Первый раз мы встретились с Алексеем Васильевичем Николаевым, когда я работал зав.отделом Автозаводского райкома партии. Тогда была необходимость договориться с руководителями автозавода о регулярных выступлениях представителей предприятия, о выступлениях на райкоме и различных партийных пленумах. Для меня, как заведующего орг.отделом, было важно иметь хорошие контакты с руководителями завода, понимающими роль партии в то время.
А.В.Николаев в то время работал начальником цеха в механосборочном производстве ВАЗа и был рекомендован руководством для выступлений в райкоме. Мне пришлось тогда его убедить в том, что партийная работа поможет ему в руководстве коллективом. Его выступления всегда были четкие, конкретные. Он рассказывал о передовиках производства, достижениях коллективов и о проблемах, которые были в тот период. Алексей Васильевич понимал роль организационной работы партии и поддерживал все ее начинания.
Более близко с Николаевым мы сотрудничали, когда он был директором КВЦ ВАЗа. Так как партия постоянно занималась подготовкой и расстановкой кадров на заводе, Алексей Васильевич придавал этой деятельности большое значение, понимая важность поставленных задач, оказывая райкому организационную поддержку. Он был обязательным человеком, и его не надо было просить о чем-то дважды.
Алексей Васильевич любил спортивные игры, особенно бильярд. Однажды я встретился с ним за бильярдным столом и, надо сказать, что он очень хорошо играл, но на этот раз выиграл я. В бильярдной игре, как и в работе, проявлялось его спокойствие, холодный расчет и уверенность в победе.
Встречались мы с ним и в Сосновке на полигоне ВАЗа, где регулярно проводились соревнования по автогонкам. Алексей Васильевич принимал участие в организации этих соревнований, он любил автоспорт. Я до сих пор помню, как он вручал мне кубок за второе место, которое я занял в одной из гонок для руководителей. Помню так же его слова, обращенные ко всем участникам, что все руководители должны принимать участие в таких автогонках, чтобы лучше знать автомобили, которые выпускает завод. У нас, участников тех соревнований, тогда родилась инициатива для обсуждения, назвать автодром в Сосновке его именем.
Николаев А.В. во многом был эталоном для советского человека. Он никогда не грубил. Не обижал людей и сам не обижался, но был требователен к себе и окружающим его подчиненным. Он был хорошим производственником, хорошим хозяйственным руководителем, хорошим парторгом-организатором. Все эти его качества сполна проявились в девяностые годы, когда он с командой менеджеров вывел завод из критической ситуации.
Я помню, когда запускалось оборудование для производства десятки, он приезжал на базу Управления оборудования, я в то время был начальником Управления. Алексей Васильевич просил нас ускорить работы, но при этом не нарушать КЗОТ, так как нам приходилось работать и в выходные дни.
Алексей Васильевич контролировал выполнение всех социальных программ завода. Я вспоминаю строительство ДКиТ. В то время в стране было принято решение о прекращении финансирования строительства всех объектов культуры и спорта. Для завершения строительства на заводе был создан штаб, который взглавил Алексей Васильеви и только благодаря его организаторским способностям и постоянному контролю, строительство было завершено. Помню, во время открытия Дворца Культуры, возник вопрос по размещению кресел в зале. Я высказал свои замечания по качеству мебели. Николаев меня поддержал и поручил заняться подбором нового поставщика. Я выполнил поручение. Была закуплена мебель из Венгрии и эти красивые кресла до сих пор находятся в актовом зале ДКиТ.
Алексей Васильевич очень любил хоккей. Он никогда не пропускал хоккейные матчи с участием тольяттинской команды «Лада». Во время этих матчей во Дворце Спорта собирались многие руководители завода разных уровней, где они не только болели за нашу команду и отдыхали, а могли пообщаться между собой и решить ряд производственных вопросов. Президент-генеральный директор приветствовал такое общение. Для жителей города и завода было престижным иметь хоккейную команду, поэтому Николаев всегда выступал в поддержку шефства над командой «Лада».
Когда встал вопрос о присвоении звания «Почетного гражданина г.Тольятти» очередному лауреату, то коллектив АВТОВАЗа единодушно выдвинул его кандидатуру и решением Тольяттинской городской Думы ему было присвоено это почетное, заслуженное звание.
Дульцев И.Д.– ветеран ВАЗа
Глава из книги о Николаеве А.В. – пятом генеральном директоре - президенте АВТОВАЗа, под редакцией В.Арцыкова.