Проект "Урал промышленный - Урал Полярный" нацелен не на быстрое освоение северных территорий, а на комплексное развитие всего Уральского региона. Почти 544 млрд. рублей будут направлены не только на экономическое развитие, но, что не менее важно, - на социальное. О ходе реализации этого проекта и перспективах развития региона рассказывает губернатор Ханты-Мансийского округа - Югры Александр Васильевич Филипенко.
Каких целей планируется достичь при реализации проекта "Урал промышленный - Урал Полярный"?
Основа экономики Югры сегодня - топливно-энергетический комплекс. Однако зависимость экономики от моносырьевого сектора носит негативный характер в связи с меняющейся конъюнктурой на мировых рынках. Наступило время изменения структуры экономики путем сокращения доли нефтегазового сектора в валовом региональном продукте. Наличие богатейших месторождений твердых полезных ископаемых в западной части округа может служить базой для формирования горнорудного кластера Приполярного Урала как одного из основных инструментов диверсификации экономики. Сегодня главным механизмом в осуществлении этой масштабной идеи является проект "Урал промышленный - Урал Полярный".
Но реализация проекта преследует несколько целей.
Как предусмотрено Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа до 2020 года, предполагается снизить с более чем 80% до 48% долю нефтегазового сектора в валовом региональном продукте. При этом надо учесть, что этих целей мы будем добиваться не за счет снижения объемов добычи углеводородного сырья, а за счет развития другого сектора, в том числе горнодобывающей, лесоперерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей на Приполярном Урале.
Во-вторых, разработка залежей полезных ископаемых на Приполярном и Полярном Урале обеспечит более дешевым сырьем предприятия промышленного Урала, а значит, повысит их конкурентоспособность. Так, если ранее промышленный Урал, производящий около 45% чугуна, стали, проката, основной объем титана, более 60% товарного асбеста, 100% калийных удобрений, был одним из наиболее обеспеченных минерально-сырьевыми ресурсами регионов страны, то в последние годы на Урал завозится около 60 млн. тонн в год различных видов полезных ископаемых. Расстояние перевозок достигает 2-3 тыс. км. Максимальное же расстояние от Приполярного и Полярного Урала - от месторождений, где находится основное сырье, потребляемое предприятиями промышленного Урала, составляет около 1000 км.
В-третьих, предусмотренное проектом строительство транспортного коридора по восточному склону Уральских гор позволит укрепить каркас транспортной системы Урала и Западной Сибири, решить стратегическую задачу внутреннего территориального и экономического развития западной части Югры. Благодаря этому транспортному коридору на Новый Порт и Харасавэй, Россия получит выход к портам Северного Морского Пути, что, в свою очередь, обеспечит транзит грузопотоков из Европы на рынки Средней Азии и стран Персидского залива через Северный Морской Путь с выходом на Трансазийский транспортный коридор. Кроме того, транспортный коридор свяжет ресурсную базу Приполярного и Полярного Урала со старопромышленными районами. Кроме освоения месторождений полезных ископаемых Приполярного и Полярного Урала появится возможность осваивать лесопромышленную зону западной части округа, зону перспективной газодобычи полуострова Ямал.
В чем особенность этого проекта?
Проект "Урал промышленный - Урал Полярный" уникален по всем параметрам. Аналогов ему в современной России нет. Проект реализуется на территории сразу двух субъектов Российской Федерации - Югры и Ямала, а заинтересованы в нем как минимум еще четыре региона Уральского Федерального округа.
"Урал промышленный - Урал Полярный" - сложный проект, который объединяет на единой инфраструктурной основе разнородные локальные проекты, существенно различающиеся по срокам реализации и продолжительности, при этом сам он рассчитан на длительную эксплуатацию. И тут необходим комплексный, сбалансированный подход.
Какие отрасли планируется развивать в первую очередь?
Кроме первоочередного развития транспортной и энергетической инфраструктуры, подробного геологического изучения недр, комплексного освоения месторождений и создания современных производств, необходимо своевременно опережающими темпами создавать социальную инфраструктуру. Только на территории Березовского района автономного округа при реализации проекта "Урал промышленный - Урал Полярный" может быть создано свыше 60 тысяч рабочих мест, с семьями это количество увеличится более чем до 150 тысяч человек. Необходимо обеспечить этих людей современным жильем, отвечающим всем требованиям, создать социальную инфраструктуру (школы, больницы, культурные учреждения, места отдыха, сервисные предприятия). Это требует взаимодействия работы органов власти всех уровней, органов местного самоуправления и инвесторов.
Вы отметили, что большую роль в проекте играет развитие транспортной инфраструктуры. Что планируется сделать для ее развития, и как строительство транспортной инфраструктуры отразится на экономике региона?
Конечно, основой развития экономики является транспортная доступность сырья и рынков сбыта. Поэтому в первую очередь необходимо создать транспортную и энергетическую инфраструктуры, провести более подробное геологическое изучение недр Приполярного и Полярного Урала. В настоящее время идет разработка проектной документации для строительства железной дороги. На эти цели из Инвестиционного фонда РФ выделено 4,2 млрд. рублей, 2,3 млрд. рублей - средства ОАО "Корпорация Урал промышленный - Урал Полярный". До конца этого года планируется закончить разработку проекта строительства железной дороги. В I квартале 2009 года предполагается согласовать этот проект с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами и приступить к строительству железнодорожной линии "Полуночное-Обская".
Для разработки проектной документации немецкой компанией "DB-International" и ОАО "Корпорация Урал промышленный - Урал Полярный" создано совместное предприятие ООО "Уралстройтехнологии". Железная дорога проектируется с применением новой информационной технологии управления проектами. Использование немецкого инновационного метода DB-I и новейшей для России информационной платформы Share Point позволяет значительно повысить качество и сократить сроки проектных работ, в дальнейшем и строительство других объектов транспортной инфраструктуры. Одновременно с железной дорогой по восточному склону Урала планируется строительство автомобильной дороги "Агириш-Обская" протяженностью 795 км, большая часть которой пройдет по территории Югры. Автомобильная дорога свяжет несколько населенных пунктов и станцию Обская.
Реализуются ли уже сейчас какие-нибудь проекты в регионе?
Да, не дожидаясь строительства транспортного коридора, некоторые локальные проекты уже осуществляются. С 2000 года реализуется проект по производству минеральных добавок для сельского хозяйства, фильтров для очистки воды, лекарственного препарата "Климонт" из цеолита. В городе Нягань идет строительство предприятия по производству продукции из высокочистого кварцевого концентрата для светотехнической, электронной, волоконно-оптической отраслей экономики. Сырье поставляется из уникальных месторождений особо чистого кварца, которые находятся на Приполярном Урале, в Березовском районе. Планируемый срок ввода всех мощностей - 2010 год.
В июне этого года Территориальная энергетическая компания приступила к реализации инвестиционного проекта по строительству Няганьской ГРЭС. Это стало возможным благодаря принятию предложений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа по корректировке соглашения о сотрудничестве, которое заключено между Югрой, Ямалом, Тюменской областью и РАО "ЕЭС России". Первые два энергоблока мощностью по 400 МВт планируется запустить в эксплуатацию в 2010-2011 годах. Всего до 2020 года предусматривается ввод восьми блоков общей мощностью 3200 МВт.
По предварительным расчетам в будущем здесь можно построить крупные ТЭЦ на угле общей мощностью до 4800 МВт, что позволит не только полностью закрыть все энергопотребности наших северо-западных территорий, но и продавать избыток электроэнергии за пределы округа. Также на Приполярном Урале предусматривается строительство железорудного горно-обогатительного комбината мощностью 3 млн. тонн руды в год, меднорудного горно-обогатительного комбината - 2 млн. тонн руды в год, трех угледобывающих разрезов общей мощностью 19,5 млн. тонн угля в год. Планируется организовать глубокую, безотходную лесопереработку мощностью до 100 тыс. куб. м в год.
ОАО "Корпорация Урал промышленный - Урал Полярный", учредителями которого на паритетных началах являются Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа и Тюменская область, заключило семь соглашений общей инвестиционной емкостью более 175 млрд. рублей. Например, соглашения с ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат" на освоение месторождений хромитов на сумму свыше 10 млрд. рублей, с ЗАО "Альянс Групп" о финансировании геологоразведочных работ и освоения месторождений бурых углей на сумму более 12 млрд. рублей, а также последующем строительстве электростанции стоимостью 73 млрд. рублей, с ГПК "Север" на геологическое изучение, разведку и добычу медно-цинковых руд Северо-Сосьвинского месторождения на сумму около 10 млрд. рублей и другие.
Какие инновационные технологии применяются при реализации проектов?
При реализации всех проектов по освоению Приполярного Урала предусматривается использовать самые передовые методы и технологии. Создание горнопромышленных районов является одной из множества новаций, применяемых для реализации проекта "Урал промышленный - Урал Полярный", среди которых уникальные технологии проектирования и строительства железнодорожных линий, предложения по площадному лицензированию участков недр и экспресс-технологиям поиска и оценки месторождений, механизмы управления и реализации инвестиционных проектов.
Специалистами изучаются технологии производства электроэнергии на когенерирующих установках, предложенные красноярскими и чешскими разработчиками. Это технология также является инновационной.
При реализации мега-проекта "Урал промышленный - Урал Полярный" стоит задача снижения расходов бюджетов всех уровней при одновременном увеличении доли частных инвестиций. На первом этапе освоения уже заложено более 2 млрд. рублей в бюджете автономного округа на геологическое изучение территории. Бюджетные средства вкладываются в проектирование железной дороги, ее строительство. Строительство автодороги также будет финансироваться преимущественно за счет бюджетных средств.
Будет ли использоваться механизм государственно-частного партнерства?
Я сказал, что такая задача поставлена. В дальнейшем планируется привлечение средств частных инвесторов не только в производство, но и в создание социальной инфраструктуры. И в этом надежды возлагаются на использование механизмов государственно-частного партнерства. Органам власти необходимо доработать механизмы софинасирования проектов за счет бюджетных и внебюджетных инвестиций, прямой государственной административной поддержки инвесторов, долговременного размещения инвестиций под государственные гарантии, снижения и разделения рисков частных инвесторов, упрощения бюрократических процедур и другие. В автономном округе планируется разработка и принятие закона "О государственно-частном партнерстве", программы развития государственно-частного партнерства.
Какие дополнительные эффекты для регионов и страны в целом могут быть получены в ходе реализации этих проектов?
Освоение месторождений обеспечит промышленный Урал сырьем более чем на 100 лет, по предварительным оценкам реализация проекта позволит увеличить объем ВВП России до 40%. Существенно возрастут доходы бюджетов всех уровней. Так, по самым осторожным оценкам, прямые налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации к 2020 году превысят 250 млрд. рублей, а с учетом косвенного налогового потока эта сумма увеличится более чем в два раза.
На какой стадии сегодня находится реализация проекта "Урал промышленный - Урал Полярный"?
Правительство автономного округа, заинтересованные стороны постоянно работают над реализацией проекта. Так, в августе 2008 г. подписано Соглашение о сотрудничестве между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и ОАО "Корпорация Урал промышленный - Урал Полярный", в прошлом месяце была сформирована рабочая группа по реализации соглашения. По итогам заседания рабочей группы в реализации проекта определены первоочередные горнопромышленные районы.
На заседании Инвестиционной комиссии, которое прошло в сентябре в рамках VII Инвестиционного форума "Сочи-2008", рассматривался и был решен положительно вопрос об утверждении паспорта комплексного инвестиционного проекта "Урал промышленный - Урал Полярный", реализуемого при государственной поддержке за счет Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Специалисты и ученые уже сегодня называют этот проект важнейшим для промышленного развития России. Мы в Югре расцениваем его реализацию как источник роста региональной экономики.
www.admhmao.ru/governer/Guber_v/statyi/2008/statya25.htm