22–23 мая 2025 года в Санкт-Петербурге состоялся 14-й ежегодный Съезд Лизинговой Отрасли России

Завершающим этапом первого дня встречи стал фуршет, где в неформальной обстановке участники продолжили обсуждение животрепещущих вопросов.

На первой сессии 23 мая были рассмотрены стратегические направления развития лизингового рынка в эпоху глобальных трансформаций. Модератором выступил Павел Самиев, председатель комитета по финансовым рынкам общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опоры России».

В приветственном слове генеральный директор АО «Росагролизинг», президент Объединенной Лизинговой Ассоциации Павел Косов подчеркнул, что Съезд лизинговой отрасли с каждым годом становится интереснее, а сплоченность участников позволяет успешно преодолевать вызовы в новых условиях, продиктованных рынком. Собравшимся был представлен видеоролик с информацией о достижениях ОЛА и значении лизинга практически во всех сегментах российской экономики. Цифры говорят сами за себя: объем портфеля лизинговой отрасли за 4 года вырос в два раза, несмотря на санкции, и составляет 13,5 трлн рублей, в 3,3 трлн рублей оценивается объем нового бизнеса, доля лизинга в ВВП – 1,7%. Сегодня лизинг не просто аренда, а инструмент для роста экономики.

2025 год стал испытанием на прочность. Резкое снижение продаж (–67% в сегменте автобусов, –27% продаж новых автомобилей, –29% новых клиентов в сегменте ПТС/ПСМ) вызвано удорожанием кредитов, падением ликвидности активов и закономерным снижением спроса. Рынок замер в ожидании в условиях дефицита аналитической информации, затрудняющей стратегическое планирование. Однако любой кризис – точка старта, вызов, побуждающий действовать на опережение. ОЛА отвечает выработкой «коллективного иммунитета» сообщества от мошенничества путем создания межлизинговой антифрод-платформы и анализом отчетности в БКИ, специальными льготными условиями для лизинговых компаний, методической поддержкой членов ассоциации, подготовкой качественных специалистов для последующего трудоустройства в отрасли. В планах – превращение ОЛА в полноценную экосистему, объединяющую лизинговые компании и партнеров с охватом более 90% рынка.

В панельной дискуссии принял участие Владимир Гамза, член правления Торгово-промышленной палаты России, председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике. Его выступление было посвящено роли лизинга в проектах промышленно-технологического развития. Высокий износ основных производственных фондов, низкие темпы обновления техники требуют комплексной национальной программы восстановления индустриального потенциала и технологического суверенитета страны. Эксперт оценивает необходимый объем инвестиций для опережающего развития промышленности в размере 10 трлн руб. в год.

Проблема низкого роста российской экономики заключается в том, что в структуре финансового рынка гипертрофированно развита банковская система, которая не обеспечивает достаточный уровень инвестиций в основной капитал. Несмотря на сложившуюся ситуацию, лизинг занимает второе место в активах секторов финансового рынка России (5,4%, или 13 трлн рублей по состоянию на 1 января 2025 года). В реализации инвестпроектов, направленных на обеспечение технологического суверенитета, без лизинга не обойтись, особенно в сфере роботизации производства.

Наталья Морщихина, директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития России отметила, что лизинговая отрасль стала заметным игроком на рынке инвестиций и вносит значимый вклад в экономику страны. Объем нового лизингового бизнеса к ВВП в России составил в 2024 г. 1,7%. Доля инвестиций с применением лизинга за последние 7 лет демонстрирует стабильный рост — на уровне от 6,8% до 8,5% от инвестиций в основной капитал по итогам 2024 г.

Задачи по развитию высокотехнологичных и капиталоемких производств остаются приоритетом для российской экономики. Это создает основания для серьезного роста лизингового бизнеса в будущем. Особенно в сфере проектов технологического суверенитета. Минэкономразвития будет продолжать обеспечивать условия для динамичного роста инвестиционной активности в этой сфере. Один их механизмов поддержки — недавнее распространение таксономии техсуверенитета на кредиты лизинговым компаниям. Это дало возможность банкам экономить капитал при кредитовании лизинговых компаний, и, тем самым, стимулирует их активнее финансировать инвестиции в приоритетную продукцию через лизинг.

Лизинг — это важный инструмент в сфере технологического суверенитета экономики, особенно в части решения задач по импортозамещению.

Первый вице-президент ОЛА Алексей Киркоров рассказал об изменении трендов рынка. Мировой опыт показывает, что значительная часть рынка начинает дрейфовать от финансового лизинга к аренде. Долгое время компании завоевывали долю рынка и увеличивали объемы нового бизнеса, упуская из виду долгосрочную устойчивость. Сложилась ситуация, когда в судебной практике у недобросовестного клиента изымается имущество по кредитной модели, а риски с имуществом несут лизингодатели по арендной модели. Для трансформации бизнес-модели в целях повышения эффективности целесообразно оценивать работу лизинговых компаний по финансовым показателям (ROE, ROA). ОЛА приняла рекомендацию по отчетности, согласно которой операционная аренда и неоперационная (финансовая) аренда относятся к классу арендного вида деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ.

Дмитрий Ерошок, гендиректор ООО «Национальная лизинговая компания по развитию промышленности», обозначил текущую критическую необходимость развития лизинга именно как инструмента обновления основных производственных фондов. В связи с этим необходимо сформировать сегмент лизинговых компаний - институтов развития, специализирующихся на развитии российской промышленности при поддержке государства и использующих в своей работе проектно-сервисный подход. Это позволит создать необходимые механизмы реализации национальных проектов РФ, направленных на развитие производственного и технологического суверенитета. Это выгодно для всех: клиенты получат финансирование с гибкой платежной нагрузкой, услуги по проектированию и консалтингу, налоговые льготы, государство – упрощенное финансирование значимых направлений, контроль использования и средств и привлечение частного капитала в госпроекты.

Спикер призвал создать рабочую группу из представителей отрасли для выработки решений в данном направлении и координации взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, Министерством финансов и Центробанком.

Президент Ассоциации банков России Анатолий Козлачков отметил плодотворное сотрудничество между АБР и ОЛА, которое привело к подписанию соглашения в рамках Съезда. Спикер рассказал о поиске компромиссов и решений со стороны банковского сообщества для эффективного взаимодействия с лизинговой отраслью, в том числе о пересмотре банковских нормативов, ограничивающих финансирование дочерних лизинговых компаний, а также об особенностях работы с иммобилизованными активами. Ассоциация банков России предложила изменить нормы Положения Банка России от 28 июня 2017 г. № 590-П в части определения коэффициентов риска для кредитования лизинговых операций, которые влекут за собой увеличение резервов. Анатолий Козлачков отметил, что содержательная оценка влияния регуляторных мер на фондирование лизинговых операций позволит не допустить повышения стоимости этого инвестиционного инструмента, необходимого для развития потенциала российской экономики.

Начальник Управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Валентин Цупрун рассказал об актуальных тенденциях в формировании механизмов господдержки отрасли сельскохозяйственного машиностроения. В частности, в текущих условиях наибольшую эффективность показывают финансовые инструменты, которые нивелируют последствия влияния макроэкономиечских факторов и создают более выгодные рыночные условия для приобретения техники.

"В этом году для поддержки сельхозмашиностроения Правительство приняло решение о докапитализации АО «Росагролизинг» на сумму свыше 4 млрд рублей. В прошлом году при участии компании на льготных условиях было реализовано порядка 85% сельхозтехники. Кроме того, в апреле совместно с госкомпанией ДОМ.РФ запустили новый инструмент - программу льготного лизинга через механизм инфраструктурных облигаций. Рассчитываем, что до 2030 года она обеспечит более выгодные условия для обновления порядка 47 тыс. единиц техники в российских агрохозяйствах", - отметил Валентин Цупрун.

Вторая сессия в формате блиц-выступлений была посвящена ключевым вызовам отрасли, антикризисным инструментам и аналитике рынка.

Эксперты обсудили влияние ключевой ставки на инвестиционную активность малого и среднего бизнеса. По прогнозам финансового директора ЛК «Европлан» Анатолия Аминова, в 2025 году объем нового бизнеса уменьшится вдвое. Генеральный директор ООО «Инсайт-Лизинг» Михаил Гонопольский отметил влияние ключевой ставки на ценообразование распродажи стока лизинговыми компаниями. Особенно заметна повышенная чувствительность к размеру ставки со стороны потребителя в сегменте оборудования. Реализация долгосрочных капиталоемких проектов откладывается, в то же время под небольшие проекты по инвестициям в основной капитал берутся кредиты на короткие сроки. Повышению лояльности клиентов способствует обеспечение фиксированной ставки по старым договорам, без пересмотра с учетом новых реалий.

Охлаждение отрасли еще не достигло пикового значения, считает первый заместитель генерального директора компании «Балтийский лизинг» Антон Сапожков. Главная задача сегодня – найти компромисс, сохранить клиента, помочь ему продолжать вести бизнес в текущей экономической ситуации. В портфеле «Балтийского лизинга» остаются устойчивыми сегменты оборудования, медицины, сельского хозяйства, в числе наиболее проблемных – сегмент колесного (в том числе грузового) транспорта. Если клиент не может платить, ему предлагаются различные пути решения исходя из конкретной ситуации: от реструктуризации долга до трансформации бизнеса. В то же время «Балтийский лизинг» сохраняет фокус на контроле рисков. Компания продолжает внимательно оценивать платежеспособность контрагентов, анализирует отраслевые и региональные риски, укрепляет внутренние процедуры комплаенса.

Спикеры рассказали о работе с изъятой техникой. Анатолий Аминов считает рост дефолтов и увеличение объема дебиторской задолженности общей проблемой отрасли. Доля стоковой техники в портфеле ЛК «Европлан» по итогам 2024 года составляла 11 млрд рублей, в первом квартале 2025 года – около 15 млрд рублей. Ранее машины направлялись в повторный лизинг, сегодня половина из них реализуется на рынке. По мнению Антона Сапожкова, большинство подержанной техники на «Авто.ру» и «Авито» составляет сток лизинговых компаний, который продолжает дешеветь. Одна из актуальных проблем отрасли – что делать с изъятой техникой, чтобы не уйти в минус? Михаил Гонопольский указал на сложность в определении остаточной стоимости китайских автомобилей, превратившихся в неликвидный актив вопреки традиционной бизнес-модели лизинга.

Участники блиц-сессии обсудили увеличение маржинальности бизнеса за счет непроцентных доходов. В ЛК «Европлан» по итогам 2024 года автосервисные услуги принесли 38,3% от выручки. Компания оказывает услуги не напрямую, выступая в роли посредника между клиентами и сервисом. Еще одна статья доходов – тарифы за дополнительные услуги в рамках договора.

Эволюции лизинговой аналитики в России был посвящен доклад Александра Сараева, заместителя генерального директора – директора по рейтинговой деятельности агентства «Эксперт РА». Он считает, что запас прочности отрасли позволит преодолеть непростые времена. Спикер акцентировал внимание на транспарентности рынка: с целью повышения информационной прозрачности «Эксперт РА» в сотрудничестве с ОЛА продолжает совершенствование лизинговых исследований, в числе которых публикация аналитических обзоров, увеличение числа финансовых метрик, обогащение данных за счет расширения сотрудничества с крупными агрегаторами. Это позволит усилить конкурентоспособности как отрасли в целом, так и конкретных игроков рынка.

Заместитель генерального директора группы «Интерфакс» Алексей Юхнин познакомил участников со статистикой Федресурса, согласно которой в первом квартале 2025 года сократились все основные показатели рынка, по сравнению с таким же периодом 2024 года: количество лизингополучателей – на 10,5%, договоров – на 38,2%, предметов лизинга на 35,5%. Региональная концентрация рынка достаточна высока. Как следует из презентации, доля топ-10 регионов по количеству уникальных лизингодателей в сообщениях в первом квартале 2025 года составила 74% (в 2024 году – 70%). Аналогичный показатель по количеству получателей составил 51% в оба периода. Риски в отрасли остаются умеренными. Лизингополучателей, в отношении которых выявлены какие-либо факторы риска, в 2024 году было 5% от их общего числа, как и в 2023 году.

Сергей Гришунин, управляющий директор рейтинговой службы НРА, не видит предпосылок для снижения ключевой ставки, прогнозируя падение отраслевого рынка по самым оптимальным подсчетам до 32% (в колесной технике – до 50%). Сегодня, когда автолизинг перестал быть драйвером роста, стабильность демонстрируют цифровой и медицинский сегменты рынка. По мнению спикера, лизинг ждет затяжной кризис, который продлится в 2026 году и потребует переосмысления стратегий бизнеса с использованием скоринговых моделей риск-менеджмента. Рост рынка сдерживают увеличение стоимости фондирования, уменьшение ликвидности активов, снижение чистой маржи компаний и кредитного качества лизингополучателей. Что касается регионального бизнеса, то здесь к рискам можно отнести низкий спрос, отсутствие масштабов бизнеса, дефицит кадров и низкую деловую эффективность. Вызывает беспокойство и несбалансированность рынка, когда в рейтинге инвестпривлекательности лидирует столица (где развита инфраструктура и происходит обновление основных фондов, выше ранг производственного потенциала), в то время как доля остальных регионов (за исключением Санкт-Петербурга и Республики Татарстан) стремится к нулю.

Генеральный директор Аналитического кредитного рейтингового агентства Владимир Гусаков привлек внимание к новеллам в регулировании, которые затронут деятельность лизинговых компаний в части требований по рейтингам со стороны их кредиторов. Спикер также отметил, что текущий высокий уровень ключевой ставки не привел к волне дефолтов на рынке облигаций, и выразил уверенность, что контролируемое охлаждение экономики и ожидающийся цикл снижения ключевой ставки будут скоординированы таким образом, что частота дефолтов существенно не повысится. Несмотря на рост объема изъятого имущества в отрасли, ситуация представляется управляемой. Лизинг продолжает оставаться ключевой отраслью на облигационном рынке (объем облигаций в обращении 32 трлн рублей).

С 1 октября 2024 года лизинговые компании обязаны передавать в бюро кредитных историй сведения по договорам лизинга, действующим на эту дату и заключенным с этой даты, в Едином техническом формате. Начальник управления регулирования и методологии надзора в системе кредитной информации Департамента небанковского кредитования Банка России Сергей Реут познакомил участников с изменениями в законодательстве и прокомментировал результаты передаваемых данных лизинговыми компаниями в бюро кредитных историй. Спикер отметил недостаточную дисциплину передачи данных и призвал своевременно передавать достоверные данные в БКИ, ведь совокупность информации в БКИ с процедурами KYC помогает составить полноценный портрет контрагента и снизить риски неплатежеспособности клиента на ранних этапах.

Для взаимодействия с Банком России спикер призвал лизинговые компании активнее пользоваться возможностями подключения к личному кабинету на сайте Банка России, поскольку он является современным способом оперативного обмена информацией.

В завершение второй сессии директор Объединенной Лизинговой Ассоциации Татьяна Позднякова презентовала аудитории первый спортивный челлендж и wellness-проект ассоциации. В течение двух месяцев соревнования пройдут в 5 видах активности для 500 участников из 19 команд. Амбассадор проекта – олимпийский чемпион 2012 года по прыжкам в воду Илья Захаров, который считает внедрение корпоративного спорта неотъемлемой частью успешного бизнеса.

Объединенной лизинговой ассоциацией были подписаны стратегические соглашения с Ассоциацией банков России, рейтинговым агентством «Эксперты РА» и подкомитетом по лизингу Торгово-промышленной палаты России.

Состоялась церемония награждения партнеров Съезда, награды получили:

Титульный партнер – БОЛЬШЕГРУЗ СЕРВИС СПБ

Стратегический партнер – SEVEREST

Генеральный партнер – АЛЬТЕО Софт.

Состоялась церемония награждения лидеров рынка по итогам исследования рынка РА «Эксперт РА» за 2024 год.

Были вручены дипломы лидерам рынка по итогам года – компаниям «ВТБ лизинг», ГТЛК, «Сбербанк лизинг», «ДельтаЛизинг», «Росагролизинг», «Интерлизинг», «Балтийский лизинг», «Альфа-лизинг».

Участники третьей блиц-сессии дискутировали по вопросам фондирования, регионального развития и перспектив развития отдельных сегментов рынка.

Открыл сессию директор по работе с инвесторами компании «Интерлизинг», руководитель комитета ОЛА по фондированию Николай Алексеев. В 2024 году пересмотренные банками ставки по ранее выданным кредитам оказали ощутимое давление на лизинговый портфель, что в свою очередь негативно повлияло на устойчивость рынка. Лизинговая отрасль является своеобразным буфером между реальным сектором и рынком капитала, принимая на себя риск повышения процентных ставок. Спикер обратил внимание коллег из Минпромторга на неравномерное распределение субсидий между крупными федеральными игроками, входящими в топ-15 рынка, и небольшими региональными компаниями, что ущемляет интересы малого и среднего предпринимательства.

Докладчик предостерег от чрезмерного оптимизма в ожидании снижения ключевой ставки и призвал взвешенно относиться к процентным рискам в фондировании. Негативная динамика на банковском рынке с преобладанием кредитов с плавающей ставкой заставляет лизинговые компании прибегать к инструментам хеджирования процентного риска и использованию своп-сделок, диверсифицируя источники фондирования, в том числе с привлечением частных инвесторов. В 2024 году приток инвестиций физических лиц в облигации коммерческих компаний достиг 636 млрд рублей. В своем выступлении Николай Алексеев процитировал главу Центробанка Эльвиру Набиуллину: «Небанковское финансирование – выпуск облигаций и привлечение акционерного капитала – выходит если не на первый план, то точно становится более значимым для экономики».

Генеральный директор ЛК «Лизинг-Трейд» Алексей Долгих проанализировал в своей презентации розничный рынок коммерческой и жилой недвижимости, который по итогам пикового 2024 года оценивался соответственно в 1 трлн и 16 трлн рублей. В 2025 году ожидается снижение в сегменте коммерческой недвижимости до 500–600 млрд рублей, тогда как стоимость жилых метров останется на уровне 16–17 трлн.

Спикер считает рынок перспективным за счет невысокой волатильности рублевой стоимости объектов и низкого риска утраты имущества. Управлять изъятой коммерческой недвижимостью проще, чем парком китайских самосвалов. Из минусов – непопулярность продукта, сложная автоматизация процесса, трудности в сопровождении сделок.

Заместитель генерального директора по Северо-Западному региону ООО «Дельта-Лизинг» Дмитрий Ефремов отметил факт роста лизинга оборудования в 2024 году на 5,7% на фоне общего падения рынка на 7%. Среди лидеров сегмента – медицинское оборудование, полиграфия, пластик. Преимущества лизинга медоборудования заключаются в прогнозируемой стабильности, хотя этот сегмент невелик по объему, не является драйвером и обладает повышенным риском ликвидности.

О тенденциях и прогнозах отечественного авторынка сообщил исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. По результатам 4 месяцев 2025 года общие продажи всех транспортных средств упали на 27%, наибольшее падение отмечается в сегменте автобусов (–60%), снижается тренд по продажам новых грузовиков. Индексация утилизационного сбора и снижение доступности автокредитов привели к резкому сокращению продаж новых легковых машин. Потребители отдают предпочтение маркам, которые субсидируются дистрибьюторами, в тройке лидеров – Lada, Haval, Chery. В сегменте легких коммерческих автомобилей произошло снижение продаж на 16%, здесь наиболее востребованы Gaz,Lada и Uaz. Наиболее сложная ситуация с реализацией тяжелых грузовиков: продажи за 4 месяца 2025 года упали на 51%, в этом сегменте покупатели выбирают Kamaz, Sitrak и Maz. По оценкам представителей отрасли, доля изъятого имущества увеличилась более чем на 30%, и стоковую технику компаниям гораздо проще продать, чем сдать в аренду. Прогноз рынка, по мнению спикера, продолжает оставаться неутешительным.

О развитии автолизинга рассказала Татьяна Арабаджи, директор Национального Агентства Промышленной Информации (НАПИ).

За первый квартал 2025 года лизинг новых и подержанных легковых и коммерческих автомобилей упал на 38,6% до 58 тыс. В первом квартале прошлого года в лизинг было выдано 94,5 тыс. новых и подержанных легковых и коммерческих автомобилей. Докладчик отметила, что лизинг новых автомобилей снизился сильнее – на 46,7%, тогда как лизинг подержанной техники немного подрос (+0,7%).

За год общее количество лизингополучателей сократилось на 44% - с 43,6 тыс. до 24,4 тыс. по итогам 1 квартала 2025 года, снизился и средний срок договора лизинга – до 36 месяцев вместо 40. В сегменте грузовых автомобилей ставка Центробанка, считает эксперт, больше повлияла на расторжение ранее заключенных договоров лизинга и изъятие, досрочный возврат техники, чем на падение рынка и на заключение новых договоров лизинга. В 2023-2024 годах было продано рекордное количество новой грузовой техники, завершился цикл обновления парков, и в текущем году рынок был бы существенно ниже и при более благоприятной ставке Центробанка.

Переживает падение и нишевой для России рынок электромобилей и подключаемых гибридов. В тоже время выдача в лизинг электромобилей и подключаемых гибридов снижается не так сильно, что привело к увеличению долю лизинговых автомобилей в этих сегментах.

По итогам 2025 года в лизинг может быть выдано 260-270 тыс. новых и подержанных легковых и коммерческих автомобилей, что на 40-42% меньше, чем в 2024 году, когда было выдано 450 тыс. новых и подержанных автомобилей всех типов. Некоторое оживление в сегменте автолизинга может вызвать недавно принятый закон о локализации автомобилей для такси, который во многих регионах вступит в силу с 1 марта 2026 года. С этой даты для такси можно будет приобретать только автомобили из перечня Минпромторга, которые будут отвечать одному из параметров локализации. До вступления в действие закона «таксисты» могут закупить машины, которые не попадут в перечень.

Исполнительный директор компании «Большегруз-Сервис СПб» Виталий Киселев избрал темой для выступления проблематику, связанную с реализацией изъятой техники. Стоки лизинговых компаний сегодня оцениваются в рекордные 30 тысяч машин, из них почти 50% – грузовые. Вторичный рынок грузовиков в России перенасыщен и по итогам прошлого года составил почти 219 тысяч автомобилей, половина из которых переходит из лизинга в собственность компании. Существуют готовые решения повышения ликвидности подержанной техники с привлечением партнерских программ.

На четвертой, завершающей блиц-сессии с руководителями комитетов и направлений ОЛА по актуальным вопросам бизнеса и деятельности, модератором которой выступила Татьяна Позднякова, были подведены итоги деятельности ассоциации в части методологической поддержки отрасли.

Директор Департамента по управлению данными АО Объединенное кредитное бюро (АО ОКБ), руководитель направления ОЛА по БКИ Оксана Николаева рассказала о новеллах законодательства по загрузке данных в БКИ, об итогах загрузки данных в АО ОКБ, работе по повышению качества данных, направляемых лизингодателями и контроле качества в данной сфере.

Так, на 20.05.2025 в АО ОКБ передают данные более 80 Источников информации – лизинговых компаний (далее – лизингодателей). Основной прирост данных, направляемых лизингодателями, наблюдался в октябре 2024, т.к. с этого времени возникла законодательная обязанность передавать сведения в БКИ. С увеличение объема данных был отмечен резкий скачок ошибок в данных, который удалось оперативно снизить до значения менее 1% совместными усилиями Бюро и Лизингодателей.

Спикер еще раз напомнила, что в целях соблюдения Законодательства и требований Банка России, Бюро просит проводить анализ и исправление данных, а также своевременно направлять в БКИ достоверные, актуальные и полные данные.

Спикер отметила, что ОЛА в интенсивном режиме ведет большую методологическую работу по теме передачи данных в БКИ, так, обновлена методика – выпущена версия 3.0, а также готовится к выпуску сборник наиболее частых вопросов.

Исполнительный директор АО «Росагролизинг», руководитель комитета ОЛА по рискам Татьяна Федосеева в своем выступлении рассказала участникам съезда о текущем статусе и перспективах развития совместного проекта ОЛА и Объединённого Кредитного Бюро (ОКБ) – антифрод платформа, созданной в целях повышения прозрачности и противодействия мошенничеству в лизинговой отрасли, и о работе по управлению операционными рисками. В настоящий момент антифрод-платформа запущена в промышленную эксплуатацию и проработана возможность наполнения ее дополнительными сервисами для проверки контрагентов. 25 лизинговых компаний находятся в различной стадии подключения, пять из них - подключились и включили в свои процессы принятия решений. Добавлено более 215 кейсов. Спикер призвала остальные лизинговые компании подключаться к платформе, использовать и дополнять ее возможности, что не только снижает риски мошенничества, но и повышает прозрачность всей отрасли.

Далее спикер представила работу по формированию каталога операционных рисков для лизинговой отрасли, которая проводится совместно с Комитетом по внутреннему контролю и аудиту ОЛА и с Экспертным центром по операционным рискам Ассоциации Банков России. На сегодняшний день разработан каталог более 60 риск-событий по операционным и иным нефинансовым рискам. В дальнейших планах продолжить работу по наполнению каталога и его использованию при разработке платформенного решения по управлению операционными рисками лизинговых компаний, что на сегодняшней день отсутствует на рынке.

Завершая выступление, Татьяна Федосеева отметила также работу по проблематике стоков, ведущуюся в ОЛА совместно Комитетом по рискам и Комитетом по автолизингу и спецтехнике. В первом квартале 2025 года был проведен подробный опрос членов Ассоциации, который показал с какими вопросами и потребностями сталкиваются лизинговые компании при работе с изъятым имуществом. Спикер отметила, что у отрасли есть запрос на формирование рабочей группы по данной теме и проработку возможности взаимодействия с уже имеющимися площадками для размещения объявлений по изъятым предметам лизинга или запуск специализированной платформы на базе Ассоциации либо в партнерстве, а также ряд других предложений, которые безусловно требуют детального обсуждения с участниками рынка.

Ирина Пономарева, начальник отдела комплаенс и финансового мониторинга "ВТБ Лизинг", руководитель направления ОЛА по ПОДФТ анонсировала выпуск разработанных и согласованных внутри ОЛА рекомендаций для лизинговых компаний по ПОДФТ. Рекомендации содержат ответы на часто задаваемые вопросы, вызывающие неоднозначное правоприменение, а также сомнения, которые возникают у СДЛ. Документ подготовлен в ответ на запрос участников ОЛА о гармонизации правоприменительной практики по ПОДФТ среди лизинговых компаний, а также для формирования консолидированного источника профессиональных знаний по практикам противолегализационного законодательства. Выполнение регуляторных требований обеспечивает доверие и прозрачность в лизинговых отношениях и способствует снижению комплаенс-рисков.

Елена Белик, начальник отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по СЗФО отметила, что с учетом масштаба сектора и тех операций, которые совершаются в лизинговом секторе, имеются отдельные риски в этой сфере. Поэтому спикер обратила внимание на необходимость выявления подозрительных операций. Спикер поблагодарила ОЛА за активное участие, взаимодействие, в том числе за разработку отдельных рекомендаций для членов лизингового сектора.

Кадры решают все. Старший партнер АО Юникон, руководитель магистерской программы по лизингу ОЛА и Финансового Университета при Правительстве РФ Лариса Ефремова рассказала о подготовке профессионалов, за которыми – будущее отрасли. Студенты (на начальном этапе 35 человек) получат обучение в Финансовом университете, где за два года получат арсенал практических знаний, необходимых для успешного функционирования в сфере лизинговой деятельности, освоят основы анализа и стратегического менеджмента, умение управлять лизинговым портфелем и принимать стратегические решения с учетом внешних и внутренних рисков.

В ходе мероприятия участники Съезда участвовали в голосовании с использованием QR-кода по актуальным вопросам, отражающим настроение в отрасли. Так, текущее состояние большинства компаний было охарактеризовано как адаптация и ожидание, а главным источником неопределенности ожидаемо стала ключевая ставка.

Представители отрасли ответили на вопросы, полученные из зала и через онлайн-платформу.

В финале состоялось награждение компаний-юбиляров в 2025 году и был объявлен новый состав Совета ОЛА на 2025–2026 годы, с ним можно ознакомиться здесь.

Завершил мероприятие фуршет с музыкальным сопровождением.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован