"Для России зоной стратегических интересов является прежде всего постсоветское пространство. Применительно, например, к Центральной Азии стратегические интересы России предполагают сохранение светских государств в этих регионах с их устойчивым социально-экономическим развитием, обеспечение дружественных отношений с РФ - как в двустороннем формате (например, в соответствии с Договором о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 14 ноября 2005 г.), так и в многосторонних конфигурациях (в рамках, в частности, Организации Договора о коллективной безопасности). Любые попытки тех или иных государственных руководителей иностранных государств противопоставить политику этих стран российской политике следует рассматривать как противоречащие стратегическим интересам нашей страны.
К сожалению, России приходится сталкиваться с отрицанием наличия ее стратегических интересов на постсоветском пространстве со стороны США и многих стран - членов Европейского Союза...
У России есть полное право осуществлять экономическую интеграцию, право создавать организации, обеспечивающие взаимную и общую безопасность со своими соседями.
В зоне стратегических интересов РФ функционирует и успешно развивается Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которой весьма важную роль играет сотрудничество РФ с Китаем, который признает стратегические интересы России в Центрально-Азиатском регионе. Там, безусловно, имеются интересы и самих центрально-азиатских государств, и КНР, а также таких стран, как Индия, Пакистан и Иран, стремящихся стать членами ШОС. Гармонизация интересов разных стран – дело непростое, однако ее вполне можно обеспечить.
Очевидно, что стратегические интересы имеются у России и на европейском направлении. Они, в том числе, выражаются в недопущении роста военной деятельности НАТО на сопредельных территориях.
Расширение НАТО на Восток явно противоречило стратегическим интересам России и было одной из крупнейших исторических ошибок Запада, которую еще предстоит компенсировать разного рода усилиями, желательно прежде всего совместными. Это в современных условиях признают и целый ряд видных деятелей Запада, занимавших в прошлом высокие государственные посты (например, бывший министр обороны США в администрации Билла Клинтона Уильям Перри).
Вразрез со стратегическими интересами России идет противодействие развитию реинтеграционных процессов на постсоветском пространстве, что выразилось прежде всего в воздействии западных стран на Украину, в фактическом стимулировании государственного переворота на Украине антироссийской направленности со всеми последующими событиями".
См.: Кокошин А.А. О национальных интересах и национальной безопасности. М.: Изд. ИСПИ РАН, 2017. С. 8-9.