19 января 2007
2966

19 января 2007 года Л.Н. Духанина выступила на VI съезде Общероссийской общественной организации

Уважаемые коллеги. Сегодня мало какие организации в России могут похвастать таким долголетием, каким обладает РОСТО (ДОСААФ) - я всегда с почтением отношусь к традициям, переживающим общественные катаклизмы, войны и реформы. Согласитесь, в нашей стране хранить традиции особенно непросто. Потому, примите моё восхищение. Пользуясь возможностью, я хотела бы поговорить с преемниками оборонного общества ОСОАВИАХИМ, история которого начинается с 20-х годов. Двадцатые годы прошлого века - особое время и для историков образования. Эти годы характеризовались бурным качественным ростом уровня знаний, тогда закладывалась уникальная российская система образования. Это время творческого взлета Льва Выготского и Станислава Шацкого, время научно-технической и гуманитарной революции, массового образования. Коллективизм, взаимопомощь, направленность на лучшие образцы, освоение культуры и техники в режиме справедливого состязания под чутким руководством учителя - вот основы российских технологий образования, уходящих корнями в то время. "В жизни человечества существует преемство мысли, тянущееся через века", говорил основатель русской школы физиологии и психологии Иван Михайлович Сеченов и сегодня российская система образования продолжает доказывать свое превосходство в "интеллектуальном состязании" держав. Особая роль принадлежит инженерной элите России, сформировавшейся еще до революции и творившей чудеса в советское время. Умение конструктивно мыслить на основе знаний законов природы, синтезировать самые разные знания и информацию, способность держать в мышлении целостное видение результата - вот лишь некоторые характеристик инженерного мышления. Необязательно при этом всем становиться инженерами и техниками. Философ Людвиг Витгенштейн научился, по его собственному признанию, мыслить точно, когда конструировал летательный аппарат. Гений инженерной мысли Константин Циолковский наоборот, вдохновлялся философскими идеями русского космизма Федорова. Герои произведений Андрея Платонова понимают мир через созданные ими вещи, а название книги "Дзен или искусство ухода за мотоциклом" говорит само за себя. Творчество синтетично, мышление преодолевает разделение на отрасли и профессии, на физиков и лириков. Для лучших представителей традиций отечественного образования характерна эта широта охвата - сегодняшнее собрание подтверждает, что традиции не утеряны. На сегодняшний день специалисты констатируют запрос на такие способности: системное мышление, технологичность, умение работать в команде и видеть общий результат. Именно эти способности развивают в детях подразделения РОСТО, которые по сути являются частью российской инженерной традиции, лабораториями совместного творчества. Макетирование, работа с материалами и моделями - это начало освоения важнейших мыслительных операций. Подобно тому, как у ребенка с игрой и с игрушками происходит интериоризация предметов и отношений мира людей, мира взрослых, так и у молодых людей происходит освоение инженерных форм мышления. Конструктивное мышление, работа в моделях и других формах репрезентации объекта, технологизация операций работы с механизмами и деталями машин - это двери в новые миры. Но кроме знакомства с азами моделирования и сопромата, наши подростками учатся у вас интеллектуальной смелости. Именно смелости, при которой "глаза боятся, а руки делают", когда загадочный и полный тайн мир расколдовывается мальчишескими руками и лучшей наградой для любого педагога являются эти горящие жаждой знания смелые глаза ребенка, чувствующего радость от того, что у него получается что-то делать самому. Альберт Эйнштейн говорил, что "целью всей деятельности интеллекта является превращение некоторого "чуда" в нечто постигаемое". Я думаю, что сегодня в филиалах и организациях ДОСААФ, в мастерских и лабораториях, в коллективах мальчишек происходит эта интеллектуальная работа и рождаются наши отечественные эйнштейны. И второй момент, который очень важен для меня лично. Школы РОСТО помогают отыскать маленьких гениев. Существует немало тестов, теорий и исследований по поводу одаренности, таланта и гениальности. Но я, несмотря на все достижения психологической и педагогической мысли пока вынуждена сказать: одаренность - это чудо. Это чудо нужно уметь разглядеть. С ростом информационных потоков и дифференциации направлений и сфер человеческой деятельности развиваются виды одаренности, меняются подходы к оценке человеческих способностей. Но основной принцип актуализации одаренности неизменен. Представление о том, что гению даётся всё "свыше", что он лишь пассивный исполнитель замысла Творца или Вдохновения, послушный исполнитель Вселенских Сил, является упрощенным. Для гениев всех времен были необходимы пытливость и любознательность, волевые качества, смелость и вера в себя, в свои собственные силы. Всё это формирует РОСТО. Не только в школах, но и в секциях, кружках, клубах системы РОСТО формируется творческая среда и условия для развития. В современной экономике существует такое понятие - "человеческий капитал". С каждым годом, по мере углубления процесса глобализации, доля этого показателя все увеличивается. Человеческие знания, умения, способности являются самым важнейшим источником могущества государства. Именно поэтому, глядя на пережившую такую богатую историю ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ-РОСТО, понимаешь - инвестиции в человека являются самыми важными инвестициями. Образование, просвещение, наука вернет государству сторицей все, что затрачено, вложено, инвестировано. Восемьдесят лет на службе Отечеству - наглядный пример рачительного, хозяйского отношения государства и общества к своему потенциалу. Выпускники курсов ДОСААФ, участники ваших мероприятий составляют кадровый фундамент государства и помогают талантам - будущим гениальным спортсменам, инженерам, стратегам и управленцам - найти себя и работать на благо Отечества. Спасибо вам за ваш труд, за вашу чуткость и неравнодушие к судьбе Отечества, к судьбам наших детей.

19.01.2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/14/publications/643
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован