24 апреля 2007
285

А.Кац: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПЕРМИ, КОТОРУЮ ГОТОВЯТ В МЭРИИ, ПРИЗВАНА ОСТАНОВИТЬ `РАСПАД` ГОРОДА

В рамках "Дней Пермского края в Совете Федерации" руководители Перми презентовали проект стратегии социально-экономического и пространственного развития краевой столицы. По замыслу чиновников, реализация этого проекта позволит к 2020 году превратить Пермь в сервисный, корпоративный и инновационный центр. А главное - восстановить статус города-"миллионника".
Над стратегией развития Перми мэрия начала работать около двух месяцев назад. Учитывая, что к моменту презентации Пермского края в Совете Федерации ключевые блоки были сформированы, Игорь Шубин и Аркадий Кац воспользовались шансом и представили свои наработки в верхней палате российского парламента. Особенно важно, по словам сити-менеджера Перми Аркадия Каца, что идеи были озвучены вместе с краевой программой социально-экономического развития.
Это говорит о единстве целей, готовности края поддерживать Пермь как точку роста.
При этом городской документ, в отличие от краевого, пока не претендует на статус стратегии. Чиновники настаивают, что это лишь "основные направления" социально-экономического и пространственного развития.
В основе - все тот же классический блочный подход. Администрация Перми выделяет пять блоков: экономического развития, пространственного развития, блок предоставления социальных услуг, блок содержания инженерной инфраструктуры и бюджетный блок. Сегодня "прорисованы" только два из них. Над остальными работа начнется позднее.
Будущая стратегия рассчитана на период реализации Генерального плана Перми, то есть до 2020 года. В рамках этого периода выделяется краткосрочная перспектива: 2011 год - окончание срока полномочий действующей управленческой команды.
По мысли разработчиков, главной особенностью сегодняшнего этапа развития страны является переход к рыночным принципам организации экономики и почти полный отказ от участия государства в построении экономики прямым и детальным планированием и финансовым обеспечением. В этих условиях все территориальные образования суть конкуренты ("субъекты конкурентной борьбы"). А "объекты конкурентной борьбы" - люди и бизнес, которые естественным образом стремятся найти наиболее комфортные условия существования. И Пермь не исключение.
"Что такое успех в конкурентной борьбе? Это выбор территории населением в качестве места своего проживания, - рассуждает Кац. - Если люди будут приезжать сюда жить... Хотя начать следует с того, будут ли они вообще здесь оставаться, рожать здесь, воспитывать детей, - тогда это успех. Рост населения, восстановление статуса "миллионника" - это успех в борьбе. И еще это ключевой показатель оценки развития".
В противном случае, по мысли авторов документа, Перми с ее географией - обширной территорией, изрезанной мелкими реками, оврагами и логами - при сокращении численности населения грозит распад. Учитывая, что население за руку не приведешь, необходимо создать условия для проживания. Отсюда - две задачи, стоящие перед городским руководством на пути достижения цели: создание рабочих мест и благоприятных условий проживания.
Предполагаются две сферы приложения усилий: экономика и пространственное развитие.

ЗАРАБОТАТЬ И ПОТРАТИТЬ
В экономической части разработчики исходят из принципа максимального использования конкурентных преимуществ.
"Нельзя быть успешными во всех отраслях, - говорит Аркадий Кац. - Надо отобрать самые сильные стороны города и двигаться в этих направлениях". Их, по мнению разработчиков, три.
"Пермь - сервисный центр". Главное преимущество в этой части, которое сегодня не используется, - это высокий уровень доходов населения. Причем, по данным статистики, среднедушевой доход населения (20700 руб.) на 67проц превышает среднемесячную зарплату (12400 руб.). То есть, помимо "продажи собственного труда", жители получают прибыль от рентной и предпринимательской деятельности, от сдачи в аренду имущества, от денежных вкладов в банках, от ценных бумаг и т. д. По этому показателю Пермь занимает лидирующие позиции в стране.
Но есть одна беда: эти деньги не всегда остаются в городе. Отсюда вывод: в Перми недостаточно торговых, досугово-развлекательных, спортивных и тому подобных центров. Причем, по выражению Каца, в этом направлении особых усилий прилагать не требуется: инвесторы "ломятся", поэтому надо просто предоставить им возможность зайти. По подсчетам специалистов, к 2020 году здесь можно трудоустроить порядка 30 тыс. человек. "Это несколько ПНОСов!" - оценивает эту цифру сити-менеджер.
"Пермь - центр корпоративного управления" - второе направление развития города. Сокращение численности населения связано не только с естественной убылью, но и с трудовой деятельностью горожан. Учитывая, что большинство пермских предприятий входят в структуру вертикально интегрированных компаний, большинство хороших специалистов покидают город, "корпоративный лифт" поднимает их наверх. Поэтому необходимо сделать так, чтобы именно в Перми базировались центральные офисы компаний.
Конкурентное преимущество заключается в отлаженной инфраструктуре ("порт пяти морей", наличие аэропорта, железнодорожного узла), в эффективной системе подготовки кадров (вузовская система, готовящая специалистов практически по всем востребованным специальностям), льготном налоговом режиме.
И последнее направление развития - "Пермь - центр инновационной промышленности". По признанию Каца, это самая сложная тема, но "задел есть". В частности, все та же система подготовки кадров, многоотраслевой промышленный потенциал, научный и инновационный потенциал и т. д.

РАССЕЛИТЬ И ЗАСТРОИТЬ
В части пространственного развития в будущей стратегии представлены следующие направления. Во-первых, реконструкция территорий с наличием ветхого жилого фонда за счет "перекладывания" обязательств по расселению на победителя земельного аукциона, формирования более плотной структуры городского землепользования. Во-вторых, перепрофилирование и реорганизация промышленных территорий и перебазирование объектов производственного назначения (42проц застроенной территории). И, в-третьих, освоение новых территорий и комплексная застройка.
Расчеты специалистов показывают, что ежегодный ввод жилья в 2010 году может достичь 600 тыс. кв. м. На следующем же этапе (2011-2020 годы) для достижения целей необходимо построить 6630 тыс. кв. м или в среднем в год по 660 тыс. кв. м, то есть почти в рамках достигнутых объемов по сравнению с 2010 годом.
Необходимым условием пространственного развития является развитие инженерной инфраструктуры. В условиях изменения федерального законодательства меняются функции муниципалитета, происходит выход из прямой операционной деятельности, но полномочия по организации у власти остаются. Таким образом, город должен эффективно оказывать инфраструктурные услуги городского хозяйства для населения и бизнеса.
Здесь также выделяются три направления деятельности. Необходимо перейти на рыночные условия предоставления коммунальных благ; сформировать стандарты, стоимость, систему контроля объема и качества их оказания; перейти на систему пользовательского характера оплаты услуг инфраструктуры города.

ЗЕМЛЮ - ИНВЕСТОРАМ
Вместе с тем и экономическому, и пространственному развитию сейчас препятствует "земельный вопрос". Аркадий Кац заключает, что в этой сфере в городе сложилась кризисная ситуация. "Если земля будет предоставляться так же, как сейчас, мы не привлечем ни одного инвестора!" - возмущается сити-менеджер.
В большей степени кризис затронул непрозрачную систему выделения земельных участков под развитие бизнеса. И в первую очередь ее "затуманивают" пресловутые административные барьеры. "Любой заинтересованный инвестор должен получать участок, - говорит глава администрации. - И чиновник будет нести за это принципиальную ответственность".
По мысли сити-менеджера, среди прочих способов достижения заявленных целей нужно "подумать" над дополнительными инвестиционными льготами.
Например, если инвестор хочет осваивать земельный участок, который сегодня простаивает, можно на пять лет освободить его от уплаты земельного налога. Чтобы "не душить с первого дня", дать бизнесу время "на раскрутку". Но это пока только личные соображения Каца, для введения таких преференций, естественно, необходимо решение гордумы.
Другая часть реализации намеченной "стратегии" - решение инфраструктурных вопросов. В частности, планируется реализация наиболее крупных инфраструктурных проектов, связанных с дорожным строительством. С другой стороны, муниципальные власти будут работать в направлении легитимизации и повышения прозрачности в отношениях между инвесторами и сетевыми компаниями. Здесь, в первую очередь, имеется в виду переход на плату за подключение к сетям.
Состоявшаяся в Совете Федерации презентация - не более чем первый шаг в направлении формулирования стратегии развития Перми. Своего рода "декларация о намерениях". "Это не документ, это наши мысли, основные векторы развития, - заключает Кац.
В ближайшее время планируется провести обсуждение этих мыслей на коллегии при главе Перми. Затем, если возникнет необходимость, будет сформировано конкурсное задание, и разработкой конкретной стратегии займется независимая экспертная компания. Причем, помимо экономического и пространственного развития, будут сформированы направления развития по остальным блокам. Результат работы экспертов будет утверждаться депутатами гордумы.

Евгения Пастухова

Новый компаньон, N15 (452), 24 апреля 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован