой, и оперативная пересылка документов о правовой помощи, хотя это тоже немаловажно, не исчерпывает всех потребностей судебного сотрудничества. Понимание этого повлекло за собой включение в заключения Тампере 15-16.10.1999 пункта 46, в соответствии с которым "для усиления борьбы против тяжких форм организованной преступности Европейский совет согласился создать орган (Евроюст), состоящий из национальных прокуроров, магистратов или полицейских офицеров аналогичной компетенции, отделенных от государств-участников согласно их правовой системе, с задачей обеспечивать должную координацию национальных органов уголовного преследования и поддерживать расследования тяжких преступлений, а также тесно сотрудничать с Европейской судебной сетью, в частности, для того, чтобы упростить исполнение судебных поручений" (5).

После проведения подготовительной работы и переговоров был сделан вывод о фактической готовности к созданию Европейской организации правосудия, которая и была учреждена Решением Совета Европейского союза от 28 февраля 2002 г. 2002/187/JHA о создании Евроюст в целях усиления борьбы с тяжкой преступностью (6).

В последующем Решением Совета Европейского союза от 18 июня 2003 г. о внесении изменений в Решение Совета Европейского союза от 28 февраля 2002 г. 2002/187/JHA о создании Евроюст в целях усиления борьбы с тяжкой преступностью уточнен ряд норм, касающихся финансирования Евроюст (7).

Дальнейшие уточнения, изменения и дополнения в эти документы внесены после подписания Лиссабонского договора Решением Совета Европейского союза от 16 декабря 2008 г. 2009/426/JHA об усилении Евроюст и о внесении изменений в Решение Совета Европейского союза от 28 февраля 2002 г. 2002/187/JHA о создании Евроюст в целях усиления борьбы с тяжкой преступностью (8).

Данные документы взаимно дополняют друг друга, их можно рассматривать как единый нормативный акт, регламентирующий деятельность Евроюст - "Решение о Евроюст" (или - Решение). Тем более, что именно в таком консолидированном виде он используется самой этой организацией (9).

В настоящее время базой для формирования правового регулирования деятельности Евроюст является ст. 85 ДФЕС, в соответствии с которой назначением Евроюст является поддержка и усиление координации и сотрудничества национальных органов, ответственных за проведение расследований и уголовное преследование по фактам тяжкой преступности, которая затрагивает два или большее число государств-членов либо требует проведения уголовного преследования на общих началах - исходя из операций, осуществляемых органами государств-членов и Европолом, и на базе предоставляемой ими информации (ч. 1 ? 1).

Структура, порядок функционирования, сфера деятельности и задачи Евроюст устанавливаются регламентами, принимаемыми Европейским парламентом и Советом ЕС в соответствии с обычной законодательной процедурой.

Для правового статуса Евроюст характерен ряд особенностей.
Прежде всего, обладая правосубъектностью юридического лица (п. 1 Преамбулы, ст. 1 Решения о Евроюст), он уполномочен самостоятельно, от своего имени вступать в отношения с третьими государствами, как входящими, так и не входящими в ЕС, а также с международными организациями (ст. 26а Решения).

Данное обстоятельство является исключением из принципа единой правосубъектности "нового" Европейского союза, в соответствии с которым при издании правовых актов, заключении международных соглашений и в иных правоотношениях ЕС выступает как единое целое (ст. 47 ДЕС).

Во-вторых, Евроюст состоит из 27 представителей от каждого государства ЕС - национальных членов, которые имеют не менее одного заместителя и помощника (ст. 2 Решения). В зависимости от традиций правовых систем государств такими национальными членами могут быть прокуроры, судьи, офицеры полиции или иных компетентных органов с соответствующими полномочиями. При этом, несмотря на то, что данные национальные члены, их заместители и помощники откомандировываются в Евроюст, их статус и полномочия, предоставленные для взаимодействия с этой организацией, определяются внутригосударственным правом государств-членов (? 4 ст. 2, ст. 9 Решения).

В-третьих, финансирование Евроюст имеет смешанный характер. Его потребности в целом обеспечиваются за счет средств бюджета ЕС, а оплата труда национальных членов, их заместителей и помощников осуществляется государствами-членами (ст. 34 Решения).

В-четвертых, решения по большинству вопросов, отнесенных к ведению Евроюст, принимаются коллегиально специально созданным для этого органом - Коллегией (ст. 10 Решения). При этом Коллегия обеспечивает самоуправляемость Евроюста по Правилам процедуры, одобренным Советом ЕС после единогласного принятия их Коллегией.

В силу этого, а также с учетом иных регламентирующих положений ныне Евроюст с точки зрения его места в институциональном механизме ЕС является самоуправляемым правоохранительной организацией с собственной правосубъектностью, наделенным юридической и частично институциональной автономией в рамках этого интеграционного образования.

Местом нахождения Евроюст в соответствии с Протоколом об установлении местонахождения институтов, некоторых органов и организаций Евросоюза является г. Гаага (Нидерланды).

Цели и компетенция Евроюст

В соответствии с ?1 ст. 3 Решения о Евроюст в ходе расследований и мер по уголовному преследованию, затрагивающих два и более государства-члена и проводимых по фактам преступных деяний, относящихся к видам тяжкой преступности, в том числе организованной, перед Евроюст ставятся следующие цели, а именно:
а) развивать и улучшать координацию между компетентными органами государств-членов в отношении действий по расследованию и уголовному преследованию, которые они проводят на своей территории, с учетом любого запроса, поступившего от компетентного органа одного из них, а также любой информации, предоставленной компетентным органом на основании предписаний, изданных в соответствии с учредительными договорами;
b) укреплять сотрудничество между компетентными органами государств-членов, в частности, путем содействия международной правовой помощи и исполнению запросов о выдаче;
с) поддерживать иными способами усилия компетентных органов государств-членов в целях повышения эффективности предпринимаемых ими расследований и мер по уголовному преследованию.

На основании запроса, поступившего от компетентного органа государства-члена, Евроюст может также оказывать поддержку расследованиям и мерам уголовного преследования, когда они затрагивают лишь одно государство-член и какое-либо из третьих государств, при условии, что с третьим государством было заключено соглашение о сотрудничестве, или если имеются особые обстоятельства, при которых оказание такой поддержки представляет важный интерес.

Согласно ?3 ст. 3 Решения о Евроюст на основании запроса, поступившего от компетентного органа государства-члена или от Европейской комиссии, Евроюст может, кроме того, оказывать поддержку расследованиям и мерам уголовного преследования, которые принимает одно из государств-членов и ЕС.
Статья 85 ДФЕС расширила сферу деятельности и задачи Евроюст, к которым, наряду с изложенным в Решении, отнесены (ч. 2 ? 1):
а) возбуждение уголовных расследований, а также выдвижение предложений о возбуждении уголовных преследований, проводимых компетентными национальными органами, в частности, по фактам преступлений, посягающих на финансовые интересы ЕС;
б) координация таких расследований и уголовных преследований;
в) усиление судебного сотрудничества, в том числе путем разрешения конфликтов юрисдикций и посредством тесного сотрудничества с Европейской судебной сетью.

К компетенции Евроюст относятся преступления и правонарушения, в отношении которых соответствующей компетенцией наделен Европол (ст. 4 Решения о Евроюст) в соответствии со ст. 4 Решения Совета Европейского союза от 6 апреля 2009 г. об учреждении Европейской полицейской организации (Европол) (10) и приложениями к ней, а именно:
1. Незаконная торговля наркотическими средствами.
2. Преступления, связанные с отмыванием денег.
3. Преступность, связанная с ядерными и радиоактивными материалами.
4. Незаконные иммиграционные потоки.
5. Торговля людьми.
6. Преступность, связанная с торговлей похищенными транспортными средствами.
7. Умышленное убийство, тяжкие телесные повреждения.
8. Незаконная торговля человеческими органами и тканями.
9. Похищение человека, незаконное лишение свободы и захват заложника.
10. Расизм и ксенофобия.
11. Организованное хищение.
12. Незаконная торговля культурными ценностями, в том числе предметами антиквариата и произведениями искусства.
13. Мошенничество и обход закона в корыстных целях.
14. Рэкет и вымогательство денежных средств.
15. Изготовление контрафактной и пиратской продукции.
16. Подделка административных документов и их сбыт.
17. Фальшивомонетничество и подделка средств платежа.
18. Компьютерная преступность.
19. Преступления коррупции.
20. Незаконная торговля оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами.
21. Незаконная торговля видами животных, находящимися под угрозой исчезновения.
22. Незаконная торговля видами растений, находящимися под угрозой исчезновения.
23. Экологические преступления.
24. Незаконная торговля гормональными препаратами и другими факторами роста.
Кроме того, к компетенции Европола и, соответственно, Евроюст, относятся "связанные с ними уголовные преступления" (?3 ст. 4 Решения о Европоле, ?1(в) ст. 4 Решения о Евроюст), совершенные:
- с целью приобретения средств совершения преступлений (например, огнестрельное оружие или взрывчатые вещества, чтобы совершить террористический акт);
- с целью облегчить или завершить исполнение преступного деяния (например, кража автомобиля, чтобы скрыться с места преступления);
- с целью обеспечить безнаказанность, т.е. избежать уголовной ответственности за совершенное преступление.

В отношении иных видов правонарушений Евроюст в дополнение к основной сфере его компетенции может в рамках своих целей и при наличии запроса от компетентного органа государства-члена оказывать ему поддержку в координации расследований или мер уголовного преследования.

Организационная структура Евроюст

Евроюст реализует свои функции и полномочия через должностных лиц и органы, статус которых закреплен в Решении о Евроюст. К ним относятся, в первую очередь, органы и должностные лица собственно Евроюст:
- национальные члены;
- Коллегия;
- административный директор, на которого возлагаются обязанности по текущему управлению Евроюст;
- секретариат в составе персонала Евроюст.

На уровне Евросоюза организуется Совместный надзорный орган, осуществляющий внешний независимый контроль за деятельностью Евроюст.

Кроме того, для обеспечения его деятельности на внутригосударственном уровне формируется Система национальной координации по линии Евроюст (ст. 12 Решения) путем определения одного или нескольких национальных контактных пунктов и национальных корреспондентов.

Национальные члены (national members). В состав Евроюст входит по одному национальному члену, откомандированному каждым Государством-членом в соответствии с нормами своей правовой системы и являющемуся по должности прокурором, судьей или офицером полиции с аналогичными прерогативами. Срок полномочий национального члена составляет не менее четырех лет. По истечении этого срока его полномочия могут быть продлены страной, от которой он делегирован.

Каждый национальный член Евроюст вправе иметь одного заместителя и одного помощника. Представитель и его помощник осуществляют свои функции на базе Евроюст. В случае необходимости и с согласия Коллегии, национальному члену разрешено иметь нескольких заместителей и помощников, которые будут выполнять свои функции в Евроюст. Примечательно, что статус и полномочия национальных членов, их заместителей и помощников определяются законодательством соответствующих государств.

Любая информация, которая является предметом взаимных обменов между Евроюст и государствами-членами, должна передаваться через соответствующего национального члена (? 2 ст. 9 Решения о Евроюст). Для этого национальный член имеет право доступа к информации, содержащейся в национальных реестрах сведений о судимости, судебных дел, ДНК-профилей или любом другом реестре своего государства-члена. Данное правомочие реализуется им на тех же условиях, которые предусмотрены национальным правом государства-члена для собственных прокуроров, судей или офицеров полиции с аналогичными прерогативами (? 3 ст. 9 Решения). Национальный член может вступать в непосредственные контакты с компетентными органами своего государства-члена (? 4 ст. 9 Решения), с учетом:
- объема и характера полномочий, предоставленных ему государством (ст. 9а);
- возможности осуществлять обычные полномочия получать, передавать, запрашивать, обрабатывать и предоставлять, дополнительную информацию по вопросам расследования и уголовного преследования, судебного сотрудничества, в том числе документов, необходимых для реализации принципа взаимного признания решений и приговоров судов (ст. 9b);
- наличия полномочий, которые национальный член вправе осуществлять только по согласованию с компетентными органами собственного государства (ст. 9с);
- особенностей реализации полномочий в неотложных случаях (ст. 9d);
- возможных условий отказа в судебном сотрудничестве, когда запросы от национальных членов не соответствуют Конституции или могут причинить ущерб интересам уголовного правосудия (ст. 9с);
- возможности участия национальных членов в совместных следственных группах (ст. 9е).

Коллегия (College). Согласно ?1 ст. 28 Решения является руководящим и основным рабочим органом организации, отвечающим за вопросы его организации и функционирования. Коллегия состоит из всех национальных членов Евроюст. Каждый национальный член располагает одним голосом. На основании проекта, который предварительно и единогласно одобрен Коллегией, Совет Евросоюза квалифицированным большинством утверждает внутренний регламент Евроюст. Решения Коллегии по наиболее сложным вопросам принимаются большинством в две трети голосов.
Из числа национальных членов Коллегия избирает президента и, при необходимости, может избрать также не более двух его заместителей. Результат этих выборов представляется на утверждение Совету. Срок полномочий президента составляет три года. он может быть избран повторно один раз. Срок полномочий заместителя или заместителей президента определяет внутренний регламент.

Президент осуществляет свои обязанности от имени Коллегии и в рамках ее полномочий. Он руководит работой Коллегии и контролирует деятельность административного директора по текущему управлению. Внутренний регламент Евроюст устанавливает перечень случаев, при которых решения или действия президента нуждаются в предварительном согласии Коллегии или требуют доклада ей.
Административный директор (Administrative Director). Назначается решением Коллегии, принятым большинством в две трети голосов (? 1 ст. 29 Решения). С этой целью Коллегия образует комитет по отбору претендентов. После опубликования объявления, предлагающего заинтересованным лицам выдвигать свои кандидатуры, комитет составляет список кандидатов. Из этого списка Коллегия затем выбирает административного директора. Срок полномочий административного директора составляет 5 лет. Допускается повторное избрание на этот пост.

На административного директора распространяют силу регламенты и положения, применяемые к служащим и другим сотрудникам ЕС. Административный директор работает под руководством Коллегии и ее президента. Он может быть досрочно освобожден от своих обязанностей решением Коллегии, принятым двумя третями голосов. На административного директора возлагаются обязанности по текущему управлению Евроюст, а также по управлению его персоналом. Эту деятельность административный директор осуществляет под контролем президента. Административный директор должен регулярно сообщать Коллегии о результатах этого контроля.
Секретариат(secretariat) является рабочей структурой Евроюст. В его состав входит персонал (staff). Персонал Евроюст состоит из лиц, принятых на работу согласно регламентам и правилам. На него, в частности, по вопросам приема на работу и правового статуса распространяют свое действие регламенты и правила, применяемые к служащим и другим сотрудникам ЕС.

Персонала Евроюст состоит из постоянных, временных или местных сотрудников. По ходатайству административного директора и с согласия председателя, действующего от имени Коллегии, институты, органы и организации ЕС могут откомандировать служащих Союза в распоряжение Евроюст с тем, чтобы они были прикреплены к нему в качестве временных сотрудников. Государства-члены вправе откомандировывать в Евроюст национальных экспертов. Коллегия издает необходимые правила в целях практического применения этого положения.

Под руководством коллегии персонал выполняет свои задачи исходя из целей и полномочий, возложенных на Евроюст. Сотрудники персонала не должны запрашивать или получить указаний от какого-либо правительства, органа, организации или лица, постороннего для Евроюст (? 3 ст. 30 Решения).

Персонал Евроюст осуществляют свою деятельность в составе сформированных Коллегией отделов:
- по финансовым вопросам и бюджету;
- по работе с персоналом;
- по информационному обеспечению;
- по правовым вопросам;
- по общим вопросам и безопасности;
- по работе с Европейской судебной сетью.

В соответствии со ст. 5а Решения о Евроюст секретариат поддерживает деятельность Дежурного координационного центра (on-coll coordination) сформированного для осуществления взаимодействия в неотложных случаях 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
Совместный надзорный орган, СНО (Joint Supervisory Body, JSB) сформирован для контроля за деятельностью Евроюст, связанной с накоплением, обработкой и использованием персональных данных (personal data), и призван обеспечить соблюдение в процессе обработки персональных данных требований Решения о Евроюст.
Необходимость в создании СНО обусловлена тем, что Евроюст осуществляет сбор, обработку и обмен информацией, включая персональные данные, с государствами-членами ЕС, институтами, организациями и органами ЕС, международными организациями и третьими странами (ст. 13 Решения). Общие требования и порядок обработки и использования информации в Евроюст определяются ст. 14-27 Решения, предусматривающих и строгие меры по защите информации в целом, и персональных данных в частности, а также по контролю за их надлежащим использованием. Не ограничиваясь внутренним (ведомственным) контролем, который осуществляется уполномоченным по защите данных (Data Protection Officer) - должностным лицом, назначаемым из числа персонала Евроюст (ст. 17 Решения), предусмотрен и внешний независимый контроль. Решающая роль в этом и принадлежит Совместному надзорному органу (СНО).

Для его формирования каждое государство-член ЕС в соответствии с нормами своей правовой системы назначает либо судью (при условии, что он не является членом Евроюст), либо (в случае, когда это вытекает из конституционной системы или национальных условий) иное лицо, занимающее должность с адекватной степенью независимости - для включения в список судей, которые могут занять пост судьи СНО ad hoc. Назначение производится на срок не менее 3 лет. Отзыв осуществляется в соответствии с принципами, которые регулируют порядок отзыва во внутреннем праве государства-члена, назначившего соответствующее лицо. Назначенный Государством-членом судья становится постоянным членом после его избрания на пленарном заседании из числа лиц, назначенных государствами-членами, и остается постоянным судьей на протяжении трех лет. Выборы одного из постоянных судей должны проходить каждый год путем тайного голосования. СНО имеет председателя, который занимает этот пост на третий год после избрания. Постоянные члены не переизбираются.
Совместный надзорный орган состоит из 3 постоянных членов и из судей ad hoc. Последние участвуют в рассмотрении этим органом жалоб относительно использования персональных данных, исходящих от государства-члена, которое назначило указанных судей.

При реализации функций внешнего контроля СНО вправе получать неограниченный доступ ко всем досье, в которых обрабатываются персональные данные. По требованию СНО Евроюст направляет ему любую содержащуюся в этих досье информацию. Евроюст также оказывает Совместному надзорному органу помощь в выполнении его задач всеми иными доступными средствами.

Заседания Совместного надзорного органа проводятся не реже одного раза в полугодие. Кроме того, после получения жалобы он должен собраться на заседание в течение трех месяцев. Заседания СНО также могут быть созваны председателем, если с подобным требованием обратились не менее двух государств-членов.
Состав Совместного надзорного органа остается неизменным в течение всего периода рассмотрения жалобы. При принятии решений каждый член СНО и судья ad hoc располагают одним голосом. При равенстве голосов голос председателя является решающим. Постановления СНО являются окончательными и имеют обязательную силу для Евроюст.

Составным элементом правосубъектности Евроюст выступает его деликтоспособность, которая регулируется ст. 24 Решения о Евроюст. Евроюст несет ответственность за любой ущерб, причиненный частным лицам его действиями по несанкционированной или неправильной обработке данных. Жалобы о привлечении Евроюст к ответственности подаются в суд государства-члена по месту его нахождения.

Каждое государство-член согласно положениям его собственного национального права несет ответственность за любой ущерб, причиненный частным лицам его действиями по несанкционированной или неправильной обработке данных, которые были переданы им в Евроюст.

Кроме того, на практике СНО может заблокировать передачу персональных данных от Евроюст третьим странам, в том случае, если последние не способны обеспечить соблюдение требований о защите информации (11).

Система национальной координации по линии Евроюст (Evrojust national coordination system) представляет собой совокупность национальных контактных пунктов - национальных корреспондентов (national correspondents), назначенных в государствах. Эта система работает по запросам национальных членов и служит связующим звеном между ними и внутригосударственными компетентными органами и судами. Каждое государство-член назначает одного или нескольких национальных корреспондентов (ст. 12 Решения). Эта мера имеет особо важное значение в сфере борьбы с терроризмом (12).

Отношения между национальным корреспондентом и компетентными органами государств-членов регулируются национальным правом. Национальные корреспонденты осуществляют свою деятельность в пределах территории государства-члена, которое их назначило. Связи, которые национальный член поддерживает с национальным корреспондентом, не препятствуют национальному члену вступать в непосредственные взаимоотношения с компетентными органами своего государства.

Основные направления деятельности Евроюст

Решение о Евроюст (ст. 5-7) устанавливает, что стоящие перед ним задачи он реализует:
1) посредством национальных членов либо
2) в лице Коллегии.
Осуществляя деятельность посредством национальных членов, Евроюст:
а) может ходатайствовать перед компетентными органами заинтересованных государств-членов о том, чтобы они рассмотрели возможность проведения следующих мероприятий:
- начать расследование или приступить к уголовному преследованию по фактам совершения конкретных деяний;
- признать, что из числа заинтересованных государств-членов какое-либо одно лучше других способно провести расследование или уголовное преследование по фактам совершения конкретных деяний;
- скоординировать действия, осуществляемые компетентными органами заинтересованных государств-членов;
- создать совместную следственную группу на основании источников права, которые регулируют сотрудничество государств-членов в данной области;
- предоставить ему любую информацию, которая необходима для выполнения задач, стоящих перед Евроюст;
б) обеспечивает взаимное информирование компетентных органов заинтересованных государств-членов об известных ему расследованиях и мерах уголовного преследования;
в) содействует компетентным органам государств-членов по их просьбе в целях обеспечить как можно более согласованный характер предпринимаемых ими расследований и мер уголовного преследования;
г) предоставляет свою поддержку усилиям, направленным на улучшение сотрудничества между компетентными органами государств-членов;
д) взаимодействует с Европейской судебной сетью и консультируется с ней, в том числе, путем использования и содействия повышению качества имеющейся у данной сети базы данных в отношении документации;
е) проводит специальное расследование (аналог оперативно-розыскных действий по законодательству РФ);
ж) принимает любые другие меры по расследованию и уголовному преследованию.
Осуществляя свои полномочия в лице Коллегии, Евроюст:
а) в отношении преступлений, отнесенных к его компетенции, может обращаться к компетентным органам заинтересованных государств-членов с мотивированным запросом о выполнении ими следующих мероприятий:
- начать расследование или приступить к уголовному преследованию по фактам совершения конкретных деяний;
- признать, что из числа заинтересованных государств-членов какое-либо одно лучше других способно провести расследование или уголовное преследование по фактам совершения конкретных деяний;
- скоординировать действия, осуществляемые компетентными органами заинтересованных государств-членов;
- создать совместную следственную группу на основании источников права, которые регулируют сотрудничество государств-членов в данной области;
- предоставить ему любую информацию, которая необходима для выполнения задач, стоящих перед Евроюст;
б) обеспечивает взаимное информирование компетентных органов заинтересованных государств-членов об известных ему расследованиях и мерах уголовного преследования, которые имеют значение для Евросоюза в целом или способны затрагивать интересы других государств-членов помимо тех, которые непосредственно участвуют в соответствующих мероприятиях;
в) содействует компетентным органам государств-членов по их просьбе в целях обеспечить как можно более согласованный характер предпринимаемых ими расследований и мер уголовного преследования;
г) предоставляет свою поддержку усилиям, направленным на улучшение сотрудничества между компетентными органами государств-членов, в том числе на основании результатов аналитической работы, проведенной Европолом;
д) взаимодействует с Европейской судебной сетью и консультируется с ней, в том числе путем использования и содействия повышению качества имеющейся у данной сети базы данных в отношении документации;
е) может оказывать содействие Европолу, в частности, направляя ему заключения по результатам аналитической работы, проведенной Европолом;
ж) вправе оказывать материально-техническую поддержку.

В практической деятельности содействие, оказываемое Евроюст правоохранительным органам государств ЕС, как через своих национальных членов, так и в лице Коллегии, способствует оперативному выявлению и раскрытию преступлений, о чем свидетельствует ряд успешных операций, проведенных при координирующей роли и участии Евроюст.

Техническую основу такого содействия составляют автоматизированные базы данных - Система ведения дел (Case Management System), состоящая из временных рабочих картотек (temporary work files) и указателя или индекса (index), где сосредоточены данные, относящиеся к расследованиям и предоставленные Евроюст государствами-членами

При столь широком круге полномочий и решаемых задач, Евроюст в значительной мере задействован в реализации одной из главных функций правоохранительного блока компетенции ЕС - судебного сотрудничества по уголовным делам (глава 4 раздела V "Пространство свободы, безопасности и правосудия" части третьей Договора о функционировании Европейского союза) на основе принципа взаимного признания судебных решений по уголовным делам.

Ныне главным направлением установления правил и процедур с целью обеспечения взаимного признания любых форм приговоров и судебных решений, а также гармонизации норм уголовно-процессуального права является разработка новых инструментов, известных как европейские ордеры.

Первыми успешно внедрёнными в практику такими инструментами стали:
1) Европейский ордер на арест (далее - ЕОА), призванный заменить собой применявшуюся ранее процедуру выдачи (экстрадиции).

2) Европейский ордер на арест имущества или доказательств, использование которого введено в практику Рамочным решением Совета 2003/577/JHA от 22 июля 2003 г. об исполнении ордеров на арест имущества или доказательств (13); его целью является предотвращение уничтожения, изменения или перемещения имущества и доказательств.
3) Европейский ордер на предоставление доказательств (European Evidence Warrant), правовой основой использования которого является Рамочное решение Совета ЕС 2008/978/JHA от 18 декабря 2008 г. о Европейском ордере на предоставление доказательств в целях получения предметов, документов и информации для использования в уголовном преследовании (14).

Их применение между государствами-членами Евросоюза призвано заменить традиционные механизмы выдачи и взаимной правовой помощи по уголовным делам в сфере предоставления доказательств и именно в силу этого практика их применения в ЕС получила весьма широкое распространение в последние годы.

В их применении Евроюст участвует, фактически, в качестве центрального органа, наделенного полномочиями по урегулированию конкуренции юрисдикций выданных ордеров.

Совокупность полномочий Евроюст, наряду с возможностями по участию в реализации отдельных уголовно-процессуальных функций, позволяют говорить о нём, как о международной правоохранительной организации, являющейся активным участником международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства в как рамках ЕС, так и с государствами, не являющимися членами ЕС.

Взаимодействие Евроюст с институтами, организациями и органами ЕС, третьими странами

Правовые основы сотрудничества с институтами, организациями и органами ЕС содержатся в ст. 26 Решения о Евроюст, которой предусмотрено, что основными его партнерами являются: Европейская полицейская организация - Европол (Europol), Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF), Европейское агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов Евросоюза (FRONTEX), Совет Европейского союза, Европейская судебная сеть.
Особо в Решении оговариваются вопросы сотрудничества с Европейской комиссией (ст. 36).

Взаимодействие с Европолом Евроюст устанавливает и поддерживает в той мере, в какой это необходимо для выполнения им своих задач и с учетом недопустимости дублирования в работе друг друга. Его детальное регулирование осуществлено нормами Соглашения между Евроюстом и Европолом от 01.10.2009 (15).

Цель этого соглашения состоит в том, чтобы установить и поддерживать тесное сотрудничество между сторонами для повышения эффективности их деятельности в борьбе с серьезными формами международной преступности, которые подпадают под их компетенцию. Такое сотрудничество достигается путем обмена информацией, а также путем координации действий (ст. 2).

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве, стороны:
- проводят регулярные консультации по делам, затрагивающим общие интересы (п. 3 ст. 3) для достижения целей, указанных в ст. 2 соглашения. Регулярные консультации должны проводиться в соответствии с согласованной программой. Эта программа предусматривает ежеквартальные встречи, которым предшествует предварительный обмен информацией в целях идентификации подготовки участников. Такие встречи проводятся под председательством представителя каждой организации попеременно, на основе повестки дня, согласованной заранее;
- Евроюст координирует и облегчает судебное сотрудничество, а Европол, в свою очередь, должен координировать полицейское сотрудничество. При этом обе стороны обязуются взаимодействовать с государствами-членами для того, чтобы гарантировать максимальное получение и обработку информации, необходимой и полезной для выполнения своих задач;
- по требованию одного или более государств-членов ЕС Стороны могут вместе участвовать в образовании совместных следственных групп для проведения расследований многоэпизодных преступлений, затрагивающих два или более государств-членов ЕС;
- обмениваются эксплуатационной, стратегической и технической информацией.
- Стороны гарантируют, что информация, полученная на основе этого Соглашения, носит конфиденциальный характер и отвечает стандартам безопасности. Каждая Сторона должна гарантировать, что информация, полученная от другой Стороны, в пределах ее организации получит уровень защиты, эквивалентный уровню защиты собственной информации. Чтобы гарантировать выполнение этого принципа, Стороны устанавливают уровень эквивалентности конфиденциальности и стандартов безопасности. Передающая Сторона несет ответственность за выбор соответствующего уровня конфиденциальности информации и должна гарантировать, что уровень ясно обозначен (ст. 19).

- Для урегулирования споров между Сторонами относительно данного Соглашения создается специальный комитет, который состоит из трех членов Евроюст и Европола соответственно. В совет комитета входят директор Европола и председатель Коллегии Евроюст (ст. 21).

Среди задач и функций Евроюст, одной из самых важных является функция по осуществлению надзора за деятельностью Европола. Это соответствует общепринятому представлению о том, что органы полиции подконтрольны судам, что имеет место в большинстве государств-членов ЕС. Данное положение воспроизведено во многих учредительных документах организации, что, на наш взгляд, способствует эффективности деятельности полиции и судебного сотрудничества в рамках ЕС.
Взаимодействие с ОЛАФ. Несмотря на то, что полномочия последнего и Евроюст отличаются друг от друга (к примеру, ОЛАФ осуществляет административные расследования, в то время как деятельность Евроюст связана с расследованиями и осуществлением уголовного преследования в уголовном судопроизводстве), их функции частично совпадают: они наделены компетенцией по противодействию преступлениям, посягающим на финансовые интересы ЕС. Учитывая такую общность компетенций, Евроюст сотрудничает с ОЛАФ по целому ряду направлений и на основании нескольких документов.

Во-первых, согласно Меморандуму о взаимодействии от 14 апреля 2003 г. стороны осуществляют обмен информацией о преступлениях, совместно привлекают представителей разных международных организаций для консультаций и проведения конференций (16).

На основании Решения о приведении в соответствие учредительных документов Евроюст и ОЛАФ от 13.07.2004 (17):

- все сотрудники Евроюст, включая председателя и административного директора, обязаны сотрудничать с ОЛАФ (ст. 1), а также предоставлять любую необходимую информацию, связанную со случаями мошенничества или коррупции или с любой другой незаконной деятельностью, посягающеей на финансовые интересы ЕС (ст. 2);
- по требованию директора ОЛАФ, адресованному административному директору Евроюст, его службы обязаны содействовать ОЛАФ в проведении расследований (ст. 4);
- необходимым условием взаимодействия в ходе проведения расследований является информирование заинтересованной стороны, которое осуществляется на основе полной конфиденциальности и неразглашения сведений до окончания расследования (ст. 5).
В соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Евроюстом и ОЛАФ от 24.09.2008 (18) целью сотрудничества сторон является улучшение координации в сфере борьбы с мошенничеством, коррупцией или любой другой незаконной деятельностью, посягающей на финансовые интересы ЕС, а также определение основных направлений и методов данного сотрудничества. В соответствии с вышеуказанным соглашением, стороны:
- поддерживают регулярные контакты друг с другом, создают специальные рабочие группы из сотрудников Евроюст, определяемых национальными членами, с одной стороны и из штата ОЛАФ, с другой;
- определяют приоритетные направления и стратегию сотрудничества;
- оказывают помощь национальным судебным властям и органам, осуществляющим расследования и уголовное преследование;
- обмениваются положительным практическим опытом борьбы с преступлениями, затрагивающими финансовые интересы ЕС;
- обмениваются информацией по конкретным делам, а также осуществляют обмен стратегической информацией о тенденциях преступности, связанной с мошенничеством, коррупцией или любыми другим незаконным действием, затрагивающими финансовые интересы ЕС, и т.п.;
- проводят регулярные оперативные и стратегические встречи, семинары по вопросам противодействия преступлениям, затрагивающим финансовые интересы ЕС;
- могут создавать совместные следственные группы для расследования многоэпизодных дел, затрагивающие два и более государства-члена ЕС;
- обеспечивают безопасность передачи данных личного характера;
Президент Коллегии Евроюст и директор ОЛАФ, а также их помощники регулярно консультируются по вопросам сотрудничества и встречаются по крайней мере один раз в год для обсуждения вопросов расширения сотрудничества.

Взаимодействие с Европейской судебной сетью (ЕСС) в соответствии со ст. 26 Решения о Евроюст носит привилегированный характер, т.к. Евроюст имеет доступ к централизованной информационной базе ЕСС, Секретариат которой является частью Секретариата Евроюст. На практике существует риск дублирования полномочий Евроюст и ЕСС, однако сами эти органы отрицают проблему и отмечают, что ЕСС имеет дело только с преступлениями, затрагивающими интересы двух стран, в то время как Евроюст с более сложными делами, эпизоды которых охватывают более двух стран. Разница заключается также в том, что у Евроюст и ЕСС разная структура органов. Евроюст является централизованной организацией ЕС и осуществляет координацию между более чем двумя государствами-членами одномоментно, в то время как ЕСС - это механизм взаимодействия, как правило, двух государств.

Сотрудничество с Европейским полицейским колледжем (19) (CEPOL) основано на положениях подписанного 7 декабря 2009 года между Ероюстом и Европейским полицейским колледжем Меморандума о взаимодействии (20) Цель меморандума состоит в определении основных направлений сотрудничества в области двустороннего обучения и развития основных, стратегических направлений борьбы с тяжкими формами преступности. Сотрудничество предполагает двустороннее обучение сотрудников организаций, участие в совместно проводимых конференциях и семинарах посвященных борьбе с преступностью в ЕС (п.5 ст.2). Сотрудники Европол имеют доступ к базе данных библиотеки CEPOL, а также обмениваются информацией.

Таким образом, взаимодействие Европола с CEPOL способствует развитию научно-технического обеспечения в области борьбы с серьезными формами международной преступности.

Роль Европейской комиссии. Решение о Евроюст (ст. 11) устанавливает, что Комиссия тесно сотрудничает с Евроюст. Проводятся регулярные встречи, на которых обсуждаются общие тенденции деятельности Евроюст, а также консультации по проектам Комиссии, таким, как "Европейская уголовная регистрация". Евроюст участвует во встречах экспертов, которые организуются Комиссией. Решение о Евроюст также устанавливает, что Комиссия может быть привлечена к проведению экспертиз по координации расследований и обвинений. В этом, на наш взгляд, проявляется большое значение Комиссии при координации деятельности органов и толковании законов ЕС. В области проведения экспертизы при расследовании экономических преступлений против бюджета ЕС Комиссия играет также немаловажную роль. В этой сфере деятельность Евроюст пересекается с работой ОЛАФ.

Лиссабонский договор существенно расширил полномочия Евроюст, отнеся к ним возможности по возбуждению уголовных дел. В силу этого его роль в ЕС с уровня "горизонтальной координации" переместилась к централизованный "вертикальной координации" . Однако вокруг этого нового полномочия ведется множество дискуссий. Исследователи отмечают, что в связи с данными изменениями деятельность Евроюст будет пересекаться с деятельностью Европейской прокуратуры, которая может быть учреждена на его основе для борьбы с преступными деяниями, посягающими на финансовые интересы Союза.

В этой связи одним из новых (в перспективе) направлений взаимодействия станет сотрудничество Евроюст с Европейской прокуратурой, которая в случае ее учреждения (ст. 86 ДФЭС) будет полномочна осуществлять расследование, уголовное преследование и предание суду лиц, обвиняемых в совершении преступлений, посягающих на финансовые интересы ЕС.

Взаимодействие с третьими государствами (не входящими в ЕС) осуществляется в соответствии со ст. 27а и 27b Решения о Европоле и на основании подписанных соглашений.

На сегодняшний день Евроюст имеет соглашения о сотрудничестве с такими странами, как Исландия, Румыния, Норвегия, Хорватия, Швейцария. Помимо этого налажено взаимодействие с США.

Основной принцип взаимоотношений Евроюст с третьими странами - взаимность. В соответствии с этим принципом обмен информацией не должен носить односторонний характер.

На саммите ЕС-Россия в мае 2003 г. (Санкт-Петербург) было принято решение о создании четырех общих пространств с целью построения расширенной Европы без новых разграничительных линий. Одним из этих четырех пространств является общее пространство свободы, безопасности и правосудия. Дорожная карта по этому пространству, утвержденная на саммите ЕС-Россия в Москве 10 мая 2005 г., определяет ряд согласованных задач и областей сотрудничества на краткосрочную и среднесрочную перспективы, в том числе "развитие сотрудничества, основанного на контактах, установленных между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Евроюстом". Пока это не привело к полноценному судебному сотрудничеству, но в некоторых сферах ответственности Евроюст оно развивается последовательно.

Генеральная прокуратура Российской Федерации активно участвует в проводимых 2 раза в год заседаниях Постоянного совета партнерства Россия - Евросоюз, в ходе которых рассматриваются вопросы реализации положений "дорожной карты" по общему пространству свободы, безопасности и правосудия, поддерживает рабочие контакты с Евроюст.

Нормы Решения о Евроюст и упомянутых соглашений, посвященные его сотрудничеству с "третьими странами", представляют серьезный интерес для Российской Федерации. Рано или поздно такое соглашение, вероятно, будет подписано Евроюст и с Российской Федерацией (или с соответствующими ведомствами нашей страны). Ввиду продолжающегося роста транснациональной преступности необходимость такого шага не вызывает сомнений.
_________________________________________________________________________________
1. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community // Official Journal of the European Union N С 321 Е 29.12.2006; N C 303 14.12.2007; N C 306 17.12.2007.
2. Joint Action of 22 April 1996 adopted by the Council on the basis of Article K.3 of the Treaty on European Union, concerning a framework for the exchange of liaison magistrates to improve judicial cooperation between the Member States of the European Union (96/277/JHA) // Official Journal of the European Communities. 1996. Vol. 39, L 105. P. 1-2.
3. Joint action of 29 June 1998, adopted by the Council, on the basis of Article K.3 of the Treaty on European Union, on the creation of a European Judicial Network (98/428/JHA) // Official Journal of the European Communities. 1998. Vol. 41, L 191. P. 4-7.
4. Волеводз А.Г. Европейская судебная сеть / А.Г. Волеводз // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2012. - N 1.
5. Presidency conclusions. Tampere European Council. 15 and 16 October 1999. [Electronic resource]. URL: http://europa.eu.int/council/off/conclu/oct99/oct99_en.htm. (дата обращения: 10.02.2012).
6. Council Decision 2002/187/JHA of 28 February 2002 setting up Eurojust with a view to reinforcing the fight against serious crime // Official Journal of the European Communities L 63, 06/05/2002. P. 1-13.
7. Council Decision 2003/659/JHA of 18 June 2003 amending Decision 2002/187/JHA setting up Eurojust with a view to reinforcing the fight against serious crime // Official Journal of the European Union. L 245, 29/09/2003. P. 0044-0046.
8. Council Decision 2009/426/JHA of 16 December 1998 on the strengthening of Eurojust and amending Decision 2002/187/JHA setting up Eurojust with a view to reinforcing the fight against serious crime // Official Journal of the European Union. L 138. 4/06/ 2009. P. 0014.
9. Consolidated version of the Eurojust Council Decision [Electronic resource] / Eurojust. URL: http://eurojust.europa.eu/official_documents/Eurojust_Decision/2009/consolidated/EJDecision-consolidated-2009-EN.pdf. (дата обращения: 20.02.2012).
10. Council Decision of 6 April 2009 establishing the European Police Office (Europol) // Official Journal of the European Union L121. 15/05/2009. P. 37.
11. Judicial Cooperation in the EU: the role of Eurojust/Report with Evidence. London, 2004. P. 24.
12. Christian Walter, Silja V?neky, Volker R?ben, Frank Schorkopf. Terrorism as a challenge for national and international law: security versus Liberty? Berlin, 2004. P.262-263.
13. Council Framework Decision 2003/577/JHA of 22 July 2003 on the execution in the European Union of orders freezing property or evidence // Official Journal of the European Union L 196. - 2 August 2003. - Brussels, 2003. - P.45-55.
14. Council Framework Decision 2008/978/JHA of 18 December 2008 on the European evidence warrant for the purpose of obtaining objects, documents and data for use in proceedings in criminal matters // Official Journal of the European Union L 350. - 30 December 2008. - Brussels, 2008. - P. 72-92.
15. Agreement between Eurojust and Europol. The Hague, 01 October 2009. [Electronic resource] // Eurojust. - URL: http://eurojust.europa.eu/doclibrary/Eurojust-framework/agreements/Agreement%20between%20Eurojust% 20and%20Europol%20(2010)/Eurojust-Europol-2010-01-01-EN.pdf . (дата обращения: 01.02.2012).
16. Judicial Cooperation in the EU: the role of Eurojust/Report with Evidence. P.26-27.
17. Decision on the implementation of regulation (EC) N 1073/1999 concerning investigation conducted by the European Anti-Fraud Office in accordance with article 38 (4) of the Eurojust decision (OLAF decision). The Hague, 13 July 2004.
18. Practical Agreement on arrangements of cooperation between Eurojust and OLAF, 24 September 2008. [Electronic resource] // Eurojust. URL: http://eurojust.europa.eu/official_documents/Agreements/OLAF-EJ_Agreement _24sept08.pdf. (дата обращения: 20.02.2012).
19. Council Decision 2005/681/JHA of 20 September 2005 establishing the European Police College (CEPOL) // Official Journal of the European Union N L256/63. - 01 October 2005. - Brussels, 2005. - P. 1.
20. Memorandum of understanding on cooperation between Eurojust and the European Police College (CEPOL). - The Hague, 2009. - P.1. / Eurojust [Официальный сайт]. - URL: http://eurojust.europa.eu/official_documents/Agreements/Eurojust-CEPOL-MoU_2009-12-07.pdf (дата обращения: 18.02.2012).
21. The Treaty of Lisbon: an impact assessment/Volume II:Evidence. London, 2008. P.145.

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован