Эксклюзив
Малый Алексей Алексеевич
12 мая 2014
13521

Алексей Малый: Сильная держава - это может и должно превратиться в общенациональную идею!

Президент Федерации боевого самбо России и Всемирной федерации боевого самбо Алексей Алексеевич Малый: "Культурную и идеологическую основу кодекса строителя коммунизма мы не просто заменили традиционной российской системой спортивного и патриотического воспитания, создав при этом истинно российский национальный вид спорта "боевое самбо", но мы также воплотили в этой системе все лучшие достижения тысячелетней русской военной науки, развивая дух патриотизма на героических примерах наших предков. Сильная держава, основой которой является здоровый, всесторонне развитый и образованный народ, крепкий духовно и физически - это может и должно превратиться в общенациональную идею! Федерация боевого самбо России всегда выступала за это и принимает в процессе реализации этой идеи самое непосредственное участие. Угрозы 1987 года Столкнувшись в 1987 году с агрессивным потоком экзотических видов единоборств со всего мира, захлестнувшим нашу страну, россияне оказались перед угрозой быть поглощёнными ими. Мы видели огромный интерес и желание детей и молодёжи того времени быть похожими на героев голливудских боевиков, не сходивших с экранов телевизоров в тесных видеосалонах. Пользуясь ситуацией, новомодные "сенсеи" широко пропагандировали замысловатые движения руками и ногами, называя это искусством древних самураев или загадочных ниндзя, шепотом предлагали "самиздат" или сомнительного вида книжицы, изданные неизвестно кем и неизвестно где, заманивали наших детей яркими афишами с непонятными словами и знаками в пыльные подвалы на свои занятия, присутствие на которых стоило весьма немалых денег. Таковым был в тот период у нас в стране процесс познания всего многообразия единоборств, существующих в мире, и формирования у российской молодёжи своего представления о боевых искусствах. Российское общество периода перестройки почувствовало свободу от диктатуры советской коммунистической идеологии, но не получило взамен никаких новых ориентиров в выборе духовных ценностей. В этот период процесс формирования личности зависел, главным образом, от индивидуальных свойств характера и семейного воспитания, что было явно не достаточно для надежного противостояния мощной экспансии иноземной культуры. Утративший актуальность "Кодекс строителя коммунизма" мы предложили заменить на традиционную российскую систему духовного, спортивного и патриотического воспитания, ведь каждый тренер нашей Федерации - учитель, воспитатель, наставник. Мы определили главным в подготовке юных защитников Отечества - духовность (апостол Иоанн: "В начале было Слово"). Решив, что именно духовность, в свою очередь, будет генерировать мотивацию к преодолению возникающих трудностей, лени, неуверенности в своих силах и т.п. Причём, нужно понимать, что духовность и идеология понятия разные! И только на Руси была поговорка "Не в силе Бог, а в Правде!". Вот этой-то Правде и необходимо учить детей сызмальства. Ведь далеко не всякий должен и может стать хорошим, первоклассным, умелым бойцом, но в каждом юном гражданине, в любом случае, должны укорениться понятия о чести, порядочности, достоинстве и патриотизме - гордости за принадлежность к своему Отечеству. Спрос на эффективные боевые системы подготовки в то время был огромен, поскольку многие молодые люди горели желанием научиться всему и как можно быстрее, а возможность заниматься отечественными единоборствами в полном их объеме и целостности оказалась скудной. Российская система подготовки универсального бойца, проверенная в боях во времена А.В.Суворова, а затем в 1914 году успешно применённая И.В. Лебедевым для обучения полицейских Петрограда, изучалась и развивалась исключительно силовыми структурами в условиях строгой секретности, а широким массам советской молодежи был доступен только вид спорта "борьба самбо", технический арсенал которого составляет примерно лишь 8% от всего арсенала "системы самбо", выстроенной А.А.Харлампиевым. В то время мы остро ощутили опасность проникновения чуждой культуры вместе со свойственной ей идеологией в активный досуг нашей молодежи. Своеобразный набор догм, вырванный из контекста истории культуры малоизвестных нам стран, стал внедряться как нечто новое, прогрессивное и совершенно необходимое в воспитании наших детей. Угроза замены традиционных российских духовных ценностей на широко пропагандируемые иностранные учения стала более чем реальной. Таким образом, сложилась ситуация, когда в нашей стране стали привлекательными и получили развитие иностранные (чужие) виды единоборств, являющиеся зачастую банальной профанацией боевых искусств, в то время как в России существовала собственная высокоэффективная система воинской подготовки, на многие десятилетия глубоко засекреченная государственной властью. Такое положение дел выглядело абсурдным и не могло нас не беспокоить. Мне и моим коллегам - российским армейским офицерам и инструкторам были не понятны происхождение и источники мудрости этих "сенсеев". Мы стали искать встреч с ними и с добрыми улыбками затевали беседы о только что увиденных чудесах в очередном голливудском боевике и их "продвинутой" философии. Большинство из них хорошо знали сюжеты фильмов, могли поддержать беседу "о смысле жизни" и обещали научить всему увиденному в кино. При этом они ссылались на многолетние тайные занятия у некоего мастера с фамилией из одной или двух букв, но не могли назвать точного адреса места занятия. Некоторые из них показывали листок с иероглифами или рукописными сертификатами на английском с драконами на печатях. На наши приглашения прийти к нам на тренировку по боевому самбо в наш спортзал на территории воинской части и показать нам свои умения и навыки ни один из них не согласился. Вскоре мы убедились, что никто из этих новоявленных "сенсеев" не может ничего противопоставить российскому искусству поединка, сконцентрированному нами в боевом самбо, а нашу молодёжь просто обманывают. Перед нами стали вопросы: как донести наши знания и умения до наших детей и допризывной молодёжи, как из секретного оружия сделать доступный массовый вид спорта? Началась долгая и упорная работа, в результате которой уже в 1989 году, защищая интересы нашей Родины, энтузиасты Федерации боевого самбо России (офицеры, патриоты России, ученики А.А.Харлампиева) сумели создать из некогда секретного оружия новый массовый вид спорта "боевое самбо", предложив его российской молодёжи, как достойную альтернативу всевозможным боевым искусствам, чуждым нашей культуре и идеологии, но активно навязываемых нам зарубежными "проповедниками". И только таким образом в жесткой конкурентной борьбе удалось отстоять и сохранить традиционную российскую систему спортивного и духовного воспитания, дав нам возможность личным примером показать истинный путь формирования несгибаемого боевого духа в российском человеке. Однако, к сожалению, Всесоюзная федерация самбо в то время была не готова оперативно отреагировать на сложившуюся ситуацию в российском обществе и сигналы нашего "Клуба боевого самбо" о нависшей угрозе мощного негативного влияния зарубежных течений на формирование мировоззрения нашей молодежи в области боевых единоборств. Её руководство не приняло наши предложения по совместному развитию созданного нами нового российского вида спорта "боевое самбо". Созданная в 1990 году Всероссийская федерация самбо (далее - ВФС) также занималась исключительно развитием вида спорта "борьба самбо" и напрочь отвергла наше предложение. Чтобы обеспечить для российской молодёжи и поклонников русской культуры за рубежом возможность заниматься новым видом спорта "боевое самбо", мы создали собственную школу тренеров и сеть клубов боевого самбо. Рассказывая о боевом самбо читателям молодёжных газет и журналов в 1989 году, я сказал в одном из интервью: "Боевое самбо - это наше национальное богатство, один из активов нашего государства". Эта фраза, ставшая вскоре популярной, многократно повторялась в заголовках и преамбулах статей, напечатанных в различных изданиях, а также размещалась на плакатах в спортивных залах. Все массовые мероприятия (показательные выступления и тренировки, спортивные соревнования) того времени мы проводили под лозунгами: "Боевое самбо - национальный вид спорта!" и "Боевое самбо - спорт 21-го века!". Название нового вида спорта "боевое самбо" было широко представлено нами в 1991 году изданием книги "Боевое самбо для всех!", которая за год разошлась тиражом более 1 млн. экземпляров. Для многих тренеров, в первую очередь из числа офицеров запаса, она стала настольной книгой при создании новых российских клубов боевого самбо. С целью популяризации нового российского бренда "боевое самбо" мы начали активно издавать и другие книги по боевому самбо, методические пособия и рекомендации для тренеров, снимать на собственные средства учебные и документальные фильмы. В 1994 году мы провели первый Чемпионат России по боевому самбо и ряд международных турниров, а в 1995 году созданная Всемирная ассоциация клубов боевого самбо провела первый Чемпионат мира. Наши Правила соревнований по боевому самбо были написаны таким образом, чтобы участие в турнирах по боевому самбо могли также принимать спортсмены, подготовленные в школах любых других единоборств. Регулярно проводимые нами десятки ежегодных спортивных соревнований различного уровня с хорошим призовым фондом позволили нам широко вовлечь в свою деятельность спортсменов других федераций и клубов единоборств, продемонстрировав им реальные преимущества боевого самбо. Угрозы 1998 года В конце XX-го века, посетив несколько десятков военных учебных заведений, мы увидели, что в большинстве из них курсантам вместо боевого раздела самбо (так называлось боевое самбо в советское время), преподаются айкидо, каратэ, кунг-фу, сават, ушу и др. иностранные виды единоборств с соответствующим духовным и культурным наполнением. Тогда, в 1998 году, мы остро осознали угрозу потери боевого самбо как системы подготовки российских силовых структур и как системы военно-патриотического и духовного воспитания российских солдат, основанного на героических примерах наших дедов и отцов, других традиционных ценностях. Кроме того, подготовка, основанная на зарубежных боевых искусствах, зачастую являлась исключительно "данью моде" и проводилась достаточно формально. Во многих случаях эффективность такой подготовки была весьма сомнительной, а результат - мнимым, поскольку, попадая в реальные боевые условия, курсанты оказывались деморализованы и совершенно небоеспособны. В целом, это могло нанести существенный вред обороноспособности нашей страны. Чтобы сохранить преподавание боевого самбо в оставшихся примерно 15% высших учебных заведений силовых структур и 10% физкультурных ВУЗов страны, требовалось выполнение обязательного условия - наличия этого вида спорта в государственном реестре, что позволяло включить боевое самбо в учебную программу. В 1998 году, когда были проведены уже пять Чемпионатов России, четыре Чемпионата мира, десятки международных турниров в различных странах и популярность боевого самбо на мировой арене стала очевидной, нам удалось достигнуть определенного компромисса с ВФС, в результате чего нами был совместно подготовлен необходимый пакет документов для включения "боевого самбо" в государственный реестр видов спорта в качестве дисциплины вида спорта "борьба самбо". Формально "боевое самбо" стало частью "борьбы самбо", несмотря на то, что технический арсенал боевого самбо значительно шире борьбы самбо, и, согласно системе А.А.Харлампиева, все приемы борьбы самбо входят в состав боевого самбо, составляя 8% его технического арсенала. Таким образом, формально целое становилось частью своей же части, что само по себе абсурдно. Но, к сожалению, на тот момент решение вопроса чиновниками являлось единственно возможным именно в таком виде и мы пошли на этот шаг для сохранения боевого самбо, как целостной системы подготовки курсантов и студентов. Понимая, что развитие боевого самбо в рамках ВФС невозможно из-за существенной разницы в подходах, инвентаре и Правилах (у них - схватка, а у нас - поединок), уже в 1999 году, по согласованию с руководителями силовых структур страны, Госкомспорта и ВФС, мы начали работу по созданию Федерации боевого самбо России (далее - Федерация). Мы создали не просто новый российский вид спорта, а воплотили в нём реальное национальное боевое искусство, уникальную систему подготовки универсального бойца, основанную на российском боевом духе и национальном самосознании. Наша система подготовки позволяет российским спортсменам уверенно побеждать на различных международных турнирах по боевому самбо и другим видам смешанных единоборств. Мы возродили российское боевое искусство, которое, помимо приобретения спортивных навыков, с детского возраста естественным образом формирует у ребят мужское начало и развивает мужские качества: уверенность в себе, моральную и психологическую устойчивость, целеустремленность, которые составляют его "внутренний стержень" и позволяют иметь твердую жизненную позицию, быть ответственным за себя, за свою семью, за Родину. Сформировалось понятие "российское спортивное боевое братство", очень емкое по своей сути, близкое по духу и доступное для понимания каждому русскому человеку (А.В.Суворов обращался к солдатам - братцы). Сегодня в региональных клубах и школах нашей Федерации тренируются сотни тысяч любителей боевого самбо, сотрудников силовых структур и частных охранных предприятий. За многие годы работы мы убедились, что боевое самбо - это вид спорта близкий по своему духу, философии и идеологии большинству россиян. Это вид спорта, наиболее полно впитавший в себя национальные российские традиции, отражающий истинную русскую мораль и понятие русской чести в широком понимании этого слова. Это самый эффективный вид единоборства в мире, создание которого имеет российские исторические корни. В тесном сотрудничестве с тренерско-преподавательским составом высших учебных заведений силовых структур, научной элитой физкультурных вузов, руководителями различных военно-патриотических организаций, наша Федерация продолжает глубокое изучение научно-методической основы системы физического воспитания непобедимого российского воинства, совершенствует её для осуществления качественной подготовки к служебной деятельности с учетом постоянно меняющихся внешних условий. С этой целью специалистами Федерации разработаны и успешно практикуются методики подготовки бойцов различных воинских подразделений и отрядов специального назначения российских спецслужб, полицейских, пограничников, инкассаторов, телохранителей и ряда других видов государственных силовых структур и органов правопорядка. В основе работы большинства наших тренеров лежит их личный опыт, полученный при выполнении боевых задач в составе различных спецподразделений и спецслужб России. В результате работы Клуба боевого самбо России и Всемирной ассоциации клубов боевого самбо в 1987 - 1999 г. боевое самбо стало всемирно признанным видом спорта, созданным в России, объединяющим лучшие достижения мировой культуры в области боевых искусств, наиболее эффективным средством подготовки к военной и правоохранительной деятельности в современных условиях. С избранием в 2000 году Президентом России мастера спорта СССР по борьбе самбо Владимира Владимировича Путина у нас появились новые надежды и перспективы в развитии российского национального вида спорта "боевое самбо". Угроза 2002 года Угроза, которую остро ощутила на себе ФБСР в начале 2002 года - это смена руководства Госкомспорта России и последующее введение процедуры государственной аккредитации федераций по видам спорта. Пресса писала в то время о том, что американские спортивные боссы рекомендовали Президенту РФ Владимиру Путину пересмотреть систему дальнейшего развития российского спорта и физкультурно-оздоровительного движения с целью приведения его в соответствие с западными стандартами, предлагая проводить тщательный отбор видов спорта и развивающих их федераций для допуска к аккредитации. В результате был установлен порядок, по которому государственная поддержка оказывалась только аккредитованным спортивным федерациям. Фактически, Госкомспорт отказывался от сотрудничества со спортивными организациями, по тем или иным причинам не имеющим возможности аккредитации. Наряду с боевым самбо под угрозой лишиться государственной поддержки оказались такие традиционно русские виды спорта, как городки, лапта и др., а исчезновение этих видов спорта означало потерю весомой части самобытной российской культуры, потери российских традиций. К тому времени Федерация боевого самбо России прошла уже достаточно серьезный путь становления. Ее членами было издано 12 книг по боевому самбо на многих языках, общим тиражом более 1,5 миллионов экземпляров (наиболее популярные из них "Боевое самбо для всех", 1991 г. и "Энциклопедия боевого самбо", 1993 г.). С целью популяризации и пропаганды боевого самбо в России и за рубежом Федерацией было привлечено около 17 млн. долларов и на эти средства снято 14 учебных и 52 информационных видеофильма, которые были высоко оценены на международных выставках и кинофестивалях, многие из них изучаются ведущими спецслужбами мира, а также используются профессиональными бойцами в качестве методического пособия для самостоятельной подготовки. Федерацией боевого самбо России были открыты сотни клубов боевого самбо в России, странах СНГ, Австрии, Бразилии, Германии, Дании, Израиле, Корее, Мексике, Норвегии, США, Франции, Швейцарии, Японии и др., а также ФБСР оказало содействие в создании ряда национальных и региональных федераций боевого самбо. В январе - марте 2002 года специалистами ФБСР был разработан и передан в Госкомспорт России полный пакет документов, необходимый для прохождения ФБСР государственной аккредитации и внесения в государственный реестр вида спорта "боевое самбо". Работа по подготовке соответствующих документов велась в тесном сотрудничестве с ведущими специалистами Госкомспорта России. Несмотря на подготовленное и согласованное решение, вновь созданный вид спорта "боевое самбо" оказался не признан соответствующей комиссией Госкомспорта России, а Федерации боевого самбо России было отказано в аккредитации. Официальной причиной было названо внесение в 2000 году в государственный реестр "боевого самбо", как дисциплины вида спорта "борьба самбо". Изменить этот порядок, в силу ряда причин, оказалось невозможно, и давно всемирно признанный вид спорта "боевое самбо" по сей день остается не признанным в России. Усилиями ФБСР боевое самбо получило широкую популярность как в России, так и за рубежом, поэтому вполне было понятно нежелание Всероссийской федерации самбо отказываться от него, а вместе с тем и от государственных средств, выделяемых на развитие боевого самбо, как спортивной дисциплины. В 2003 году ВФС изменила название вида спорта "борьба самбо", переименовав его в "самбо", и получила тем самым возможность единолично развивать этот вид в двух направлениях, как "спортивное самбо" и как "боевое самбо", не имея на то соответствующего опыта и тренерских кадров. В Госкомспорт (Минспорта) России были направлены десятки писем в поддержку ФБСР, подписанные Героями России, депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, видными военачальниками и другими известными представителями российской общественности. На все письма поступал один и тот же ответ: "Отсутствие государственной аккредитации не мешает Федерации боевого самбо России в развитии вида спорта "боевое самбо". Однако, разделение спортивных организаций на аккредитованные и не аккредитованные в сознании россиян разделило их на легальные и не легальные. Таким образом, многолетние заслуги опытных тренеров ФБСР, в основном, офицеров, имеющих богатый боевой опыт, в развитии и пропаганде российского национального вида спорта "боевое самбо" и соответствующей ему системы духовно-нравственного и патриотического воспитания оказались нивелированы под воздействием искусственно созданных обстоятельств. В результате этого многие российские спортсмены и тренеры по боевому самбо, в том числе стоявшие у истоков возникновения боевого самбо как вида спорта, и вложившие весь свой потенциал в его развитие, оказались без должного внимания со стороны государства, не имеют возможности получения почётных государственных спортивных званий и наград, которых они по праву достойны. Примером бесконечного патриотизма для нас явился самоотверженный труд Патриарха Московского и Всея Руси (1990-2008) Алексия II (Ридигер Алексей Михайлович, 23.02.1929 - 05.12.2008), которому удалось при всемерной поддержке Владимира Владимировича Путина проделать беспримерный труд по консолидации русскоговорящих людей во всём мире вокруг Русской Православной церкви. Федерация боевого самбо России продолжила свою созидательную работу на благо Отечества по развитию российского национального вида спорта "боевое самбо" и его продвижению на мировую арену. В декабре 2004 года была создана Всемирная федерация боевого самбо (World Combat Sambo Federation, WCSF), которая на день написания этой статьи, в декабре 2013 года провела уже 19-й Чемпионат мира по боевому самбо с участием спортсменов из 64-х стран! Современные угрозы 2014 года На протяжении десятилетий Федерация боевого самбо России без какой-либо поддержки со стороны государства воспитывает достойных защитников Отечества, обеспечивая физическую подготовку ребят для поступления в военные учебные заведения, а также допризывную подготовку к службе в армии и на флоте. Федерацией регулярно проводятся детские соревнования, первенства среди высших учебных заведений, чемпионаты среди силовых структур. С 1994 года было проведено более 700 международных и общероссийских соревнований, в которых приняли участие спортсмены из 86 стран. В 2013 году состоялись 20-й чемпионат России и 19-й чемпионат мира по профессиональному боевому самбо. Боевое самбо в полном объеме - это грозное оружие и доверять его можно не всем, но его духовная часть может стать основой общего спортивно-патриотического воспитания следующих поколений. Мы гордимся спортсменами, воспитанными в школах боевого самбо ФБСР, которые на протяжении многих лет демонстрируют высокие спортивные результаты в соревнованиях по боевому самбо, а также по другим видам смешанных единоборств. Следует заметить, что достижение победы в спортивном поединке - это лишь одна из целей, на которую направлена система обучения боевому самбо. Действие этой системы гораздо более широко и многогранно, и, в первую очередь, оно ориентировано на решение задач морально-нравственного и идеологического воспитания подрастающего поколения на основе традиционных духовных ценностей, в духе патриотизма и любви к своей Родине. Роль боевого самбо в российской системе воспитания молодежи постоянно растет, и ее важность особенно ощутима в свете последних событий на Украине. Мы видим сегодня, что радикально настроенные националистические группировки на Украине состоят преимущественно из представителей молодежи, оставшихся без внимания и заботы со стороны своего государства. В их неокрепшем сознании произошла подмена понятий слова "патриотизм", осуществленная руководителями ультра-правых националистических организаций, замена истинного патриотизма, основанного на любви к своей Родине и ответственности за неё, на патриотизм ложный, являющийся ничем иным, как примитивным набором агрессивных националистических идей. Молодежь начала забывать свою историю и утрачивать историческую культуру своих предков, защищавших родную землю от фашизма. Таким образом, определенные политические силы на Украине умело манипулируют сознанием молодых людей, подчиняя их действия своим личным интересам. В сложившейся ситуации важно отметить, что Федерация боевого самбо Украины, а так же десятки других национальных федераций, входящих в структуру Европейской и Всемирной федераций боевого самбо более 10 лет готовят своих спортсменов и тренеров по российским методикам, являются очагами или центрами российской культуры в своих странах, активно участвуют в мероприятиях Федерации боевого самбо России. Известно, что у любого вида единоборств есть своя национальная духовная составляющая. И она начинает занимать место нашей, русской, духовной составляющей. Русское самосознание надо не возрождать, а культивировать на постоянной основе. Важно знать наставления и опыт кубанских казаков-пластунов, наследие мудрость А.В.Суворова и других выдающихся идеологов российского воинского искусства, но для победы основным источником всегда была уверенность русского человека в своей Правде. В России сегодня мы столкнулись с повторением ситуации 1987 года, в нашу страну ринулись новые виды иностранных единоборств, а вместе с ними чуждая нам культура, зачастую основанная на культе материальных ценностей и пропагандирующая меркантильный и потребительский подход к жизни. Нынешняя популярность различных "боев без правил" и "смешанных поединков", исключительно как способа заработка денег, лишает молодежь целого пласта идеологической основы российской системы воспитания. Активное их продвижение в России, к сожалению, поддерживаемое некоторыми российскими спортивными организациями, взамен развития боевого самбо, являющегося истинным национальным достоянием России и самым прогрессивным боевым искусством, может повлечь за собой утрату части самобытной российской культуры и связанной с нею системы духовных ценностей. В условиях новой угрозы распространения националистических, профашистских движений многократно возрастает роль воспитания молодежи, знающей историю своей великой Родины, почитающей и преумножающей культурные и духовные традиции своего народа. Поэтому, последовательно двигаясь по пути дальнейшего развития боевого самбо, ФБСР, таким образом, не только решает задачу сохранения великого наследия российского воинского искусства, но также осуществляет этическое и морально-нравственное воспитание молодежи боевого самбо в духе истинного гуманизма, патриотизма и любви к Отечеству, растит достойных граждан своей страны.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован