12 декабря 2007
1870

23 декабря - выборы Президента Республики Узбекистан. Гарантия открытости избирательной кампании



С каждым днем избирательная кампания набирает все больший размах. Кандидаты в Президенты Республики Узбекистан активно ведут предвыборную агитацию: в печати опубликованы программы, проходят встречи с избирателями.

В этом важном демократическом процессе, наряду с представителями печати, телевидения и радио, имеют право участвовать наблюдатели от политических партий, инициативных групп избирателей, выдвинувших кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, а также наблюдатели от других государств, международных организаций и движений.

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Узбекистан "О средствах массовой информации" СМИ обладают правом беспрепятственно добывать, получать и распространять информацию.

Полномочия же наблюдателей, согласно законодательству, должны быть подтверждены соответствующими документами. Заинтересованные организации заявляют о своих наблюдателях в окружные избирательные комиссии не менее чем за пятнадцать дней до выборов. В свою очередь окружная избирательная комиссия в течение пяти дней после получения заявления от заинтересованной организации выдает наблюдателю мандат, образец которого устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Узбекистан "О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан" основными принципами деятельности Центральной избирательной комиссии являются законность, коллегиальность, гласность, независимость, справедливость.

Необходимо отметить, что нормы открытости и гласности, закрепленные в национальном избирательном законодательстве Республики Узбекистан, полностью соответствуют общепризнанным нормам международного права, таким, как Всеобщая Декларация прав человека (статьи 19, 21), Международный Пакт о гражданских и политических правах (пункт 2 статьи 19), Документ Копенгагенского Совещания конференции по человеческому измерению ОБСЕ, принятый в 1990 году

(пункты 7, 8, 9), Декларация о критериях свободных и справедливых выборов (пункты 2, 3, 4), принятая на 154-й сессии Совета Межпарламентского союза.

В этом плане уместно привести в пример опыт зарубежных стран, где одной из гарантий обеспечения открытости и гласности является их законодательное закрепление. Страны-участницы ОБСЕ в соответствии с требованиями Копенгагенского соглашения и ряда других документов для обеспечения открытости и гласности обязаны в национальном законодательстве зафиксировать нормы и положения о правах международных наблюдателей и приглашать их для наблюдения за избирательными кампаниями. По данным прошлого года в 33 странах из 56 стран-участниц не установлено право участия международных наблюдателей в избирательных кампаниях. Только 21 страна внесла в свое национальное законодательство нормы, дающие право на участие в выборах наблюдателей.

По результатам проведенного исследования по линии Ассамблеи Парламента ОБСЕ стало известно, что в выборах, проведенных в 23 странах-участницах, наблюдатели никогда не участвовали. В частности, в федеральном законодательстве США нет правовых норм, гарантирующих иностранным наблюдателям свободное посещение избирательных участков, что противоречит обязательствам США в рамках ОБСЕ. Процедура мониторинга выборов регламентируется местными законами, различающимися по штатам и даже избирательным округам (в законодательстве лишь одного штата - Миссури четко прописано право зарубежных наблюдателей на беспрепятственный допуск на участки). Определение условий посещения зарубежными наблюдателями избирательных участков отдано на откуп местным чиновникам, которые на практике в ряде случаев отказывают в возможности наблюдения или ограничивают его.

В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии на избирательные участки в день голосования допускаются наблюдатели, представители прессы, а также агенты по выборам, назначаемые партиями. Под воздействием международной критики традиционного отказа Великобритании допускать иностранных наблюдателей на свои избирательные участки британский парламент принял поправки к закону о политических партиях, выборах и референдумах 2000 года. Согласно этим поправкам, которые вступили в силу с 31 января 2007 года и на практике еще не применялись, международные наблюдатели приобретают право пребывания на избирательных участках и в местах подсчета голосов, при условии получения аккредитации национальной избирательной комиссии (НИК). Поправки не распространяются на Шотландию и Северную Ирландию. Основания для отказа в регистрации в качестве наблюдателя оставлены на усмотрение НИК. Количество наблюдателей и продолжительность их пребывания на избирательном участке определяются лицами, ответственными за организацию работы на участке. Еще один интересный факт: в Великобритании избирательная комиссия после завершения выборов запечатывает избирательный ящик и отправляет его в центры для подсчета голосов.

Во Франции принцип гласности в деятельности избирательных органов обеспечивается создаваемыми в коммунах комиссиями по контролю за голосованием, институтом наблюдателей, возможностью направления в комиссию уполномоченного от партии с правом совещательного голоса, в Германии же указанный принцип обеспечивается институтом наблюдателей, активным привлечением граждан к работе избирательных комиссий на общественных началах.

В законодательстве же Польши институт наблюдателей не предусмотрен.

В Узбекистане с первых лет независимости этому вопросу было уделено огромное внимание, что нашло отражение в избирательном законодательстве. Все выборы в нашей независимой стране проводились при участии международных, местных наблюдателей, представителей средств массовой информации. Так, например, выборы 2004 года в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан прошли в духе открытости и гласности. Ход избирательной кампании освещали 493 отечественных и 107 зарубежных средств массовой информации. На выборах присутствовали 228 иностранных наблюдателей почти из 40 стран, в том числе миссии наблюдателей СНГ, ОБСЕ. От политических партий и инициативных групп избирателей в парламентских выборах приняло участие около 40 тысяч наблюдателей.

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Узбекистан "О выборах Президента Республики Узбекистан" наблюдатели имеют право присутствовать на собраниях по выдвижению кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, заседаниях окружных и участковых избирательных комиссий, присутствовать на избирательном участке и наблюдать за ходом подготовительной работы, за размещением и опечатыванием избирательных ящиков для голосования, за выдачей гражданам избирательных бюллетеней, присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой избирательной комиссии. Кроме того, они могут запрашивать и получать заверенные соответствующей избирательной комиссией копии документов о результатах выборов, сообщать о своих наблюдениях в вышестоящую комиссию, если есть основания считать, что на избирательном участке были допущены нарушения настоящего Закона.

К предстоящим выборам в нашу страну прибудут наблюдатели из ряда зарубежных стран и международных организаций, будут избраны представители от политических партий, инициативной группы избирателей. Их участие в выборах еще раз подтвердит прозрачность проходящего избирательного процесса.






http://www.press-service.uz/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован