3 модели постсоветского здравоохранения (Казахстан, Кыргызстан, Россия)

Аканов А.А., Джолдошева Д., Мейманалиев Т.С., Комаров Ю.М.

Алматы-Бишкек-Москва - 2012

1. Введение
2. Демографические и эпидемиологические тенденции в Европе
3. Экономические детерминанты

3.1 Финансирование здравоохранения

4. Три системные модели здравоохранения

4.1. Государственная (бюджетная) модель здравоохранения

                 4.1.1. Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Беларусь

                 4.1.2. Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Австралии

                 4.1.3. Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Швеции

                  4.1.4. Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Кубы

          4.2. Страховая модель здравоохранения

                 4.2.1. Страховая модель здравоохранения Германии

                 4.2.2. Страховая модель здравоохранения  Турции

                 4.2.3. Страховая модель здравоохранения Японии

                 4.2.4. Страховая модель здравоохранения Эстонии

          4.3. Частная (платная) модель здравоохранения

5. Интегрированная модель здравоохранения Канады

6. Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Казахстан

7. Бюджетно-страховая модель здравоохранения Российской Федерации

8. Кыргызская модель здравоохранения

    8.1. Текущая ситуация в здравоохранении Кыргызской Республики

    8.2. Будущие контуры универсальной системы здравоохранения Кыргызстана

9. Будущая интегрированная (универсальная) система здравоохранения Республики Казахстан

10. Стратегия охраны здоровья в Российской Федерации

11. Социальные детерминанты

      11.1. Бедность как важнейшая социальная детерминанта плохого здоровья и неравенства в здравоохранении

      11.1.1.  Роль государства в преодолении бедности

      11.2. Бедность как индикатор плохого здоровья и неравенства в здравоохранении

      11.3.  14 успешных стратегических программ в преодолении неравенства в здравоохранении

12. Общее заключение

13. Список литературы

Введение

       В Европейском регионе ВОЗ здоровье населения в целом улучшается, но не так быстро, как оно могло или должно было бы улучшаться, если принять во внимание современные  знания и технологии здравоохранения. Все страны региона сталкиваются с проблемами, порождаемыми значительными демографическими, социальными, экономическими и экологическими изменениями (ВОЗ, 2012). Наиболее четко эти проблемы были отражены в Законе «О национальной безопасности   Республики  Казахстан»  от 6  января 2012 года. Так, в качестве основных угроз национальной безопасности были признаны: 

- Снижение уровня законности и правопорядка,
- Ухудшение демографической ситуации и здоровья населения, в том числе резкое снижение рождаемости, повышение смертности,
- Снижение уровня и качества здравоохранения, образования и интеллектуального потенциала страны,
- Неконтролируемые миграционные процессы,
- Резкое ухудшение экологической ситуации (питьевая вода, эпидемии, эпизоотии).

     Научные исследования по изучению социального градиента здоровья  указывают на то, что более высокий материальный достаток на индивидуальном уровне и уровне всего общества приводит к более высокому уровню здоровья.  Однако  достигнутое  за последние 35 лет беспрецедентное экономическое процветание отнюдь не всегда сопровождалось  улучшением собственного благополучия  у многих людей  как в индивидуальном плане, так и в плане всего общества (Мармот М., 2010).

     Объем производства материальных благ в последние десятилетия во многих странах вырос, однако уровни субъективного ощущения благополучия и счастья остались прежними, а неравенство увеличилось (ВОЗ, 2012).  Поэтому  в настоящее время сложилось новое критическое понимание социальных детерминант здоровья и механизмов, посредством которых распределение власти, ресурсов и возможностей  внутри общества в каждой стране влияет на существующие и создает новые неравенства в отношении здоровья (Мармот М., 2010).

      В связи с этим, в  2011 году в Рио де Жанейро (Бразилия) на Всемирной конференции  была принята Политическая декларация по социальным детерминантам здоровья. Политическая декларация определила 5 ключевых задач преодоления неравенства в здравоохранении:

1) улучшение руководства (управления),

2) повышение участия в принятии решений и внедрении,

3) переориентация системы здравоохранения на сокращение неравенства,

4) улучшение глобального управления и сотрудничества и

5) мониторинг и повышение подотчетности.

     Так, улучшение руководства (управления) предполагает разработку национальной стратегии развития здравоохранения, включающей все сектора и уровни Правительства, и, отвечающей нуждам всего населения с особым акцентом на уязвимые группы и высокого риска.  Это  также означает  эффективное партнерство для уменьшения неравенства в здравоохранении, улучшение осведомленности и подотчетности лиц, принимающих решения,  за результативность политики здравоохранения, поддержку  всех секторов в разработке инструментов и повышении потенциала по социальным детерминантам здоровья, сотрудничество с частным сектором, усиление безопасности условий на рабочих местах, улучшение всеобщего доступа к социальным услугам и социальной защите с особым вниманием на гендерные аспекты и раннему детству, а также  к безопасным, эффективным и качественным лекарствам.   Все эти перемены требуют пересмотра существующих механизмов стратегического руководства в интересах здоровья, политики здравоохранения, структур общественного здравоохранения и оказания медико-санитарной помощи во благо каждого.

    В целях обеспечения этих благ для всех людей была разработана новая политика здравоохранения Европы «Здоровье-2020». В этой политике сформулирована рамочная программа действий, направленная  на ускорение достижения более высокого уровня здоровья и благополучия для всех, которая может быть адаптирована к различным реалиям в каждой отдельно взятой  стране  Европейского региона ВОЗ.  Программа построена  на положениях Декларации тысячелетия ООН, в которой представлено видение такого мира, где страны работают вместе как партнеры во имя улучшения жизни всех людей, особенно наиболее обездоленных.

     ВОЗ (2012) считает, что характерной чертой современных систем здравоохранения является неопределенность и сложность структуры, а не наличие четко разграниченных областей функциональных обязанностей. Для того  чтобы предвосхитить будущее, необходимо лучше понять риски и возможности, имеющиеся сегодня, и разработать реалистичные прогнозы в отношении того, что должно произойти. Например, механизмы финансирования здравоохранения непосредственно влияют на уровень солидарности и справедливости в обществе и косвенно воздействуют на показатели здоровья населения.

     В связи с этим, ВОЗ (2012) указывает на отход от «чистых»  моделей Бисмарка, Семашко или  Бевериджа вследствие размывания  границ между этими моделями и целесообразность  создания  смешанных источников финансирования здравоохранения, что способствует достижению более устойчиво высоких уровней охвата населения качественными  медицинскими услугами, не налагая излишнего бремени на экономику страны.

   В  Казахстане, Кыргызской  Республике  и  Российской Федерации до распада Советского Союза существовала единая государственная централизованная система здравоохранения. После обретения независимости  указанные  страны законодательно утвердили бюджетно-страховую модель здравоохранения. Однако в силу различных объективных и субъективных обстоятельств данная модель развития здравоохранения обрела отличные характеристики в Кыргызской Республике и Российской Федерации, а в Республике Казахстан система обязательного медицинского страхования была отменена.

   Авторы данной книги поставили перед собой задачу проанализировать 3 различные модели постсоветского здравоохранения в Казахстане, Кыргызской Республике и Российской Федерации и их будущие контуры  развития  сквозь призму новой политики здравоохранения Европы «Здоровье-2020», а также на основе успеха в реформировании здравоохранения  ряда стран мира.

    Полный текст статьи см в Приложении

 

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован