01 июля 2005
1056

А.Филипенко: `Все, что мы делаем, направлено на повышение качества и уровня жизни населения`

- Александр Васильевич! Подходит к концу 2005 год, юбилейный для возглавляемого вами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Как вы оцениваете этот год с точки зрения социально-экономического развития региона?
- Безусловно, окончательные итоги подводить еще рано. Но уже сейчас можно сказать, что этот год оказался в целом успешным для округа. Наметившиеся в последнее время положительные тенденции социально-экономического развития еще более укрепились. Так, только в первом полугодии объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны от налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность на территории округа, составил 580 млрд. рублей. Для сравнения - за весь 2003 год аналогичный показатель составил лишь 300 млрд., а за 2004-й - немногим более полумиллиарда. Индекс промышленного производства в первом полугодии 2005 г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 105,5%.

При этом объемы производства основных видов продукции продолжают увеличиваться. В январе - июне на территории округа было добыто 130,6 млн. тонн нефти. К концу года мы планируем добыть 274 млн. тонн, в обозримой перспективе выйти на уровень 300 млн. В округе мощнейшая электроэнергетика: за первое полугодие нынешнего года было выработано 32,5 млрд. киловатт-часов электроэнергии. По этому показателю Югра стабильно занимает первое место в Российской Федерации.

В целом же за год объем валового регионального продукта составит по нашим оценкам 1 трлн. 360 млрд. рублей. Это намного больше, чем в любом другом субъекте Российской Федерации.

- Хорошо известно, что Ханты-Мансийский автономный округ занимает первое место в стране по объему промышленного производства. В то же время этот результат достигается в основном за счет топливно-энергетического комплекса. Подобная "моноотраслевая" модель влечет за собой значительные риски для экономического развития региона в целом. Каким образом можно эти риски преодолеть?
- Действительно, сырьевой комплекс вместе с энергетикой составляет в настоящее время 97% всей экономики Югры. Но даже если исключить эти 97%, то оставшегося потенциала вполне хватит для обеспечения нормальной жизнедеятельности нашего округа с населением примерно полтора миллиона человек.

С другой стороны, делать ставку на одну лишь сырую нефть как минимум неблагоразумно. Слишком велика зависимость от уровня цен на "черное золото", от "капризов" мировой экономической конъюнктуры вообще.

Поэтому округ движется в сторону усложнения экономики. В частности, мы активно развиваем нефтепереработку, производство горюче-смазочных материалов. Весной этого года ТНК-ВР ввела в эксплуатацию вторую очередь завода моторного топлива в Нижневартовске. Начата реализация проекта по строительству мини-завода моторных масел в Белоярском районе.

Сейчас заканчивается работа над технико-экономическим обоснованием проекта строительства завода по производству неокисленных битумов на базе тяжелой, вязкой нефти, которая добывается в Нижневартовском районе. В настоящее время завершается подготовка документации, необходимой для проведения тендера по выбору подрядчика. А стройка, как я очень надеюсь, начнется уже в этом году. Ее завершение позволит производить в достаточном количестве новые высококачественные дорожные покрытия, способные противостоять резким перепадам температур, что для нашего округа очень важно.

В округе реализуется программа реструктуризации лесопромышленного комплекса, одно из стратегических направлений которой - развитие глубокой химико-механической переработки древесины. Разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта строительства на территории округа целлюлозно-бумажного комбината общей стоимостью более 1 млрд. долларов США. На очереди - строительство завода по производству древесноволокнистых плит.

В сфере электроэнергетики рассматривается проект установки теплофикационной турбины мощностью 320 мВт на Нижневартовской ГРЭС. Ранее на той же ГРЭС был введен в строй второй энергоблок мощностью 800 мВт. До этого лет 12 назад мы ввели в действие 1 -и энергоблок на той же станции. И больше пусков в нашей стране в этот промежуток времени не было.

В наших планах модернизация другой крупной электростанции в округе - Сургутской, эффективность которой за счет замены действующих энергоагрегатов на новые можно поднять как минимум в полтора раза.

- Однако перечисленные вами проекты в основном относятся к тем отраслям промышленности, которые уже сейчас развиты на территории округа, - ТЭК, электроэнергетике, лесопереработке...
- Поэтому я и говорю именно об усложнении экономики. О ее диверсификации, в строгом смысле слова, речи пока не идет, ведь на нефтегазовый комплекс, повторю еще раз, приходится до 90% всего экономического потенциала Югры.

Как сказал Президент Владимир Путин, "природные богатства - это естественное конкурентное преимущество России". И нам нужно всячески развивать это преимущество, прежде всего путем реализации проектов, о которых я говорил выше. То есть развития производств, связанных с глубокой переработкой углеводородного сырья, иных полезных ископаемых, древесины.

Необходимость усложнения экономики обуславливается и географическим положением нашего округа. Так, экспортировать сырой лес нашим предприятиям не очень выгодно. В этом смысле хорошо тем, кто расположен недалеко от границы: срубил, отвез - и все. А нам приходится везти этот лес через полстраны. Образно говоря, дополнительные производственные издержки "наматываются на колесо".

Похожая картина наблюдается и в нефтегазовой отрасли. Геологоразведка, добыча и переработка углеводородов - все это связано со значительными транспортными издержками. Приведу такой пример: завершение строительства автодороги Ханты-Мансийск - Нягань позволило сделать инвестиционно привлекательными месторождения объемом около миллиарда тонн сырой нефти только лишь за счет сокращения транспортных расходов.

- В этой связи можно предположить, что завершение строительства федеральной трассы Пермь - Ханты-Мансийск - Томск будет способствовать еще большему повышению инвестиционной привлекательности Югры. Скажите, пожалуйста, в каком состоянии находится сейчас этот проект?
- К настоящему времени "сквозной" проезд по этой трассе на территории Ханты-Мансийского автономного округа полностью обеспечен. Проблема в том, что у наших соседей - свердловчан и томичей - работы движутся не столь быстро. В Свердловской области еще не достроен значительный участок дороги. При этом финансирование там нужно небольшое, и я сам обращался к федеральным властям с просьбой оказать содействие в завершении проекта, очень важного как для Ханты-Мансийского автономного округа, так и для всего промышленного Урала в целом. Ведь автодорога Пермь - Ханты-Мансийск - Томск - это кратчайший путь для товаров, произведенных в нашем округе и в соседних областях, на российский и зарубежные рынки.

- Расскажите, пожалуйста, о проекте "Урал промышленный - Урал полярный", который обсуждался на проведенном Владимиром Путиным совещании в Челябинске.
- Суть этого проекта заключается в экономической интеграции регионов Урала и Северо-Западной Сибири, конкретнее, потенциала промышленно развитых областей и природно-ресурсных возможностей северных территорий. Исторически сложилось так, что источники сырья - в основном на Севере - оказались значительно отдалены от перерабатывающих производств, расположенных южнее, - в Пермской, Челябинской, Свердловской областях.

Итак, сырьевой ресурс находится далеко от индустриальных центров, да и самого сырья становится все меньше. Все это может обернуться простоем и, следовательно, убытками для многих промышленных предприятий. Поэтому нужно "приблизить" к ним находящиеся севернее сырьевые запасы.

Основой проекта станет строительство "рокадной" железной дороги вдоль Уральских гор, с восточной их стороны. А далее, как несложно предположить, новая магистраль послужит основой для развития инфраструктуры уральских и западносибирских территорий. Еще раз процитирую нашего Президента. В своем Послании Федеральному собранию 2004 года Владимир Путин отметил, что "с учетом масштабов России развитие инфраструктуры это больше, чем экономическая задача".

В конечном счете проект "Урал промышленный - Урал полярный" позволит диверсифицировать экономику северных регионов, тем самым способствуя реализации президентской концепции перехода от сырьевой модели экономики к транзитной.

- Александр Васильевич, нынешний год по праву можно назвать годом больших реформ. С 1 января вступил в силу Закон о замене натуральных льгот денежными выплатами для социально незащищенных слоев населения, "набирает обороты" реформа местного самоуправления. Расскажите, пожалуйста, о ходе реализации этих преобразований в Югре.
- Реализация положений 122-го закона на территории Ханты-Мансийского автономного округа идет без существенных затруднений. Соответствующие правовые акты приняты в срок. Создан окружной регистр граждан, имеющих право на льготы, - всего их в округе более 100 тысяч человек. Проводится передача в окружную собственность ряда объектов здравоохранения, начального и профессионального образования, а в муниципальную собственность - общеобразовательных учебных заведений, объектов дошкольного и дополнительного образования. Эта работа должна быть полностью завершена к декабрю текущего года.

Что касается реформы местного самоуправления, то ее воплощение в жизнь началось с внесения изменений в Устав автономного округа в части его административного устройства и принятия соответствующего регионального закона. И с будущего года в Югре будет 105 муниципальных образований: 13 городских округов, 9 муниципальных районов, 26 городских и 57 сельских поселений. 2 октября в 83 из них прошли выборы в органы местного самоуправления.

Состоявшиеся выборы продемонстрировали очень высокую активность как избирателей, так и самих кандидатов. В отдельных муниципалитетах количество претендентов на выборные должности достигло 10 человек на место.

Конечно, было бы неверным утверждать, что при проведении реформы местного самоуправления мы не сталкиваемся ни с какими затруднениями. С моей точки зрения, есть две основные проблемы, которые должны быть решены прежде всего.

Первая из них касается межбюджетных отношений. Существующий уровень доходов муниципальных образований явно недостаточен для исполнения переданных им по новому закону полномочий. Приведу следующий пример. Одним из основных источников финансовых поступлений для муниципалитетов является налог на землю. Но чтобы начать его собирать, необходимо составить подробный земельный кадастр. В Югре соответствующая работа проводится уже пять лет и уже близится к своему завершению. И, кроме того, нужен детальный механизм сбора нового налога.

Мы пытаемся сейчас решить эту проблему за счет, скажем так, временных схем. Одна из них - это финансовая поддержка со стороны округа. И впредь при составлении консолидированного бюджета Югры мы будем учитывать потребности муниципальных образований.

Вторая проблема - кадровая. Да, нужны "правильные", хорошо продуманные и написанные законы, нужны эффективные механизмы проведения их в жизнь, .но в первую очередь нужны люди, которые возьмут на себя решение этой непростой задачи. И мы, приступая к проведению муниципальной реформы, совместно с академиями государственной службы в Москве (РАГС) и Екатеринбурге начали подготовку управленческих кадров для муниципальных образований. В целом, я считаю, нам с этой задачей справиться удалось. Мы смогли подготовить необходимое количество специалистов, а насколько качественно - время покажет.

В целом же мы готовы выполнять требования нового Закона о местном самоуправлении с 1 января будущего года. Несмотря на то что Государственная дума РФ приняла решение, допускающее возможность переноса срока вступления в силу отдельных положений этого закона, мы не хотели бы откладывать начало его действия в нашем округе. Конечно, потребуется переходный период, на время которого часть полномочий будет передана на муниципальный уровень. Такое решение мы предложили депутатам Государственной думы и надеемся, что они нас поддержат.

Так или иначе, закон принят, отменять его никто не собирается. И нам нужно его исполнять. Мы должны двигаться вперед, а не топтаться на месте.

- Мы много говорили об экономических достижениях Ханты-Мансийского автономного округа. Каким образом они отражаются на жизни простых людей? Какие позитивные изменения происходят в социальной сфере?
- Безусловно, высокие темпы экономического роста создают все условия для повышения жизненного уровня населения. Как и в начале нашей беседы, приведу несколько цифр. По нашим расчетам, в этом году реальные доходы жителей Югры составят с учетом инфляции 3,5%. Среднемесячная заработная плата увеличится в среднем на 16% по сравнению с прошлым годом и составит 23 000 рублей.

Что касается собственно социальной защиты населения, то в этой области мы смогли решить очень важную задачу: сделать так, чтобы пенсии по старости были не ниже прожиточного минимума. И уже в прошлом году пенсии в реальном исчислении на 25% превысили этот уровень. А к концу этого года пенсии - с учетом всех доплат - вырастут еще на 15% и составят 4,3 тысячи рублей.

Проводящаяся сейчас реформа пенсионного обеспечения, как и преобразования в социальной сфере в целом, потребует дополнительных финансовых ресурсов -в текущем году порядка 3 млрд. рублей. Нагрузка на бюджет округа возросла, но в то же время мы сохранили все предусмотренные законодательством компенсации, надбавки и прочие выплаты.

Конечно, я не хочу приукрашивать нашу действительность, "закрывать глаза" на нерешенные пока что проблемы. В наших ближайших планах -довести до прожиточного уровня минимальные доходы населения. А в целом в социальной сфере, как, впрочем, и во всех остальных, нам предстоит еще много работы.

- И в этой связи последний вопрос. Юбилей - это повод не только "оглянуться в прошлое", но и заглянуть в будущее. Расскажите, пожалуйста, о планах возглавляемого вами правительства округа на перспективу. В частности, каковы основные приоритеты принятой в том году среднесрочной программы социально-экономического развития региона?
- Сначала давайте все же "обернемся в прошлое". Еще не так давно, сего лет двадцать назад, основной акцент в развитии северных территорий делался на увеличение мощности сырьевого сектора. Нам говорили, что наша главная задача - это добывать больше нефти и газа, валить больше леса, а все остальное будет доставлено с Большой земли. Потом стало ясно, что полагаться только на помощь извне не приходится, и мы "все остальное" стали создавать своими силами.

И за минувшие годы, точнее, за десять с небольшим лет развитие Югры перешло на принципиально новый качественный уровень. Вот главный итог всей нашей деятельности за предшествующие годы.

Нам удалось создать условия жизни и работы для всего населения нашего округа. Фактически с нуля создана развитая система образования. Только в этом году на студенческую скамью сели 50 тысяч молодых людей. А ведь еще восемь лет назад высшей школы как таковой в Югре вообще не было. Значительный прогресс достигнут и в области здравоохранения, в социальной сфере в целом. Об изменениях в экономике и о нашей деятельности в этом направлении я уже говорил.

И в этом смысле наши приоритеты остаются неизменными: все, что мы делаем, направлено на повышение качества и уровня жизни населения. Ведь человеческий капитал - это основа устойчивого развития не только нашего округа, но и России в целом. Любой человек, работая на благо своей страны, может рассчитывать на гарантированные - и заслуженные им - социальные блага. А задача любой власти - не важно, федеральной или региональной - в том, чтобы ему эти блага предоставить.

Сегодня мы говорим уже не об уровне, а о качестве жизни. И намерены в ближайшем будущем принять соответствующий закон. А это уже совершенно другое измерение. Повторю мое любимое сравнение: уровень жизни - это когда человек может съесть не один пирожок, а два. Качество жизни - когда человека волнует уже не количество пирожков, а их начинка. Такого состояния мы еще не достигли, но уверенно к нему приближаемся.

www.admhmao.ru/governer/Guber_v/statyi/2005/statya24.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован