Обеспечение глобальной стратегической стабильности в отдельных крупных регионах остается одной из центральных задач внешней и оборонной политики нашей страны. И эта задача решается комплексом дипломатических, правовых, военно-стратегических и военно-технических мер; при этом исключительно важную роль играли и играют факторы политико-психологического порядка.
Мое мнение, что наличие должного уровня стратегической стабильности обеспечивает устойчивость мирополитической системы в конфликтных и кризисных ситуациях. Напомню, что основные критерии стратегической стабильности были заложены еще в 1970-е годы и во многом сохраняют свою значимость и по сей день.
Скажу, что в наиболее общем плане, "на самом верхнем этаже", в "центральном ядерном сегменте", стратегическая стабильность сводится к неспособности ни одной из сторон к обезоруживающему упреждающему удару и к соответствующему восприятию политиками этого обстоятельства. В этом плане Россией даже в тяжелейшие 1990-е годы были приложены значительные усилия по развитию национальных стратегических средств ядерного сдерживания, по созданию научно-технического задела под следующее поколение системы предупреждения о ракетном нападении, под модернизацию системы боевого управления стратегическими ядерными силами.
Все эти заделы успешно реализуются в нынешнем десятилетии, обеспечивая и бинарную и глобальную устойчивость военно-стратегического равновесия. В усилиях России по обеспечению стратегической стабильности сегодня еще более важную роль играют асимметричные меры, асимметричные стратагемы, и они обладают значительным политико-психологическим эффектом.
Считаю, что одной из важнейших задач обеспечения стратегической стабильности является предотвращение дальнейшего распространения ядерного оружия. Оно требует все более сложного в дипломатическом, научно-техническом и военно-стратегическом отношении взаимодействия международного сообщества и прежде всего постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Я считаю, что значительным успехом в этом плане следует считать результаты переговоров по северокорейской ядерной проблеме в "шестистороннем формате", образованном во многом благодаря инициативе российской дипломатии.
В рамках этого "шестистороннего формата" удалось добиться изменения изначально весьма агрессивной позиции нынешней администрации США; во многом это было результатом тесного и весьма конструктивного взаимодействия России и Китая по этой проблеме.
Но нельзя забывать, что необходимо наращивать усилия международного сообщества по предотвращению попадания в руки террористов оружия массового поражения, расщепляющихся материалов.
Кокошин Андрей Афанасьевич
17.12.2007
http://politik.km.ru/politik/index.asp?data=17.12.2007%208:00:00&archive=on
viperson.ru