Глава города Кургана А.Ф. Ельчанинов о некоторых проблемах и перспективах работы органов местного самоуправления
С начала текущего созыва Курганской городской Думы прошло три с половиной года. Главной особенностью этого времени является то, что оно стало периодом реформирования системы местного самоуправления муниципального образования город Курган, периодом реализации Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Основные направления деятельности органов местного самоуправления города определялись в первую очередь существующими проблемами, от решения которых зависят условия жизни горожан. Наша общая цель - сделать Курган "городом для людей", комфортным и красивым.
Обозначим самые важные моменты.
Возможности развития города во многом определяются эффективностью управления местным бюджетом.
За 2007 год в бюджет города поступило 2979,7 млн. рублей доходов. Это 100,4 процента к плану, или 116 процентов к уровню 2006 года. В сравнении с 2005 годом рост составляет 33,3 процента, или 744,2 млн. рублей.
Совершенствуется нормативная база, создана система контроля исполнения решений городской Думы в части бюджетной политики. Основной финансовый документ города выносится на обсуждение общественности, проводятся публичные слушания. Стало правилом принятие тарифов на услуги ЖКХ, целевых бюджетных программ до рассмотрения бюджета, а самого бюджета на очередной финансовый год в декабре текущего года. Это позволяет Администрации города своевременно спланировать свою работу.
Бюджет города ежегодно сохраняет свою социальную направленность.
Расходы бюджета города за 2007 год выросли по сравнению с уровнем 2005 года более чем на четверть. В том числе увеличились суммы, направляемые на образование (в сравнении с 2006 годом рост на 26,5%), жилищно-коммунальное хозяйство (на 24,6%), здравоохранение (на 42,2%). Жаль только, что рост этот обеспечивает в большей мере лишь рост заработной платы и не является свидетельством улучшения материально-технической базы, свидетельством развития социальной сферы.
В бюджете города предусмотрены средства на предоставление бесплатного проезда детям, оставшимся без родителей, и детям из малообеспеченных семей, бесплатное и льготное питание с 1 сентября 2008 года не отдельных категорий учащихся, а уже всех школьников.
Пенсионерам города, социальная поддержка которых не финансируется из федерального и областного бюджетов, решением городской Думы сохранены выплаты на проезд в городском общественном транспорте.
Более 2500 детей посещают дошкольные учреждения с оплатой на льготных условиях.
Продолжаются работы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. За два последних года за счет средств городского бюджета отселены 68 семей. 40 молодых семей и семей работников бюджетной сферы получили безвозмездную субсидию на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита.
Один из эффективных методов городского управления и реализации социальной политики - программно-целевой метод формирования бюджета и его исполнения.
В 2007 году на финансирование 9 муниципальных целевых программ было направлено 121 млн. рублей. Среди них программы по реализации приоритетных национальных проектов, программы пожарной безопасности учреждений социальной сферы, усиления борьбы с преступностью и обеспечения безопасности населения, улучшения демографической ситуации, противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, развития малого и среднего бизнеса и другие. Практически все запланированные мероприятия по данным программам выполнены.
На 2008 год в бюджете города предусмотрено финансирование уже 14 муниципальных целевых программ на сумму 223,2 млн. рублей (общий рост средств - на 84,3 %).
Удельный вес расходов, сформированных на основе новых методов планирования, в бюджете города на 2008 год составляет 60 процентов от общего объема расходов.
Вместе с тем, необходимо отметить, что внесение изменений в утвержденный бюджет практически на следующем заседании Думы говорит о недостаточной проработке вопроса департаментами Администрации города на стадии подготовки бюджета. И финансирование всех 100 % объема расходов бюджета через целевые программы поможет решить эту задачу. Нам необходимо более точно оценивать экономические возможности города при формировании доходной и расходной частей бюджета. Желания скорейшего решения накопившихся проблем должны опираться на реальную финансовую основу. При утверждении исполнения бюджета следует скрупулезно анализировать неисполнение как доходных, так и расходных статей. Определять причины и виновных.
В числе важнейших направлений в развитии города - формирование стабильного строительного и жилищного рынка. В прошедшем году по итогам публичных слушаний городской Думой утверждены "Правила землепользования и застройки города", начаты работы по корректуре генерального плана - документов, координирующих действия Администрации города и хозяйствующих субъектов в области градостроительства.
Объем работ, выполненных в строительстве в 2007 году, составил 3,7 млрд. рублей - это 62 процента от общего объема по области. К уровню 2005 года объем работ в строительстве в действующих ценах вырос в 2,3 раза. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2007 году составили 7548 млн.рублей, что больше, чем в 2005 году, втрое.
В связи с принятием приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье", реализацию которого, как и других национальных проектов, контролирует образованный при Главе города совет по реализации приоритетных национальных проектов, в Кургане стало более активно развиваться строительство жилья.
В 2007 году за счет всех источников финансирования введено в действие 104,5 тыс.кв.метров общей площади жилых домов - это больше, чем в 2005 году, в 1,8 раза. В том числе индивидуальными застройщиками построено 289 домов общей площадью 39,1 тыс.кв. метров (37,4 процента ввода жилья), что в 2,1 раза больше уровня 2006 года и в 5 раз больше, чем в 2005 году.
Просчитав возможности, городские власти вместе со строителями взяли обязательства построить в 2008 году 130 тыс.кв. метров жилья. Выполнив эту задачу и удержав взятый темп, мы должны уже в следующем году выйти на показатели советского периода, когда в городе ежегодно сдавалось около 150 тыс.кв. метров жилья. Это реальная перспектива, свидетельствующая о масштабах развития в Кургане жилищного строительства.
Вместе с тем, считаю необходимым отметить, что если в строительстве жилья у нас есть определенные успехи, то строительство в социальной сфере явно требует дополнительного внимания со стороны Администрации города.
Финансирование капитального строительства социально значимых объектов за счет средств бюджета города в 2007 году составило всего 65,2 млн. рублей (101 процент к уровню 2006 года).
К сожалению, в коротком списке строящихся объектов нет ни одного детского сада. Не находя денег в городском бюджете, Администрацией города ничего не делалось для привлечения средств частных инвесторов, хотя желающие развивать свой бизнес в этом направлении есть.
Недостаточно усилий прилагается и для поиска путей реконструкции существующих дошкольных учреждений. Три детских садика на 200 мест, находящихся на реконструкции в настоящее время, при очереди в детсады в более чем 10 тыс. человек, конечно, не решают проблемы. А новых идей в Администрации города так и не появляется.
Требует совершенствования, а главное, увеличения темпов работа по проведению "дачной амнистии".
К 1 января 2010 года к моменту истечения сроков, установленных Градостроительным кодексом, в полном объеме стоит задача завершения корректуры Генерального плана города.
Администрации города необходимо разработать и внести на рассмотрение городской Думы порядок подготовки документации по планировке территории, состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования. Привести в соответствие с законодательством порядок отвода и смены вида разрешенного использования земельных участ-ков, предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, что подтверждается актами прокурорского реагирования, поступившими в мой адрес.
Не могу не остановиться на проблемах реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Проверка, проведенная депутатами в марте этого года в Администрации города и ее подразделениях, показала, что в 2007 году количество обращений граждан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства составляет 70 % от числа всех обращений, поступивших в Администрацию города. 60 % обращений граждан к Главе города и депутатам городской Думы также по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Из всех обращений, рассмотренных в 2007 году в Администрации города и ее органах, каждое второе - по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, рост числа обращений по вопросам содержания и обслуживания жилого фонда составил 33,8 %. Эта статистика говорит, что проблемы ЖКХ решаются плохо.
При этом нельзя сказать, что ничего не делается. Увеличивается доля средств, выделенных на жилищно-коммунальное хозяйство из городского бюджета. В 2007 году объем работ, выполненных только муниципальными жилищными предприятиями по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, составил 370,8 млн. рублей, причем третья часть из них была направлена на благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий. Меняются и ремонтируются теплотрассы, ветхие водопроводные и канализационные сети.
Вместе с тем, муниципальный сектор предприятий жилищно-коммунального хозяйства по данным проверки Контрольно-счетной палаты, как и в 2006 году, остается убыточным. 53% от общего числа убыточных муниципальных предприятий относятся к отрасли ЖКХ, их доля в общем объеме убытков от деятельности муниципальных предприятий составляет 61%, в убытках от основной деятельности - даже 70%. Анализ финансовых результатов деятельности предприятий ЖКХ показал, что в 2007 году ряд из них резко снизили свои показатели, что говорит о снижении эффективности их хозяйственной деятельности и отсутствии должного контроля за их деятельностью со стороны Департамента по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и благоустройству.
Поэтому для реформы ЖКХ недостаточно работы, хотя и очень важной, только по реализации ФЗ N 185. Да, уже в этом году город получает на условиях софинансирования из Фонда содействия реформированию ЖКХ и областного бюджета и направляет на капитальный ремонт жилья с учетом средств городского бюджета 260 млн.руб. Освоение этих средств на первых домах уже началось. Но для того, чтобы реформа вышла из стадии "топтания на месте", нам необходима целевая программа, которая содержала бы экономическую модель реформы, ее организационную и управленческую структуру, модернизацию инженерной инфраструктуры, а самое главное - поддержку и социальную защиту населения, непосредственного потребителя жилищно-коммунальных услуг.
В 2007 году по инициативе политической партии "Единая Россия" Курган получил 261 млн.руб. на реализацию проекта "Дороги России". Это позволило отремонтировать 286912 кв.м городских дорог. И это, безусловно, почувствовали все горожане. Конечно, в этом году таких средств у города нет, в планах лишь 167 млн.руб. (это позволит отремонтировать лишь 115 тыс.кв.метров), на 1 июля 74,5 млн.руб. уже освоено. И это вселяет уверенность, что планы будут выполнены.
Особого внимания требуют работы по благоустройству города, особенно дворовых территорий. Одними из первых должны быть разработаны Администрацией и приняты городской Думой целевые программы "Двор", "Наружное освещение", "Лицо города" и т.д., направленные на решение вопросов организации дворовых территорий. В их концепциях должны быть учтены интересы жителей, в том числе по размещению детских площадок, автостоянок и других объектов. Требует своего решения вопрос, который очень остро ставят сегодня перед Администрацией города депутаты, а перед ними избиратели, - уборка мусора. Решить его, наконец, дело чести Администрации.
Малый бизнес - это база для развития предпринимательской активности и основа для расширения среднего класса, повышения благосостояния населения, его развитие имеет не только экономическое, но и социальное значение.
Малый бизнес присутствует у нас в городе почти во всех отраслях экономики. В 2007 году в городе работали 8830 индивидуальных предпринимателей и 2236 малых предприятий. Всего в малом бизнесе города задействованы 46,4 тысячи человек - это 26,4 процента от численности работающих горожан. Среднемесячная заработная плата занятых в сфере малого предпринимательства в 2007 году сложилась на уровне 6497 рублей, в том числе на малых предприятиях - 8900 рублей.
Участие малого бизнеса в конкурсах и аукционах по закупке продукции, выполнению работ и услуг для муниципальных нужд стимулирует инвестиционные процессы в этой сфере, способствует выходу малого бизнеса из торгово-посреднической деятельности в реальный сектор производства. В 2007 году в конкурсах на выполнение работ и услуг для муниципальных нужд приняли участие 1138 представителей малого бизнеса, или 72 процента от общего числа участников.
Сейчас предприниматели города имеют возможность использовать муниципальное имущество для организации своей деятельности - им предоставлено в аренду 44,5 процента площадей всех нежилых муниципальных помещений, или 41,9 тыс. кв. метров. При этом уровень арендной платы самый низкий среди собственников помещений в городе.
Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев 15 мая подписал Указ "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности".
Сейчас в городе процедура оформления и согласования разрешительной документации по предоставлению земельных участков и строительству осуществляется МУ "Городская инспекция по земельным отношениям и охране окружающей среды" по принципу "одного окна".
Также по принципу "одного окна" организована работа МУ "Административно-техническая инспекция" при производстве перепланировки, переоборудования и реконструкции жилых и нежилых помещений в жилых домах и помещений в общественных и производственных зданиях, по переводу помещений в состав нежилого или жилищного фонда, по рекламе.
Необходимо будет развивать эту работу и уделять внимание сокращению административных барьеров.
Кроме того, необходимо осуществить организационно-практические мероприятия по реализации Указа Президента России, такие как:
- разработка новой Программы развития малого и среднего предпринимательства в городе Кургане на 2009 - 2011 годы;
- образование Совета по содействию развитию малого и среднего предпринимательства;
- подготовка перечня объектов муниципальной казны, которые могут быть предложены в долгосрочную аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающимся социально значимыми видами деятельности. С введением в действие Федерального закона "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества" начать работу по предоставлению преимущественного права приобретения объектов недвижимого муниципального имущества субъектами малого предпринимательства.
Если все поставленные Указом Президента РФ задачи будут выполнены, то малый бизнес в Кургане получит мощный стимул к развитию. Принципиально изменится структура экономики, увеличится количество рабочих мест, начнут быстрее расти доходы граждан. Таким образом, могут быть решены многие экономические и социальные проблемы, которые сейчас существуют.
Реализация 131-ФЗ потребовала особого внимания к совершенствованию системы организации деятельности органов местного самоуправления и разработки и принятия нормативных актов, обеспечивающих реализацию полномочий, закрепленных законодательством за местным самоуправлением.
Эта задача потребовала чрезвычайно напряженной работы городской Думы, постоянных депутатских комиссий, Администрации города.
Прошло 101 заседание городской Думы (в 2005 году - 35, в 2006 году - 28, в 2007 году - 22, в 2008-м - уже 16). На этих заседаниях рассмотрено и принято решений по 1287 вопросам.
По сравнению с годами работы городской Думы третьего созыва количество заседаний Думы выросло почти на 14%, а количество принятых решений увеличилось почти вдвое. Более 40% решений, рассмотренных и принятых городской Думой в 2005-2008 годах, нормативно-правового характера.
Вместе с тем, работа по приведению муниципальных правовых актов в соответствие с активно изменяющимся федеральным законодательством требует постоянного внимания.
Важнейшим организационным ресурсом Курганской городской Думы являются постоянные депутатские комиссии, сформированные из числа депутатов Думы по направлениям деятельности. В них коллегиально осуществляется предварительное рассмотрение вопросов, выносимых на заседание городской Думы, подготовка проектов решений по тем или иным вопросам, выдвигаются инициативы и предложения.
В течение созыва проведено 355 заседаний постоянных депутатских комиссий, в том числе:
- по бюджету, налогам и сборам - 144,
- по социальной политике - 128,
- по развитию городского хозяйства и жизнеобеспечению города - 138,
- по муниципальной собственности - 123,
- по развитию малого, среднего, крупного бизнеса и потребительского рынка - 100,
- совместных заседаний всех постоянных депутатских комиссий - 49.
На заседаниях постоянных депутатских комиссий Курганской городской Думы рассмотрено 1649 вопросов, в т.ч. 1107 - проектов решений городской Думы.
Второй основной задачей городской Думы является контроль. Контроль в интересах населения за эффективностью и законностью работы Администрации города - исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления города Кургана, контроль за исполнением собственных решений.
Критикуя, в том числе и себя, хочу отметить, что в этом созыве городская Дума стала реже рассматривать вопросы в порядке контроля за деятельностью Администрации города. Количество таких вопросов, рассмотренных Думой, снизилось с 12 % в третьем созыве до 7,9 % за последние три года.
А на заседаниях комиссий в порядке контроля за эти три года рассмотрено вопросов лишь 6,4 % от общего числа, причем если в 2005 году этот процент составлял 9,6, то к 2007 году он снизился до 5,9. Даже вопросы, которые обычно не оставляют равнодушными никого из депутатов, такие, как благоустройство и ЖКХ, рассматривались в 2005 году 28 раз, в 2006-м - 8, в
2007-м - всего 6 раз.
За период с 2005 по 2007 год из 1107 решений, принятых Курганской городской Думой, поставлено на контроль 999. Снято с контроля 443, в том числе признано утратившими силу 304 решения. По состоянию на 01.01.2008 г. на постоянном контроле Курганской городской Думы находится 556 решений, из них 48 решений на текущем контроле.
Системное управление - сложный, многоплановый процесс. Контроль и анализ деятельности - важнейшая его сторона. Систематизации этой работы способствовало создание в структуре органов местного самоуправления города Контрольно-счетной палаты.
Сегодня можно сказать, что за эти три года Контрольно-счетная палата сформировалась как самостоятельный постоянно действующий орган финансового контроля.
С 11 в 2005 году до 32 в 2007-м возросло число контрольных мероприятий, проведенных специалистами Контрольно-счетной палаты в подразделениях Администрации города, в муниципальных предприятиях и учреждениях. Была проверена и финансово-хозяйственная деятельность Курганской городской Думы.
К сожалению, имеют место отдельные нарушения хозяйствующими субъектами исполнения бюджетного законодательства. Так, только в 2007 году в ходе проверок, проводимых в муниципальных предприятиях, установлено необоснованных расходов на сумму 31011,7 тыс.рублей. По итогам проверок 3 материала направлено в правоохранительные органы.
Говоря о некоторых итогах нашей работы за три года, будет правильно сказать, что мы должны искать новые формы работы, уделяя больше внимания незаслуженно забытой контрольной функции расширить практику выездных заседаний комиссий, рабочих поездок комиссий, групп депутатов по избирательным округам, отдельным наиболее значимым для города объектам, предприятиям, учреждениям, организациям.
Нам надо расширить практику работы рабочих групп при подготовке наиболее сложных вопросов для рассмотрения на заседании Думы. В качестве положительного примера привел бы работу рабочей группы по рассмотрению всех вопросов, связанных с принятием решений по возмещению выпадающих доходов ОАО "Регион АвтоТранс-Курган".
Кроме правотворческой и контрольной функции, выполняемой городской Думой, ее депутатами, не менее важной формой работы остается работа с избирателями, их предложениями, заявлениями и жалобами.
Очень много работает с обращениями избирателей депутат Камшилов И.А. Только в прошедшем году он рассмотрел 226 обращений.
Отметил бы настойчивую работу в этом вопросе депутатов Воденникова В.В., Бухарова А.А., Сухарева С.Е. Уже сам факт того, что у них на контроле стоит большое число обещаний исполнителей по обращениям граждан, говорит об их внимании к этой форме депутатской деятельности.
Ответственным направлением в работе депутатов является выполнение наказов избирателей. Наказы охватывают практически все стороны деятельности депутатов: экономику и культуру, народное образование и здравоохранение, жилищно-коммунальные услуги и др. В них выражена воля избирателей. Деятельность депутата направлена на их выполнение и контроль за реализацией.
Сегодня можно сказать, что за эти три года каждый депутат сумел решить какую-нибудь проблему своих избирателей.
В своем округе N2 депутат Семина Н.В. уделила большое внимание благоустройству территории Восточного поселка, установлены малые формы (ул.Пугачева,95, ул.Герцена,123, ул.Достоевского,61), ограждение. Капитально отремонтирован 1 этаж МУ "Средняя общеобразовательная школа N44" и проведен ремонт опорного пункта милиции по ул.Пугачева,9.
Депутату Терещенко В.И. удалось решить в своем округе N4 нелегкую задачу - провести ремонт жилого дома по ул.Советской,196, ремонт систем отопления и водоснабжения, канализации в подвалах жилых домов по ул.Гоголя, 122,124,126,128.
Благодаря инициативе депутата Бондарева А.Г. проведен ремонт системы водоснабжения и канализации в здании гимназии N30, восстановлена пешеходная дорожка по ул.Кирова, сделан отвод ливневых вод с территории двора по ул.Кирова,109а, отремонтированы подъезды жилого дома N109 по ул.Кирова. И все это выполнено в избирательном округе N14.
Много работают в своих избирательных округах депутаты Клепинин И.Ю., Дорофеева Л.Е., Малышев М.А., Кошмар Б.А. и другие.
Вместе с тем, на мой взгляд, эта работа требует своего дальнейшего развития. Интересен, например, опыт Челябинской городской Думы, где ежегодно Администрацией города совместно с депутатами разрабатывается и утверждается целевая программа. Реестр наказов избирателей является новацией города Ижевска. Думаю, в этом вопросе нам есть над чем работать.
Еще одна важная форма работы депутата с избирателями - отчет депутата.
Горожанам нужен прямой диалог с представителями власти. Встречи с курганцами как депутатов, так и Главы города и руководителей Администрации города - отчеты о результатах нашей работы должны быть продуктивными и регулярными.
В стране уже несколько лет идет административная реформа органов государственной власти. Принят Указ Президента Российской Федерации "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов". Ряд городских округов также начал реформу муниципальных органов, на сайтах городов, прежде всего областных центров, открываются порталы муниципальных услуг, утверждаются с учетом мнения общественности регламенты общественно значимых муниципальных услуг. Все это способствует повышению эффективности и прозрачности деятельности органов местного самоуправления. Думаю, нам тоже пора заняться этой работой.
Серьезные политические события конца прошлого и начала этого года определили вектор движения страны и нашего города. Состоялись выборы в Государственную Думу Российской Федерации и Президента России. Их результаты обеспечили преемственность власти и курса. Основополагающая идея развития России - инвестиции в человека, его образование, здоровье, качество жизни. Эта задача стоит сегодня и перед нами. И мы ее выполним!
"Курган и курганцы", N 81.
www.kurgan-city.ru/10index.php?sec=inf&lenta=2&id=78