04 апреля 2007
1283

Абрамовичу не хватает денег

Премьер-министр РФ Михаил Фрадков во вторник посетил столицу Чукотки Анадырь, где встретился с губернатором Романом Абрамовичем и провел совещание по вопросам стратегии развития региона. По его итогам было принято решение до 2020 года вложить в экономику округа порядка 106 млрд рублей. Средства будут привлекаться на основе государственно-частного партнерства, в частности, из Инвестфонда РФ. Основной акцент планируется сделать на транспортной инфраструктуре, геологоразведке и энергетике.

Чукотка стала первым пунктом трехдневной поездки премьер-министра, которая проходит в рамках поручения президента РФ Владимира Путина о формировании федеральной стратегии развития Дальневосточного региона. Михаил Фрадков посетит также Камчатку и Магаданскую область.

Открывая совещание Фрадков заявил, что федеральный центр всемерно поможет Чукотке - и финансово, и организационно. Премьер весьма позитивно охарактеризовал деятельность Абрамовича на посту губернатора: "Действительно, налицо заметные преобразования, связанные и с появившимися возможностями в электрообеспечении и теплоснабжении. Отражается, может быть, не так много, как хотелось, но и дороги реконструируются, решаются вопросы социальные - школы, магазины, медицинские учреждения, много женщин с колясками, и это все такие вопросы житейские, но они требуют усилий и хорошо, что эта работа осуществляется".

На ближайшую перспективу, по словам Фрадкова, необходимо определить круг первоочередных задач и составить план действий. Как развивать электроэнергетику, решать транспортные проблемы, развивать добычу золота, использовать ли медные месторождения и в каком объеме, как использовать Северный морской путь. Главный вопрос - будут ли "предприниматься резкие движения", или будет выбран "эволюционный путь". "На эти вопросы мы должны рано или поздно найти ответ, желательно быстрее", - сказал премьер, добавив, что решение нужно увязать с проектом трехлетнего бюджета, на доработку которого осталось всего две недели.

"Под лежачий камень здесь ничего не потечет, поэтому надо эти вопросы подталкивать", - добавил Фрадков, имея ввиду необходимую активность региональной власти - как финансовую, так и организационную. "Мы хотели бы рассчитывать, чтобы налогооблагаемая база росла, и пусть в отдаленной перспективе, но вы здесь, на месте, могли бы рассчитывать на свои собственные силы в значительно большей пропорции, нежели сейчас". Все эти действия должны быть вписаны в ФЦП по развитию Дальнего Востока до 2013 года, которую в течение двух месяцев должно подготовить Минэкономразвития, подчеркнул премьер, напомнив, что соответствующие поручения были даны на прошлой неделе на первом заседании госкомиссии по вопросам развития Дальнего Востока.

Начальник Чукотки и хозяин лондонского "Челси" Роман Абрамович, встретивший Фрадкова у трапа и угощавший премьера олениной, принял лестные отзывы скромно и молча. Вместо него слово взял первый замгубернатора Андрей Городилов, который озвучил весьма амбициозные планы руководства округа. В первую очередь, сделать регион низкодотационным. Городилов представил три сценария развития округа до 2020 года. Первый заключается в повышении уровня экономической активности в регионе за счет значительного увеличения добычи полезных ископаемых. Второй предполагает сохранение экономической активности в регионе на уже достигнутом уровне - в этом случае Чукотка остается высокодотационным субъектом и в долгосрочной перспективе превращается в национальный парк. Третий вариант подразумевает планомерное снижение экономической активности с единственной целью - сохранить Чукотку в качестве огромного национального парка.

Наиболее перспективным был признан первый вариант, подчеркнул первый замгубернатора. Его реализация позволит вывести Чукотский АО на качественно новый уровень развития, и государство сможет рассчитывать, начиная с 2018 года, на почти трехкратное увеличение среднедушевых доходов населения и увеличение налоговых платежей в федеральный бюджет. Для реализации этой стратегии, как сообщил Городилов, необходимы инвестиции до 2020 года в объеме 106 млрд рублей - при равном вкладе государственного и частного капиталов.

Ключевыми направлениями стратегии является развитие геологоразведки, транспортной инфраструктуры и объектов энергетики. Государственные инвестиции предполагается направить на развитие энергосетевого хозяйства для загрузки Билибинской АЭС, на строительство энергоисточников, замещающих Чаунскую ТЭЦ и Билибинскую АЭС после 2016 года, а также на строительство автодорог.

В рамках реализации программы развития добывающих отраслей предполагается развитие двух промышленных узлов - Чаун-Билибинского и Анадырь-Беринговского. Первый характеризуется добычей золота и серебра, в основном за счет двух крупных месторождений - Купол (прогнозируемый объем добычи - 19 тонн в год, ввод - в середине 2008 года) и Майского (прогнозируемый объем добычи - 8 тонн в год, ввод - в 2010 году). "Общий объем добычи данного узла составит не менее 40 тонн золота в год в ближайшие 5-10 лет", - отметил Городилов. Второй узел, Анадырь-Беренговский, предполагает развитие добычи углеводородов. В частности, речь идет о добыче угля в объеме 2 млн тонн в год и его экспорте в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Кроме того, предполагается ежегодная добыча газа в объеме 120 млн кубометров, добыча и переработка нефти в объеме 500 тыс. тонн в год для удовлетворения собственных потребностей округа в нефтепродуктах. "Остальная часть территории округа будет фактически использоваться только для развития традиционных секторов экономики в интересах коренных народов Севера, а также для развития туризма", - сообщил Городилов. Данный вариант развития округа не предусматривает значительного роста численности населения. Существенную роль в развитии экономики будет играть персонал, работающий вахтовым методом, подчеркнул замгубернатора.

Выслушав доклад, Фрадков посчитал проект вполне реальным. "106 млрд до 2020 года пополам - это по 50 млрд рублей (от государства и бизнеса) на 12 лет" 50 на 50 на 12 лет - уж не супер какие цифры, это цифры укладываемые. До 20-го года 100 млрд - это не супербольшие цифры, тем более, что половина из них внебюджетные", - заявил Фрадков, не исключив при этом, что суммы инвестиций в Чукотку в перспективе будут возрастать. Он призвал максимально точно просчитать бюджетную составляющую в предлагаемых проектах и определиться, в какой степени в них готов участвовать бизнес - как зарубежный, так и российский, отметив, что местные власти уже немало сделали для привлечения в округ частных инвесторов. В целом, Фрадкову предложенная стратегия понравилась и он ее одобрил. "Думаю, что без альтернативы - активная позиция, то есть первый вариант", - заявил премьер.

В ходе совещания был определен ряд опорных точек - с чего начинать столь масштабную работу. Фрадков уже поручил Минприроды изучить возможности геологической разведки нефтегазовых ресурсов Чукотки. Замглавы МПР Алексей Варламов отметил, что по Чукотке у практически нет данных о нефтегаховых месторождениях, на что Фрадков резонно заметил: "Может быть, не надо и начинать?". Но Варламов настоял на своем, подчеркнув, что на эту разведку потребуются немалые федеральные деньги. Фрадков с ним согласился, дал поручение и теперь, если потенциал окажется достаточным, Чукотка может стать новой плодородной российской землей - богатой не только золотом белым, но и черным. Премьер в связи с этим увидел неплохую перспективу для отечественных нефтяников, в частности, для "Роснефти".

Серьезную обеспокоенность вызывает транспортная инфраструктура Чукотки: как заметил замглавы Минтранса Александр Мишарин, ее состояние не "отвечает стратегическим целям развития региона". В частности, констатировал он, на Чукотке проложен всего 591 км дорог с твердым покрытием, а опорная транспортная сеть округа не связана с российской сетью. Главным путем завоза остается морской, а единственным круглогодичным - воздушное сообщение, требующее, по словам замминистра, усиленных инвестиций. Минтранс, сообщил он, подготовил собственный план действий, который включает реконструкцию взлетно-посадочных полос всех десяти местных аэропортов, на что потребуется 3 млрд рублей. Кроме того, по его словам, необходимо заняться переоснащением авиационного парка, используя все меры господдержки и "подумать о железнодорожном сообщении. Фрадков с такими инициативами согласился и поручил Минтрансу "активно подключиться к реализации плана развития региона".

Сам премьер также обеспокоен транспортной инфраструктурой региона. "Внутри очень сложно перемещаться. Мы бы очень хотели сегодня, например, слетать минут за 30 в какой-нибудь поселок и посмотреть на самобытность, на сохранение традиций, что очень важно, но не смогли, потому что малой авиации, обеспечивающей перелет такого уровня чиновников, нет. Думаю, что и простым людям непросто и недешево перемещаться на этой территории", - сказал Фрадков.

Проблем у Чукотки оказалось немало, и визит Фрадкова должен стать новой вехой в их решении. В новейшей истории страны ее руководство до сих пор фактически игнорировало такие удаленные от центры регионы, и "результат", что называется "на лицо". И Абрамович здесь - не панацея от всех бед. Чукотский край - не футбольный клуб, а десятки тысяч россиян. Хотя недооценивать вклад начальника Чукотки в развитие региона нельзя. Неспроста же каждого третьего новорожденного в округе родители нарекают Романом. Но без помощи из Москвы все равно не обойтись.

Илья Карлинский
Информационное агентство "Росбалт"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован