Ханты-Мансийский автономный округ является сегодня одним из самых активно развивающихся регионов России, обладающим наиболее высоким производственным и финансовым потенциалом. О причинах эффективного развития отдельно взятого округа мы попросили рассказать его губернатора АЛЕКСАНДРА ФИЛИПЕНКО.
- Александр Васильевич, раскройте секрет: в чем привлекательность Ханты-Мансийского автономного округа?
- Во-первых, конечно, в богатых природных возможностях территории, на которой он расположен. Ханты-Мансийский округ является основным нефтегазодобывающим регионом России, и на сегодняшний день здесь открыто более 400 месторождений, подавляющее большинство которых приходится на нефтяные. Назову лишь наиболее крупные - это Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское и Приобское. А есть еще и (в порядке убывания) нефтегазоконденсатные, газовые, нефтегазовые и газоконденсатные. Запасы нефтяных и газонефтяных месторождений региона составляют около 20-ти млрд. тонн. В разработке находится более 1 80-ти месторождений углеводородного сырья. Около 57% - такова доля региона в общероссийском объеме добычи нефти; 6,9% - в мировом. Потенциальные возможности округа в добыче нефти составляют, по оценкам зарубежных экспертов, около 70% от всего потенциала России. Неудивительно, что в такой ситуации более трех четвертей объема промышленного производства нашего региона приходится на нефтедобычу.
Кроме нефти, на территории Югры добываются россыпное золото, жильный кварц и коллекционное сырье. Открыты месторождения бурого и каменного угля. В горной части округа обнаружены железные руды (ресурсный потенциал которых можно оценить в сотни миллионов тонн), а также проявления бокситов, меди, свинца, цинка, ниобия, тантала и другие полезные ископаемые. Находятся в стадии подготовки к разработке месторождения декоративного камня, кирпично-керамзитовых глин, строительных песков. Разведаны эксплуатационные запасы минеральных (йодо-бромных) вод. Очевидно, что по своим потенциальным ресурсам, степени их разведанности, возможностям добычи, развитости производственной инфраструктуры и рентабельности освоения запасов округ на ближайшие 30 лет останется стратегической ресурсной базой России.
Но и это еще не все. Значительная часть Югры покрыта лесами, составляющими около 3,8% лесного фонда России. Лесопромышленный комплекс округа представлен лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленностью. Сегодня у нас заготавливается около двух млн. кубометров деловой древесины в год, а потенциальные возможности просто громадные - более трех млрд. кубометров.
Поэтому неудивительно, что Югра имеет сегодня один из самих высоких производственных и финансовых потенциалов среди российских регионов и занимает первое место по объемам промышленного производства, по добыче нефти и производству электроэнергии, а по добыче газа уступает только Ямало-Ненецкому автономному округу. А также стоит на втором (после Москвы) месте по инвестициям в основной капитал. По результатам деятельности за 2004 год объем этих инвестиций за счет всех источников финансирования составил 191,6 млрд. рублей, или 101% в сопоставимых ценах к предыдущему году. При этом инвестиции в газоперерабатывающую промышленность выросли вдвое; в нефтеперерабатывающую - в четыре раза.
Международное агентство Standard&Poor`s присвоило округу кредитный рейтинг в иностранной валюте "ВВ-" с прогнозом "Стабильный". Одновременно ему присвоен и самый высокий рейтинг "ruАА" по российской кредитной шкале. Наиболее благоприятными отраслями для привлечения инвестиций являются нефтедобыча, нефтегазопереработка, разведка и добыча твердых полезных ископаемых, лесоперерабатывающий комплекс.
- Неужели дело только в природном потенциале?
- Нет. Большую роль играют такие критерии, как политическая стабильность, последовательность и непрерывность экономических преобразований, отсутствие дестабилизирующих факторов, плодотворное сотрудничество законодательной и исполнительной ветвей власти, развитая система местного самоуправления.
При этом постоянно совершенствуется окружная нормативно-правовая база, стимулирующая инвестиционную деятельность. В частности, создаются благоприятные условия для инвестиций: предоставляются налоговые льготы в пределах сумм, зачисляемых в бюджет автономного округа, инвестиционные налоговые кредиты и так далее.
Благодаря этому Югра интересна и популярна не только в России, но и за рубежом. Мы активно сотрудничаем с такими странами, как Финляндия, Канада, Венгрия, Германия, Великобритания, США, Китай, Япония, Украина, Белоруссия. Основными направлениями в развитии внешнеэкономической деятельности являются торговля, привлечение прямых иностранных инвестиций, информационный обмен. Доля округа в общем объеме экспорта России возросла с 4,4% в 1 999-м до 13,1% в 2003 году. Основные виды экспортируемых товаров - нефть, которая составляет более 98 процентов от общего объема экспорта региона, нефтепродукты и деловая древесина.
Свыше 50-ти стран импортируют свою продукцию в Ханты-Мансийский округ. Большая часть товаров ввозится из США, Австрии, Германии, Великобритании, Чехии, Японии. В структуре импорта преобладают машины и оборудование, материалы и товары народного потребления (включая продовольствие и медикаменты), строительные услуги, современные технологии. Основная цель импорта - развитие промышленного производства, эффективного технологического менеджмента, привлечение передовых технологий, не имеющих аналогов в России.
В настоящее время идет модернизация структуры экономики округа. Помимо развития таких отраслей, как нефтеперерабатывающая, газоперерабатывающая, деревообрабатывающая и горнодобывающая, большое внимание уделяется производству строительных материалов, агропромышленному комплексу, а также совершенствованию транспортной инфраструктуры.
- Какое место занимает в ней железнодорожный транспорт?
- В общей структуре перевозок округа он делит пальму первенства с водным и обеспечивает транспортно-экономическую связь с промышленными районами России и Ямало-Ненецким автономным округом. Здесь осуществляют свою деятельность три отделения Свердловской железной дороги: Сургутское, Нижнетагильское и Свердловское. Общая длина железнодорожных путей - 1 106 километров. В западной части Югры железная дорога обслуживает лесопромышленные предприятия, на северо-востоке - предприятия нефтегазовой отрасли.
- Как, с Вашей точки зрения, можно охарактеризовать степень взаимодействия правительства автономного округа и Свердловской железной дороги?
- Успешность работы любой железной дороги напрямую связана с уровнем развития региона, по которому пролегают ее стальные рельсы. И, в свою очередь, от степени развития транспортной инфраструктуры зависит привлекательность и динамичность той или иной территории. Можно сказать, что в этом смысле Свердловская железная дорога и Ханты-Мансийский автономный округ находят общий язык.
Между правительством региона и Свердловской магистралью ежегодно заключается Финансово-экономическое соглашение о взаимодействии, которое является основополагающим документом и определяет конкретные обязательства каждой из сторон на очередной период. Так, например, в текущем году совместно с СвЖД планируются строительство и реконструкция вокзалов на станциях Приобье, Нягань, Сургут и Верхнекондинская в целях повышения качества инфраструктуры для перевозки пассажиров. Чтобы сохранить доступность пассажирских перевозок для жителей округа, из его бюджета в этом году выделены средства на возмещение убытков от пригородных пассажирских поездов и эксплуатации малоинтенсивного участка Верхнекондинская-Агириш. В рамках областной целевой программы "Сотрудничество" на 2005-й предусмотрены определенные суммы на приобретение железнодорожных пассажирских вагонов для комплектования второго состава фирменного поезда "Нижневартовск-Тюмень-Москва".
Кроме того, при правительстве округа работает транспортная комиссия, на заседаниях которой совместно с представителями Свердловской железной дороги и руководителями промышленных предприятий округа обсуждаются вопросы перспективного развития Сургутского, Нижнетагильского и Свердловского отделений в связи с реорганизацией ОАО "Российские железные дороги". Подвергается подробному анализу организация движения пассажирских поездов, выясняются причины простоев вагонов при погрузке-выгрузке и выполнение железной дорогой графиков поставки полувагонов для промышленных предприятий округа. Также поднимаются вопросы передачи железной дорогой объектов ЖКХ в муниципальную собственность, обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте и так далее.
www.admhmao.ru/governer/Guber_v/statyi/2005/statya4.htm