Вышла новая книга А.И. Подберезкина `Военные угрозы России`

Main kinugrozirossiics30404

Вышла новая книга профессора, доктор исторических наук А.И. Подберезкина, посвященная анализу внешних опасностей и военных угроз для России.

 

 

Вступительное слово

 

Уважаемый читатель!

Вы держите в руках уникальную книгу. Перед Вами один из немногих примеров научного, комплексного анализа внешних опасностей и военных угроз, стоящих перед современной Россией. Систематические исследования военных угроз и военного измерения мировой политики в целом до сих пор остаются редкостью в России по многим причинам. Не последнее место среди них занимает идеологическая уверенность многих исследователей в миротворческом потенциале глобализации. К сожалению, военных угроз в эпоху глобализации не становится меньше. Они скорее трансформируются, смещаются с международного уровня на внутригосударственный, становятся более сложными, что требует и более пристального внимания к ним со стороны научного сообщества.

Монография подготовлена в рамках научно-исследовательской работы, выполняемой для Министерства обороны РФ Центром военно-политических исследований (ЦВПИ) МГИМО (У) МИД России. Центр отметил в 2013 году свою первую годовщину, однако, несмотря на свой юный возраст, ЦВПИ уже имеет высокую репутацию в научно-исследовательских и академических кругах России. Директором Центра является проректор МГИМО по научной работе профессор А. И. Подберезкин. Он же стал и автором рассматриваемой монографии.

Актуальность проблематики, поднятой в монографии, связана с усилением роли России в мировой политике. Если в период слабости государственных институтов в 1990-е годы угрозы национальной безопасности России носили преимущественно внутренний характер (региональный сепаратизм), то усиление российской государственности в 2000-х годах сопровождается обострением и внешних угроз (продолжение расширения НАТО, выход США из договора по ПРО, развитие системы ЕвроПРО, цветные революции на постсоветском пространстве и т. п.). Сильная Россия со своим взглядом на международные отношения, имеющая возможность отстаивать свои национальные интересы и ценности, естественно, менее удобна для существующих центров силы.

Монография выполнена на высоком методологическом уровне, эмпирически фундирована и представляет собой действительно научное исследование. Неоспоримым достоинством исследования служит разработанная в ней авторская методология долгосрочного военно-политического анализа и планирования.

Методология исследования внешних опасностей и военных угроз России основана на выделении краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного горизонта планирования. Для краткосрочного горизонта используются линейный прогноз, для среднесрочного горизонта - классификационный прогноз, для долгосрочного горизонта - нелинейный прогноз. Данное деление является, несомненно, логичным и оправданным.

Интерес вызывает также ряд наработок по деконструкции завуалированных угроз национальной безопасности. К примеру, на странице 214 представлен современный алгоритм демонтажа государства:

1. Длительное `выпячивание` внутренних проблем государства.

2. Организация любых антиправительственных выступлений населения.

3. Организация первых жертв (псевдожертв) среди демонстрантов.

4. Призыв к `мировому сообществу` не допустить геноцида правительством против народа.

5. Террор против представителей государственной власти.

6. Дискредитация и разрушение органов государственной власти в городах, районах, регионах страны.

7. Ухудшение экономического положения населения. В конце этого алгоритма - формирование `марионеточного` правительства.

Достаточно наложить данный алгоритм на текущие революционные события в Украине, чтобы увидеть их истинное содержание.

Рассматриваемая монография рекомендуется всем, кто интересуется на профессиональном или любительском уровне вопросами национальной безопасности, военными вызовами современной России.

 

Ректор МГИМО (У) МИД России
А. В. Торкунов Академик РАН

 

Вступительное слово

Монография `Военные угрозы России` представляет несомненный интерес не только для академического сообщества военных экспертов, но и для специалистов, работающих в структурах военно-промышленного комплекса. Долгосрочное планирование военных угроз национальной безопасности составляет основу обороноспособности любого государства. Национальная оборона может быть эффективной только в случае ее адекватности реальным угрозам безопасности. Мудрый Сунь-Дзы говорил `Кто - еще до сражения - побеждает предварительным расчетом, у того шансов много; кто - еще до сражения - не побеждает расчетом, у того шансов мало`. Но как предвидеть характер военных угроз через 30 лет? Возможно ли это в принципе?

Автор монографии `Военные угрозы России` проректор МГИМО(У) МИД России по научной работе А. И. Подберезкин старается дать исчерпывающие ответы на поставленные выше вопросы. В конечном итоге основой безопасности любого государства в современном мире, по мнению А. И. Подберезкина, являются образованные, ответственные граждане, любящие свою страну. Иными словами - обороноспособность государства напрямую зависит от качества человеческого капитала. Исходя из этого положения, автор справедливо включает весь комплекс вопросов, связанных с развитием человеческого капитала, в проблематику национальной безопасности и военного строительства.

Приятно отметить, что книга подготовлена Центром военно-политических исследований (ЦВПИ), который является совместным проектом МГИМО(У) МИД России и ОАО `Концерн ПВО ,,Алмаз-Антей"`. Уверен, что эксперты ЦВПИ, его директор А. И. Подберезкин и в дальнейшем будут выпускать столь же важные и нужные для государства научные труды.

 

Генеральный директор ОАО `Концерн ПВО ,,Алмаз-Антей"`
Я. В. Новиков

 

Предисловие

... общество развивалось по определённым векторам в режиме
последовательного ускорения, а периоды между фазовыми переходами
... сокращались в соответствии со строгим логарифмическим законом.
При экстраполяции полученной функции выходит, что около середины
XXI века скорость глобальных изменений должна устремиться к
бесконечности, а промежуток между фазовыми переходами - к нулю[1].

А. Назаретян
 

Главная цель работы - анализ современной и будущей парадигмы[2] развития военно-политической обстановки (ВПО)[3] и вероятной военной стратегической обстановки (СО)[4] в мире с точки зрения возможных внешних и военных угроз, а также долгосрочный прогноз военной политики России.

В соответствии с этой главной целью, основными задачами работы является разработка предложений по совершенствованию методического аппарата прогнозирования сценариев развития ВПО и возможного характера войны, международных и внутренних вооруженных конфликтов.

Второй важнейшей задачей является разработка предложений по созданию системы анализа и стратегического планирования в области противодействия прогнозируемым внешним и военным угрозам национальной безопасности на период 15, 30 и до 50 лет.

Исходя из сформулированной главной цели и двух основных задач строится структура работы, которая также делится на две части. В первой части дается анализ существующей ВПО в мире и ситуации в России, а также исследуются возможные сценарии развития ВПО и СО, современный и будущий характер войн, международных и внутренних конфликтов, будущее развитие основных мировых и внутриполитических тенденций. Решение этой задачи предполагает анализ существующей парадигмы ВПО в мире и прогноз ее развития в будущем на 15 и 30 лет. Такой анализ предполагает исследование основных тенденций мирового развития, а также политики, основных субъектов (акторов), включая государственные, международные и общественные субъекты, и собственно Россию.

Во второй части работы предпринимается попытка прогноза и разработка предложений о необходимых действиях со стороны России для нейтрализации будущих внешних и военных угроз на долгосрочный период. Учитывая, что такой долгосрочный прогноз будет неизбежно исходить из радикальной смены парадигм уже после 2020 года, потребуется по существу переоценка большинства качественных и количественных показателей[5] и критериев[6], которые будут характеризовать не только будущую ВПО, характер войн и будущих конфликтов, но и внешнюю и военную политику России и ее вероятных союзников.

В этой связи важно определиться с основными понятиями[7], терминами[8] и определениями[9], используемыми в работе, так как не только за рубежом, но и в России в последние десятилетия сложились различные представления и даже разногласия в политическом и экспертном сообществе относительно понятийного аппарата, которые нередко вносят изначально существенную путаницу в ход политических и научных дискуссий. Применительно к данной работе они вынесены в отдельное, достаточно объемное приложение. Вместе с тем, учитывая необходимость частого использования таких понятий и определений, целесообразно вынести некоторые из них в самое начало работы. В частности, в ней применяются следующие понятия:

Военное планирование в Российской Федерации - составная часть военных мер организации обороны Российской Федерации, заключающаяся в определении порядка и способов реализации целей и задач развития военной организации, строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, их применения и всестороннего обеспечения. Посредством военного планирования определяется последовательность действий по достижению целей планируемых процессов - ведения обороны, военного строительства, обеспечения обороны, информационного противоборства и управления обороной Российской Федерации.

Военно-политическая обстановка (ВПО) - состояние мировой военно-политической системы в определенный период времени, характеризуемое составом субъектов военной политики, их состоянием и особенностями военно-политических отношений между ними. ВПО оценивается совокупностью результатов действий одних субъектов военно-политических отношений в отношении других.

Военно-политические отношения - процесс взаимодействия субъектов военной политики во внешнеполитической, военной, социально-политической, экономической, идеологической и других сферах, в ходе которого проявляются их национальные, государственные, коалиционные и иные интересы. Военно-политические отношения в каждой сфере взаимодействия представляют собой определенную совокупность акций, мероприятий, проводимых субъектами военной политики в целях реализации своих интересов, достижения определенного их баланса, соотношения. Процесс взаимодействия субъектов военной политики имеет определенные фазы (этапы) развития, различающиеся степенью напряженности военно-политических отношений.

Государственная программа Российской Федерации - система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности, определенных в концепции долгосрочного социально-экономического развития или Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Государственная программа субъекта Российской Федерации - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленный на наиболее эффективное решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Государственное прогнозирование - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с участием общественных, научных и иных организаций по разработке научно обоснованных представлений о возможных рисках социально-экономического развития и угрозах национальной безопасности Российской Федерации, направлениях и результатах социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Государственное стратегическое планирование - деятельность органов государственной власти, с участием общественных, научных и иных организаций направленная на решение стратегических задач.

Государственное стратегическое планирование (стратегическое планирование в Российской Федерации) - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных, научных и иных организаций по государственному прогнозированию, программно-целевому планированию и стратегическому контролю, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности.

В проекте соответствующего Федерального закона применяются следующие термины и понятия[10]:

Документ государственного стратегического планирования - документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая органами государственной власти и иными участниками государственного стратегического планирования в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами.

Долгосрочный период (перспектива) - период продолжительностью более 6 лет.

Задача социально-экономического развития - ограниченный по времени комплекс взаимосвязанных мероприятий в рамках направления достижения цели социально-экономического развития.

Качественные показатели - субъективные показатели, не поддающиеся количественным измерениям, либо являющиеся производными от таких измерений.

Количественные показатели - физические, экономические, социологические, математические и иные показатели, предполагающие количественное измерение.

Концепция (Стратегия) долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации - документ государственного стратегического планирования, определяющий систему научно обоснованных представлений о долгосрочных целях, внешних и внутренних условиях социально-экономического развития Российской Федерации.

Корректировка документа государственного стратегического планирования - частичное изменение текста документа без изменения периода, на который разрабатывался документ государственного стратегического планирования.

Критерий - признак, основание для принятия решения об оценке чего-либо на соответствие предъявляемым требованиям.

Критическое (пороговое) значение показателя обеспечения национальной безопасности - количественная характеристика угрозы национальной безопасности.

Метод оценки критериев и показателей - психофизический метод оценки степени уверенности (5-7) эксперта в правильности того или иного критерия или показателя.

Метод прогноза показателей ВПО:

- метод экстраполяции;

- метод аналогии - прогноз на основе похожести условий прежних событий, предполагая их вероятность в будущем;

- метод сценариев - описания событий в будущем;

- метод моделирования.

Методическое обеспечение государственного стратегического планирования - требования и рекомендации по разработке документов государственного стратегического планирования.

Методологическая база военного планирования в Российской Федерации - разработанная (уточненная) в ходе подготовки к очередному этапу военного планирования совокупность процедурных знаний, применяемых для обоснования (прогнозирования) на определенный временной период процессов ведения и обеспечения обороны, военного строительства, информационного противоборства и управления обороной Российской Федерации, системы обеспеченных ресурсами мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите Российской Федерации.

Мировая военно-политическая система (ВПС) - совокупность субъектов военной политики, взаимосвязь между которыми осуществляется посредством военно-политических отношений. В структуре мировой ВПС могут выделяться региональные ВПС и внутригосударственные ВПС.

Мониторинг реализации документов государственного стратегического планирования - деятельность по комплексной оценке основных показателей, а также бюджетных обязательств.

Облик военной организации государства - совокупность количественных и качественных параметров (показателей), характеризующих возможности, состав, структуру, численность, техническую оснащенность, а также системы управления и всестороннего обеспечения военной организации.

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период - документ государственного планирования, определяющий задачи социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности на среднесрочную перспективу.

Отраслевой документ государственного стратегического планирования - документ, в котором определены цели, приоритеты и задачи развития и обеспечения национальной безопасности, в соответствующей отрасли или сфере социально-экономического развития Российской Федерации.

Отчетный год - год, предшествующий текущему году.

Отчетный период - отчетный год и два года, предшествующие отчетному году.

Очередной год - год, следующий за текущим годом.

План обороны Российской Федерации - комплекс взаимосвязанных документов военного планирования в Российской Федерации, разрабатываемый в целях обоснования и нормативного правового закрепления системы согласованных по срокам и обеспеченных ресурсами военных, правовых, политических, экономических и иных мер, реализация которых позволит обеспечить оборону и безопасность государства.

Планирование ведения обороны Российской Федерации - процесс определения военной организацией государства системы мер по стратегическому сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, вооруженной защите жизненно важных интересов государства от внешних и внутренних угроз.

Планирование военного строительства в Российской Федерации - процесс определения системы мер по строительству и развитию военной организации государства, направленных на перевод органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов, привлекаемых к выполнению задач в области обороны частей производственного и научного комплексов страны, в определенные качественные состояния, позволяющие в условиях планового периода обеспечить оборону и безопасность государства.

Планирование информационного противоборства Российской Федерации - процесс определения комплекса мер, осуществляемых военной организацией государства в интересах обеспечения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и достижения политических, экономических, военных и иных целей.

Планирование обеспечения обороны Российской Федерации - процесс выработки решений и разработки на их основе системы мер, определяющих цель, задачи, мероприятия обеспечения деятельности военной организации государства при выполнении ею задач по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите Российской Федерации.

Планирование управления обороной Российской Федерации - процесс определения основ управления деятельностью военной организации государства при выполнении ею задач обороны в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.

Показатели - данные, по которым можно судить о состоянии и развитии какого-то объекта или процесса.

Показатели внутригосударственной военно-политической обстановки - данные, позволяющие оценивать состояние и процессы, происходящие в военно-политической, военно-социальной, военно-экономической, научно-технической, технологической и иных областях жизни страны.

Показатели межгосударственной обстановки - данные, по которым можно судить о состоянии и перспективах развития международной ситуации и положения России в мире.

Приоритет социально-экономической политики - предпочтительные направления и способ действий по достижению целей социально-экономического развития, исходя из целесообразности, рациональности и эффективности.

Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период - документ, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах научно-технологического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации - документ, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах социально- экономического развития Российской Федерации, в том числе субъектов Российской Федерации, на долгосрочный или среднесрочный период.

Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации - документ государственного стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах социально- экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный или среднесрочный период.

Прогнозирование социально-экономического развития - деятельность по разработке научно обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определению параметров социально-экономического развития Российской Федерации, достижение которых обеспечивает реализацию целей социально- экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики с учетом задач национальной безопасности.

Программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период - документ государственного стратегического планирования, определяющий цели деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу и комплекс мероприятий по их достижению.

Программно-целевое планирование - деятельность, направленная на определение целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, приоритетов социально-экономической политики и национальной безопасности, а также формирование комплексов направленных на достижение этих целей и приоритетов мероприятий с указанием источников их финансового обеспечения.

Результат социально-экономического развития - фактическое (достигнутое) состояние экономики, социальной сферы, обороны и безопасности, которое характеризуется количественными и (или) качественными показателями.

Система государственного стратегического планирования - совокупность участников государственного стратегического планирования, взаимоувязанных документов государственного стратегического планирования, характеризующих приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, и нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения государственного стратегического планирования.

Система документов государственного стратегического планирования - совокупность взаимосвязанных по стратегическим целям, задачам, срокам и источникам ресурсного обеспечения документов государственного стратегического планирования.

Среднесрочный период (перспектива) - период, следующий за текущим годом, продолжительностью от 3 до 6 лет включительно.

Стратегическая обстановка - вид военно-политической обстановки, представляющий собой состояние мировой (региональной, внутригосударственной) ВПС в определенный период времени в ходе военного конфликта между субъектами военной политики (фаза развития военно-политических отношений - военный конфликт). Стратегическая обстановка характеризуется особенностями, масштабами и ходом военных действий, возможностями и условиями их прекращения или расширения, факторами, влияющими на их ход и результаты.

Стратегические национальные приоритеты - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.

Стратегический прогноз рисков социально-экономического развития Российской Федерации и угроз обеспечения национальной безопасности - документ, содержащий систему научно обоснованных представлений о возможных стратегических рисках социально-экономического развития и угрозах национальной безопасности Российской Федерации.

Стратегическое сдерживание - разработка и системная реализация комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства - агрессора (коалиции государств) в интересах обеспечения военной безопасности страны.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации - документ государственного стратегического планирования, определяющий стратегические национальные приоритеты, цели и меры внутренней и внешней политики, характеризующий состояние национальной безопасности и уровень развития государства на долгосрочную перспективу.

Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период - документ государственного стратегического планирования, определяющий цели, приоритеты социально-экономической политики и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

Субъекты военной политики - государства, коалиции государств (военно-политические союзы), вооруженные силы государств, вооруженные формирования, не имеющие международного правового статуса, способные вырабатывать свою политику и генерировать различные мероприятия и действия, с помощью которых должны решаться политические задачи и достигаться поставленные политические цели.

Структура сценария - зд. последовательная совокупность действий (актов, сцен, сюжетов).

Структура сценариев развития ВПО - зд. последовательная совокупность действий элементов и субъектов ВПО и эволюция их устойчивых взаимосвязей как единой системы, обеспечивающих ее целостность и сохранение основных свойств при самых различных вариантах изменения внутреннего и внешнего характера.

Сценарий - зд. детальный план (проект), существующий в виде документа (пакета документов) или набора идей относительно долгосрочных политических и иных целей. См., например: Меморандум. N 20/1 СНБ США (`Задачи в отношении России`),

План Маршалла (`Программа восстановления Европы`) и т.д.

Сценарий развития военно-политической обстановки - это описание изменения состояния мировой военно-политической системы в течение заданного периода времени при определенных (возможных, наиболее вероятных) уровнях действия влияющих факторов (политических, военных, экономических, идеологических и др.).

Сценарий текущей и прогнозируемой ВПО - существующий и будущий детальный план с участием основных действующих субъектов развития ВПО.

Характер внешних угроз - разновидность типов угроз, зависящих от сферы их возникновения: политических, экономических, военных.

Характер войн и вооруженных конфликтов - структура относительно устойчивых связей, определяющих цели войн, средства достижения этих целей и масштабы военных действий.

Цель социально-экономического развития - достижение состояния экономики, социальной сферы, обороны и безопасности, которое определяется участниками государственного стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями.

Шкалы количественных и качественных показателей - оценка того или иного показателя для измерения его значения.

Различают:

- номинальную шкалу, предназначенную для описания того или иного объекта, его принадлежности к определенному типу или классу;

- порядковую шкалу, устанавливающую предпочтения между объектами, их упорядочения по одному или нескольким признакам;

- шкала интервалов, предназначенная для отображения различий между свойствами объектов, насколько один объект превосходит или уступает другому.

 

_______________

[1[ Назаретян А.П. Нелинейное будущее. М., 2013.

[2] Парадигма - зд. совокупность фундаментальных научных и общественно-политических представлений о военной политике государств, разделяемых большинством политического и научного сообщества.

[3] Военно-политическая обстановка (ВПО) - зд. совокупность военно-политических отношений субъектов международной политики (как государственных, так и негосударственных) и их военных организаций.

[4] Стратегическая обстановка - зд. вид военно-политической обстановки в определенный период времени в ходе военного конфликта.

[5] Показатели - зд. данные, по которым можно судить о состоянии и развитии какого-то объекта или процесса (в данной работе - ВПО в мире и России).

[6] Критерии - зд. основные признаки, основания для принятия решения об оценке чего-либо на соответствие предъявляемым требованиям.

[7] Понятие - зд. мысль, обобщающая предметы некоторого класса по определенным общим признакам.

[8] Термин - зд. слово или словосочетание, точно и однозначно именующее понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы.

[9] Определение - зд. логическая операция установления смысла термина.

[10] Проект федерального закона N143912-6 `О государственном стратегическом планировании` / URL: http://sroportal. ru/laws/proekt-federalnogo-zakona-143912-6-o-gosudarstvennom-strategicheskom-planirovanii/ 

 

Внешние и военные угрозы России

Предисловие

Глава I. Вопросы теории и методологии анализа внешних опасностей и военных угроз

Глава II. Характер современных и будущих войн и военных конфликтов

Глава III. Представления правящей элиты России о военной доктрине и международной безопасности в XXI веке

Глава IV. Основные сценарии и этапы развития ВПО в мире

Глава V. Модели обеспечения международной и военной безопасности

Глава VI. Главная внешняя и внутренняя военная угроза России - отставание в развитии национального человеческого капитала (НЧК)

Глава VII. НЧК как главное средство противодействия военным угрозам

 

Реклама Google

Курсы Астрологии ?Fakirra? существуют с 2002 года и являются лучшими на территории стран бывшего СНГ. Большой опыт работы, высококвалифицированный преподавательский состав... все это: киевская школа астрологии

Мумие - целебная сила из Гималаев
Издревле гималайские мудрецы и целители собирали самое загадочное в мире целебное вещество под названием мумиё. Мумие

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован