Говорят, что нынче мало демократии. А раньше было больше. Может быть, и так. Только я не знаю, что лучше. По крайней мере для экономики.
Ее реформировали либералы. То есть правые. Довольно болезненно. Травмировали электорат. А левые его жалели. Мазали зеленкой. Дули на раны. Обещая дать много денег. Вернуть низкие цены. Все это несли на свободные, демократические выборы. Людям нравилась забота. Пусть даже на словах. Итог: коммунистические Думы.
Одна такая приняла интересный закон. В 1995 году. Содержание: полное восстановление сбережений, утраченных гражданами три года назад. Следом пулей вылетел еще один - о повышении зарплат и пенсий. Минимальная цена обоих - 340 триллионов рублей. 120% (!) тогдашнего бюджета. Каковой уже был принят. И все расходы расписаны до копейки...
Что это? Сюжет для Книги рекордов Гиннесса. А по сути - форменное издевательство. Над здравым смыслом и собственной страной. Экономическое хулиганство. Не оппозиция, а те, кого ищет милиция.
Как-то позвонил одному из предводителей. Встретились. В неформальной обстановке. Сначала он валял дурака. Мол, наше дело - принимать законы. А ваше - выполнять. Будете отлынивать - привлечем к ответственности. Заведем дело... Мне надоело. Хватит, говорю, пугать. Давайте по существу. Стал откровеннее. БН, говорит, в любом случае проигрывает. Наложит вето - против народа пошел. Подпишет - давай деньги. Ах нет? Украл, пропил. Да, мы ненавидели демократию. А теперь полюбили. Эффективный механизм. Для сноса вашего режима.
Еще долго хорохорился. Задирал свой длинный красный нос. Его отца, Карла, я лично не знал. Только по толстым книгам и первомайским плакатам. А вот с карабасами был знаком хорошо. Кукловоды, конечно, не всесильные. Но довольно влиятельные. Кого-то могли на гвоздик повесить. Или хотя бы нос укоротить. Запрашивали, правда, слишком много. Не только в деньгах, но и в постах. Такую торговлю считал неприемлемой. Даже унизительной. Активно противодействовал. И, наверное, был не прав.
Пресса тоже была свободной. Ежедневно оповещала о тотальной коррупции. И о том, что наверху сборище взяточников, идиотов и алкоголиков. Больше всех доставалось президенту. Переживал страшно. Особенно когда прикладывали дочерей. Несколько раз слышал уговоры. Мол, Борис Николаевич, только дайте команду. Прижмем врунов. Накажем. Шеф тяжело вздыхал. Нельзя, отвечал, я же обещал демократию. Буду терпеть...
Меня били трижды. Всегда знал - за что и кто сказал "фас". Ощущения неприятные. Страдал. Но твердо следовал тропою БН. Информационным карабасам не звонил. С буратинами не судился. Один из них, правда, потом повинился. Объяснив случившееся интересами начальства, жены и детей.
Так формировался имидж России. С ним отправлялись на Запад. За деньгами. Встречали приветливо. Хвалили за демократию и открытость. Сочувствовали. Тяжело, говорили, жить в стране, где с утра до вечера только пьют и воруют. А еще за каждым углом прячется бандит с автоматом. Мы возражали. Объясняя разницу между борьбой мнений и борьбой кланов. Бесполезно. Подслеповатые люди. Привыкшие доверять всему сказанному и написанному.
Предъявляли иностранцам цифры и факты. Те добавляли сведения из статей и телепередач. Говорили о высоких рисках. Суммировали. Получалось повышение процента за кредит. Или вычитали. Что оборачивалось понижением суверенного рейтинга. Особенно обидно было накануне дефолта. И так уж падали. А тут еще подталкивали в спину. Кто? Свои.
Демократия у нас своеобразная. Управляемая. Раньше была олигархической. Теперь стала чиновничьей. И еще долго такой будет.
Государственные карабасы мне нравятся больше. Не дерутся друг с другом. А если и враждуют, то безопасно для окружающих. Остановили разорение государственной казны. Не унижают собственную страну. Частные были хуже. Алчные. Недалекие. Наглые. Даже не карабасы. Барабасы какие-то. Их судьбы сложились по-разному. Иных уж нет, а те далече. Но это уже другая история...
12.09.2007
Александр Лившиц
http://www.finiz.ru/kolonka/article1244447